- Преподавателю
- Музыка
- ТЕМА: «МАГИЯ КОБЬIЗА». УРОК МУЗЫКИ В 4 КЛАССЕ ИЗ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ АРТЕМОВОЙ С. С
ТЕМА: «МАГИЯ КОБЬIЗА». УРОК МУЗЫКИ В 4 КЛАССЕ ИЗ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ АРТЕМОВОЙ С. С
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Артемова С.С. |
Дата | 31.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТЕМА: «МАГИЯ КОБЬIЗА».
УРОК МУЗЫКИ В 4 КЛАССЕ
ИЗ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ АРТЕМОВОЙ С.С.
ЦЕЛЬ:
воспитание духовно и эстетически развитой личности, посредством воздействия музыки на внутренний мир ребенка, приобщение к культуре и искусству казахского народа через лучшие образцы народного творчества.
ЗАДАЧИ:
-
познакомить детей с носителями кобызовой музыки: посредник, шаман, жырау
-
расширение знаний о значении кобыза в жизни казахского народа, о его влиянии на внутренний мир человека, его магическои силе
-
закрепление знаний о строении кобыза и его основателе Коркыте
-
учить детей составлять схему песни, анализируя мелодическую линию и повторение фраз
-
разучивание песни «Песня счастья»
-
научиться ощущать воздействие музыки на человека и ее великои силе
ОБОРУДОВАНИЕ:
телевизор, видеомагнитофон, видеокассеты, портрет Коркыта, плакаты, таблицы.
ХОД УРОКА
Дети входят в класс под музыку в исполнении кобыза. Приветствие на казахском языке.
- Сегодня, чтобы узнать тему нашего урока, нам придется ее открыть. Кто бы хотел открыть? Желающих много. Ну, что, тогда нам придется посчитаться.
Исполнение попевки на казахском языке.
Выбирают детей, у кого лучше nолучилось исполнение и открывают тему на доске «Магия кобыза».
- Что за инструмент кобыз? Из чего он изготовлен?
(Древний, смычковый, низ обтянут кожей, имеет колокольчики, металлические подвески, зеркальце, 2 струны).
- Кто его создатель? (Коркыт). .
- Оказывается, Коркыту никак не удавалось извлечь из инструмента чистые звуки, и тогда ему посоветовали пойти в лес и послушать, о чем говорят духи леса - шайтаны. Об этом мы узнаем, посмотрев фрагмент фильма (Сказка о прекрасной Айсулу». Главный герой этой сказки, Жаксыгельды, сделал также, как и Коркыт.
Просмотр фрагмента фильма
- Из чего нужно было сделать кобыз, чтобы он обладал волшебной силой?
(Из дерева лохжеде, сваленного на рассвете диким кабаном, обтянуть кожей крикливого верблюда, струны сделать из хвоста звонко ржущего жеребца и смазать их соком сасыкурая).
- Что необычного произошло, когда звучал кобыз?
(Побежала вода, появилась жизнь, природа ожила и потянулась к музыке).
- В древности сложилось представление о разделении всего мира на две части. Одна - мир человека, другая - мир неведомых сил природы. Связь между миром природы и человеком осуществляли посредники. (Слово на доске). Они поклонялись духам-хозяевам природы. В своих заклинаниях они обращались ко всем духам и добрым и злым с просьбой помочь человеку.
О дух земли, О почвы дух,
О дух окрестных мест,
О дух листвы.
О дух растений всех,
О нити дух,
О прялки дух,
О дух равнин.
О дух долины,
Я к нам зову вас всех!
И вы - о дух дверей,
Дух ложа,
Дух начала дня,
Дух ясности луны,
И дух заката солнца,
Вас зову я тоже.
- Была вера в то, что духи-хозяева природы любят слушать музыку, и главной задачей посредников было развлечение духов игрой на кобызе, с целью задобрить их.
- Но кобыз был не только участником ритуалов, но и участником состязаний, хотя это было крайне редко.
- Давайте посмотрим, что же могло произойти в таком случае.
Просмотр фрагмента фильма
- С кем состязался Жаксыгельды? (Дауылбай-жырау).
- Кто такой жырау?(Слово на доске).
- Жырау считались вещими поэтами, провидящими будущие. Они давали наставления и советы хана, батырам и полководца, воспевали подвиги в исторических песнях и героическом эпосе.
- Какие музыкальные инструменты участвовали в состязании?
(Домбра, кобыз).
- О чем рассказывала музыка домбры?
(О любви, о весне, о рождении жизни).
- Что мы услышали в музыке кобыза?(Есть на земле жизнь и смерть, счастье и радость, горе и печаль. Но все подвластно музыке и человеку. Чтобы не случилось, все можно исправить и наступят счастливые радостные дни).
- А когда счастлив человек ему хочется .., (Петь).
Работа над песней «Песня счастье» на казахском языке.
- Да, много воды утекло с тех пор, а память о Коркыте жива, жива его музыка и легенд, а звучание музыки кобыза до сих пор обладает уникальной способностью проникать в душу человека, лечить его раны и предвещать будущее. Кобыз звучит и по сей день, только в новых, современных ритмах.
- Давайте послушаем и попробуем ощутить всю магическую силу этого инструмента. Для этого нам нужно будет зажечь свечи и обратиться к нашим духам природы за помощью.
Зажигаются свечи. Дети nоднимают руки ладонями вверх и вместе с учителем nроuзносят заклинание.
О дух природы
Дух степи
О дух столетья
И мира дух Зову я вас
На помощь к нам
Дай знанье
Добро и мир
Благополучие и свет
Счастливых дней
Любовь и радость
Согласия для родины моей
Просмотр видеоматериала «Музыка кобыза в современной обработке».
- Давайте поблагодарим духов за помощь. Им очень понравилась музыка, а вам?
- А теперь духи-степи хотят вас испытать, и приготовили для вас задание.
Детям раздаются тесты, и они выполняют задание. Происходит взаuмная проверка, и самими детьми выставляются оценки за урок.
- На этом, наш урок окончен. Я думаю, что магическая сила кобыза и духи наших предков всегда будут рядом и будут помогать вам в трудные минуты.
Благодарю за урок.