• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическая разработка на тему Выразительные средства в программно-изобразительной музыке

Методическая разработка на тему Выразительные средства в программно-изобразительной музыке

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1»

Методическая разработка открытого у рока на тему «Выразительные средства в программно-изобразительной музыке»

Преподаватель Мазурова Л.В.







12 марта 2015 г.

Методическая разработка открытого урока

по предмету «Слушание музыки»

преподавателя теоретических дисциплин

МБОУДОД «Сафоновская ДШИ №1»

Мазуровой Любовь Васильевны


12 марта 2015 г.


Урок проводится с группой обучающихся 2 года обучения.

Тема урока: «Выразительные средства в программно - изобразительной музыке».

Цель урока: на основе примеров классической музыки и имеющихся у

учащихся знаний развить способность к восприятию этой музыки и через

образное мышление, через собственное эмоциональное состояние научить

учащихся говорить о музыке, выражая свое к ней отношение.

Тип урока: интегрированный.

Форма урока: итоговый урок.

Оборудование: фортепиано, видеоаппаратура, нотные сборники пьес П.И.

Чайковского, Д.Д. Шостаковича, детские рисунки, репродукции картин русских

художников.

Задачи урока:

1. Образовательные: сформировать комплекс знаний и навыков,
способствующих пониманию языка музыки;

2. Развивающие: развитие музыкального кругозора с помощью произведений
композиторов различных эпох, различных стран, различных стилей и
направлений; развитие слуховой и эмоциональной памяти; развитие
творческого воображения;

3. Воспитательные: воспитание музыкального вкуса на основе лучших
образцов музыкального искусства; развитие интереса к различным жанрам в
музыке; с помощью активизации учащихся на уроке совершенствовать навыки
общения.

ПЛАН УРОКА:


  1. Организационный момент.

  2. Постановка цели и объяснение задачи урока.

  3. Повторение темы «Выразительные средства музыки».

  4. Повторение пройденных произведений и их подробный разбор.

  5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных
    знаний.

  6. Подведение итогов урока.

ПРИМЕРНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:


  • саморазвивающее обучение,

  • интегрированный урок,

  • технологии игрового обучения,

  • обучение в сотрудничестве,

  • технологии развития критического мышления,
    - здоровьесберегающие технологии.

ХОД УРОКА:


1. Организационный момент.

Приветствие, настрой учащегося на учебную деятельность, создание творческой дружественной атмосферы, организация внимания, активности, целеустремленности.

2. Постановка цели и объяснение задачи урока.

Учитель: «Ребята! заканчивается III четверть, и наш урок сегодня является итоговым. Но так как материал, с которым мы познакомились в III четверти, очень тесно связан с предыдущим материалом, мне хотелось бы вспомнить все то, что мы изучали в течение всего этого учебного года.

Весь этот год мы знакомились с очень интересными произведениями различных композиторов. Мы знакомились с нотными текстами, слушали и смотрели видеозаписи этих произведений, делали рисунки по этим произведениям. Но, кроме этого, мы пытались с вами понять, разобраться, как композитор создает свою музыку, что он использует для создания своих произведений.

Точно также как художник пользуется для создания своих картин различными видами красок, множеством оттенков цвета, композитор использует свои музыкальные краски».

3. Повторение темы «Выразительные средства музыки».
Учитель: «Что же это за музыкальные краски?»
Ученики: «Это выразительные средства»

Учитель: «Ребята! Давайте вспомним все выразительные средства, которые мы знаем».

Учащиеся называют выразительные средства, давая каждому из них точное определение.

4. Повторение пройденных произведений и их подробный разбор.

Учитель: «Ребята! Давайте теперь вспомним произведения, с которыми мы

познакомились в этом году».

Учащиеся перечисляют эти произведения:

  1. С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

  2. П.И. Чайковский. Цикл фортепианных пьес «Времена года».

  3. П.И. Чайковский. Цикл фортепианных пьес «Детский альбом».

  4. Д.Д. Шостакович. Цикл пьес для фортепиано «Танцы кукол».

5. Камиль Сен - Сане. Цикл пьес для камерного оркестра «Карнавал
животных».

Учитель: «Во время перечисления произведений несколько раз прозвучало

слово «цикл». Ребята! Что это такое?»

Ученики: «Это произведения, состоящие из ряда разнохарактерных пьес».

Учитель: «Каждое произведение имеет свою особенность. Давайте поговорим

об этом».

