• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект урока Образ Великой Отечественной войны в Ленинградской симфонии Д. Шостаковича

Конспект урока Образ Великой Отечественной войны в Ленинградской симфонии Д. Шостаковича

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районный семинар учителей музыки и

мировой художественной культуры

«Воспитание патриотизма у учащихся на уроках предметов эстетического цикла».


Дата проведения: 26 января 2015 года.

Учитель: Романенко Л.В., МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»


План - конспект открытого урока в 7 классе.

Тема урока: «Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича».

Цель урока: На примере творчества Д. Шостаковича нацелить учащихся на понимание жизненного содержания музыки, которая воплощает образы реальных исторических событий - Великой Отечественной войны.

Задачи урока:

- учить анализировать образное содержание и звучание музыки, находить общее в содержании разножанровых произведений.

- углубить знания о жизни и творчестве Д.Шостаковича.

- закрепить определения «музыкальный образ», «симфония».

- развивать способность выявлять и понимать главную мысль фрагмента музыкального произведения, чувство ритма и ансамбля во время коллективного исполнения песни, способность эмоционально и выразительно исполнять ее. -

- воспитывать в детях гордости за свой народ, его национальную стойкость в борьбе с силами зла, чувство уважения к погибшим в боях за Родину.

Тип урока: урок углубления в тему.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый метод, метод эмоционального воздействия, метод перспективы и ретроспективы; метод сравнительного анализа.

Техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, музыкальный инструмент.

Музыкальный материал:

  1. Презентация «Д.Д.Шостакович. 7-ая симфония и Блокада Ленинграда»

  2. Д.Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская» (эпизод нашествия)

  3. В. Баснер. «На безымянной высоте».

  4. Б. Окуджава. Песня из к/фильма: «Белорусский вокзал»: «Нам нужна одна победа».


Ход урока


l. Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

2. Вводная беседа.

Сегодняшний урок я хочу начать со слов, которые могут сказать многие из тех, кто жил и видел те страшные, грозные военные годы Великой Отечественной войны: «Об одном прошу тех, кто переживёт это время: не забудьте!…Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас…Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!»

Страшное слово «война»! За ним разрушенные города, горе, слёзы. Она несёт гибель человечеству, его культуре, языку, лишает возможности общения между людьми. Ни одно государство не смогло противостоять варварскому натиску гитлеровской армии. Захватив Европу, Гитлер вторгся на территорию Советского Союза. Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в ходе молниеносной войны захватить половину нашей страны.

(Показ фрагмента документального фильма «От Москвы до Рейхстага» «Первые дни войны»).

3. Изучение нового материала.

Царящее в мире зло, казалось бы всеобъемлюще. Кто же способен бросить вызов злу, вступить в борьбу с насилием? Это музыка, воплощенная в звуках.

Музыка. Что она несёт людям, В чём её высокое предназначение? Об этом нас заставляют задуматься те произведения, которые родились и рождаются в творчестве композиторов. Прошло уже 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны, но память о событиях тех лет сохранена во многих произведениях литературы, живописи, скульптуры и, конечно же, музыки. Много песен написано о войне.

Назовите, какие произведения посвящены Великой Отечественной войне.

Учащиеся называют: «Священная война», «Землянка», «Баллада о солдате», «На безымянной высоте», «Дороги» и др.).

Исполнение песни «На безымянной высоте».

Но о войне композиторы написали не только песни, но и крупные музыкальные произведения. Главным героем во многих этих произведениях был конечно же ….

Ученики: Советский солдат, русский солдат.

Учитель: Да, композиторы старались показать храброго воина, защитника, освободителя. А какими известными вам средствами выразительности добивались они этого образа.

Ученики приводят примеры средства выразительности в известных им произведениях о войне.

Учитель: Но это сложившийся образ героя! А как же быть с противоположным образом врага? Представьте, что вы - композитор, которому нужно изобразить захватчика, напавшего на его Родину. Какие средства музыкальной выразительности помогут нам при создании такого образа?

