- Преподавателю
- Музыка
- Методическая разработка программа «HAPPY» вокального искусства
Методическая разработка программа «HAPPY» вокального искусства
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бубук Н.В. |
Дата | 28.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества муниципального образования Ейский район
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ ДОД ДДТ
________________________ И.А. Дикая
___________________________ 20__ г.
Протокол педагогического совета № __
от «___» ____________________20__ г.
Дополнительная общеобразовательная программа
HAPPY
Наименование
_________________________Художественная___________________________
Направленность
________________________________Вокал____________________________
Наименование учебной дисциплины
________________________________1год______________________________
Срок реализации
______________________Модифицированная_________________________
Вид программы
____________________________10-16 лет______________________________
Возраст обучающихся
__________________Бубук Нина Владимировна_________________________
Ф.И.О. преподавателя
ст. Камышеватская.
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа кружка «HAPPY» имеет художественную направленность.
Вокальное искусство является одной из разновидностей музыкального искусства. Вокальное исполнение, как и любая музыка, способно передавать самые разнообразные оттенки эмоционально - психологического состояния человека, его переживания, настроения, чувства. Ни один из других видов искусства не может отображать динамику переживаний с той правдивостью и полнотой, как это делает музыка.
Пение - основной вид музыкальной деятельности. Закрепляет интерес к музыке и развивает музыкальные способности.
В процессе пения дети обучаются не только музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке, но и познают жанровую основу музыкального произведения, у них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Добиться высоких музыкальных результатов можно только через индивидуальное пение - т.е. вокал.
Занятия вокалом дают возможность индивидуального подхода к особенностям музыкального аппарата ребенка (с учетом возраста, пола, природных музыкальных данных), позволяет воспитанникам овладеть приемами музыкального самовыражения и саморегуляции.
Новизна программы состоит в том, что программа нацелена на развитие личности подростков. Освоение данной программы помогает подростку сформировать свои взгляды на жизнь, развить творческие способности, убедиться в своей социальной значимости, реализовать себя в деятельности. Занимаясь вокалом, молодое поколение приобщается к общечеловеческой культуре, осознает свое место в жизни, реализует то лучшее и ценное, что в ней есть.
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
Цель программы: развитие певческих навыков, выявление особо одаренных и талантливых детей, раскрытие их способностей посредством музыкально - певческих приемов.
Задачи образовательные.
-
Обучить вокальным навыкам.
-
Научить выразительному исполнению музыкальных произведений, развивать творческое воображение, фантазию, умение видеть и слышать многообразие мира и уметь передать его в вокально-хоровой деятельности.
-
Сформировать потребность к постоянному совершенствованию.
-
Научить грамотному, художественному исполнению произведений.
Задачи развивающие.
-
Развивать гармонический и полифонический слух и вокальный навык поиска и исполнения своей партии в любом многоголосном народном произведении.
-
Развивать понимание музыкальных произведений, умение донести их содержание до аудитории, используя средства музыкальной выразительности;
-
Развивать певческую культуру, чувство ритма, гармонический и полифонический слух.
Задачи воспитательные.
-
Воспитание любви к данному виду искусства.
-
Воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения целостного, гармонического звучания в процессе исполнительского содружества.
-
Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.
-
Воспитание патриотизма через песенный материал, через знакомство с различными культурно-историческими направлениями и национально-музыкальными традициями народов населяющих Кубань.
Главной отличительной особенностью данной программы от уже существующих является то, что она разработана для детей, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
Программа рассчитана на детей от 10 до 16 лет, желающих развивать свои вокальные данные. Набор осуществляется без вступительных экзаменов.
Продолжительность образовательного процесса - 1 года.
Всего на освоение программы отводится 72 часа.
1 год обучения- 72 часа;
Формы и режим занятий:
1 год обучения - 2 раза в неделю по 1 часу;
Наполняемость учебной группы: 6 человек.
Формы проведения занятий индивидуальная, комбинированное, практическое, беседа, прослушивание музыкальных произведений, концерт.
Ожидаемые результаты.
-
знать основные жанры песенного искусства;
-
знать физиологические особенности голосового аппарата;
-
знать правильную позицию рта при пении;
-
уметь петь легким звуком, без утечки воздуха;
-
уметь на звуке ЛЯ правильно показать индивидуальное звучание своего голоса;
-
уметь правильно и ясно выговаривать слова песни;
-
уметь брать дыхание в характере произведения;
-
уметь исполнять выразительно, чисто интонационно несложную в мелодическом отношении песню без помощи музыкального сопровождения;
-
уметь брать дыхание в характере произведения.
