- Преподавателю
- Музыка
- Пояснительная записка по предмету Музыка
Пояснительная записка по предмету Музыка
Раздел | Музыка |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Григорян В.Г. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Григорян Венера Георгиевна «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки(в условиях реализации ФГОСООО) Группа
№ 1 (два задания)
1. Составление «Пояснительной записки» к программе «Музыка» (класс - по выбору).
Авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина
Пояснительная записка
к рабочей программе по предмету «Музыка» для 1 класса
№/п
Название раздела
Содержание раздела
Общая характеристика
предмета «Музыка»
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Освоение музыкального искусства помогает ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Духовный опыт человечества, опыт эмоционально-образного восприятия музыки, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат погружение в культурное многообразие мира.
Цели и
задачи предмета «Музыка»
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей и задач: - воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств; - формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки; - развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в музыкальной деятельности; - овладение практическими умениями и навыками (пение, слушание музыки, музицирование, музыкально-пластическое интонирование); - накопление багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, знаний о музыке. Цели музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся. Личностное развитие учащихся: готовность выражать свое отношение к искусству; реализация творческого потенциала; позитивная самооценка и самоуважение; становление эстетических идеалов. Знакомство с шедеврами мировой музыкальной культуры способствует познавательному и социальному развитию учащихся. Познавательное развитие учащихся: формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, активизация творческого мышления, воображения, уважение к духовному наследию. Социальное развитие учащихся: развитие способности выстраивать отношения с другими людьми; воспитание любви к своему Отечеству, малой родине и семье, воспитание толерантности. Эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивает коммуникативное развитие. Коммуникативное развитие учащихся: участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, умение слушать, вести диалог, формирование способности встать на позицию другого человека.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 1 класс -33ч.; (1 час в неделю).
Планируемые результаты
изучения предмета
Личностные результаты: • наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир; • формирование личностного смысла постижения искусства; • реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования; • развитие эмоциональной отзывчивости, уважительное отношение к культурным традициям других народов; • приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире. Метапредметные результаты: • наблюдение за явлениями жизни и искусства в учебной деятельности; • овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов, выбор способов решения проблем поискового характера; • готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; • участие в совместной деятельности на основе сотрудничества; • контроль, планирование и оценка собственных учебных действий. Предметные результаты: • устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности; • развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств; • использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах деятельности; • знание основных закономерностей музыкального искусства; • готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности в организации культурного досуга. В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. Обучающиеся научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. Они смогут воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах. У них проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Они смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни. Обучающиеся научатся понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; получат представление об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов
Технологии преподавания предмета «Музыка»
Технология развития процессов восприятия (интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ музыкальных произведений). Технология развития певческой культуры (тщательный отбор вокально-хорового репертуара, возможность применения игровых приемов обучения, использование методик развития слуха и голоса, учитывающих возрастные особенности школьников). Технологии детского музицирования (включение простейших инструментов в процесс исполнения музыкальных произведений, использование свободного дирижирования, имитации игры на музыкальных инструментах). Технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников на уроках музыки (интеграция с другими видами искусств). Технологии преподавания музыки по УМК (глубокое освоение содержания материала комплектов, методов и приемов обучения). Информационно-коммуникационные технологии (использование и применение компьютерных технологий). Технологии арттерапевтического воздействия музыки и здоровьесбережения (создание комфортной обстановки для обучения, оздоровление голосового аппарата в процессе пения, нормализация биологических показателей при восприятии музыки). Технологии диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников (дневник наблюдений, тесты, оценивание работ в творческой тетради, участие в концертах, фестивалях). 8. Взаимосвязь урока музыки с внеурочной деятельностью младших школьников Согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов по решению.
Взаимосвязь урока музыки с внеурочной деятельностью
Согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов по решению определенных задач, проблем. Развивает самостоятельность, активность, умение учащихся работать вместе как между собой, так и с учителем при объединении усилий и согласованности действий. Активное включение всех в обсуждение новой темы, анализа музыкального произведения, что означает принятие ценности личности каждого, его мнения, интересов. Обучение контролю и оцениванию собственных действий и результатов, приобретение опыта жизни в учебном коллективе. Формирование УУД в содержании предметных программ и внеурочной деятельности. Интеграция урочной , внеурочной, внешкольной, семейной деятельности детей и родителей. Создание безопасной образовательной среды. Охрана здоровья.
Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов
Мультимедийные программы: «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»; «Энциклопедия классической музыки» - «Коминфо»; «История музыкальных инструментов». Мультимедийные презентации. Видеофрагменты из оперных, балетных спектаклей; выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, хоровых, оркестровых коллективов; фрагментов из мюзиклов; фильмы о зарубежных и русских композиторах. Иллюстрации и репродукции картин; эскизы декораций к музыкальным спектаклям, тексты песен; изображения музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах.
Структура тематического планирования
Раздел (количество часов). Тема урока. Художественно-педагогическая идея уроков. Планируемые результаты. Понятия. Предметные результаты.
Материально-техническое обеспечение предмета
Музыкальные инструменты: фортепиано (пианино), электронное пианино, клавишный синтезатор. Детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, маракасы, кастаньеты, металлофон, ксилофон; инструменты, сделанные своими руками. Музыкальный центр с DVD, USB. Микрофоны. Комплекты CD-дисков, MP3-дисков, DVD-дисков и аудиокассет. Персональный компьютер и медиапроектор
Методическое обеспечение предмета «Музыка»
Примерная программа основного общего образования по музыке. Хрестоматии с нотным материалом. Сборники песен и хоров. Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 кл.Критская Е.Д. Сергеева Г.П. Шмагина Т.С. Учебники по музыке 1-4 класс Критская Е.Д. Сергеева Г.П. Шмагина Т.С. Учебники «Музыкальное искусство» Усачева, Школяр Л.В. 1-4 класс. Учебники по музыке Ригиной Г.С. 1-2 класс Книги о музыке и музыкантах. Справочные пособия и энциклопедии. Русская музыка в школе. Рапацкая Л.А. Как рассказывать детям о музыке? Кабалевский Д.Б. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1 класс. Золина Л.В. Таблицы: средства музыкальной выразительности, словарь ощущений, нотные примеры. Схемы: расположение инструментов в различных оркестр
2. Особенности формирования способов музыкально-практической деятельности учащихся на уроках музыки.
Сценарный план урока музыки по учебнику ____1_ класса (класс - по выбору)
Авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина
Раздел учебника «Музыка» __________________________________________________________________________
Тема урока Музыкальные инструменты. Народные инструменты
Цель урока: Активизация творческих способностей учащихся через включение их в разные виды художественно-практической деятельности. Знакомство с музыкальными инструментами
задачи урока: -образовательные: а) познакомить детей с русскими народными инструментами
-развивающие: а) развитие музыкально-ассоциативного мышления, фантазии,
эмоциональной сферы ребёнка;
б) приобщение к коллективной импровизации в ансамбле;
-воспитательные: воспитание любви и интереса к музыке;
______________________________________________________________________________________
Последовательность изучения музыкального (художественного) материала урока
Способы музыкально-практической деятельности учащихся (использовать формулировки из программы)
Организационный момент.
2.Мотивация учебной деятельности учащихся
3. Актуализация знаний
4.Первичное усвоение новых знаний с проверкой понимания материала.
5.Первичное закрепление и творческое применение в новой ситуации.
6.Подведение итога урока. Рефлексия.
Учащиеся входят в класс под музыку, они произвольно, интуитивно выполняют музыкально-ритмические движения руками - подражают игре на различных музыкальных инструментах, которые в звучании оркестра узнают, корпусом тела изображ Играли на музыкальных инструментах: дудочке, балалайке, на ложках… дети называют знакомые им инструменты, выполняли танцевальные движения.ают танцевальные движения.
- Народные.
- Русскому народу.
- Оркестр, оркестр народных инструментов
Слушают объяснение учителя и формулируют учебную зад Слушают объяснение учителя и отвечают на вопросы:
- Дудочка.
- Ярко, звонко, задорно, игриво.
- Девушки в народных костюмах пляшут под веселые звуки дудочки, на которой играет мальчик-пастушок, - его образ мы видим в центре разворота учебника.
Чтение текста
ачу.
- Нежно, задумчиво, ласково, немного грустно.
- Слова - «Плачет и поет она»
Просмотр презентации.
Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова на стр. 28 Вывод после прочтения: свирель - деревянный духовой инструмент.
Слушают музыку, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы:
- упругий, яркий,
-три жанровые основы.
Разучивание главной мелодии со словами Дети встают и исполняют слова - припевки, выполняя движения, имитирующие игру на дудочке Дети вначале изображают игру на балалайке, затем некоторые узнают гусли, вместе приходят к общему выводу - гусли. Ответы на вопросы:
- Гусли звучали так же, как свирель - звонко, задорно, весело, они исполнили плясовую мелодию, но по другому.
- Звучание было похоже на голос балалайки, ведь гусли тоже - струнный инструмент.
- Перебирали, ударяли по ним, отщипывали струны.
Дети размышляют о том, что эти слова звучат как старинный напев - неторопливо, широко, распевно, протяжно, почти как песня.
Имитация перебора струн.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Оценивают с помощью «Светофора» свою работу на уроке.
Технологическая карта урока музыки
Тема
Музыкальные инструменты. Народные инструменты.
Дата
Педагогическая цель
Знакомиться с музыкальными инструментами.
Тип урока
Комбинированный.
Планируемые результаты образования
Предметные: знать понятие народная музыка, уметь определять на слух звучание свирели, рожка, дудочки, гуслей. Знакомство с народной музыкой и инструментами.
Личностные: формирование положительного отношения к учению.
Метапредметные: Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Регулятивные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, потребность в общении с учителем.
Формы и методы обучения
Фронтальный, практический.
Основное содержание темы, понятия и термины
Музыкальные инструменты (свирель, рожок, дудочка, гусли)
Образовательные ресурсы
Таблица «Музыкальные инструменты», Магнитофон, диск с песнями: «Полянка» (свирель),«Во кузнице» (рожок),«Как под яблонькой» (гусли),«Пастушья песенка» (французская народная песня).
Сценарий урока
Этап урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Форма контроля
осуществляемые действия
формируемые умения
1.Организационный момент. Психологический настрой.
Эмоциональный настрой на урок.
Учитель приглашает детей в класс под музыку(«Полянка», русский народный наигрыш),
Учащиеся входят в класс под музыку, они произвольно, интуитивно выполняют музыкально-ритмические движения руками - подражают игре на различных музыкальных инструментах, которые в звучании оркестра узнают, корпусом тела изображают танцевальные движения.
Проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку.
Фронтальный. Наблюдение учителя.
2. Актуализация опорных знаний.
Обеспечение мотивации.
-- Сегодня впервые на нашем уроке звучит такая веселая, задорная музыка?
- Чему подражали вы своими движениями?
- Как называются такие музыкальные инструменты?
- Какому народу они принадлежат?
- Каждый музыкант играл отдельно? - Как называется музыкальный коллектив, в котором все музыканты играют одновременно, вместе?
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
- Играли на музыкальных инструментах: дудочке, балалайке, на ложках… дети называют знакомые им инструменты, выполняли танцевальные движения.
- Народные.
- Русскому народу.
- Оркестр, оркестр народных инструментов
Умение участвовать в диалоге, слышать собеседника, точно высказывать свои мысли.
Фронтальный. Устные ответы
3. Постановка цели урока.
Принятие целей учебно- познавательной деятельности.
Сегодня мы будем знакомиться с народной музыкой и инструментами, научимся определять на слух звучание свирели, рожка, гуслей.
Слушают объяснение учителя и формулируют учебную задачу.
Принимать и выполнять учебную задачу.
Фронтальный. Наблюдение учителя.
4. Освоение новых знаний и способов деятельности.
Работа по учебнику.
Стр. 24-25
Таблица «Музыкальные инструменты»
Презентация «Народные инструменты»
Слушание:
русская народная песня-наигрыш «Во кузнице»
французская народная песня-канон « Пастушья песня»
- Голос какого музыкального инструмента звучал выделяясь, солируя?
- Как звучал голос у этой дудочки?
- А сейчас мы откроем учебник на развороте стр. 24 и мы с вами посмотрим рисунок и поймем - куда нас пригласила в гости наша Муза?
- А из чего же сделан его музыкальный инструмент?- ответ на этот вопрос мы найдем в поэтических строках (читаем текст - стр.25).
- Какое чувство вызвали у вас эти стихи, как они прозвучали?
