Конспект занятия Выразительные возможности клавишных синтезаторов

Цель – Сформировать у ребенка  представление о художественных возможностях клавишного синтезатора.   Познакомить с историей создания первых музыкальных инструментов; Закрепить знания об основных понятиях музыкальной теории (мелодия, аккомпанемент, такт), базовых компонентах нотной грамоты (длительности звуков, размеры, аккорды) и правилах их графической записи (штили, обозначения функций);  Расширить знания детей о выразительных и изобразительных возможностях инструмента посредством ознакомления...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Цель - Сформировать у ребенка представление о художественных возможностях клавишного синтезатора.

Образовательные:

  • Познакомить с историей создания первых музыкальных инструментов;

  • Закрепить знания об основных понятиях музыкальной теории (мелодия, аккомпанемент, такт), базовых компонентах нотной грамоты (длительности звуков, размеры, аккорды) и правилах их графической записи (штили, обозначения функций);

  • Расширить знания детей о выразительных и изобразительных возможностях инструмента посредством ознакомления с различными музыкальными стилями и тембрами;

  • Закрепить знания об особенностях управления электронным музыкальным инструментом: главными клавишами управления автоаккомпанементом;

  • Познакомить с основными способами применения в электронном музицировании художественных возможностей клавишных син­тезаторов;

  • Формировать навыки игры на электронном инструменте;

  • Учить отражать в исполнительстве равномерную пульсацию, пульсацию долей.

Развивающие:

  • Развивать музыкальный слух: способность мелодического восприятия, тембровый слух, чувство темпа и чувство ритма посредством работы над музыкальным произведением;

  • Способствовать развитию творческих проявлений в области электронной аранжировки музыкальных произведений посредством выработки умений подбирать элементы украшения музыкальной пьесы.

Воспитательные:

  • Формировать оценочное отношение к собственной исполнительской деятельности (способность оценивать по слуху качество своего исполнения) и умение объективно оценивать свои поведенческие действия: культуру исполнительства, внимательность.

  • Воспитывать чувство ответственности, целеустремленности, трудолюбия.



Методы используемые на занятии:

  1. Наглядно-слуховой метод:

  1. Прослушивание инструментальных произведений выразительно исполненных педагогом и при использовании ТСО.

  2. Дидактическая музыкальная игра «Звуковая угадайка», подбор и озвучивание на электронном инструменте жанра, тембра и определение их ребенком;

  3. Проблемное использование метода музыкально-слуховой наглядности через создание проблемных ситуаций - побуждение воспитанника к сравнениям разных стилей, сопоставление различных тембров и особенностей их звучания.

  1. Наглядно-зрительный метод:

  1. Прямой показ педагога способа исполнения;

  2. Показ педагогом партии ребенка (аккомпанемента)

  1. Метод тактильной наглядности - уточнение приемов звукоизвлечения;

  2. Словесный метод с помощью приемов:

  1. Беседа - об истории возникновения музыкальных инструментов, о средствах музыкального языка, для сравнения тембрового окраса, стиля звучания, манеры исполнения;

  2. Рассказ - используемый при сообщении новых знаний, их закреплении;

  3. Пояснение - способов исполнения;

  4. Напоминание - при повторении пройденного теоретического и практического материала;

  5. Объяснение с помощью образных сравнений ритмического рисунка.

  1. Практический метод:

  1. В дидактических упражнениях на развитие слуха, на овладение приемами исполнения и техникой игры:

  • «Ритмический оркестр» (одновременное простукивание ногой и прохлопывание в ладоши)

  • «Поезд» - чередование удара ногой с хлопком, отстукивая сильные и слабые доли, как усложнение - при ускорении и замедлении темпа

  1. При разучивании пьесы по частям.

  2. В творческих заданиях - при создании проблемных ситуаций, отборе звуковых средств, режима игры - стиля, паттерна:

  • «Звуковые картины», которые воспитанник и педагог придумывают с помощью шумовых эффектов синте­затора;

  • самостоятельный выбор воспитанником какой тембр должен звучать в той или иной части пьесы в связи с характером музыки.
















Вступительное слово педагога - Начиная музыкальное воспитание ребенка, мы должны помнить, что мир музыкальных звуков - это та стихия, в которую погружать ребенка надо незаметно и радостно, а не вталкивать его насильно, называя это «учить музыке».


  1. Опрос предыдущего материала.


  1. ПЕДАГОГ - Вспомним: какие стили мы проходили.

(ребёнок отвечает).


  1. Задание «МУЗЫКАЛЬНАЯ УГАДАЙКА» (на активизацию памяти):

Педагог играет стиль, а воспитанник угадывает.

ПЕДАГОГ - Таким образом, мы с тобой вспомнили звучание стилей (Disco, Rock, Jazz, Waltz, Tango).


  1. ПЕДАГОГ - Какой стиль из пройденных соответствует твоему настроению в данный момент?

(прослушиваем - ребёнок играет).


  1. ПЕДАГОГ - А теперь вспомним функции, то есть буквенное обозначение аккордов.

