План конспект открытого урока Тема Работа над дыханием

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БПОУ РК «Колледж искусств имени П.О.Чонкушова»















План-конспект открытого урока .

Тема «Работа над дыханием.»























Преподаватель отделения

«Вокальное искусство »

Тюрбеева Б.К.







Элиста 2015 год

Цель: Сформировать навыки певческого дыхания.

Тип занятия: урок изучения нового материала

Задачи:

- дать понятие термина дыхание, ознакомить с исполнителями школы Bell canto, особенностями вокальных школ. - развить технику взятия нижнерёберно-ниафрагматического дыхания с помощью методов итальянской школы Bell canto. - воспитать любовь к музыке и вокальному творчеству.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: фортепиано, мультимедийная доска, ноутбук, слайды.

Литература: Дж. Лаури-Вольпи «Вокальные параллели», Марио Мелани "Поговорим о вокале".

План урока:

I Организационный момент.

а) Сообщение темы, психологический настрой студента.

б) Актуализация знаний

II Изложение новых знаний

1. а) типы дыхания

б) использование нижнерёберно-диафрагматического дыхания

в) упражнения и дыхательная гимнастика

2. а) распевание

б) работа над произведениями

III Подведение итога занятия.

а) вопросы по пройденной теме, рефлексия.

б) домашнее задание

Ход урока:

I Организационный момент. Настрой студента на предстоящее занятие; сообщение темы и цели занятия с применением мультимедийной доски и опрос по предыдущим темам;

- Задумывались ли Вы как мы дышим?

- Какая певческая установка является правильной?

- В каком положении должен находится корпус во время пения?

II Изложение новых знаний.

а) Дыхание является энергетическим фактором, от которого зависит сила и длительность звука, его тембровые окраски.

Различают следующие типы дыхания:

Грудное дыхание. При нём наиболее активно работают мышцы грудной клетки. Внешние дыхательные упражнения сводятся к активным движениям стенок грудной клетки, особенно её верхнесреднего отдела. Диафрагма мало подвижна. Живот при вдохе втянут. Этот тип дыхания был распространён в староитальянской школе пения (до начала 19-го века). Разновидностью грудного дыхания является ключичное (клавикулярное), или верхнее грудное дыхание, при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Оно не приемлемо для пения, т. к. в этом случае дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, ограниченны движения гортани и потому затруднено голосообразование.

Смешанное, грудобрюшное (косто-абдоминальное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.

Брюшное или диафрагматическое дыхание. При этом типе дыхания активно сокращается диафрагма и мышцы брюшной полости, в частности видимые нами мышцы брюшной стенки, при относительном покое стенок грудной клетки.

Деление дыхания на отдельные типы является условным, в значительной мере теоретическим, на практике же чистых типов дыхания и резких границ между ними нет. Существует некоторое различие в дыхании у мужчин и женщин. Мужчинам присуще «низкое» дыхание, близкое к брюшному. А женщины дышат более «высоко» и их дыхание ближе к грудному типу. Грудной тип дыхания характерен и для детей младшего школьного возраста. В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнерёберно-диафрагматическое дыхание, т. е. смешанное дыхание при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние рёбра, а остальная часть грудной клетки почти не подвижна. Активна диафрагма и мышцы брюшной полости.

б) Диафрагматическое дыхание или нижнерёберно-диафрагмальное дыхание - это основное певческое дыхание, которое имеет опору на диафрагму. Почему мы называем его нижнерёберно-диафрагмальным? (Так во время осуществления вдоха задействованы нижние, плавающие рёбра, которые не объединены между собой и являются своего рода, рычагом, для натяжения диафрагмы во время вдоха).

в) Упражнение «Насос»

Представьте, что Вы накачиваете насосом шину колеса:

- наклонитесь глубоко, расслабьтесь, руки держат ручку насоса; выдохните (через рот);

- сделайте вдох на «дно колодца», не выпрямляясь;

- при подъеме тяните руками ручку насоса, представляя, что у Вас образуется «нейтральный» звук на поршне насоса;

- наклон с быстрым, легким, глубоким вдохом (в конце наклона);

- подъем с «нейтральным» звуком.

Итак, три раза на каждой ноте.

- Упражнение «Шарик»- представим, что у нас в животе находится воздушный шарик. Прокалываем его тонкой иголочкой и очень медленно с звуком «С» выдыхаем воздух. Затем повторяем это же самое упражнение на гласный звук «А». Запоминаем ощущения, которые сопровождают момент выдоха и задержки дыхания.

2. а) Распевание с использованием приёмов Bell canto.

б) Работа над произведениями.

- Г. Зейдлер - Вокализ №6. - пропевание на гласную «А», нормируя подачу воздуха к каждой ноте. Проработка динамических оттенков, которые влияют на подачу звука, а следовательно на опору звука, дыхание.

- П. Булахов - И нет в мире очей - в произведении много отрывистых фраз, на которых необходимо продолжать удерживать взятый воздушный столб, сохраняя интонацию и начальное усиление звука. Проработка романса на слоги «Ми» - «Я», для приближения звучания и активизации мышечной поддержки диафрагмы.

III Подведение итога занятия.

а) Основные понятия и возможность применения певческого дыхания в произведениях. Рефлексия.

- о каких видах дыхания вы узнали?

- как вы оцениваете свою работу на уроке?

б) домашнее задание:

- задания по отдельным произведениям.

- изучить тему по выданной литературе



© 2010-2022