Пояснительная записка по предмету Музыка

Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Григорян Венера Георгиевна «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки(в условиях реализации ФГОСООО) Группа

№ 1 (два задания)

1. Составление «Пояснительной записки» к программе «Музыка» (класс - по выбору).

Авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина

Пояснительная записка

к рабочей программе по предмету «Музыка» для 1 класса


№/п

Название раздела

Содержание раздела

Общая характеристика

предмета «Музыка»

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Освоение музыкального искусства помогает ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Духовный опыт человечества, опыт эмоционально-образного восприятия музыки, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат погружение в культурное многообразие мира.


    Цели и

    задачи предмета «Музыка»

    Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей и задач: - воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств; - формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки; - развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в музыкальной деятельности; - овладение практическими умениями и навыками (пение, слушание музыки, музицирование, музыкально-пластическое интонирование); - накопление багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, знаний о музыке. Цели музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.


      Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

      Планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся. Личностное развитие учащихся: готовность выражать свое отношение к искусству; реализация творческого потенциала; позитивная самооценка и самоуважение; становление эстетических идеалов. Знакомство с шедеврами мировой музыкальной культуры способствует познавательному и социальному развитию учащихся. Познавательное развитие учащихся: формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, активизация творческого мышления, воображения, уважение к духовному наследию. Социальное развитие учащихся: развитие способности выстраивать отношения с другими людьми; воспитание любви к своему Отечеству, малой родине и семье, воспитание толерантности. Эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивает коммуникативное развитие. Коммуникативное развитие учащихся: участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, умение слушать, вести диалог, формирование способности встать на позицию другого человека.


        Место учебного предмета в учебном плане

        Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 1 класс -33ч.; (1 час в неделю).


          Планируемые результаты

          изучения предмета

          Личностные результаты: • наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир; • формирование личностного смысла постижения искусства; • реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования; • развитие эмоциональной отзывчивости, уважительное отношение к культурным традициям других народов; • приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире. Метапредметные результаты: • наблюдение за явлениями жизни и искусства в учебной деятельности; • овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов, выбор способов решения проблем поискового характера; • готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; • участие в совместной деятельности на основе сотрудничества; • контроль, планирование и оценка собственных учебных действий. Предметные результаты: • устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности; • развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств; • использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах деятельности; • знание основных закономерностей музыкального искусства; • готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности в организации культурного досуга. В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. Обучающиеся научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. Они смогут воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах. У них проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Они смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни. Обучающиеся научатся понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; получат представление об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов


            Технологии преподавания предмета «Музыка»

            Технология развития процессов восприятия (интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ музыкальных произведений). Технология развития певческой культуры (тщательный отбор вокально-хорового репертуара, возможность применения игровых приемов обучения, использование методик развития слуха и голоса, учитывающих возрастные особенности школьников). Технологии детского музицирования (включение простейших инструментов в процесс исполнения музыкальных произведений, использование свободного дирижирования, имитации игры на музыкальных инструментах). Технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников на уроках музыки (интеграция с другими видами искусств). Технологии преподавания музыки по УМК (глубокое освоение содержания материала комплектов, методов и приемов обучения). Информационно-коммуникационные технологии (использование и применение компьютерных технологий). Технологии арттерапевтического воздействия музыки и здоровьесбережения (создание комфортной обстановки для обучения, оздоровление голосового аппарата в процессе пения, нормализация биологических показателей при восприятии музыки). Технологии диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников (дневник наблюдений, тесты, оценивание работ в творческой тетради, участие в концертах, фестивалях). 8. Взаимосвязь урока музыки с внеурочной деятельностью младших школьников Согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов по решению.


              Взаимосвязь урока музыки с внеурочной деятельностью

              Согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов по решению определенных задач, проблем. Развивает самостоятельность, активность, умение учащихся работать вместе как между собой, так и с учителем при объединении усилий и согласованности действий. Активное включение всех в обсуждение новой темы, анализа музыкального произведения, что означает принятие ценности личности каждого, его мнения, интересов. Обучение контролю и оцениванию собственных действий и результатов, приобретение опыта жизни в учебном коллективе. Формирование УУД в содержании предметных программ и внеурочной деятельности. Интеграция урочной , внеурочной, внешкольной, семейной деятельности детей и родителей. Создание безопасной образовательной среды. Охрана здоровья.


                Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов

                Мультимедийные программы: «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»; «Энциклопедия классической музыки» - «Коминфо»; «История музыкальных инструментов». Мультимедийные презентации. Видеофрагменты из оперных, балетных спектаклей; выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, хоровых, оркестровых коллективов; фрагментов из мюзиклов; фильмы о зарубежных и русских композиторах. Иллюстрации и репродукции картин; эскизы декораций к музыкальным спектаклям, тексты песен; изображения музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах.

                  Структура тематического планирования

                  Раздел (количество часов). Тема урока. Художественно-педагогическая идея уроков. Планируемые результаты. Понятия. Предметные результаты.


                    Материально-техническое обеспечение предмета

                    Музыкальные инструменты: фортепиано (пианино), электронное пианино, клавишный синтезатор. Детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, маракасы, кастаньеты, металлофон, ксилофон; инструменты, сделанные своими руками. Музыкальный центр с DVD, USB. Микрофоны. Комплекты CD-дисков, MP3-дисков, DVD-дисков и аудиокассет. Персональный компьютер и медиапроектор


                      Методическое обеспечение предмета «Музыка»

                      Примерная программа основного общего образования по музыке. Хрестоматии с нотным материалом. Сборники песен и хоров. Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 кл.Критская Е.Д. Сергеева Г.П. Шмагина Т.С. Учебники по музыке 1-4 класс Критская Е.Д. Сергеева Г.П. Шмагина Т.С. Учебники «Музыкальное искусство» Усачева, Школяр Л.В. 1-4 класс. Учебники по музыке Ригиной Г.С. 1-2 класс Книги о музыке и музыкантах. Справочные пособия и энциклопедии. Русская музыка в школе. Рапацкая Л.А. Как рассказывать детям о музыке? Кабалевский Д.Б. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1 класс. Золина Л.В. Таблицы: средства музыкальной выразительности, словарь ощущений, нотные примеры. Схемы: расположение инструментов в различных оркестр


                      2. Особенности формирования способов музыкально-практической деятельности учащихся на уроках музыки.

                      Сценарный план урока музыки по учебнику ____1_ класса (класс - по выбору)

                      Авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина

                      Раздел учебника «Музыка» __________________________________________________________________________

                      Тема урока Музыкальные инструменты. Народные инструменты

                      Цель урока: Активизация творческих способностей учащихся через включение их в разные виды художественно-практической деятельности. Знакомство с музыкальными инструментами

                      задачи урока: -образовательные: а) познакомить детей с русскими народными инструментами

                      -развивающие: а) развитие музыкально-ассоциативного мышления, фантазии,

                      эмоциональной сферы ребёнка;

                      б) приобщение к коллективной импровизации в ансамбле;

                      -воспитательные: воспитание любви и интереса к музыке;

                      ______________________________________________________________________________________

                      Последовательность изучения музыкального (художественного) материала урока

                      Способы музыкально-практической деятельности учащихся (использовать формулировки из программы)

                      Организационный момент.

                      2.Мотивация учебной деятельности учащихся

                      3. Актуализация знаний

                      4.Первичное усвоение новых знаний с проверкой понимания материала.

                      5.Первичное закрепление и творческое применение в новой ситуации.

                      6.Подведение итога урока. Рефлексия.


                      Учащиеся входят в класс под музыку, они произвольно, интуитивно выполняют музыкально-ритмические движения руками - подражают игре на различных музыкальных инструментах, которые в звучании оркестра узнают, корпусом тела изображ Играли на музыкальных инструментах: дудочке, балалайке, на ложках… дети называют знакомые им инструменты, выполняли танцевальные движения.ают танцевальные движения.

                      - Народные.

                      - Русскому народу.

                      - Оркестр, оркестр народных инструментов

                      Слушают объяснение учителя и формулируют учебную зад Слушают объяснение учителя и отвечают на вопросы:

                      - Дудочка.

                      - Ярко, звонко, задорно, игриво.

                      - Девушки в народных костюмах пляшут под веселые звуки дудочки, на которой играет мальчик-пастушок, - его образ мы видим в центре разворота учебника.

                      Чтение текста

                      ачу.

                      - Нежно, задумчиво, ласково, немного грустно.

                      - Слова - «Плачет и поет она»

                      Просмотр презентации.

                      Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова на стр. 28 Вывод после прочтения: свирель - деревянный духовой инструмент.

                      Слушают музыку, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы:

                      - упругий, яркий,

                      -три жанровые основы.

                      Разучивание главной мелодии со словами Дети встают и исполняют слова - припевки, выполняя движения, имитирующие игру на дудочке Дети вначале изображают игру на балалайке, затем некоторые узнают гусли, вместе приходят к общему выводу - гусли. Ответы на вопросы:

                      - Гусли звучали так же, как свирель - звонко, задорно, весело, они исполнили плясовую мелодию, но по другому.

                      - Звучание было похоже на голос балалайки, ведь гусли тоже - струнный инструмент.

                      - Перебирали, ударяли по ним, отщипывали струны.

                      Дети размышляют о том, что эти слова звучат как старинный напев - неторопливо, широко, распевно, протяжно, почти как песня.

                      Имитация перебора струн.

                      Учащиеся отвечают на вопросы.

                      Оценивают с помощью «Светофора» свою работу на уроке.


                      Технологическая карта урока музыки

                      Тема

                      Музыкальные инструменты. Народные инструменты.

                      Дата

                      Педагогическая цель

                      Знакомиться с музыкальными инструментами.

                      Тип урока

                      Комбинированный.

                      Планируемые результаты образования

                      Предметные: знать понятие народная музыка, уметь определять на слух звучание свирели, рожка, дудочки, гуслей. Знакомство с народной музыкой и инструментами.

                      Личностные: формирование положительного отношения к учению.

                      Метапредметные: Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

                      Регулятивные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

                      Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, потребность в общении с учителем.

                      Формы и методы обучения

                      Фронтальный, практический.

                      Основное содержание темы, понятия и термины

                      Музыкальные инструменты (свирель, рожок, дудочка, гусли)

                      Образовательные ресурсы

                      Таблица «Музыкальные инструменты», Магнитофон, диск с песнями: «Полянка» (свирель),«Во кузнице» (рожок),«Как под яблонькой» (гусли),«Пастушья песенка» (французская народная песня).

                      Сценарий урока


                      Этап урока

                      Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

                      Деятельность учителя

                      Деятельность учащихся

                      Форма контроля

                      осуществляемые действия

                      формируемые умения

                      1.Организационный момент. Психологический настрой.

                      Эмоциональный настрой на урок.

                      Учитель приглашает детей в класс под музыку(«Полянка», русский народный наигрыш),

                      Учащиеся входят в класс под музыку, они произвольно, интуитивно выполняют музыкально-ритмические движения руками - подражают игре на различных музыкальных инструментах, которые в звучании оркестра узнают, корпусом тела изображают танцевальные движения.

                      Проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку.

                      Фронтальный. Наблюдение учителя.

                      2. Актуализация опорных знаний.



                      Обеспечение мотивации.



                      -- Сегодня впервые на нашем уроке звучит такая веселая, задорная музыка?

                      - Чему подражали вы своими движениями?

                      - Как называются такие музыкальные инструменты?

                      - Какому народу они принадлежат?

                      - Каждый музыкант играл отдельно? - Как называется музыкальный коллектив, в котором все музыканты играют одновременно, вместе?

                      Слушают учителя, отвечают на вопросы.

                      - Играли на музыкальных инструментах: дудочке, балалайке, на ложках… дети называют знакомые им инструменты, выполняли танцевальные движения.

                      - Народные.

                      - Русскому народу.

                      - Оркестр, оркестр народных инструментов

                      Умение участвовать в диалоге, слышать собеседника, точно высказывать свои мысли.



                      Фронтальный. Устные ответы



                      3. Постановка цели урока.

                      Принятие целей учебно- познавательной деятельности.

                      Сегодня мы будем знакомиться с народной музыкой и инструментами, научимся определять на слух звучание свирели, рожка, гуслей.

                      Слушают объяснение учителя и формулируют учебную задачу.

                      Принимать и выполнять учебную задачу.

                      Фронтальный. Наблюдение учителя.

                      4. Освоение новых знаний и способов деятельности.

                      Работа по учебнику.

                      Стр. 24-25

                      Таблица «Музыкальные инструменты»




                      Презентация «Народные инструменты»



                      Слушание:

                      русская народная песня-наигрыш «Во кузнице»

                      французская народная песня-канон « Пастушья песня»

                      - Голос какого музыкального инструмента звучал выделяясь, солируя?

                      - Как звучал голос у этой дудочки?

                      - А сейчас мы откроем учебник на развороте стр. 24 и мы с вами посмотрим рисунок и поймем - куда нас пригласила в гости наша Муза?

                      - А из чего же сделан его музыкальный инструмент?- ответ на этот вопрос мы найдем в поэтических строках (читаем текст - стр.25).

                      - Какое чувство вызвали у вас эти стихи, как они прозвучали?

                      - Почему?

                      - Действительно веселиться и радоваться плакать и петь может свирель.

                      ( зрительный ряд - слайды).

