• Преподавателю
  • Музыка
  • Технологическая карта урока по слушанию музыки в ДМШ на тему «Изображение стихии воды в музыке

Технологическая карта урока по слушанию музыки в ДМШ на тему «Изображение стихии воды в музыке

Технологическаякарта урока по слушанию музыкиУчебныйпредмет: слушание музыки Класс: первый год обученияАвторУМК: Н.А. Царева.Тема урока: Изображение стихии воды в музыке.Тип урока: интегрированный, изучение нового материала.Цели и задачи: Образовательная: Познакомить учащихся с различными способамиизложения темы и ее организации в звуковом пространстве . . Познакомить спроизведениями русских и зарубежныхкомпозиторов и художников.Развивающая :Развивать навыкислушания и эстетического восприят...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по слушанию музыке

Преподаватель высшей категории Хабирова Елена Насимовна

МБОУ ДОД ДМШ им. М. Хисматуллина

села Иглино, Иглинскогорайона, Республика Башкортостан

Учебный предмет: слушание музыки

Класс: первый год обучения

Автор УМК: Н.А. Царева.

Тема урока: Изображение стихии воды в музыке.

Тип урока: интегрированный, изучение нового материала.

Цели и задачи:

Образовательная: Познакомить учащихся с различными способами изложения темы и ее организации в звуковом пространстве . . Познакомить с произведениями русских и зарубежных композиторов и художников.

Развивающая :Развивать навыки слушания и эстетического восприятия музыки, умение сопоставлять различия и сходства в музыке .

Воспитывающая :Воспитывать чувство красоты - природы, музыки, живописи, поэтического слова.

Методы обучения: беседа, показ слайдов, прослушивание аудиозаписей.

Формы организации урока: устный опрос (индивидуальный и групповой).

Оснащение и оборудование урока:

Компьютер, ксилофон. Портреты композиторов Н. А.Римского-Корсакова,

Ф. Шуберта. Таблички с графическим изображением хода движения мелодии: вверх, вниз, волнообразно, изогнуто, прервано, поступенно вниз и вверх.

Айвазовский Иван «Андреевка рыбацкая», «У Крымских берегов».

Эпиграф урока:

Ты ,волна моя морская,

Своенравная волна,

Как , покоясь иль играя,

Чудной жизни ты полна!

Ф.Тютчев.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Дети входят под музыку

  1. Постановка цели урока.

Учитель : Здравствуйте дети ! Вы наверное обратили внимание на наш экран, где показано стихотворение русского поэта Ф. Тютчева. Значит тема нашего сегодняшнего урока - стихия воды.

Прислушайтесь к журчанию лесного ручейка, плеску морского прибоя, шуму дождя….. как много в этих звуках музыки!

3)Игра-импровизация.

Учитель : Сейчас мы с вами попробуем изобразить на ксилофоне при помощи палочек, или на фортепиано редкие капли дождя, потом звуки ливня.

Дети выходят по очереди и пытаются выполнить задание.

Учитель : а теперь предлагаю вам провести по пластинам ксилофона плавно, как по зеркальной глади озера, а затем быстро, изображая разбушевавшееся море.

Дети импровизируют на ксилофоне.

Учитель : Вот видите, как интересно изображать природные явления в звуке.

То же самое делали и композиторы в своем творчестве .Хочу рассказать вам историю о том, как однажды молодой мельник отправляется в путь в поисках своего счастья. Его спутником в дороге является ручей. По его течению идет молодой мельник.

Сейчас мы с вами послушаем об этом песню «В путь», автор которой австрийский композитор Франц Шуберт.(показать портрет композитора)

Простая , бесхитростная мелодия народного склада передает радостное настроение мельника .В аккомпанементе мы услышим мелодию подражание журчанию ручья… итак, внимательно слушаем песню «В путь»

Дети слушают песню «В путь» .

Учитель : какие интонации мы услышали? В каком регистре звучал

аккомпанемент ?

Ответы детей .

А еще у композитора Шуберта есть одна интересная песня, в которой поется о маленькой рыбке форели. Это тонкая вокальная миниатюра, в которой изображены образы природы.

Сейчас мы послушаем песню и попробуем ответить на вопрос:

- Какие изобразительные приемы песни помогают слушателям представить реальную сценку?

Ответы детей …

Учитель помогает ответить: Подвижный темп, распев, короткие арпеджированные пассажи напоминают легкие всплески волн.

Учитель- какой характер у песни?

Дети.- Характер песни легкий, светлый, игривый, непринужденный.

Учитель - вы совершенно точно определили характер . А на каком инструменте исполняли аккомпанемент, изображающий журчания ручейка?

Дети : на фортепиано.

Релаксация:А сейчас мы побываем с вами в лесу и послушаем в записи музыку воды, журчание ручья и пение птиц. Для этого удобно сядем и закроем глазки.

Дети слушают запись «Музыка леса»

Учитель : вам понравилось наше воображаемое путешествие в лес?

Ответы детей .

Учитель : сейчас продолжаем наше путешествие и попадем в загадочное место….

Сначала послушаем и определим, что за картина «звучит» в музыке.

Без предварительного названия пьесы дети слушают вступление из оперы Римского-Корсакова «Садко» «Океан - море синее» .

После прослушивания дети отвечают на вопрос. Каждый высказывает свое предположение.( или море, или бушует океан).

На экране проецируем 2 картины И.Айвазовского «Андреевка рыбацкая», «У Крымских берегов».

Предлагаю соотнести услышанную музыку и увиденные картины в соответствие.

Дети отвечают, каждый защищает свою точку зрения.

Вывод учителя: как композитор передал характер моря?

Дети - при помощи динамики. Там ,где море было спокойное, музыка звучала на пиано, а там где начался шторм - динамика усилилась до форте.

Учитель : теперь давайте определим , какими средствами выразительности пользовались композиторы в изображении воды? Как были изображены ручей и океан?

Дети подводят итоги размышляя о сходстве и различии средств изображения стихии воды .

Саморефлексия : чему научились и что нового узнали на уроке?

Дети оценивают свою деятельность и деятельность класса .

Оценивание умений учащися учителем .

Домашнее задание: сочинить каждому на своем инструменте пьеску «дождик», «Ручеек», «лесное озеро» на выбор.

Выход детей из класса под музыку Шуберта «В путь»




© 2010-2022