Конспект открытого урока по предмету сольфеджио на тему Размер 4/4

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока 27.04.2015 г.

Преподаватель МОУ ДОД «Усть-Ордынская музыкальная школа»

Кожевникова Анна Сергеевна

Открытый урок по учебному предмету ПО.02.УП.01. «Сольфеджио»

Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» 1 класс (8-летний курс обучения)



Тема урока: «Размер 4/4»

Образовательная цель: закрепить с обучающимися пение музыкальных примеров в размере 4/4.

Деятельностная цель: научить детей дирижировать в размере 4/4.

Метапредметные УУД

Познавательные: уметь дирижировать на 4/4

Регулятивные: выполнять учебные действия, включая слуховой контроль во время разучивания и исполнения музыкальных примеров, зрительный контроль при разучивании схемы дирижирования.

Коммуникативные: уметь интонировать мажорную гамму, в ней ступени, Т5/3, уметь сольмизировать и сольфеджировать музыкальные примеры, ритмически точно воспроизводить мелодию музыкальных примеров, формировать навыки коллективного взаимодействия (чувство ансамбля).

Личностные УУД

Формирование навыков самоконтроля, мотивации к самосовершен-ствованию, исследовательской и творческой деятельности, взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при творческой помощи преподавателя.

Воспитательные результаты I уровня:

Закрепление схемы дирижирования на 4/4.

Воспитательные результаты II уровня:

Получения опыта воспроизведения схемы дирижирования на заданный размер, исполнения музыкальных примеров с простукиванием ритма и тактированием в пройденном размере.

Межпредметные связи

Теория музыки: правило о гамме До мажор, правило дирижирования на 4/4.

Математика: римские цифры I, II,III, IV, V, VI, VII.

Хор: исполнение песен «Сел комарик на дубочек», Английской народной песни.

Фортепиано: игра на фортепиано Т5/3 в тональности До мажор.

Тип занятия: изучение нового материала.

Жанр занятия: тематический.

Вид занятия: урок-беседа.

Методы: словесный, наглядный, перспективы, ретроспективы, игровой, музыкального обобщения.

Оборудование:

-Музыкальный инструмент (фортепиано);

-доска.

Демонстрационный материал:

-учебник Ю.Фроловой Сольфеджио 1 класс. - Ростов н/Д.:»Феникс», 2003.;

-столбица;

-клавиатура;

-памятка о гамме До мажор;

-картинка «Дубочек».

Раздаточный материал:

-простые карандаши;

-ласитки.

Оформление:

Место проведения - кабинет большой теории.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин).

  2. Музыкальное приветствие (1 мин).

  3. Правило о гамме До мажор. Построение гаммы До мажор, в ней комплекса (6 мин).

  4. Пение гаммы До мажор, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные ступени, Т5/3 (6 мин).

  5. Запись ступенями в тетради мелодический оборот в гамме До мажор: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I. (5 мин).

  6. Игра на фортепиано Т5/3 в тональности До мажор (3мин).

  7. Схема дирижирования на 4/4 (2 мин).

  8. С.73 «Английская народная песня» - сольмизация, спеть сольфеджио с простукиванием ритма и тактированием (6 мин).

  9. С.9 «Сел комарик на дубочек» - спеть со словами с простукиванием ритма (5 мин).

  10. Подведение итогов занятия (2 мин).

  11. Домашнее задание (3 мин).

Ход урока:

1. Организационный момент

- Добрый день, уважаемые преподаватели, родители и ребята! Мы целый год изучали предмет сольфеджио: слушали, пели, стучали ритмы, знакомились с новыми словами, учились рисовать скрипичный ключ, писать ноты на нотном стане, строить гаммы, играть на инструменте и много другого интересного узнали ребята на уроке сольфеджио. И вот сегодня, мы покажем то, чему научились ребята, проучившись год в музыкальной школе. Начнем наш урок с музыкального приветствия. Встаньте, пожалуйста, ребята.

2. Музыкальное приветствие

- «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель! Прозвенел звонок, начался урок!»

-Спасибо! Присаживайтесь.

3. Вокально-интонационные навыки

- Песенка про «Вводные ступени» В.Белобородовой: «Семь, два, семь, два - вводные в тонику». Использование пособия по вводным ступеням.

- Спеть гамму До мажор, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные ступени, Т5/3. Использование пособия по гамме До мажор.

4. Теоретические сведения

- Правило о гамме До мажор.

- Построить гамму До мажор, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные ступени, Т5/3.

- Схема дирижирования на 4/4.

(Работа в тетрадях и индивидуальная работа у доски).

5. Анализ на слух

- Записать ступенями в тетради мелодический оборот в гамме До мажор: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I. (работа с клавиатурой).

6. Игра на фортепиано

- Т5/3 в тональности До мажор.

7. Сольфеджирование и пение с листа

Совместная работа преподавателя и детей над сольфеджированием, ритмом и тактированием. Индивидуальный и парный опрос обучающихся.

- с.73 «Английская народная песня» - спеть сольфеджио с простукиванием ритма и тактированием по сб. Ю.Фроловой «Сольфеджио» 1 класс.

- с.9 «Сел комарик на дубочек» - спеть со словами и простукиванием ритма по сб. Ю.Фроловой «Сольфеджио» 1 класс.

8. Воспитание чувства метроритма

- с.73 «Английская народная песня» - сольмизация, простучать ритм.

- с.9 «Сел комарик на дубочек» - простучать ритм.

9. Подведение итогов урока

9.1. - Дети задают друг другу вопросы по пройденному теоретическому материалу.

9.2. - Использование картинки «Дубочек», исполнение песни с изображением комарика.

9.3. - Наш комарик сел на дубочек, на котором нет листьев. Наша задача одеть деревце. Каждый листочек имеет свой цвет: ярко-зеленый листочек - оценка «отлично» за урок, бледно-зеленый листочек - оценка «хорошо», темно-зеленый - оценка «удовлетворительно». Ваша задача выбрать по цвету тот листочек, который соответствует оценке нашего урока. (Дети обосновывают выбор цвета).

- Наш урок подошел к концу, споем «До свидания!»

10. Домашнее задание

1) с.73 «Английская народная песня» - переписать в тетрадь, говорить ноты, стучать ритм.

2) Выучить схему дирижирования на 4/4.

Список использованной литературы

  1. В.В.Белобородова, И.В.Казанцева. Программа учебного предмета ПО.02.УП.01. «Сольфеджио» Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» для учащихся 1 - 8 классов. Срок реализации - 8 лет. - Усть-Ордынский, 2012.

  2. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. - М., 1975.

  3. Фролова Ю. Сольфеджио 1 класс. - Ростов н/Д.:»Феникс», 2003

Перечень учебно-методических материалов

  1. Наглядные пособия на уроках сольфеджио: клавиатура, столбица, пособие по гамме До мажор, пособие по устойчивым, вводным ступеням, памятка о гамме.

  2. Карточки музыкальны обозначений: ноты I и II октав, длительности нот, вводные звуки, устойчивые ступени, Т5/3.











© 2010-2022