                      - Из чего же сделана поющая дудочка?

                      Обращаемся к рисунку на стр. 25 - речной тростник (рассказ учителя о времени появления первых музыкальных инструментов, о природных материалах (тростник, дерево), из которых они создавались, они имели свой неповторимый внешний вид, свой голос, свое название).

                      - Сейчас мы услышим голос еще одной дудочки, которую зовут - рожок.

                      - Какой голос у рожка?

                      - Песенные, танцевальные или маршевые черты вы в ней слышали? У.- Вы слышали звучание одного инструмента?

                      - А сейчас мы услышим не голос еще одного музыкального инструмента, а необычный музыкальный рассказ о нем.

                      - Чем являются в этой песне слова «ту-ру, ту-ру, ту-ру-ру»?

                      Слушают объяснение учителя и отвечают на вопросы:

                      - Дудочка.

                      - Ярко, звонко, задорно, игриво.

                      - Девушки в народных костюмах пляшут под веселые звуки дудочки, на которой играет мальчик-пастушок, - его образ мы видим в центре разворота учебника.

                      Чтение текста на стр. 25.

                      - Нежно, задумчиво, ласково, немного грустно.

                      - Слова - «Плачет и поет она»

                      Просмотр презентации.

                      Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова на стр. 28 Вывод после прочтения: свирель - деревянный духовой инструмент.

                      Слушают музыку, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы:

                      - упругий, яркий,

                      -три жанровые основы.

                      Разучивание главной мелодии со словами (обращение к развороту учебника на стр.24 - чтение текста песни )

                      Осознанно строить речевое высказывание, формулировать своё мнение.

                      Знакомятся с народными музыкальными инструментами (рожок, свирель, дудочка)





                      Умение слушать и вступать в диалог.

                      Групповой.

                      Устные ответы

                      Наблюдение учителя.

                      5. Физкульт-минутка.

                      Музыкальная физкультминутка

                      Исполнение в ансамбле с учителем 2.3 куплетов« Пастушья песня». Учитель поет со словами.

                      Дети встают и исполняют слова - припевки, выполняя движения, имитирующие игру на дудочке.

                      Осуществлять профилактику утомления.

                      Коллективный. Наблюдение учителя.

                      6. Освоение новых знаний и способов действий.

                      Работа по учебнику.

                      Стр. 25

                      Таблица «Музыкальные инструменты»

                      Слушание:

                      русской народной песни «Как под яблонькой»

                      Презентация «Народные инструменты»

                      Слушание:

                      звучат «Былинные наигрыши»

                      - А сейчас прозвучит музыкальное произведение и вы вместе с музыкантами будете исполнять его на воображаемом музыкальном инструменте, а я посмотрю - узнаете ли вы его голос?

                      - Как звучали гусли, какую мелодию они исполнили.

                      -Почему?

                      -А что вы мысленно делали со струнами, когда воображали игру на гуслях.

                      Значит гусли - струнно-щипковый инструмент

                      (зрительный ряд - слайды).

                      Учитель читает поэтический текст 2. на стр.25.

                      -Звучит ли в этих словах музыка?

                      - Похоже ли это повествование на мелодию, которая сейчас прозвучит? Учитель предлагает учащимся изобразить игру на музыкальном инструменте.

                      - Какой музыкальный инструмент мы услышали и изобразили?

                      Дети вначале изображают игру на балалайке, затем некоторые узнают гусли, вместе приходят к общему выводу - гусли.

                      Ответы на вопросы:

                      - Гусли звучали так же, как свирель - звонко, задорно, весело, они исполнили плясовую мелодию, но по другому.

                      - Звучание было похоже на голос балалайки, ведь гусли тоже - струнный инструмент.

                      - Перебирали, ударяли по ним, отщипывали струны.

                      Дети размышляют о том, что эти слова звучат как старинный напев - неторопливо, широко, распевно, протяжно, почти как песня.

                      Имитация перебора струн.

                      Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

                      Умение слушать и вступать в диалог.

                      Фронтальный.

                      Устные ответы.

                      Самоконтроль

                      8. Рефлексивно-оценочный.

                      Обобщение и оценка.

                      Выставка и анализ работ.

                      - А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали.

                      - Что узнали нового?

                      - Что особенно вам понравилось? Почему?

                      Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора».

                      - Спасибо за работу.

                      Учащиеся отвечают на вопросы.

                      Оценивают с помощью «Светофора» свою работу на уроке.

                      Уметь выражать свои мысли.

                      Давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

                      Наблюдение учителя Оценивание учащихся Самоконтроль и самооценка


                      © 2010-2022