Ученики: ««Петя и волк» - это симфоническая сказка, потому что каждого

героя характеризует инструмент симфонического оркестра».

Учитель: «Давайте вспомним всех героев «Пети и волка» и назовем

инструменты симфонического оркестра, изображающие их».

Ученики перечисляют и героев сказки, и инструменты.

Учитель: «Ребята! Давайте подумаем, какие главные выразительные средства использовал для своего произведения С.С. Прокофьев?» Ученики: «Тембр и регистр».

Учитель: «Ребята! Давайте посмотрим заключительный фрагмент мультфильма «Петя и волк», в котором мы увидим всех героев сказки и услышим все инструменты».

Просмотр фрагмента мультфильма «Петя и волк» - «Парад победителей».

Учитель обращает внимание присутствующих на рисунки учащихся по этому произведению.

Учитель: «А ведь у нас есть еще одно произведение, главным выразительным

средством в котором также являются тембр и регистр. Назовите это

произведение».

Ученики: «Камиль Сен - Сане «Карнавал животных». Цикл пьес для

камерного оркестра».

Учитель: « Что такое камерный оркестр?»

Ученики: «Небольшой оркестр, в котором главными являются струнно -

смычковые инструменты».

Учитель: «Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Как сам композитор назвал свое произведение?

  2. К какому празднику он его написал?

  3. Сколько пьес в этом цикле?»

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учитель: «Давайте перечислим всех героев этого произведения и инструменты, изображающие их».

Учащиеся перечисляют героев и называют инструменты, изображающие их.

Учитель: «В этом произведении есть несколько пьес, являющихся музыкальными пародиями. Что такое музыкальная пародия? Какие пьесы цикла являются музыкальными пародиями? В чем заключается пародия?»

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учитель: «Ребята! В этом цикле есть пьеса, ставшая очень известным балетным номером, поставленным специально для знаменитой русской балерины. Что это за пьеса? Как зовут русскую балерину? Как называется этот балетный номер?»

Ученики: «Эта пьеса называется «Лебедь». Номер поставлен для Анны Павловой, называется он «Умирающий лебедь».

Учитель: «Давайте посмотрим фрагмент балетного номера в исполнении Майи Плисецкой, знаменитой балерины XX века».

При просмотре фрагмента балетного номера обращается внимание учащимися на прекрасную мелодию в исполнении солирующей виолончели, очень точно передающей образ лебедя.

Учитель обращает внимание присутствующих на рисунки учащихся по произведению «Карнавал животных».

Учитель: «Ребята! А какой еще композитор использовал свою пьесу в балете? Как зовут этого композитора? Из какого произведения эта пьеса? Как называется балет?»

Ученики: «Петр Ильич Чайковский. Цикл фортепианных пьес «Детский альбом». Балет «Лебединое озеро»».

Учитель: «Давайте вспомним историю создания этого произведения. Кому посвящено это произведение? Сколько пьес в этом цикле? На какие темы написаны пьесы? Какие выразительные средства стали главными в этом произведении?»

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учитель: «А какую пьесу использовал П.И. Чайковский для своего балета «Лебединое озеро»?» Ученики: «Неаполитанскую песенку».

Учитель: «Давайте посмотрим эту пьесу в мультфильме «Детский альбом» и фрагмент балета «Лебединое озеро»».

Просмотр отрывка из мультфильма «Детский альбом» и фрагмента балета «Лебединое озеро».

Учитель: «Ребята! А вы обратили внимание, какой солирующий инструмент в «Неаполитанской песенке» и какой в «Неаполитанском танце» из балета?» Ученики: «В «Неаполитанской песенке» итальянский народный инструмент мандолина, а в «Неаполитанском танце» из балета - труба».

Учитель: «Среди перечисленных тем, на которые Чайковский написал свои пьесы из «Детского альбома» были названы: «Танцы», «Игры для девочек» и «Игры для мальчиков». Какие танцы звучат в этом цикле? Какие пьесы для девочек, какие для мальчиков?»

Ученики: ««Вальс», «Полька», «Мазурка», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков». Учитель: «А какое у нас еще есть произведение, в котором участвуют и танцы, и игрушки?»

Ученики: «Д.Д. Шостакович. Цикл фортепианных пьес «Танцы кукол»». Учитель: «Давайте вспомним все, что мы знаем об этом произведении. Для кого композитор написал этот цикл? Как выглядела обложка сборника? Сколько пьес в цикле? Как называется последняя пьеса? Где было исполнено это произведение?»