Ученики перечисляют средства выразительности (темп, ритм, лад, мелодия и т.д.), варианты записываются на доске.

Учитель: Итак, ваши «сочиненные» музыкальные характеристики образа врага мне понятны, но сегодня я хочу познакомить вас с композитором, который в своей симфонии тоже затронул тему вражеского нашествия.

Мы обратимся к творчеству композитора Д. Д. Шостаковича и познакомимся с его легендарным произведением, которое родилось в самые грозные дни войны. Симфония №7 «Ленинградская». Симфония, рожденная бурей войны, написанная под грохот канонады, симфония, ставшая могучим орудием великой борьбы в победе над фашизмом.

О блокаде Ленинграда подготовила сообщение Оля Шургаева.

Выступление учащегося.

На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года. В августе 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Началась 900-дневная блокада Ленинграда, унёсшая около миллиона человеческих жизней. Связь города со страной прервалась. Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены фашистами. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения.

На жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб, но его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года рабочим составляла 250 граммов, всем остальным - 125 граммов. В городе не было топлива и электричества. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в холодных домах. Люди умирали, но не сдавались. Они гибли от бомбёжек и обстрелов, от холода и голода. 900 дней голода, холода, горя.

Учитель. В это время среди жителей Ленинграда был и композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Ему 35 лет. В первые дни войны - не до сочинения музыки. Дмитрий Дмитриевич ходил по разным учреждениям и добивался отправки на фронт. Когда из этого ничего не вышло, он записался в народное ополчение. Вместе с другими Шостакович ездил за город рыть укрепления, а вечерами дежурил на крыше Консерватории, гася зажигательные бомбы, и продолжал преподавать в Консерватории.

Но Шостакович стремился приносить посильную пользу и в своём основном виде деятельности. Он занимался организацией концертов. Как и другие композиторы, он сочинял для фронтовых концертов песни, делал разные переложения музыки с фортепиано на другие инструменты: ведь рояль в воинские части привезти было невозможно.

Когда ему окончательно отказали в отправке на фронт, а фашисты уже бомбили его любимый Ленинград, он ощутил, что должен делать что-то более серьёзное. И он решил МУЗЫКОЙ сказать людям самое важное и главное. Так он и начал сочинять под бомбами свою «Седьмую симфонию».

Шостакович решил сочинить симфонию, которая расскажет о несокрушимой стойкости ленинградцев, всех людей нашей страны, об их стремлении к победе над врагом. Композитор стал делать наброски, и работа пошла очень быстро. Музыка словно постоянно звучала у него в ушах.

Шостакович не мог ни на минуту расстаться со своей симфонией. Часто бывало так, что, отправляясь дежурить на крышу во время фашистских бомбёжек, он захватывал с собой нотные листы с записями. Даже во время воздушной тревоги, когда вся семья отправлялась в бомбоубежище, Шостакович, не замечая рёва самолётов и взрыва снарядов, продолжал сочинять свою гениальную музыку.

Симфония - музыкальное произведение, которое обычно состоит из четырёх частей. Благодаря тому, что работа шла так быстро, уже в сентябре композитор сумел завершить сочинение трёх частей и расписал их в партитуре, то есть - в переложении для всех инструментов оркестра. Но осенью композитора эвакуировали в город Куйбышев. Здесь, в нелёгких условиях эвакуации, он продолжал неотрывно писать свою симфонию.

Композитор старался сочинять как можно быстрее. Он создавал музыку, всё время ощущая боль за свой родной город, за сражавшихся там людей. Ему казалось, что своей музыкой он может помочь ленинградцам выстоять. Он завершил работу 21 декабря 1941 года. Поставив последнюю точку в нотной партитуре, композитор написал на титульном листе симфонии: «Моему родному городу Ленинграду, нашей грядущей победе над фашизмом посвящается»

Первое исполнение седьмой симфонии, или, как её сразу стали называть, «Ленинградской», состоялось в марте 1942 года в Куйбышеве. Зрительный зал был переполнен. Люди считали, что соприкоснулись с чудом: музыкой, которая была сочинена в осаждённом городе Ленинграде.

