- Преподавателю
- Музыка
- Конспект занятия Выразительные возможности клавишных синтезаторов
Конспект занятия Выразительные возможности клавишных синтезаторов
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Анисимов Д.С. |
Дата | 14.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Цель - Сформировать у ребенка представление о художественных возможностях клавишного синтезатора.
Образовательные:
-
Познакомить с историей создания первых музыкальных инструментов;
-
Закрепить знания об основных понятиях музыкальной теории (мелодия, аккомпанемент, такт), базовых компонентах нотной грамоты (длительности звуков, размеры, аккорды) и правилах их графической записи (штили, обозначения функций);
-
Расширить знания детей о выразительных и изобразительных возможностях инструмента посредством ознакомления с различными музыкальными стилями и тембрами;
-
Закрепить знания об особенностях управления электронным музыкальным инструментом: главными клавишами управления автоаккомпанементом;
-
Познакомить с основными способами применения в электронном музицировании художественных возможностей клавишных синтезаторов;
-
Формировать навыки игры на электронном инструменте;
-
Учить отражать в исполнительстве равномерную пульсацию, пульсацию долей.
Развивающие:
-
Развивать музыкальный слух: способность мелодического восприятия, тембровый слух, чувство темпа и чувство ритма посредством работы над музыкальным произведением;
-
Способствовать развитию творческих проявлений в области электронной аранжировки музыкальных произведений посредством выработки умений подбирать элементы украшения музыкальной пьесы.
Воспитательные:
-
Формировать оценочное отношение к собственной исполнительской деятельности (способность оценивать по слуху качество своего исполнения) и умение объективно оценивать свои поведенческие действия: культуру исполнительства, внимательность.
-
Воспитывать чувство ответственности, целеустремленности, трудолюбия.
Методы используемые на занятии:
-
Наглядно-слуховой метод:
-
Прослушивание инструментальных произведений выразительно исполненных педагогом и при использовании ТСО.
-
Дидактическая музыкальная игра «Звуковая угадайка», подбор и озвучивание на электронном инструменте жанра, тембра и определение их ребенком;
-
Проблемное использование метода музыкально-слуховой наглядности через создание проблемных ситуаций - побуждение воспитанника к сравнениям разных стилей, сопоставление различных тембров и особенностей их звучания.
-
Наглядно-зрительный метод:
-
Прямой показ педагога способа исполнения;
-
Показ педагогом партии ребенка (аккомпанемента)
-
Метод тактильной наглядности - уточнение приемов звукоизвлечения;
-
Словесный метод с помощью приемов:
-
Беседа - об истории возникновения музыкальных инструментов, о средствах музыкального языка, для сравнения тембрового окраса, стиля звучания, манеры исполнения;
-
Рассказ - используемый при сообщении новых знаний, их закреплении;
-
Пояснение - способов исполнения;
-
Напоминание - при повторении пройденного теоретического и практического материала;
-
Объяснение с помощью образных сравнений ритмического рисунка.
-
Практический метод:
-
В дидактических упражнениях на развитие слуха, на овладение приемами исполнения и техникой игры:
-
«Ритмический оркестр» (одновременное простукивание ногой и прохлопывание в ладоши)
-
«Поезд» - чередование удара ногой с хлопком, отстукивая сильные и слабые доли, как усложнение - при ускорении и замедлении темпа
-
При разучивании пьесы по частям.
-
В творческих заданиях - при создании проблемных ситуаций, отборе звуковых средств, режима игры - стиля, паттерна:
-
«Звуковые картины», которые воспитанник и педагог придумывают с помощью шумовых эффектов синтезатора;
-
самостоятельный выбор воспитанником какой тембр должен звучать в той или иной части пьесы в связи с характером музыки.
Вступительное слово педагога - Начиная музыкальное воспитание ребенка, мы должны помнить, что мир музыкальных звуков - это та стихия, в которую погружать ребенка надо незаметно и радостно, а не вталкивать его насильно, называя это «учить музыке».
-
Опрос предыдущего материала.
-
ПЕДАГОГ - Вспомним: какие стили мы проходили.
(ребёнок отвечает).
-
Задание «МУЗЫКАЛЬНАЯ УГАДАЙКА» (на активизацию памяти):
Педагог играет стиль, а воспитанник угадывает.
ПЕДАГОГ - Таким образом, мы с тобой вспомнили звучание стилей (Disco, Rock, Jazz, Waltz, Tango).
-
ПЕДАГОГ - Какой стиль из пройденных соответствует твоему настроению в данный момент?
(прослушиваем - ребёнок играет).
-
ПЕДАГОГ - А теперь вспомним функции, то есть буквенное обозначение аккордов.
(ребенок под руководством педагога вспоминает обзначения)
ПЕДАГОГ - «Перенесём» функции на клавиатуру, то есть возьмём на клавиатуре аккорды и их обращения.
