• Преподавателю
  • Музыка
  • Метапредметный подход на уроках музыки в условиях реализации ФГОС второго поколения (из опыта работы)

Метапредметный подход на уроках музыки в условиях реализации ФГОС второго поколения (из опыта работы)

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Метапредметный подход на уроках музыки в условиях реализации ФГОС второго поколения (из опыта работы).

Эстетическая и художественная культура - важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире « второй природы », то есть культуры.
Эстетические чувства пробуждают нравственные и интеллектуальные стремления в человеке. Известно, например, какую роль играет эстетическая мотивация в творческой деятельности выдающихся представителей самых разных профессий - ученых, инженеров, конструкторов и др. А. Эйнштейн, в частности, признавался, что эстетическое начало в его научном творчестве имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое. Совершенно оправданным в этой связи выглядит утверждение, что открытие теории относительности явилось результатом работы не только интеллекта ученого, но и его эстетического чувства.
Роль огромного мира культурных ценностей эстетическим чувством их известных и безымянных создателей неоспорима. Без этого характер и особенности практического взаимодействия человека с миром были бы принципиально иными, был бы иной результат этого взаимодействия. Не случайно, с древнейших времен человеческой истории формируется понимание особой значимости творчества по законам красоты, личности творца и эстетического идеала.

Важнейшим направлением деятельности общеобразовательных учреждений является духовно - нравственное становление обучающихся, которое включает в себя воспитание патриотических убеждений у школьников, формирование гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Нашу жизнь захлестнули такие негативные явления, как рост детской и подростковой преступности, беспризорности, безнадзорности, алкоголизм и наркомания, усиление сектантских влияний на детей, сексуальная распущенность молодежи, бездуховность, социальное расслоение общества и криминализация. Дети - это будущее нашего общества. Какой будет Россия завтра, зависит от того, какими вырастут наши дети и внуки. Для того чтобы Россия не погибла, сегодня нужно объединить все усилия на воспитание детских душ. Ведь воспитывать - значит определять судьбу нации.

В условиях модернизации общества остро встает проблема общей культуры личности обучающихся. Развивать общество - значит воспитать каждого человека, дать ему духовно - нравственный стержень, обогатить его мышление. Музыка востребована молодежью и является мощным фактором, определяющим ее музыкально - эстетические вкусы, накладывает особую ответственность на систему общего музыкального образования. В ее основе лежит цель: формирование основ духовно - нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности, которая в наше время актуальна как никогда, так как устремлена на воспитание духовной культуры, признание приоритета общечеловеческих ценностей.

В связи с этим хотелось бы вспомнить слова В. А. Сухомлинского о том, что музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, - научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства. Однако, как отмечал Л. Выготский, музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают уже в детском саду - а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию. Кому же, как ни нам, людям искусства, найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир Любви и Добра. Это нужно не только им, но и нам, учителям. Ведь учитель - это, прежде всего, духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист, - без этих добродетелей мы не можем взывать к их сознанию, не имеем на то морального права. Показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить чувство духовно-нравственного - главная задача учителя музыки. Профессия педагога особая, связанная со сложным, хрупким миром ребенка. И задача учителя музыки - не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Переживая содержание музыки, человек становиться более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.

Учитель должен учить школьников ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личными для каждого школьника.

Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечеству. Он должен найти основу духовно-нравственного развития детей на уроках музыки. Отсюда вытекают основные задачи уроков музыки как уроков искусств, уроков творчества:

1.Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно - нравственное воспитание музыкой.

2.Активизация познавательной деятельности учащихся.

3.Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции.

4.Овладение языком музыкального искусства на основе музыкально - теоретических знаний и навыков.

Подбирая соответствующий материал среди произведений отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки, мы тем самым способствуем воспитанию толерантности, приверженности национальному и интернациональному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии. Большое внимание на уроках музыки уделяется патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Знакомя детей с народными песнями о природе, с песнями композиторов о родном крае, учитель музыки подчеркивает необходимость любить и уважать свою Родину, бережно относиться к природе родного края. Знакомство учащихся с биографиями русских композиторов и исполнителей позволяет понять, что все они неустанно трудились на благо нашей Родины. Показывая взаимосвязь музыкального искусства разных народов, учитель подчеркивает древние корни добрососедских отношений разных народов, взаимосвязь их культур. Таким образом, усвоение знаний дает возможность ученикам почувствовать глубокое идейное единство, общность жизненного содержания в музыкальной культуре разных наций, ощутить процесс постоянного взаимовлияния, взаимообогащения национальных музыкальных культур.

Музыка легко и естественно соприкасается почти со всеми школьными дисциплинами. Задача учителя заключается в том, чтобы приблизить школьников к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение человека к окружающему его миру. Одним из факторов успешного развития личности детей является создание условий психологического комфорта, которые предполагают наличие атмосферы творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции при организации образовательного процесса, создание у школьников целостного представления об окружающем мире. Интеграция как средство обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связь отдельных частей мира как системы, в которой все элементы взаимосвязаны.

