• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект занятия по окружающему миру и развитию речи для предшкольной группы «Почетные профессии»

Конспект занятия по окружающему миру и развитию речи для предшкольной группы «Почетные профессии»

"Описание материала: Цель: формировать представление о необычных для нашей местности профессиях нефтяника и шахтера, о полезных ископаемых и способах их добычи; закрепить знания о других, знакомых детям, профессиях, которые есть на селе; развивать интерес к природным богатствам нашей Родины; воспитывать желание как можно больше узнать о природе Казахстана. Предварительная работа: знакомство с сельскими профессиями на занятиях, чтение рассказов, рассматривание иллюстраций о профессиях, чтение и разучивание стихов о различных профессиях, разучивание стихотворений «Шахтеры», «Нефтяник» в свободное время.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Ставропольская средняя школа»









ПОЧЁТНЫЕ ПРОФЕССИИ

План-конспект открытого интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в предшкольной группе

Подготовила и провела воспитатель предшкольной группы Емец В.М.























Декабрь 2011год

Цель: формировать представление о необычных для нашей местности профессиях нефтяника и шахтера, о полезных ископаемых и способах их добычи;

закрепить знания о других, знакомых детям, профессиях, которые есть на селе;

развивать интерес к природным богатствам нашей Родины;

воспитывать желание как можно больше узнать о природе Казахстана.

Предварительная работа: знакомство с сельскими профессиями на занятиях, чтение рассказов, рассматривание иллюстраций о профессиях, чтение и разучивание стихов о различных профессиях, разучивание стихотворений «Шахтеры», «Нефтяник» в свободное время.

Оборудование: коллекция угля и нефтепродуктов из кабинета химии школы; карта Казахстана; карта полезных ископаемых; картинки-иллюстрации нефтяных вышек, шахты, нефтяника, шахтера; слова на карточках ; значки «нефть», «уголь», набор предметных картинок к игре «Природа и человек» (составлен произвольно), красные и зеленые карточки на каждого ребенка.

Словарная работа: легенда, полезные ископаемые, шахтер, нефтяник, недра земли, хранилище, цистерна, танкер, отбойный молоток, переработка (нефти).

Ход занятия

1.Круг «Здравствуйте» - дети становятся в круг, здороваются друг с другом, по кругу передают с пожелание здоровья букет цветов.

Воспитатель: - Сейчас у нас будет занятие по ознакомлению с окружающим миром. Обратите внимание на стенд справа от вас. Что вы видите на стенде? (ответы детей) - Действительно, это карта нашего государства. В каком государстве мы живем? Кто Президент Казахстана? Как называется село, в котором мы живем? Назовите адрес нашего села (добиваюсь полных ответов на поставленные вопросы). - Скажите, какие профессии нужны на селе? (подвожу к тому, что наша местность славится хорошими урожаями зерна ) - Назовите профессии ваших родителей.

В.: - (обобщая ответы детей) правильно, ребята, мы живем в такой местности, где работают люди, растящие хлеб, поэтому среди ваших родителей много комбайнеров, трактористов, шоферов. Многие работают на вывозке зерна, в поле, на току. Это очень нужные и важные профессии. Сегодня я расскажу вам о необычных для нас профессиях, о которых мы еще не слышали. Но вначале послушайте одну легенду (правдивый рассказ о давних временах с небольшой долей вымысла).

В.: - Давным-давно, когда ни вас, ни меня на свете не было, жил, да был один мудрый человек. И было у него «волшебное хранилище», которое дарило ему разные подарки. Двери этого хранилища никогда не были закрытыми, но войти туда мог лишь тот человек, который любил труд и трудился на благо других без устали. И если случалось кому-либо оставить в хранилище горсть зерна, то взамен он получал сто горстей, а когда оставляли картофелину, взамен получали корзину отборного картофеля, одно огуречное семечко приносило целое ведро огурцов, а одно тыквенное семечко давало людям тысячи семян и огромные вкусные тыквы. Так говорит легенда. Это «волшебное хранилище» и до сих пор дарит трудолюбивым людям свои подарки. А находится оно под нашими ногами. Ребята, вы еще не догадались, о чем я говорю? Что это за хранилище под нашими ногами? (ответы детей) - Молодцы, ребята! Конечно, это наша Земля-кормилица. Все, что посеет в нее человек, обязательно даст плоды. Но только тогда, когда человек будет ухаживать за посеянным: поливать, пропалывать сорняки, охранять от вредных насекомых. Как вы думаете, а что произойдет, если люди ничего не станут ложить в «волшебное хранилище»? (ответы детей предлагаю начинать со слов «Я думаю…») - Правильно, земля перестанет давать урожаи, зарастет сорняками, высохнут все полезные растения, а вредные насекомые съедят все, даже сорняки. Нужно беречь природу, только тогда «волшебное хранилище» будет нам помогать. А еще глубже, в недрах земли, хранятся огромные богатства, которые достаются только людям ТРУДА! Это полезные ископаемые уголь и нефть. Кто из вас знает, что такое полезные ископаемые? (обобщая ответы детей, сообщаю) - Полезные ископаемые - это все, что создала Природа, без помощи человека. Эти ископаемые очень нужны и полезны людям. Скажите, для чего нужен уголь?(ответы детей) -Давайте посмотрим коллекцию угля (предлагаю к осмотру коллекцию угля из кабинета химии) - Обратите внимание на цвет угля, какой он? Как вы думаете, почему уголь черного цвета? (предлагаю детям самим объяснить черный цвет угля) - Посмотрите, это значок угля, так его изображают на карте. Найдите на карте такие значки. Уголь добывают во многих местах Казахстана, а угольной столицей называют город КАРАГАНДА. (дети на карте находят значки, г. Караганду) - уголь добывают глубоко под землей, а чтобы до него добраться строят глубокие подземные пещеры - шахты. Люди, добывающие уголь и работающие в шахтах, называются ШАХТЕРЫ. (вывешиваю слово «шахтеры» и значок «уголь»на доску. Чтение стихотворения «Шахтеры» из А-т № 1)- Труд шахтера тяжелый и очень опасный, они работают глубоко под землей, для них шьют теплые костюмы, уголь откалывают тяжелыми отбойными молотками. А чтобы шахтерам не было темно, у них на касках горят лампочки. (Показываю картинку с изображение шахтера. Закрепляю слова «шахта, шахтер, отбойный молоток»)

2.Физминутка «Хомячок»:

-Хомка-хомка, хомячок, полосатенький бочок.