-
ПЕДАГОГ - Следующее задание - небольшая ритмическая настройка называется «Ритмический оркестр»: тебе необходимо в такт аккомпанементу простучать сильные и слабые доли в соответствии с тактовыми размерами произведений, которые я включу на синтезаторе.
(педагог включает аккомпанемент (польку - 4/4, вальс - ¾) и дает задание ребенку простучать ногой сильную долю, а руками слабую).
-
ПЕДАГОГ - Вспомним наше домашнее задание - попробуй сыграть левой рукой заданные на дом пьесы (****) с использованием автоаккомпанемента (или нескольких автоаккомпанементов). А я буду играть мелодию
(ребенок играет автоаккомпанемент, а педагог играет мелодию разными тембрами и в разной манере).
-
ПЕДАГОГ - А теперь мы познакомимся с новым материалом. Но перед этим мы кое-что вспомним: помнишь, мой рассказ об истории возникновения музыкальных инструментов? О том, как когда-то давно дикарь от возгласов, выражавших разные его настроения, постепенно переходил к песне; как потом эту песню ему хотелось чем-то сопровождать, как он под нее плясал, притопывал в такт, хлопая в ладоши, а чтобы еще полнее выходило, придумывал какие-то колотушки, а затем и барабан - так появились ударные инструменты; как где-нибудь в лесу дикарь, срезав тростник, дунув в него, заметил, что он свистит, а просверлив в своей свистульке дырочки, он заметил, что она на разные лады свистит; ему это понравилось, и он стал делать все новые и новые дудочки; он, другой, третий - поколение за поколением начали изготавливать музыкальные трубы: флейты, валторны и другие духовые инструменты, из которых составляются целые духовые оркестры. А быть может, дикарь когда-то, постоянно охотясь в лесу, натягивал тетиву лука и как со свистом вылетала стрела. Заметив звук ослабевающего конского волоса, пробовал он щипнуть его, и как от этого появились щипковые инструменты. Все инструменты издают разные звки - по-разному звучат.
Ты заметил, что когда я тебе подыгрывал мелодию, звучание её было различным? А ты заметил какой тембр я использовам в 1-м, 2-м, 3-м куплете?
(ребенок отвечает)
ПЕДАГОГ - Таким образом, ты теперь знаешь, что меняя тембр (голос) можно менять окраску мелодии. То есть подбираемые нами тембры окрашивают мелодию в тот или иной цвет. Забегая вперёд, скажу, что тембрами нужно пользоваться «в манере», то есть подбирать инструментальное звучание мелодии так, чтобы оно подходило к общему звучанию стиля.
-
ПЕДАГОГ - А теперь, нас ждет задание на освоение клавиатуры синтезатора. Мы будем заниматься украшением пьесы, а именно - использовать автоаккомпанемент, также будем использовать другие элементы украшения пьесы - такие, как: вступления, сбивок и коды, которые запрограммированы в синтезаторе.
(совместно с педагогом воспитанник осваивает элементы украшения пьесы)
-
ПЕДАГОГ - А ты знаешь, что любой стиль можно сыграть самому (без автоаккомпанемента) - то есть на рояле или клавесине. На стрингах можно в манере поиграть (но это уже элементы аранжировки).
Следующее тебе задание такое: сыграй польку (4/4, 2/4), вальс (3/4) с использованием баса (левая рука) и аккомпанемент (правая рука). Бас в польке можно сравнить с «басом кенгуру».
(воспитанник играет польку и вальс в приеме «кенгуру».
-
ПЕДАГОГ - а сейчас, мы повторим гаммы.
(Повтор хроматической гаммы и гаммы До мажор двумя руками).
-
ПЕДАГОГ - А теперь отдохни, а я расскажу тебе о музыкальных стилях, записанных в памяти синтезатора.
(педагог рассказывает про стили - Rock, Jazz, кантри, вальс, танго или возможен рассказ про какой-нибудь один новый стиль, в том случае, если время занятия наисходе).
-
ПЕДАГОГ - И последнее на нашем сегодняшнем занятии - это показ новой пьесы.
(педагог исполняет новую пьесу)
ПЕДАГОГ - Понравилось пьеса? Что тебе в ней понравилось? (ребенок отвечает)
ПЕДАГОГ - Да музыка очень красивая. И перед тем, как нам ее начать разучивать, нам нужно записать ее гармонию.
(воспитанник под диктовку записывает функции - важно, чтобы воспитанник их записал самостоятельно).
Объяснение педагога при записи - вспомним, что значат точки над фразами, например: /G F / Am E/. Точки - это четверти.
Задание: Попробовать сыграть с воспитанником новую пьесу. Использовать автоаккомпанемент. Разобрать правой рукой мелодию.
Рефлексия: