• Преподавателю
  • Музыка
  • ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА О. Н. Корнеева - учитель музыки ФГКОУ «СОШ №155» И это все о Чайковском» СЦЕНАРИЙ КОНЦЕРТА ИЗ ЦИКЛА «Встречи с музыкой великих композиторов. П. И. ЧАЙКОВСКИЙ: ПОСВЯШАЮ ДЕТЯМ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА О. Н. Корнеева - учитель музыки ФГКОУ «СОШ №155» И это все о Чайковском» СЦЕНАРИЙ КОНЦЕРТА ИЗ ЦИКЛА «Встречи с музыкой великих композиторов. П. И. ЧАЙКОВСКИЙ: ПОСВЯШАЮ ДЕТЯМ

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА


О.Н. Корнеева -

учитель музыки ФГКОУ «СОШ №155»

"И это все о Чайковском»

СЦЕНАРИЙ КОНЦЕРТА ИЗ ЦИКЛА

«Встречи с музыкой великих композиторов".

П.И.ЧАЙКОВСКИЙ: ПОСВЯШАЮ ДЕТЯМ.

Лекция - концерт, рассказывающая о жизни и творчестве великого русского композитора П.И. Чайковского, для учащихся 5-8классов.


Подготовка: в классе оформляется выставка нотного материала произведений П.И. Чайковского, портрет великого русского композитора на экране, аудиозапись музыки (Первого концерта, «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик», альбома «Времена года», романса «Весна», танец маленьких лебедей из ба­лета "Лебединое озеро", альбома « Детский альбом» П.И. Чайковского). Компьютерная презентация «О жизни великого композитора П. И. Чайковского».

Действующие лица: ведущие -2чел., чтецы - 5чел.

Ведущий 1: XXI век; Позади глубокие соци­альные преобразования, охватившие почти все народы планеты Земля: две мировые вой­ны, десятки острых политических конфлик­тов, связанных с неустанным движением на­родов к осуществлению вековой мечты о Свободе, Равенстве и Братстве.

Ведущий 2: Свершилась научно-техническая рево­люция, позволившая Человеку преодолеть "земное притяжение, начать освоение космо­са, осуществить полеты к планетам солнеч­ной системы, расщепить атом, проникнуть в тайны молекулярного строения материи, соз­дать "умные" машины, способные даже за­ниматься творчеством.

Ведущий 1: Наступил процесс бурного развития средств массовой информации и коммуника­ций - телевидение, интернет исключило поня­тие расстояния, которое отделяло страны и народы. Все области, жанры искусства и ли­тературы пополнились произведениями, соз­данными с использованием новейших средств изобретательности.

Ведущий 2: И все равно душа тянется к непреходя­щим ценностям - к настоящей литературе, поэзии; живописи и, конечно, к настоящей музыке.

Чтец 1: И если выбирать дадут мне вновь,

То музыку я предпочту науке.

О, как мою воспламеняют кровь

Могучие, таинственные звуки...

Я жизнь за музыку отдать готов,

Когда она в душе моей заплачет,

Как бы пятнадцать птиц поют, нет слов

Открыться, что для сердца это зна­чит.

("Что выбираешь?" Р.Гамзатов)

Ведущий 1: Сегодня мы обратимся к одной из вершин мирового реалистического искусства музыки - к творчеству П.И.Чай­ковского. Крупнейший симфонист, гениаль­ный музыкальный драматург и лирик, Чай­ковский создал замечательные произведения в самых различных жанрах. Страстность и трагедийность сочетаются в его музыке с задушевностью, глубина идейного замысла и богатство переживаний - с правдивостью выражения, простотой и доступностью музы­кального языка. И хотя прошло более 100 лет со дня смерти П.И.Чайковского, его музыка жива и, смею думать, будет жива вечно, как непреходящая ценность, созданная предста-вителем человечества на долгие века, царст­вуя в душах духовно высоких людей и осве­щая тьму бездуховности, как яркий луч со­вершенного, идеального искусства.

Ведущий 2: Поговорим о музыке П.И.Чайковского, посвященной детям. С каким мягким юмо­ром, с каким совершенно особенным трога­тельным чувством композитор, создатель величайших симфонических и оперных поло­тен, относился к творчеству, к музыкальным образам, связанным с детской тематикой. Вызвано, наверное, это тем, что о своем детстве у Петра Ильича остались на всю жизнь самые счастливые воспоминания.

Ведущий 1: Родился композитор в семье русского инженера в небольшом уральском городке Воткинске.

