Урок музыки в 1 классе В гостях у королевы Мелодии

Данная работа была представлена на конкурс "Учитель здоровья России - 2014". Цель  урока "В гостях у королевы Мелодии" -  показать возможности урока музыки в области здоровьясбережения.Структура урока представлена таким образом, что на каждом этапе работы применялись здоровьесберегающие технологии,  они как бы были вплетены в канву самого урока и являются неотъемлемой его частью.Уже давно доказано, что музыка очень сильно воздействует на организм человека. Она снимает нервно-психические перегруз...
Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: музыка

Класс: 1

Школа: МАОУ «СОШ № 36» г. Тамбова

Учитель: Тоскина Олеся Игоревна

УМК: Образовательная система «Школа 2100»


Тема урока

В гостях у королевы Мелодии

Цель урока

Формирование умения определять три основных жанра в музыке, знания о влиянии музыки на организм человека.

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать:

- музыкальные жанры: марш, танец, песня.

- музыкальные произведения (П.И. Чайковский « Марш деревянных солдатиков», «Вальс» из «Детского альбома»).

- музыкальные инструменты;

- особенности влияния музыки на здоровье человека;

- правила музыкальной культуры.

уметь:

- определять на слух музыкальные жанры (марш, песня, танец);

- ритмично выполнять элементарные движения под музыку;

- использовать знания о певческом дыхании;

- характеризовать музыку, используя разнообразные эпитеты;

- использовать знаково - символичные средства представления информации,

- работать в группе (планировать работу, распределять её между членами группы, совместно оценивать результат работы, слушать собеседника и вести диалог)

Основные понятия

Марш, песня, танец, мелодия, жанр, гармоничность.

Межпредметные связи

Литературное чтение

Изобразительное искусство

Ресурсы

  1. Презентация к уроку «В гостях у королевы Мелодии»

  2. Карточки для групповой работы.

  3. Фонохрестоматия с фрагментами музыкальных произведений.

П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», П.И. Чайковский «Вальс», А.Моцарт «Маленькая ночная серенада», В. Шаинский «Вместе весело шагать», пример какофонической музыки.

  1. Карточки «настроения».

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный момент

Регулятивные УУД:

формирование способности к организации своей деятельности


- Здравствуйте, ребята.



- Я рада всех вас видеть на нашем уроке. Давайте настроимся на урок. Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку.

Музыкальное приветствие: восходящее - нисходящее мелодическое движение на слова: «Прозвенел звонок, начался урок»

Мотивация к учебной деятельности и целеполагание

Личностные УУД:

осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку

Коммуникативные

УУД:

оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений

-Сегодня, ребята, я получила

письмо из Волшебного

музыкального королевства! Оно

адресовано вам.

Я хочу его прочитать.

«Здравствуйте, ребята! В нашем королевстве случилась большая беда. Оно просто рушится на глазах. Три кита поплыли в разные стороны, а королева заболела неизвестной болезнью. Помогите нам! Ваш Скрипичный Ключ».

-Ребята, я не поняла, что случилось. А вы? Откуда взялись три кита в музыкальной стране?

- Вам жалко королеву Мелодию? Она нуждается в нашей помощи?

- Я предлагаю отправиться поскорее в путь ради спасения королевства.

- Какие качества нам помогут в этом путешествии?



Высказывания учащихся

Актуализация знаний, постановка учебной задачи



Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принятие и понимание учебной задачи;

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной форме.

-Смотрите, какое огромное море возникло перед нами? Что же делать?

-Дети, я вижу странный камень. А вы? Знаете, а на нем очень интересная надпись. Кто желает её прочитать?

- А вот и загадка. Давайте попробуем ее отгадать.

Деревянные подружки

Пляшут на его макушке.

Сам пустой, голос густой,

Дробь отбивает, шагать помогает.

- Молодцы! Мы правильно отгадали загадку. А вот и наш парусник. Но как же на нем плыть? Ветра нет! Парус безвольно повис. Что же делать?

Предположения детей.

Дети читают надпись: «Отгадай загадку - получишь парусник».

Барабан.

Ответы детей (найти или сделать весла, грести руками и др.)

Подготовка к пению, разминка для голоса

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

-Я придумала. Давайте вместе будем дуть на парус, нас же много! Наверняка нам удастся создать ветерок. Итак, делаем глубокий вдох на счет 1, 2, 3, 4, 5, так, чтобы наши животики наполнились воздухом, плечи при этом не поднимаем. Отлично. А теперь выдыхаем медленно под счет: 6, 7, 8, 9, 10. И еще раз. Молодцы! Закончили!

Дети выполняют дыхательную гимнастику по Е.Емельянову.

Совместное «открытие» новых знаний

Познавательные:

- умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные:

- умение слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной форме.

Вот мы и сумели выйти в открытое море!

- Посмотрите, кто это, там, вдали?

-А что же это за надпись над ним?


- Это же загадка! Отгадаем ее?

- Да это же не простой кит, а музыкальный! Говорят, что вся музыка держится на трех китах. Этот - один из них. Марш - очень важный жанр в музыке. Как вы думаете, почему?

-Правильно.

- Давайте порадуем нашего кита, послушаем марш и промаршируем под него.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков».


-Молодцы! Поплыли дальше! А господин кит с нами.

-Ой, посмотрите-ка! Кто это?

У него за спиной тоже загадка. Послушайте (читается на фоне музыки):

«Новогодний бал в разгаре,

Я кружусь по залу в паре.

Этот танец нас пленил,

Его Штраус сочинил».

