Урок на тему Троица

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по музыки в 4 классе

Народные праздники «Троица»

Учитель музыки МБОУ «СОШ №96»

Корсакова С.В.

Урок разработан по программе « Музыка» 1 - 4 классы» (Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина) в соответствии с основными положениями художественно- педагогической концепции Д. Б. Кабалевского.

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Тема урока: Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.

Слайд 1,2,34

Цели урока:

  • познакомить детей с русскими народным творчеством, народными традициями,

  • способствовать воспитанию бережного, уважительного отношения к природе,

  • прививать любовь к русским песням и танцам, желание их исполнять.

Задачи урока:
1. Обучающие:
• Дать понятие о происхождении праздника
• Приобщить детей к истокам православной культуры и восстановление традиций русского народа
• Создать условия для творческой деятельности
2. Развивающие:
• Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
• Развивать творческую инициативу детей.
• Развивать творческие способности детей
3. Воспитательные:
• Прививать любовь к Родине, к русской песне.
• Обогащать духовный мир детей.
• Формировать толерантные навыки учащихся 4 класса

Оборудование: Компьютер, мультимедиа, экран - используется слайдовая презентация (приложение №1), магнитофон, портреты исполнителей русской песни и композиторов.

Слайд 5

Планируемый результат. Усвоение школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру, позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.


Ход мероприятия.

( Под народную музыку дети входят в класс. Их встречает учитель в русском народном костюме)

Слайд 6

I Постановка проблемы.

-Ребята, ранним утром, когда природа молода и свежа, отмечается светлый, счастливый праздник - ТРОИЦА. Раньше на Руси празднование Троицы в народе называли Зелёными Святками, зелёной неделей, цветочной Пасхой. Почему? На этот вопрос нам предстоит ответить позже.

Слайд 7

Учитель: Вы не спать пришли, не стоять пришли,

А Троицу-праздник встречать пришли

Троица зеленая, гостья наша дорогая,

Ты не в среду пришла, и не в пятницу

Ты пришла в воскресенье - всю неделюшку - веселье.

Учитель: А вы знаете, ребята, что такое Троица? Это старинный русский праздник земли, воды и леса. Троица - это их день рождения, а в Троицу земля, вода и лес - именинники.

Слайд 8,9

Приходится этот большой праздник на воскресенье. Повсюду: на улице, в усадьбах и домах - ставили берёзки, раскладывали цветы на столах, на полу, на подоконниках. Прихожане шли в церковь с букетами. Считалось, что освящённые цветы и веточки приобретают целебные свойства. Из них готовили отвары, их добавляли в корм скоту.

В этот день происходит поминовение, почитание предков и прославление расцветающей природы. Символом этого расцвета в России была молодая березка. Ветками березы украшали дома снаружи и внутри, полы засыпали душистой травой. Не зря береза стала центром праздника почитания цветущей растительности и плодородия. Наши предки знали цену этому замечательному дереву.

Слайд 10

На березе раньше, чем на других деревьях, появляются первые нежные листочки. У нас в России это дерево самое красивое и самое любимое. С древних времен березу почитали деревом счастья, целомудренней чистоты, любви к нежности.

Березка белый сарафан надела.

Кудри завила, косы заплела.

До чего же хороша, словно девица-душа!

Учитель:

Слайд 11

А теперь, детки, угадайте загадку:

Одно дерево четыре угодья дает:

темной ночью - свет;

старому - здоровье;

разбитому - связь;

и, как некопаный колодец, поит всех.

Дети (хором). Это береза.

Слайд 12

1ученик:. Темной ночью свет - это лучина, ее раньше в деревнях жгли.

2 ученик: Старому здоровье - это веник березовый, чтобы в бане париться и хвори выгонять, а еще - настой из березовых почек:.

3 ученик6 Разбитому связь - это береста. Полосками бересты в старину связывали разбитые вещи, а некопаный колодец - это весенний березовый сок. Его любят и люди, и птицы, и насекомые - он сладкий и целебный!

Учитель:

У берёзки были волшебные, непогибающие корни: если засыхало одно деревце, на его месте поднимались два. Так в легенде высказывалась мечта людей о вечной, неумирающей природе.

- Ребята, давайте, и мы с вами вспомним о том, что вы уже знаете о березке.

( Дети вспоминают стихи, пословицы, целебные свойства березы)

Ответы детей:

Березовым веником можно париться в бане. Освещать жилище лучиной. Топить печь звонкими березовыми дровами. Старые люди делали из бересты лукошки, туеса, корзины. Связывают берестой разбитые горшки. Отпаивали больных березовым соком. Березовые почки очень полезны. Они помогают лечить многие болезни.

Слайд 13

Учитель: В праздник девушки украшали берёзку лентами, цветами, водили хоровод:

Ты, берёзонька, да ты кудрявая,
Ты когда взошла, да когда выросла?

Ты когда взошла, да когда выросла?
Ты весной взошла, да летом выросла!

Под тобой, берёза, то не мак цветёт,
То не мак цветёт, не огонь горит.