Но главное её исполнение состоялось немного позднее - в самом Ленинграде.

Почему именно в Ленинграде решили исполнить симфонию?

Учащиеся: Чтобы показать, что Ленинград жив и борется.

Шостакович посвятил её своему городу.

Поднять дух людям в осажденном городе.

Учитель: Многие считали, что исполнение этой музыки в суровом, измученном блокадой городе осуществить невозможно, но всё же решено было это сделать. Но выяснилось, что оркестр ленинградской филармонии распался: многие музыканты были на фронте, кто-то погиб от истощения. Но, собирая оркестр заново, все понимали, что вскоре суждено состояться не просто концерту, а подлинному историческому событию. Потому что эта музыка говорила: город не только сражался в кольце блокады, он жил и высокой духовной жизнью. Поэтому так важно было услышать эту симфонию самим ленинградцам.

Осуществить исполнение симфонии в голодном полуразрушенном городе, это было уже само по себе подвигом. К премьере готовились не только в городе. Чтобы фашисты не смогли помешать исполнению музыки, военные на линии фронта провели мощную артиллерийскую атаку, чтобы враги не смогли своими обстрелами сорвать долгожданную премьеру.

Ученик: И не знали они,

что когда в знак начала

Дирижёрская палочка поднялась-

Над краем передним

как гром, величаво

Другая симфония раздалась:

Симфония

наших гвардейских пушек,

Чтоб враг по городу

бить не стал,

Чтоб город

Седьмую симфонию слушал!

И в зале - шквал,

и на фронте - шквал…

Учитель: Зал слушал новую симфонию в полной тишине. Одна за другой проходили перед воображением слушателей картины современности: мирная довоенная жизнь, нападение на страну фашистских завоевателей, поступь которых композитор передал в своей «теме нашествия», героическое сопротивление нашей страны и оплакивание погибших героев. Шёл 1942 год, до конца войны оставалось ещё три тяжёлых года, но композитор своей гениальной музыкой словно провозглашал: «Мы выстоим, и победа будет за нами!»

Симфония вдохновляла; звала на борьбу. Один из дирижеров писал: «Успешное исполнение Седьмой симфонии может стать эквивалентом минимум нескольких транспортов с вооружением...».

Сейчас наступило время послушать музыку Дмитрия Шостаковича. Вы услышите отрывок из первой, самой яркой, части «Ленинградской» симфонии. В этой части и звучит «тема нашествия». И так, слушаем и думаем, что рисует эта музыкальная тема?

Слушание темы нашествия из I части «Ленинградской симфонии»

Учитель. Какая тема звучала: добра или зла?
Учащиеся. - Тема зла.
Учитель. - Почему вы так думаете?
Ученики. - Музыка была зловещая, жестокая, разрушительная.
Учитель. - Какой образ создала музыка?
Ученики. - Страшный, зловещий, жестокий, разрушительный, образ горя, беды.
Учитель. - Это знаменитый "эпизод фашистского нашествия" - потрясающая картина вторжения разрушительной силы, схватка нашего народа с фашизмом.
Теперь поговорим о выразительных средствах музыки.
- Какой инструмент начинает «эпизод нашествия»?
Ученики. - Барабан.
Учитель - Какой характер?
Ученики - Настороженность, тревога.
Учитель - Появляется мелодия. Какой у нее характер?
Ученики - Механический.
Учитель - Мелодия отрывистая, какая-то рубленая. Затем вступает какой инструмент?
Ученики - Флейта.
Учитель - Какой характер?
Ученики - Бездушный, пустой.
Учитель - Да, флейта звучит, словно из нее вынули душу.