-Верно. Этот кит отвечает за танцевальную музыку. И не только за вальс, но и за польку, менуэт, плясовую и многие-многие другие танцы.

Прослушивание фрагмента произведения. П.И. Чайковского «Вальс»

-Вам понравился этот кит? Почему?

- Скорее, посмотрите, вот еще один кит плывет. И еще одну загадку необходимо нам отгадать и узнать имя кита.

Если текст соединить с мелодией,

А потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто …

Прослушивание фрагмента музыкального произведения В.Шаинского «Вместе весело шагать по просторам».

-Ребята, скажите, а важны ли эти три кита для музыки?

Кит

Дети читают надпись:

«Под музыку эту проводят парад,

Чтоб в ногу шагал генерал и солдат».

Ответы детей.

Марш.


Ни один парад, ни одно торжество без него не обойдется!

Дети встают около парт и маршируют под музыку, строго соблюдая метроритмический рисунок произведения.

Еще один кит.


Вальс


Ответы детей.



Песня

Ответы

Гимнастика для глаз

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

-Ребята, киты так рады нашей встрече, что начали танцевать. Посмотрите на этот танец.

Дети смотрят на слайд, который предназначен для отдыха и зарядки глаз (по В.Ф.

Базарнову).

Включение в систему знаний и повторений









Элемент музыкотерапии

Регулятивные:

- умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

Коммуникативные:

- умение участвовать в учебном диалоге;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Регулятивные:

- умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-Дети, а вот и берег Королевства. Но что? Что это за шум?

Звучит какофоническая музыка.

- Какой ужас!

Ребята, вам нравится такая музыка?

-Какой должна быть музыка?


-Правильно, ребята! А если она будет такой громкой, неуклюжей, некрасивой, она будет не только неприятной, но и очень вредной для человека. Запомните, ребята, музыка должна успокаивать, дарить хорошее настроение, побуждать к размышлениям. А если музыка громкая, резкая - она может привести к головным болям, плохому самочувствию и отвратительному настроению. Во всем должна быть красота и гармония!

-Думаю, королевство заколдовали. Посмотрите, все музыкальные инструменты выглядят как-то странно, необычно. Давайте, поможем их расколдовать.


- Проверьте самостоятельно, как вы справились с этим испытанием.

-Молодцы, ребята! Справились с заданием. Вот и музыка заиграла красивая. Давайте, все закроем глазки и представим под музыку что-нибудь приятное.

Прослушивание фрагмента музыкального произведения А. Моцарта «Маленькая ночная серенада».

- Откройте глаза. Что вы представили, слушая это музыкальное произведение?

- Какая эта музыка по характеру?

- К какому из трёх китов её можно отнести?

- Своим мелодичным звучанием музыка положительно воздействует на наш организм, способствует его укреплению. Недаром раньше даже лечили с помощью музыки.

- Посмотрите, нас встречает Королева Мелодия, она выглядит почти здоровой! Давайте, исполним для нее песню. А чтобы все непременно получилось на отлично, сначала сделаем ряд упражнений.


Ответы детей:

красивой, певучей, гармоничной, приятной, негромкой, нежной…





Работа в группах по карточкам: учащиеся устанавливают соответствие между частями музыкальных инструментов.

Самопроверка: сравнение с эталоном (на слайде), исправление ошибок.

Дети с закрытыми глазами, расслаблено, представляют что-нибудь приятное для себя, ассоциируемое со звучащей мелодией.

Высказывания детей.

Артикуляционная гимнастика

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Регулятивные:

- умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-Первое упражнение называется «Футбол»: с закрытым ртом, языком надо натягивать по очереди щеки.

- «Вальс»: с закрытым ртом делаем круговые движения языком;

- «Туча» и «Солнышко»: вытягиваем губы вперед «в трубочку», а затем, растягиваем в широкой улыбке.

Дети выполняют упражнения

Самостоятельное применение знаний

Регулятивные:

планирование действий для выполнения самостоятельного задания;

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, вести доказательные объяснения

-Отлично! После такой разминки мы готовы к пению.

- Молодцы! Королева Мелодия окончательно выздоровела.

-Я предлагаю порадовать еще и наших знакомых китов. Давайте с ними поиграем.

Киты будут исполнять музыку разных жанров. Вы должны угадать жанр и выполнить под мелодию соответствующие движения. Под марш - маршировать, под танец - кружиться, а под песню - исполнять плавные движения руками над головой. Делать все надо будет четко, в ритме и не ошибаться!

-Хорошо. Королева Мелодия очень рада, что вы научились различать три музыкальных кита.

Исполнение ранее изученной песни В. Шаинского «Вместе весело шагать».


Проводится игра «Угадай жанр».

Итог урока. Рефлексия

Познавательные:

- умение формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-самооценивание на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- умение адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей

-Ребята, что нового вы сегодня открыли в Волшебной стране музыки?

-Что понравилось вам больше всего?

- Что не понравилось?

- Что запомнилось?

- Оцените вашу работу с помощью сигнальных карточек. Красный цвет - я работал отлично. Оранжевый - хорошо, Синий - неплохо, но мог бы лучше.

- Многое киты нам рассказали.
Знаний - знатный и большой улов.
Песню, танец, марш дела позвали.
Поблагодарим их за урок.

Ответы учащихся


Самооценивание

Домашнее задание

Регулятивные:

- умение слушать в соответствии с целевой установкой

- Я предлагаю вам дома проиллюстрировать свои впечатления о нашем путешествии в Волшебную страну Королевы Мелодии (по желанию).

6



© 2010-2022