Специфика мордовского музыкального творчества

Музыкальный фольклор мордвы интонационно близок творчеству народов Поволжья, финно-угорской группы, славян и др. Однако при общих для многих народов чертах в песнях, в инструментальной музыке мордвы проявились характерные особенности.   В песенном творчестве мордовского народа ярко проявилась его способность к поэтическому воспроизведению действительности, к глубокому выражению своих чаяний и надежд. Мордовская народная песня представляет обильный и исключительно ценный материал не только для из...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Специфика мордовского музыкального творчества


Музыкальный фольклор мордвы интонационно близок творчеству народов Поволжья, финно-угорской группы, славян и др. Однако при общих для многих народов чертах в песнях, в инструментальной музыке мордвы проявились характерные особенности.

В песенном творчестве мордовского народа ярко проявилась его способность к поэтическому воспроизведению действительности, к глубокому выражению своих чаяний и надежд. Мордовская народная песня представляет обильный и исключительно ценный материал не только для изучения художественной культуры мордовского народа, но и для исследователей истории мордвы.

В песенном репертуаре мордовского народа наряду с лирическими песнями большое место занимают песни-мифы, песни-сказки, песни-легенды, песни-предания, песни-баллады. Эти произведения показывают широту жанров мордовской песенной поэзии. Вероятно, наиболее древними из этих песен являются песни-мифы космогонического содержания и песни-сказки с чудесно-фантастическими сюжетами. В них отражены представления людей далекого прошлого о мироздании, запечатлены картины социально-бытовой и хозяйственной жизни народа в его далеком прошлом, выражены стремления человека объяснить значение предметов, явлений окружающего мира.

Самое большое место в мордовском песенном репертуаре занимают семейно-бытовые песни и особенно песни лирического, а также балладного характера. Эти песни многосторонне и ярко рассказывают о семейно-бытовой, хозяйственной и трудовой жизни народа, о его правовых и эстетических требованиях. Песни эти являются самыми разнообразными и в жанровом отношении. В них представлен широкий круг произведений, начиная от песен-сказок чудесно-фантастического содержания и кончая лирическими песнями различной эмоциональной интонации - грустной и веселой, шуточной и сатирической.

В семейно-бытовых песнях большое место занимают песни о родителях и детях, в них осуждаются несправедливые отцы и матери, но поддерживается безусловный авторитет родителей, терпеливо воспитывающих в своих детях любовь к труду и уважение к старшим.

Среди произведений семейно-бытовой тематике много песен о браке и супружестве. В этих песнях, чаще лирических, грустного содержания, отражается бесправное, приниженное положение мордовской женщины-крестьянки в дореволюционной семье. В них звучат горькие упреки дочери родителям, выдавшим её замуж за нелюбимого («Не сумела, матушка, выдать меня замуж», «Никанорова Катюша»).

Иной характер имеют шуточные и сатирические песни, которые в музыкальном творчестве мордовского народа также занимают немалое место. В них осуждается праздность, нерадение к труду, неумение исполнять элементарные житейские обязанности. Для этих песен характерно переплетение легкой шутки с едкой сатирой («дядя Самсон»). Эти песни являются сильным средством морального воздействия на людей с отрицательными чертами общественного и трудового поведения.

Среди мордовских лирических песен весьма своеобразными являются песни о любви, в которых приглушенно, но с большим лиризмом выражаются чувства неудовлетворенной любви, большого, часто непонятного сердца и невысказанного открыто искреннего увлечения.

В лирических песнях о социальном неравенстве, грустных по содержанию и мелодии, повествуется о горькой судьбе представителей социальных низов - сирот, батраков. В этих песнях выражается глубокое сочувствие простым, бедным людям («Николаева Татьяна», «Семенова Ульяна Никитична», «Лазуня - сын Данилы»).

В мордовском фольклоре наряду с грустными песнями о солдатчине имеются балладные песни, в которых воспеваются ратные подвиги, отвага и мужество солдат. В балладе «Мурза» дается образ девушки, идущей служить в армию вместо отца. Одним из ярких образцов таких песен является и песня «Мокшанин», в которой также восхваляется девушка - воин, ставшая гордостью народа.

Отметим исторические песни, которые, кроме художественной ценности, имеют огромное познавательное значение как памятники художественного творчества, в которых народ осмысливал важнейшие этапы своего исторического развития. Некоторые песенные сюжеты и мотивы этого раздела рассказывают о древнейших событиях истории мордвы, которые ещё совершенно недостаточно выяснены историками и этнографами (песни-предания о Мордане, песни-сказки, песни-легенды о мордовском князе Тюштяне).

На протяжении многих веков мордовский народ оттачивал свои песни, углублял их идейное содержание, совершенствовал в словесно-художественном и музыкальном отношении. Композиционная стройность, стилистическая и метрическая отработанность, умелый отбор изобразительных средств, наличие ярких поэтических образов, метафор, сравнений, эпитетов - все это есть результат высокого словесно-музыкального мастерства народа, художественный гений которого неиссякаем.

Народ в своих песнях создал яркие образы, обладающие большой силой идейно-художественного обобщения. В круг песенных персонажей входят не только люди, но и птицы, животные, растения, мифологические существа, выступающие часто как образы, возникшие на основе древнейших представлений народа о природе и окружающей жизни.

Мордовские песни в подавляющем большинстве своем исполняются без инструментального сопровождения; по музыкальной структуре большей частью они двухголосные, но немало песен и трехголосного сложения. Одноголосно исполняются главным образом песни повествовательного характера. Мордовская песня отличается богатством и разнообразием мелодики: она то величаво-повествовательная, то скорбно-патетическая, то живая и подвижная.

Несмотря на многочисленные черты общности, роднящие русский и мордовский музыкальный фольклор, искусство любого народа имеет свои специфические черты. Поэтому на этническое своеобразие (проявляющееся как в образах, жанрах народных песен, так и в музыкальном языке) мордовской музыки необходимо постоянно указывать детям.

Конечно, формирование целостного представления о мордовской музыкальной культуре невозможно без изучения профессионального искусства Мордовии, поэтому большое внимание на уроках музыки в начальной школе уделяется изучению творчества известных композиторов Мордовии: Л. П. Кирюкова, Л. И. Воинова, Г. И. Сураева-Королева, Г. И. Вдовина, Н. В. Кошелевой и др.

Часть произведений композиторов Мордовии используется в ходе фольклорных праздников как материал для музыкально-ритмической деятельности («Наигрыш» Е. Лысенковой, «Мордовский танец» Л. П. Кирюкова), часть - на занятиях в качестве материала для слушания («Веселое настроение» Н. В. Кошелевой, «Мотыльки» М. Волкова и др.), пения (известные песни Г. Г. Сураева-Королева, Н. В. Кошелевой и др.), игры на детских музыкальных инструментах.

Использование этно-своеобразной направленности творчества композиторов Мордовии для максимального «слухового насыщения» и формирования интонационно-слуховых представлений, позволяет определять специфику мордовской музыки. Этот подход требует использования в основном тех инструментальных сочинений композиторов Мордовии, которые либо цитируют народные мелодии, либо написаны в народном стиле.

Итак, мордовский и русский музыкальный фольклор имеют достаточно много общего между собой в образном и жанровом плане из-за близких географических условий проживания двух народов, религиозной ориентации. Однако в песнях, в инструментальной музыке мордвы, а также в профессиональном искусстве Мордовии, проявились характерные особенности, позволяющие определить специфику мордовского музыкального творчества.


© 2010-2022