Восприятие музыки - одна из сложнейших проблем, встающих перед учителем музыки. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей, способствует активизации умственных операций, таких как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного. Главное заботиться о том, чтобы в духовную жизнь детей вошло все лучшее из музыкальных сокровищ человечества, чтобы слушание музыкального произведения давало эстетическое наслаждение, накладывало отпечаток на мышление и эмоциональную жизнь.

Выполняя требования программы школьного курса, включаю в тематическое планирование уроки, посвященные истории мировой и отечественной музыки, а также музыке родного края, особое внимание уделяю произведениям, в которых отражаются проблемы долга и личной ответственности за судьбу Отечества, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти. Школьники учатся критически мыслить, через оценку событий формировать систему ценностей, овладевают навыками поисковой и творческой деятельности. С этой целью использую нестандартные формы уроков: семинары, защита рефератов, уроки-путешествия, уроки-исследования, уроки-концерты, интегрированные уроки, которые способствуют формированию в сознании обучающихся объективной и всесторонней картины мира, позволяют значительно повысить культурный уровень, а также различные творческие задания: сообщение интересных фактов из жизни и творчества композиторов, сравнительный анализ музыкальных фрагментов, составление кроссвордов, музыкальных игр, создание презентаций. На уроках активно использую новые образовательные технологии:

- технологию проблемного обучения;

-педагогику сотрудничества;

-технологию взаимного обучения;

-игровые технологии;

-здоровьесберегающие технологии;

-личностно ориентированный подход в обучении

- информационно-коммуникативные технологии.

Мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером, позволяют обеспечить урок наглядным материалом, аудио и видеозаписями фрагментов опер, балетов, сценами из спектаклей, кинофильмов, что значительно облегчает подачу учебного материала и его усвоение. Именно на таких уроках реализуется главная задача-формирование мировоззрения и духовности школьника путем активизации слушательских и зрительных впечатлений. Разнообразие видов творчества и общения с искусством позволяют развивать у школьников креативность, сотворчество, самостоятельность, потребность в культуре у обучающихся. Все это способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, воспитанию у них музыкальной культуры, положительным результатам в учебе(100% успеваемости и 80-90% качество знаний), формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения, формирует высокую гражданскую позицию обучающихся. Все это способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, воспитанию у них музыкальной культуры, положительным результатам в учебе.

Организую работу с одаренными детьми, результаты которой отражаются в олимпиадах, творческих конкурсах, концертах.

Немаловажную роль в достижении поставленных задач играет внеклассная работа. Музыка пронизывает всю жизнь нашей школы: концерты, фестивали, утренники, конкурсы, предметные недели. Традиционными стали праздники: «День учителя», «День Матери», «Праздник осени», «Новый год», «Рождество Христово», «Пасха», «День птиц», «Последний звонок», «Встреча школьных друзей», «Выпускной вечер», отчетный концерт художественной самодеятельности школы. Ежегодно проводится школьный конкурс литературно - музыкальных композиций на военно - патриотическую тематику среди обучающихся 2 - 11 классов. При школе много лет работает вокальный кружок «Поющие сердца», руководителем которого я являюсь. В нем занимается более 40 детей разного возраста, но всех их объединяет любовь к музыке. Занятия в кружке закладывают в ребятах основу музыкальной культуры, позволяют создать коллектив увлеченных, влюбленных в музыку людей. Здесь воспитывается детская инициатива, взаимопомощь, толерантность. Интересный репертуар способствует активизации музыкальных занятий.

Насыщенная школьная жизнь, обилие мероприятий позволяют использовать разнообразное содержание репертуара, которое способствует духовно - нравственному воспитанию, так как это песни о Родине, об учителе, родном крае, школе, маме, о добром отношении друг к другу, о сохранении мира на Земле. Все результаты кружковцев прослеживаются на концертах и конкурсах школы, районных смотрах - конкурсах, где постоянно мы занимаем призовые места. Традиционными стали выступления кружковцев на праздничных концертах РДК, в детском приюте «Солнышко» п. Солнцево межрайонного центра социальной помощи семье и детям. Мое общение с ребенком на уроке можно определить как совместную творческую деятельность, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней. Важно не то, как дети поют, а то, что они поют, что слушают, кем вырастут, какой у них будет внутренний стержень, какие приоритеты в жизни.

Список литературы

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: ВЛАДОС, 2000.

2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Музыка и пение». - М.: Просвещение.

3. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984.

4. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М., 1956.

5. Абдуллин Э.Б. Приобщение к музыке // Начальная школа. - 1974, № 12.

6. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пос. для студ. муз. фак. педвузов. - М.: Академия, 2002.


© 2010-2022