(ребенок под руководством педагога вспоминает обзначения)

ПЕДАГОГ - «Перенесём» функции на клавиатуру, то есть возьмём на клавиатуре аккорды и их обращения.


  1. ПЕДАГОГ - Следующее задание - небольшая ритмическая настройка называется «Ритмический оркестр»: тебе необходимо в такт аккомпанементу простучать сильные и слабые доли в соответствии с тактовыми размерами произведений, которые я включу на синтезаторе.

(педагог включает аккомпанемент (польку - 4/4, вальс - ¾) и дает задание ребенку простучать ногой сильную долю, а руками слабую).


  1. Конспект занятия Выразительные возможности клавишных синтезаторовПЕДАГОГ - Вспомним наше домашнее задание - попробуй сыграть левой рукой заданные на дом пьесы (****) с использованием автоаккомпанемента (или нескольких автоаккомпанементов). А я буду играть мелодию

(ребенок играет автоаккомпанемент, а педагог играет мелодию разными тембрами и в разной манере).


  1. ПЕДАГОГ - А теперь мы познакомимся с новым материалом. Но перед этим мы кое-что вспомним: помнишь, мой рассказ об истории возникновения музыкальных инструментов? О том, как когда-то давно дикарь от возгласов, выражавших разные его настроения, постепенно переходил к песне; как потом эту песню ему хотелось чем-то сопровождать, как он под нее плясал, притопывал в такт, хлопая в ладоши, а чтобы еще полнее выходило, придумывал какие-то колотушки, а затем и барабан - так появились ударные инструменты; как где-нибудь в лесу ди­карь, срезав тростник, дунув в него, заметил, что он свис­тит, а просверлив в своей свистульке дырочки, он заметил, что она на разные лады свистит; ему это понравилось, и он стал делать все новые и новые дудочки; он, другой, тре­тий - поколение за поколением начали изготавливать му­зыкальные трубы: флейты, валторны и другие духовые инст­рументы, из которых составляются целые духовые оркестры. А быть может, дикарь когда-то, постоянно охотясь в лесу, натягивал тетиву лука и как со свистом вылетала стрела. Заметив звук ослабевающего конского волоса, пробовал он щипнуть его, и как от этого появились щипковые инструменты. Все инструменты издают разные звки - по-разному звучат.

Ты заметил, что когда я тебе подыгрывал мелодию, звучание её было различным? А ты заметил какой тембр я использовам в 1-м, 2-м, 3-м куплете?

(ребенок отвечает)

ПЕДАГОГ - Таким образом, ты теперь знаешь, что меняя тембр (голос) можно менять окраску мелодии. То есть подбираемые нами тембры окрашивают мелодию в тот или иной цвет. Забегая вперёд, скажу, что тембрами нужно пользоваться «в манере», то есть подбирать инструментальное звучание мелодии так, чтобы оно подходило к общему звучанию стиля.


  1. ПЕДАГОГ - А теперь, нас ждет задание на освоение клавиатуры синтезатора. Мы будем заниматься украшением пьесы, а именно - использовать автоаккомпанемент, также будем использовать другие элементы украшения пьесы - такие, как: вступления, сбивок и коды, которые запрограммированы в синтезаторе.

(совместно с педагогом воспитанник осваивает элементы украшения пьесы)


  1. ПЕДАГОГ - А ты знаешь, что любой стиль можно сыграть самому (без автоаккомпанемента) - то есть на рояле или клавесине. На стрингах можно в манере поиграть (но это уже элементы аранжировки).

Следующее тебе задание такое: сыграй польку (4/4, 2/4), вальс (3/4) с использованием баса (левая рука) и аккомпанемент (правая рука). Бас в польке можно сравнить с «басом кенгуру».

(воспитанник играет польку и вальс в приеме «кенгуру».


  1. ПЕДАГОГ - а сейчас, мы повторим гаммы.

(Повтор хроматической гаммы и гаммы До мажор двумя руками).


  1. ПЕДАГОГ - А теперь отдохни, а я расскажу тебе о музыкальных стилях, записанных в памяти синтезатора.

(педагог рассказывает про стили - Rock, Jazz, кантри, вальс, танго или возможен рассказ про какой-нибудь один новый стиль, в том случае, если время занятия наисходе).


  1. ПЕДАГОГ - И последнее на нашем сегодняшнем занятии - это показ новой пьесы.

(педагог исполняет новую пьесу)

ПЕДАГОГ - Понравилось пьеса? Что тебе в ней понравилось? (ребенок отвечает)

ПЕДАГОГ - Да музыка очень красивая. И перед тем, как нам ее начать разучивать, нам нужно записать ее гармонию.

(воспитанник под диктовку записывает функции - важно, чтобы воспитанник их записал самостоятельно).

Объяснение педагога при записи - вспомним, что значат точки над фразами, например: /G F / Am E/. Точки - это четверти.

Задание: Попробовать сыграть с воспитанником новую пьесу. Использовать автоаккомпанемент. Разобрать правой рукой мелодию.

Рефлексия:











© 2010-2022