Хомка раненько встает, щечки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку и выходин на зарядку.

Раз-два-три-четыре-пять!

- Хомка хочет сильным стать!

В.: - Посмотрите, ребята, у меня в руках коробочка с другим полезным ископаемым. Это НЕФТЬ. А добывают нефть со дна Каспийского моря (приглашаю детей найти на карте Каспийское море, знакомлю со значком «нефть») - Для добычи нефти строят специальные нефтяные вышки, которые стоят прямо в море. Посмотрите на нефть, она какая - твердая или жидкая? Как вы думаете, ее можно добывать из шахты, как уголь? (ответы детей) - Правильно, добывать нефть, как уголь невозможно, она жидкая, течет, поэтому ее откачивают со дна моря сильными насосами. Люди, работающие с нефтью, называются НЕФТЯНИКИ (вывешиваю слово, картинку и значок на доску). - Ребята, если уголь используют в таком виде, в каком добывают, то нефть нужно перерабатывать. Только после переработки получается бензин, соляр, керосин, мазут, различные масла для смазки механизмов. А еще из нефти делают капрон для бантов, парафин для свечей на торты, целлофан для обложек на книги и тетради, пластмасс для игрушек и многое другое (чтение стихотворения «Нефтяник» из А-т №1).

В.: - Скажите, а как перевозят уголь? А как же перевозят нефть? (обобщая ответы детей, предлагаю ответить на вопрос, - что такое нефтепровод? Даю для сравнения слова «водопровод», «газопровод». Подвожу к самостоятельному нахождению ответа)- Молодцы, ребята, нефтепровод строится специально для перекачки нефти. А по морю нефть перевозят на больших плавучих цистернах (как водовозные и бензовозные), которые называют ТАНКЕРЫ. Только на них нефть можно перевезти очень аккуратно, чтобы ни капли не попало в море. Если нечаянно нефть прольется, то на поверхности образуется тоненькая пленочка, как самый тонкий целлофан, которая не дает воздуху попасть в морскую воду. (провожу опыт с тонкими целлофановыми пакетами, предлагая детям подышать через них) - И тогда все рыбы, морские животные, дышащие воздухом, растворенным в воде, не могут дышать. Как вы думаете, почему нужно быть очень аккуратным и осторожным при перевозке нефти? (ответы детей)

3.Физминутка «Зайка серенький»:

- Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

- Вот так, вот так, он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

- Вот так, вот так, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

-Вот так, вот так - надо зайке поскакать.

Кто-то зайку испугал. Зайка - прыг - и ускакал!

В.: - Откройте свои тетради в том месте, где лежат закладки и найдите нефтяника и шахтера. Как вы их различили? (ответы детей) - Молодцы, вы очень внимательно слушали и верно показали, где нефтяник, а где шахтер.

4.В.: - А сейчас посмотрите на свои столы: перед вами лежат зеленая и красная карточки (у каждого ребенка). - Мы поиграем в игру «Природа или человек». Правила такие: я показываю картинку, а вы должны отгадать, кто сделал этот предмет. Если это природный предмет (вода, песок, солнце и т.д.), значит, вы поднимаете зеленую карточку, а если этот предмет сделан человеком (машина, платье, стул и проч.), тогда вы поднимаете красную карточку.

5.В.: - (если останется время) - Сейчас мы повторим правила «Школы безопасности» (используются карточки с сюжетными картинками и номерами экстренных телефонов). - Назовите главное правило пожарной безопасности все вместе (дети отвечают хором «Спички детям не игрушка»!)

Итог занятия:

- Скажите, какое у нас было занятие? С какими, необычными для нашей местности, профессиями вы познакомились? Откуда добывают уголь? А нефть?

Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня поработали. Я надеюсь, что теперь вы сможете любому человеку объяснить, кто такие шахтер и нефтяник. Запомните: быть шахтером и нефтяником очень нелегко, но эти профессии очень важны и нужны всем нам, поэтому их называют «почетными профессиями».

Занятие окончено.



Самоанализ

Целью данного занятия было знакомство с необычными для нашего региона профессиями шахтера и нефтяника. Дети знакомы с сельскими профессиями, знают профессии своих родных и близких, различают их по внешним признакам. До занятия рассматривались картинки и иллюстрации по профессиям, выучили стихи о шахтерах и нефтяниках.

Занятие прошло в хорошем темпе, дети поняли, что такое «волшебное хранилище», научились находить на карте значки «уголь», «нефть», г.Караганда, Каспийское море, нашли значок «газ», выяснили, что значки «нефть» и «газ» различаются по цвету (а газ всегда сопутствует нефти). Думаю, что детям было интересно рассматривать коллекции угла и нефти и нефтепродуктов. Считаю, что такое занятие помогает расширить представление о профессиях, пополняет активный словарный запас, дает представление о бережном отношении к живой природе и природным богатствам Казахстана. Считаю занятие удачным.















© 2010-2022