В доме, котором родился композитор, долгое время размещалась музыкаль­ная школа. Это красивый двухэтажный особ­няк с великолепным садом и видом из окна на огромный пруд. Вообще природа этого городка очень живописна. Густые леса с, ог­ромным количеством ягод окружают его. А пруд! Громадный, чистый. Вот здесь и ро­дился Чайковский. Славный город! И ма­ленький Петя очень любил свою родину. Вот какие стихи на французском языке он посвя­щает ей в шесть лет:

Чтец 2: "Земля! Теперь ты далека от меня,

Я больше тебя не увижу!

О, дорогая Отчизна!

Я тебя, обнимаю,

О, обожаемая страна!

Ты, о Россия, возлюбленная!

Приди, приди ко мне!

Я, приветствую тебя, о земля родная,

Место, где я родился!"

Ведущий 2: Горячую любовь к родной земле компо­зитор сохранил до конца своих дней "Я еще не встречал человека более меня влюбленного в Русь", - пишет он в зрелом возрасте. Любовь к родине у него прежде всего была связана с любовью к родной, природе: "Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом, в Рос­сии, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводила меня в такое со­стояние, что я ложился на землю в таком со­стоянии, в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, от тех неизъяснимо сладких и опьяняющих ощущений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня в дали, скромная церквушка, словом все, что состав­ляет убогий русский, родимый пейзаж", - вот запоминающийся отрывок из его письма.

Ведущий 1: Недаром образам природы посвящены очень многие лучшие страницы творчества П.И.Чайковского, например, цикл пьес для фортепиано под названием «Времена года". В цикле 12 пьес и каждая посвящена опреде­ленному месяцу. Вот - "Октябрь":

"Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые, по миру летят".

(Звучит "Осенняя песнь", а затем "Под­снежник").

Ведущий 2: Прозвучала, пьеса, посвящен­ная апрелю, весне, которую Петр Ильич любил больше всех времен года. Весне же по­священ романс из вокального цикла на стихи А.Н.Плещеева, цикла, посвященного детям.

Чтец 3:Мелодия весны...

В ней удальство и грусть.

Поет мечта, над рощей пролетая.

Как ты прекрасна, песенная Русь,

В неброский день распахнутого мая!

("Лесная увертюра". Е.Пяткина)

(Звучит романс "Весна" на стихи .А.Н.Плещеева).

Ведущий 1: Кроме образов родной природы, неиз­гладимое впечатление оставили в памяти Чайковского и его близкие. Он жил в очень дружной семье и был ее любимцем: чуткий, добрый (за отзывчивость его прозвали "стек­лянным мальчиком") - он всегда защищал слабых; очень способный (он упросил люби­мую матушку и с ним начали заниматься уже в 4 года, а в 6 он свободно переводил с фран­цузского и немецкого языков, писал стихи); очень музыкальный - все игры были до пер­вых звуков музыки. Он буквально замирал при их появлении, а после знакомства с фор­тепиано мальчик при первой возможности бежит к инструменту подбирает все, что слышал, импровизирует. И, будучи уже мас­титым композитором, посвятив всю свою жизнь музыке, он пишет: "Находясь в нор­мальном, состоянии, духа, могу сказать, что сочиняю всегда, в каждую минуту дня и при всякой обстановке".

Ведущий 2: Многое выпало на долю композитора. В 10 лет он поступает учиться в училище пра­воведения, где увидел публичные порки, грубых фельдфебелей в роли воспитателей. В 14 лет он теряет мать: "Это было первое сильное горе, испытанное мною. Каждая минута этого ужасного дня - памятна мне, как будто, это было вчера". Смерть матери оставила неиз­гладимый след в сознании П.И.Чайковского, на всю жизнь он сохраняет самое трогатель­ное отношение к сиротам, вообще к маленьким детям. Послушайте, какой любовью про­никнута песня матери к сыну, которая назы­вается "Колыбельная в бурю" и входит в тот же детский цикл на стихи Плещеева.

(Звучит "Колыбельная в бурю").

Ведущий 1: Не правда ли, какая напевная и трога­тельная мелодия? Такими же красивыми, трогательными и певучими мелодиями полон и другой цикл П.И. Чайковского - "Детский альбом". Он посвящен племяннику компози­тора, который очень мучился, играя нудные, скучные упражнения на фортепиано. Такая нотная литература для детей была очень бед­ной. Петр Ильич увидел это и написал сбор­ник пьес, явившийся первым в России вкла­дом в обогащение детской музыкальной культуры. Здесь очень простыми музыкаль­ными средствами П.И.Чайковский рассказы­вает нам целый ряд удивительно интересных историй. Например, про путешественника - он объехал множество заморских, чудесных стран. И вот какую чудесную мелодию он слышал в Италии.

