Методическая разработка программа «HAPPY» вокального искусства

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества муниципального образования Ейский район


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ ДОД ДДТ

________________________ И.А. Дикая

___________________________ 20__ г.

Протокол педагогического совета № __

от «___» ____________________20__ г.




Дополнительная общеобразовательная программа


HAPPY

Наименование


_________________________Художественная___________________________

Направленность


________________________________Вокал____________________________

Наименование учебной дисциплины


________________________________1год______________________________

Срок реализации


______________________Модифицированная_________________________

Вид программы


____________________________10-16 лет______________________________

Возраст обучающихся



__________________Бубук Нина Владимировна_________________________

Ф.И.О. преподавателя







ст. Камышеватская.

2015г.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Программа кружка «HAPPY» имеет художественную направленность.

Вокальное искусство является одной из разновидностей музыкального искусства. Вокальное исполнение, как и любая музыка, способно передавать самые разнообразные оттенки эмоционально - психологического состояния человека, его переживания, настроения, чувства. Ни один из других видов искусства не может отображать динамику переживаний с той правдивостью и полнотой, как это делает музыка.

Пение - основной вид музыкальной деятельности. Закрепляет интерес к музыке и развивает музыкальные способности.

В процессе пения дети обучаются не только музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке, но и познают жанровую основу музыкального произведения, у них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Добиться высоких музыкальных результатов можно только через индивидуальное пение - т.е. вокал.

Занятия вокалом дают возможность индивидуального подхода к особенностям музыкального аппарата ребенка (с учетом возраста, пола, природных музыкальных данных), позволяет воспитанникам овладеть приемами музыкального самовыражения и саморегуляции.

Новизна программы состоит в том, что программа нацелена на развитие личности подростков. Освоение данной программы помогает подростку сформировать свои взгляды на жизнь, развить творческие способности, убедиться в своей социальной значимости, реализовать себя в деятельности. Занимаясь вокалом, молодое поколение приобщается к общечеловеческой культуре, осознает свое место в жизни, реализует то лучшее и ценное, что в ней есть.

Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.

Цель программы: развитие певческих навыков, выявление особо одаренных и талантливых детей, раскрытие их способностей посредством музыкально - певческих приемов.

Задачи образовательные.

  • Обучить вокальным навыкам.

  • Научить выразительному исполнению музыкальных произведений, развивать творческое воображение, фантазию, умение видеть и слышать многообразие мира и уметь передать его в вокально-хоровой деятельности.

  • Сформировать потребность к постоянному совершенствованию.

  • Научить грамотному, художественному исполнению произведений.

Задачи развивающие.

  • Развивать гармонический и полифонический слух и вокальный навык поиска и исполнения своей партии в любом многоголосном народном произведении.

  • Развивать понимание музыкальных произведений, умение донести их содержание до аудитории, используя средства музыкальной выразительности;

  • Развивать певческую культуру, чувство ритма, гармонический и полифонический слух.

Задачи воспитательные.

  • Воспитание любви к данному виду искусства.

  • Воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения целостного, гармонического звучания в процессе исполнительского содружества.

  • Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.

  • Воспитание патриотизма через песенный материал, через знакомство с различными культурно-историческими направлениями и национально-музыкальными традициями народов населяющих Кубань.

Главной отличительной особенностью данной программы от уже существующих является то, что она разработана для детей, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.

Программа рассчитана на детей от 10 до 16 лет, желающих развивать свои вокальные данные. Набор осуществляется без вступительных экзаменов.

Продолжительность образовательного процесса - 1 года.

Всего на освоение программы отводится 72 часа.

1 год обучения- 72 часа;

Формы и режим занятий:

1 год обучения - 2 раза в неделю по 1 часу;

Наполняемость учебной группы: 6 человек.

Формы проведения занятий индивидуальная, комбинированное, практическое, беседа, прослушивание музыкальных произведений, концерт.


Ожидаемые результаты.

  • знать основные жанры песенного искусства;

  • знать физиологические особенности голосового аппарата;

  • знать правильную позицию рта при пении;

  • уметь петь легким звуком, без утечки воздуха;

  • уметь на звуке ЛЯ правильно показать индивидуальное звучание своего голоса;

  • уметь правильно и ясно выговаривать слова песни;

  • уметь брать дыхание в характере произведения;

  • уметь исполнять выразительно, чисто интонационно несложную в мелодическом отношении песню без помощи музыкального сопровождения;

  • уметь брать дыхание в характере произведения.

Формы и способы проверки результата:

Наблюдения педагога, первичная диагностика (для обучающихся 1-го класса): выполнение диагностических тестов.