- Мелодия все время звучит одна и та же, но почему кажется, что она звучит по-новому?
Ученики. - Все время вступают новые инструменты.
Учитель. - Да, здесь тема плюс 11 оркестровых вариаций, А сам мотив повторяется 175 раз (наиграть повторяющийся мотив).
- Звучание симфонии начинается тихо. Динамика усиливается, музыка становится громче и громче и вот перед нами злобное чудище. Звучит весь оркестр. Тупая, бездушная мелодия.

Из коротенькой, простенькой она превратилась в страшную силу. Этот эпизод занимает среднюю часть.
- Как вы думаете, можно ли так закончить на этом произведение?
Ученики. - Нет. Должна появиться тема борьбы.
Учитель. - Действительно, тема сопротивления появится. И начнется схватка нашего народа с фашизмом.

  1. Закрепление нового материала.

Учитель. - А почему у Симфонии есть еще одно название - Ленинградская?
Ответы учащихся.
Я попрошу выразить ваши впечатления в небольшом сочинении. Мы напишем синквейн (пятистишие).
Синквейн.

1.Нашествие.

2.Зловещая, бесчеловечная.

3.Надвигается, сметает, вторгается.

4.Несёт беду, горе, смерть.

5.Зло.

Учитель: Седьмую симфонию Шостаковича нередко сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «документом», «хроникой», ведь она передает дух событий необычайно точно. Но одновременно эта музыка потрясает и глубиной мысли, а не только непосредственностью впечатлений. Схватку народа с фашизмом Шостакович раскрывает как борьбу двух полюсов.

Назовите эти противопоставления:

Мир разума, творчества, созидания и - мир жестокости и разрушения;

Настоящий человек и - цивилизованный варвар;

Добро и - зло.

Учитель: А теперь вернёмся к теме захватчика, которую мы «сочиняли» в начале нашего урока. Совпали ли наши представления с тем, как это сделал профессиональный композитор? Что привнёс Д.Шостакович? Что получилось или, наоборот, не удалось?

Ученики анализируют свои представления и сравнивают их с «образом фашизма» из «Симфонии № 7», приходят к выводу о важности изобразительности и выразительности средств музыкальной выразительности.

Учитель: Очень быстро для всех людей, боровшихся с фашизмом, Ленинградская симфония стала символом мужества и грядущей победы. Симфония вдохновляла, звала на борьбу. Один из зарубежных дирижеров написал: «Успешное исполнение Седьмой симфонии может стать эквивалентом минимум нескольких транспортов с вооружением…."

  1. Итог урока. А теперь подведем итоги. Каждый на войне совершал подвиги - на передовой, в партизанских отрядах, в тылу, на заводах и в госпиталях. Совершали подвиги и музыканты, которые в нечеловеческих условиях писали музыку и исполняли ее на фронтах и для тружеников тыла. Благодаря их подвигу мы многое знаем о войне. 7-я симфония - это не только музыкальный, это военный подвиг, это живая страница нашей истории, о которой мы должны помнить. Симфония №7 Шостаковича звучала всем смертям на зло.

Учитель: Ребята, война давно закончилась, прошло много лет. А люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных годах. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

- Мы должны помнить, чтобы больше никогда не допустить. Мы стремимся к миру на всей планете. Нам жизнь дана на добрые дела. И если каждый передаст частичку своего тепла, мира, спокойствия другому, все будут жить в мире и согласии.

Учитель: Наряду с таким серьёзным крупным произведением как, симфония №7 Д.Шостаковича, большую роль играли песни о войне. Песни поддерживали бойцов, вызывали чувство патриотизма, чувство гордости за страну, за свой народ.

И сейчас прозвучат песни военных лет.

В завершении урока исполнение ранее разученных песен.

Б. Окуджава. Песня из к/фильма: «Белорусский вокзал»: «Нам нужна одна победа» «Дороги».

Домашнее задание: Подобрать музыкальные произведения по теме урока.

5


© 2010-2022