(Звучит "Неаполитанская "песенка" из "Детского альбома").

Ведущий 2: А вот какую мелодию он привез из Гер­мании:

(звучит "Немецкая песенка" из "Дет­ского альбома");

Ведущий 1: Есть в "Детском альбоме" интересная история брата и сестры. Любимые игрушки брата -деревянные солдатики. Он с востор­гом строит их в ряды на войну, и они живо и весело маршируют навстречу опасностям!

(Звучит "Марш деревянных солдатиков" из "Детского альбома").

Ведущий 2: Но с кем же воевать отважному войску? Пока нет сестрёнки, можно повоевать с ее куклой. И вот победа - рука и нога куклы оторваны, голова еле держится на сломанной шее. Входит сестра, она вне себя от горя, пытается вылечить любимую игрушку, но безуспешно.

(Звучит "Болезнь куклы" из "Детского альбома").

Ведущий 1: Но вот мама дарит дочке новую, с голу­быми глазами красавицу-куклу. Какая ра­дость!

(Звучит "Новая кукла" из "Детского альбома").

И вот они все вместе танцуют вальс.

(Звучит "Вальс" из "Детского альбома").

Ведущий 2:Про куклу рассказана П.И.Чайковским еще одна история - в балете "Щелкунчик». Там тоже герои, преодолев все препятствия, в финале танцуют великолепный вальс.

(Звучит "Вальс цветов" из балета « Щелкунчик").

Ведущий 1: Чайковский написал музыку к трем балетам, и, хотя это первые русские балеты они считаются одними из лучших в мире. Это - "Щелкунчик", "Спящая красавица" и, наверно, самый любимый нами всеми - "Лебе­диное озеро".

Чтец 4: Помогая ходу истории,

Пробуждая совесть и честь,

Героические оратории

И симфонии в мире есть,

Но меж ними, храня и милуя,

Беззаветно любя людей.

Существует улыбка милая -

Танец маленьких лебедей.

(М.Алигер)

(Звучит танец маленьких лебедей из ба­лета "Лебединое озеро").

Ведущий 2: И в завершении нашего раз­говора, разрешите напомнить вам, что мы можем гордиться тем, что являемся соотече­ственниками такого великого человека. И давайте делами своими, мыслями и чувства­ми стараться тянуться к той высочайшей планке духовности, которую он нам оставил, завещал своей музыкой.

Чтец 5: Не найти гениальней и проще

Ритмов тех, что подскажет капель,

Соловей, растревоженный в роще,

Пастуха зоревая свирель...

Все впитается в чуткую душу

И вернется мелодией вдруг -

Тихий мальчик из Воткинска

Слушал звуки природы вокруг -

Ничего нет на свете чудесней

И прекраснее нет ничего,

Чем простая народная песня,

Что в душе разливалась его.

В доме маятник мерно качался,

У рояля поблескивал лак...

От Удмуртской земли начинался

Петр Чайковский - великий земляк.

("Земляк" С.Широкобоков)






КАРТОЧКА АВТОРА

Фамилия_________________________________________________________

Имя______________________________________________________________

Отчество_________________________________________________________

Место работы (должность___________________________________________

_________________________________________________________________

Служебный адрес (индекс)__________________________________________

тел, (факс)________________________________________________________

e-mail_____________________________________________________________

Дата (число, месяц, год) рождения______________________________________

Домашний адрес (индекс)__________________________________________

__________________________________________________________________

тел._______________________________________________________________

моб. тел.___________________________________________________________

Паспортные данные: серия___________________________________________

Номер_____________________________________________________________

дата выдачи________________________________________________________

кем выдан_________________________________________________________

Номер страхового свидетельства Государственного пенсионного страхования (по возможности просим прислать копию свидетельства)_________________

ИНН (по возможности просим прислать копию )________________________

Дата заполнения___________________________________________________

Согласен(на) на получение 1 экз. журнала в счёт гонорара, в котором будет опубликовано моё произведение _____________________________________

От авторского гонорара отказываюсь

да/нет, подпись, комментарии о согласии, отказе или заявке, подпись да/нет, подпись__________________________________________________________

С условиями публикации (Публичной офертой ООО Издательство «Либер-Дом») ознакомлена), принимаю;

согласен(на) на получение и обработку моих персональных данных по запросу инспектирующих органов

в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами РФ, регулирующими обработку персональных данных

Подпись

/________________________

/_________________________

расшифровка подписи



© 2010-2022