Начальная диагностика: выполнение диагностических тестов.

Срезовая диагностика: выполнение диагностических тестов, вокальные упражнения.

Итоговая диагностика: концертные выступления участие в конкурсах,.

Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы.

Вводный - проводится в начале обучения, определяет уровень знаний художественно- творческих способностей ребенка (беседы, уровень вокальной подготовки).

Текущий - проводится на каждом занятии, акцентирование внимания на звукоизвлечении и чистоте интонировании.

Промежуточный - проводится по окончании изучения отдельных песен.

Итоговый - проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (коллективный анализ, отчетный концерт).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

1-й год обучения.


Наименование разделов

тем, блоков

Всего

В том числе

п/п


часов

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1


2

Постановка певческих задач.

6

3

3

3

Эстрадное пение

30

10

20

4

Музыкальная грамота, слушание музыки

20

10

10

5

Концертные выступления

14

5

9

6

Итоговое занятие

1

-

1


Всего

72

29

43

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

1. Вводное занятие. Беседа о коллективе, его направленности, задачах на первый год обучения, режимом работы, правилами поведения, техники безопасности, правилами личной гигиены хориста.

2. Постановка певческих задач.

Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня - закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и поп legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха - в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

3. Эстрадное пение.

При изучении эстрадных произведений в теоретической его части дается историческая справка о времени создания, композиторе, его творческой направленности, работа над текстом, его осмыслении, выразительном прочтении. Прослушивание произведения в плюсовом и минусовом форматах и дальнейшая вокальная работа предполагается в практической части работы над эстрадным произведением.

4. Музыкальная грамота. Слушание музыки. В части изучения музыкальной грамоты детям даются основные понятия динамики, интервалов, длительностей основных рабочих тональностей, а практическая часть теоретических полученных знаний, пение интервалов и т.д.

5. Концертные выступления. Выступления коллектива это - то к чему исполнители, идут от занятия к занятию, демонстрация своих достижений, совместного творческого труда с педагогом, т.е. это цель наших занятий и демонстрация своего понимания исполняемого произведения - один из стимулов творческой деятельности.

6. Итоговое занятие. Подведение итогов года. Отчётный концерт.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

1-й год обучения.

№ п/п

Раздел или тема программы.

Форма организа-ции про-ведения занятий.

Методы и приёмы.

Дидактиче-ский материал.

Вид и форма контроля.

1

Вводное занятие.

Индивидуальное, комбини-рованное.

Метод демонстра-ции.

Литература по проблеме.

Педагоги-ческие наблюдения.

2

Постановка певческих задач.

Индивиду-альное, комбинированное

Наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический

Магнитофон, микрофоны, музыкальные инструмент.

Педагоги-ческие наблюдения.

3

Эстрадное пение.

Индивиду-альное, комбини-рованное.

Наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический.

Магнитофон, микрофоны, музыкальные инструменты.

Педагоги-ческие наблюдения.

4

Музыкальная грамота, слушание музыки.

Индивиду-альное, комбини-рованное.

Наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический.

Магнитофон, микрофоны, музыкальные инструменты.

Педагоги-ческие наблюдения.

5

Концертные выступления.

Индивиду-альное, комбини-рованное.

Наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический.

Магнитофон, микрофоны, музыкальные инструменты.

Педагогические наблюдения.

6

Итоговое занятие.

Индивиду-альное, комбини-рованное.

Наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический.

Магнитофон, микрофоны, музыкальные инструменты.

Отчетный концерт.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  • наличие помещения, рабочих мест для обучающихся и мультимедийного оборудования, соответствующих правилам безопасной эксплуатации.

  • электрооборудование: экран, компьютер, микрофон.

  • музыкально-воспроизводящей аппаратуры; фортепиано; по возможности караоке; библиотечка вокалиста.

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.

Оборудование включает: комплект мебели, инструменты, необходимые для организации занятий, рабочее место руководителя оборудуется столом и стулом. В кабинете находятся закрывающиеся шкафы, где хранятся инструменты и костюмы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.

  1. Асафьев Б. О хорошем искусстве. Л. 1980.

  2. Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.

  3. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. М., 1972.

  4. Вопросы вокальной подготовки. Вы. 1 - 6 М., 1962-1982.

  5. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. М., 1984.

  6. Кабалевский Д. Как рассказать детям о музыке? М., 1977.

  7. Кабалевский Д. Прекрасное пробуждает доброе. М., 1976.

  8. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М., 1978.


© 2010-2022