Формы и способы проверки результата:
Наблюдения педагога, первичная диагностика (для обучающихся 1-го класса): выполнение диагностических тестов.
Начальная диагностика: выполнение диагностических тестов.
Срезовая диагностика: выполнение диагностических тестов, вокальные упражнения.
Итоговая диагностика: концертные выступления участие в конкурсах,.
Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы.
Вводный - проводится в начале обучения, определяет уровень знаний художественно- творческих способностей ребенка (беседы, уровень вокальной подготовки).
Текущий - проводится на каждом занятии, акцентирование внимания на звукоизвлечении и чистоте интонировании.
Промежуточный - проводится по окончании изучения отдельных песен.
Итоговый - проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (коллективный анализ, отчетный концерт).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
1-й год обучения.
№
Наименование разделов
тем, блоков
Всего
В том числе
п/п
часов
теория
практика
1
Вводное занятие
1
1
2
Постановка певческих задач.
6
3
3
3
Эстрадное пение
30
10
20
4
Музыкальная грамота, слушание музыки
20
10
10
5
Концертные выступления
14
5
9
6
Итоговое занятие
1
-
1
Всего
72
29
43
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
1. Вводное занятие. Беседа о коллективе, его направленности, задачах на первый год обучения, режимом работы, правилами поведения, техники безопасности, правилами личной гигиены хориста.
2. Постановка певческих задач.
Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня - закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и поп legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха - в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.
3. Эстрадное пение.
При изучении эстрадных произведений в теоретической его части дается историческая справка о времени создания, композиторе, его творческой направленности, работа над текстом, его осмыслении, выразительном прочтении. Прослушивание произведения в плюсовом и минусовом форматах и дальнейшая вокальная работа предполагается в практической части работы над эстрадным произведением.
4. Музыкальная грамота. Слушание музыки. В части изучения музыкальной грамоты детям даются основные понятия динамики, интервалов, длительностей основных рабочих тональностей, а практическая часть теоретических полученных знаний, пение интервалов и т.д.
5. Концертные выступления. Выступления коллектива это - то к чему исполнители, идут от занятия к занятию, демонстрация своих достижений, совместного творческого труда с педагогом, т.е. это цель наших занятий и демонстрация своего понимания исполняемого произведения - один из стимулов творческой деятельности.
6. Итоговое занятие. Подведение итогов года. Отчётный концерт.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1-й год обучения.
№ п/п
Раздел или тема программы.
Форма организа-ции про-ведения занятий.
Методы и приёмы.
Дидактиче-ский материал.
Вид и форма контроля.
1
Вводное занятие.
Индивидуальное, комбини-рованное.
Метод демонстра-ции.
Литература по проблеме.
Педагоги-ческие наблюдения.
2
Постановка певческих задач.
Индивиду-альное, комбинированное
Наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический
Магнитофон, микрофоны, музыкальные инструмент.
Педагоги-ческие наблюдения.
3
Эстрадное пение.
Индивиду-альное, комбини-рованное.
Наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический.
Магнитофон, микрофоны, музыкальные инструменты.
Педагоги-ческие наблюдения.
4
Музыкальная грамота, слушание музыки.
Индивиду-альное, комбини-рованное.
Наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический.
Магнитофон, микрофоны, музыкальные инструменты.
Педагоги-ческие наблюдения.
5
Концертные выступления.
Индивиду-альное, комбини-рованное.
Наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический.
Магнитофон, микрофоны, музыкальные инструменты.
Педагогические наблюдения.
6
Итоговое занятие.
Индивиду-альное, комбини-рованное.
Наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический.
Магнитофон, микрофоны, музыкальные инструменты.
Отчетный концерт.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
-
наличие помещения, рабочих мест для обучающихся и мультимедийного оборудования, соответствующих правилам безопасной эксплуатации.
-
электрооборудование: экран, компьютер, микрофон.
-
музыкально-воспроизводящей аппаратуры; фортепиано; по возможности караоке; библиотечка вокалиста.
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.
Оборудование включает: комплект мебели, инструменты, необходимые для организации занятий, рабочее место руководителя оборудуется столом и стулом. В кабинете находятся закрывающиеся шкафы, где хранятся инструменты и костюмы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.
-
Асафьев Б. О хорошем искусстве. Л. 1980.
-
Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.
-
Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. М., 1972.
-
Вопросы вокальной подготовки. Вы. 1 - 6 М., 1962-1982.
-
Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. М., 1984.
-
Кабалевский Д. Как рассказать детям о музыке? М., 1977.
-
Кабалевский Д. Прекрасное пробуждает доброе. М., 1976.
-
Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М., 1978.