- Почему?
- Действительно веселиться и радоваться плакать и петь может свирель.
( зрительный ряд - слайды).
- Из чего же сделана поющая дудочка?
Обращаемся к рисунку на стр. 25 - речной тростник (рассказ учителя о времени появления первых музыкальных инструментов, о природных материалах (тростник, дерево), из которых они создавались, они имели свой неповторимый внешний вид, свой голос, свое название).
- Сейчас мы услышим голос еще одной дудочки, которую зовут - рожок.
- Какой голос у рожка?
- Песенные, танцевальные или маршевые черты вы в ней слышали? У.- Вы слышали звучание одного инструмента?
- А сейчас мы услышим не голос еще одного музыкального инструмента, а необычный музыкальный рассказ о нем.
- Чем являются в этой песне слова «ту-ру, ту-ру, ту-ру-ру»?
Слушают объяснение учителя и отвечают на вопросы:
- Дудочка.
- Ярко, звонко, задорно, игриво.
- Девушки в народных костюмах пляшут под веселые звуки дудочки, на которой играет мальчик-пастушок, - его образ мы видим в центре разворота учебника.
Чтение текста на стр. 25.
- Нежно, задумчиво, ласково, немного грустно.
- Слова - «Плачет и поет она»
Просмотр презентации.
Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова на стр. 28 Вывод после прочтения: свирель - деревянный духовой инструмент.
Слушают музыку, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы:
- упругий, яркий,
-три жанровые основы.
Разучивание главной мелодии со словами (обращение к развороту учебника на стр.24 - чтение текста песни )
Осознанно строить речевое высказывание, формулировать своё мнение.
Знакомятся с народными музыкальными инструментами (рожок, свирель, дудочка)
Умение слушать и вступать в диалог.
Групповой.
Устные ответы
Наблюдение учителя.
5. Физкульт-минутка.
Музыкальная физкультминутка
Исполнение в ансамбле с учителем 2.3 куплетов« Пастушья песня». Учитель поет со словами.
Дети встают и исполняют слова - припевки, выполняя движения, имитирующие игру на дудочке.
Осуществлять профилактику утомления.
Коллективный. Наблюдение учителя.
6. Освоение новых знаний и способов действий.
Работа по учебнику.
Стр. 25
Таблица «Музыкальные инструменты»
Слушание:
русской народной песни «Как под яблонькой»
Презентация «Народные инструменты»
Слушание:
звучат «Былинные наигрыши»
- А сейчас прозвучит музыкальное произведение и вы вместе с музыкантами будете исполнять его на воображаемом музыкальном инструменте, а я посмотрю - узнаете ли вы его голос?
- Как звучали гусли, какую мелодию они исполнили.
-Почему?
-А что вы мысленно делали со струнами, когда воображали игру на гуслях.
Значит гусли - струнно-щипковый инструмент
(зрительный ряд - слайды).
Учитель читает поэтический текст 2. на стр.25.
-Звучит ли в этих словах музыка?
- Похоже ли это повествование на мелодию, которая сейчас прозвучит? Учитель предлагает учащимся изобразить игру на музыкальном инструменте.
- Какой музыкальный инструмент мы услышали и изобразили?
Дети вначале изображают игру на балалайке, затем некоторые узнают гусли, вместе приходят к общему выводу - гусли.
Ответы на вопросы:
- Гусли звучали так же, как свирель - звонко, задорно, весело, они исполнили плясовую мелодию, но по другому.
- Звучание было похоже на голос балалайки, ведь гусли тоже - струнный инструмент.
- Перебирали, ударяли по ним, отщипывали струны.
Дети размышляют о том, что эти слова звучат как старинный напев - неторопливо, широко, распевно, протяжно, почти как песня.
Имитация перебора струн.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Умение слушать и вступать в диалог.
Фронтальный.
Устные ответы.
Самоконтроль
8. Рефлексивно-оценочный.
Обобщение и оценка.
Выставка и анализ работ.
- А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали.
- Что узнали нового?
- Что особенно вам понравилось? Почему?
Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора».
- Спасибо за работу.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Оценивают с помощью «Светофора» свою работу на уроке.
Уметь выражать свои мысли.
Давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
Наблюдение учителя Оценивание учащихся Самоконтроль и самооценка