То не мак цветёт, и не огонь горит
Под тобой, берёзка, красные девушки.

Под тобой, берёзка, красные девушки,
Они песню поют, да тебя величают.

Слайд 14, 15

Или пели такой хоровод «Берёза моя, берёзонька» (См. литературу «Раз, два, три, четыре, пять, мы с тобой идём играть», сост. М.Ю.Новицкая, Г.М. Науменко. - М.: Просвещение, 1995).

Учитель:

Хороводы водили разные. Например вот такой обрядовый хоровод с платочками. В середину хоровода выходила девушка (девочка), отбирала у всех платочки, поднимала их над головой - это была как бы девушка - берёзка.

Она изображала шум листьев платочками, движение веток (шуршание платья), махала над головой платками, прославляла девичью красу.

Девочки стоят в кругу, взявшись за руки, в центр круга выходит девочка-берёзка с платочками. Девочки поют:

Берёза зелёненькая,
Кудреватенькая,
Сучковатенькая,
Среди поля стоит
Листочками шумит.
Сучочками гремит
Золотым веничком звенит.

А под слова:

А осенью корни у берёзки усыхают
Листочки опадают.

«Берёзка девочка» подходит и каждому на плечо кладёт его платочек

Ведущая. Ребята, а давайте мы с вами, исполним хороводную песню, которую, мы выучили «Во поле береза стояла». Не просто исполним , а с элементами народного танца.

1.Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла.

2.Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати.

3.Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю,
Люли, люли, заломаю.

4.Срежу я с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли три гудочка.

5.Четвертую балалайку,
Пойду я на новые сени,
Люли, люли на сени.

6.Стану в балалаечку играти,
Стану я милого будити.
Люли, люли, будити:

7.Встань ты, мой милый, проснися,
Ты, душа моя, пробудися.
Люли, люли пробудися.

8.Пойдем в терем веселиться.
Пойдем в терем веселиться,
Люли, люли, веселиться.

Учитель:

Праздник Троицу или по-другому Семик праздновали спустя семь недель после Пасхи. В эту неделю играли особенно много песен-хороводов, Считалось, что эти обычаи играть песни и хороводы увеличивают силу плодородия земли. Поэтому неделю эту ещё называли «Гряная», а также «зелёная».

Девушки на лужайках наряжали и завивали берёзку, её чествовали особо: пели песни, водили хороводы, Взрослые приносили на лужайку всякие угощения, обязательным среди которых была яичница:

Завивайся, берёзка, завивайся, кудрява!
Мы к тебе идём, мы венки несём.
По пшенничку, да по драконничку,
Кувшин молока, да на закуску пирога,
Завивайся, берёзка, завивайся, кудрява!

Учитель:

Слайд 16

На Семик, на Троицу девушки и девочки плели венки из берёзовых веток и цветов.В такие дни проводились гадания с венками на берёзе, на воде. По ним узнавали свою судьбу, о жизни, смерти, любви.

Давайте, и мы с вами попробуем сплести общий венок из веток березы с цветами. Здесь на столе лежат веточки берёзы и цветы,

( Работа педагога с детьми над плетением венка и дальнейшим украшением класса).

Учитель: Засиделись мы, ребята, не пора ли нам поиграть!

( Игра «Золотые ворота».

Несколько детей становятся в линию, берутся за руки, поднимают их, образовывая «ворота». Все остальные дети змейкой проходят через «ворота», приговаривая: «Золотые ворота пропускают не всегда. Первый раз прощается, второй раз - запрещается, а на самый третий раз - не пропустят больше вас». «Ворота опускаются», те дети, перед которыми они закрылись, становятся «воротами».)

Учитель:

Слайд 17,18

Распевая весёлые и ласковые песни вокруг берёзки, русские люди славили весну, землю - матушку, чествовали лето. (В класс входят Весна и Лето).

Девушки (дети) поют:

К нам весна пришла,
К нам весна пришла!
Землю зеленью покрыла,
А берёзкам шали сшила,
По лесам птиц населила,
Землю - пашню обогрела.
Жито в поле подняла
Лету место отдала
Ключики ей передала.
Весна отдаёт ключи лету, кланяется и уходит.

Учитель:

Вот так на Руси встречали и отмечали торжественный древний праздник Троицу.

Надеюсь ребята, что каждый из вас взял для себя из нашего урока что-то важное.

Вот и подошел наш урок к концу. Спасибо вам, гости дорогие за песни да танцы. Веселья вам да радости! Счастья и здоровья крепкого!

Литература:

  1. Антонов Ю.Е., Левитина Л.В., Розова О.В., Щербаков И.А. Как научить детей любить Родину. - М.: АРКТИ, 2003.

  2. Раз, два, три, четыре, пять мы с тобой идём играть / Сост. М.Ю.Новицкая, Г.М.Науменко. - М.: Просвещение, 1995.

  3. Соколова Л., Некрылова А. Воспитание ребёнка в русских традициях. - М.: Айрис-Пресс, 2003.

  4. Беседы с верующими. Троица. Второе издание 1975









© 2010-2022