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учитель: «Ребята! А как можно понять, что это «Танцы кукол»? Какое здесь главное выразительное средство?»

Ученики: «Высокий регистр».

Учитель исполняет на фортепиано отрывки из некоторых пьес цикла: «Вальс-шутка», «Шарманка», «Романс» и просит учащихся узнать эти пьесы. Учитель: «А какой музыкальный размер в этом цикле является главным выразительным средством? Почему?» Ученики: «РазмерЗ/4. Это размер вальса».

Обращается внимание присутствующих на рисунки по этому произведению.

Учитель: «Ребята! В «Детском альбоме» П.И. Чайковского одной из тем, на которую написаны пьесы, является тема «Картины природы». Назовите, пожалуйста, эти пьесы». Ученики: «Зимнее утро», «Песня жаворонка».

Учитель: «Хорошо! Но ведь у нас есть целое произведение, посвященное природе! Что это за произведение?»

Ученики: «П. И. Чайковский. Цикл фортепианных пьес «Времена года». Учитель: «Молодцы! Давайте теперь вспомним все, что знаем об этом произведении. Кто попросил П.И. Чайковского написать это произведение? Сколько пьес в цикле? Почему? Что придумал П.И. Чайковский для того, чтобы

музыка каждой пьесы была еще более понятна? Назовите поэтов, отрывки, из стихотворений которых Чайковский использовал в цикле? Назовите пьесы, с которыми мы с вами познакомились».

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учитель исполняет начало пьесы «Осенняя песня» и просит узнать, что это за пьеса, а затем просит перечислить все важные выразительные средства. Ученики: «Минорный лад, медленный темп, динамический оттенок - р, ритм -половинные и четвертные длительности, тональность «ре минор». Учитель: «Молодцы! Все эти выразительные средства и замечательные строчки А. Толстого рисуют картину осени. А сейчас я покажу вам репродукции картин русских художников, а вы ответьте на вопрос: к каким пьесам цикла подходят эти картины?»

Учитель называет учащимся репродукции картин Ю. Сергеева «Святки» и Б. Кустодиева «Масленица».

Учитель: «И замечательные строчки русских поэтов, и репродукции картин, знание выразительных средств музыки помогают нам еще ярче, полнее воспринимать замечательную музыку П.И. Чайковского».

5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных

знаний.

Учитель: «Ребята! Сегодня мы с вами говорим о замечательной музыке П.И.

Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, К. Сен - Санса.

Произведения эти совершенно не похожи друг на друга, потому что каждый из

названных композиторов обладает своим неповторимым талантом,

неповторимым композиторским почерком.

Но, музыка - это удивительное искусство. Оно может быть понятно всем людям, в любой стране мира, так как не требует перевода. А знание универсального музыкального языка, «Музыкальных красок» делает музыкальное искусство еще более доступным, понятным и интересным. И мы сегодня с вами еще раз в этом убедились».

6. Подведение итогов урока.

Учитель: «Ребята! Сегодня вы очень хорошо поработали! Молодцы! Вы показали, что умеете слушать и слышать музыку, умеете грамотно говорить о музыке, анализировать услышанное и выражать свои мысли и чувства.

Вы показали очень хорошее знание не только выразительных средств музыки, но и их использование в произведениях, о которых шла речь на уроке. И еще. Музыка, о которой сегодня мы с вами говорили, имеет еще одно название. Это программно-изобразительная музыка, так как в каждом произведении есть конкретное содержание, и очень точное изображение того, о чем говорится в нем. Подробно об этом мы будем говорить в более старших классах.

Мы с вами только начинаем знакомиться с огромным и удивительным миром музыки. Впереди нас ждет очень много интересного!

Я благодарю вас за совместную работу!»

СПИСОК

ИСПОЛЬЗУЕМОЙ УЧЕБНОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И НОТНОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

1. Н.А. Царева «Уроки госпожи мелодии», 2 класс, Москва, «РОСМЭН», 2002

2. В.Н. Шацкая «Музыка в школе», Издательство академии педагогических
наук, Москва, 1963

  1. М. Забылин «Русский народ», Книга 1, Белый город, Москва, 2005

  2. П. Чайковский «Времена года» для фортепиано, Москва, «Музыка», 1986

  3. Д. Шостакович «Танцы кукол», Семь пьес для фортепиано, Государственное
    музыкальное издательство, Москва, 1959

  4. П. Чайковский «Детский альбом», для фортепиано, Москва, «Музыка», 1984

© 2010-2022