Урок Виды музыкального развития

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Виды музыкального развития - динамическое и тембровое.

(3 класс0

Цель урока:

-познакомить учащихся с динамическим и тембровым развитием музыки;
-подтверждение того, что повтор, контраст, вариационность - основные принципы развития в народной музыке и в произведениях, написанных композиторами.

Задачи урока:

Обучающие:
- познакомить учащихся со знаками альтерации «бемоль», «бекар» и «диез» и динамическими оттенками;

- привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;

- учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Развивающие:
- развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать звуковысотный, ладовый и ритмический слух детей.
Воспитательные:
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

- воспитывать потребность в общении с музыкой.

Оборудование: магнитофон, фонотека, иллюстрации к песни, музыкальные термины, портреты композиторов, детские музыкальные инструменты, синтезатор (ф-но), мультимедиапроектор.

Музыкальный материал к уроку:

  • А.Серебренников Детский марш- вход в класс;

  • Попевна «Игра в слова» - разучивание попевки по нотам;

  • « Тихо-громко»-исполнение;

  • Русская народная песня «Во поле берёза стояла» - исполнение песни;

  • П. Чайковский финал симфонии № 4- слушание фрагмента;

  • Э.Григ «Пер Гюнт» «Шествие гномов»- слушание фрагмента;

  • Ф.Шуберт «Белоснежка и семь гномов»- слушание фрагмента;

  • Э.Григ «В пещере горного короля»- слушание фрагмента;

  • Т. Хренников «Марш»- выход из класса.


Ход урока:

Организационный момент: вход под «Марш» А. Серебренникова (ф-но), музыкальное приветствие.

Распевание: артикуляционная гимнастика (покусать кончик языка; пожевать язык с двух сторон; пощёлкать языком по высотности; губы трубочкой и рисуем круги; губы открыты, произнести р-р-р; руки в стороны, и произносим звуки, сводя руки Ш-Ш-Ш, С-С-С, Ф-Ф-Ф; вдох и выдох со звуком «А»; пение скороговорки «Бык тупогуб»; О-А-У (1-3-5 ступени).

Вступительное слово учителя.

Музыка - искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом, звук за звуком. Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой, неподвижность.

Послушайте стихотворение:

Послушай, как щебечут птицы,
Послушай, как поёт волна,
Как дождь в окно твоё стучится,
Повсюду музыка слышна.

Именно эти строчки стихотворения говорят: хорошо было бы, если каждый из вас будет очень внимательным, очень чутким к музыке.

-А посмотрите в жизни человека, в природе или просто вокруг нас происходят изменения? (да)

В природе: прорастает зерно, растет, изменяется и становиться растением; человек: малыш растет, развивается, крепнет, умнеет и т.д.

Развитие - это, прежде всего изменение, постоянно происходящее и наблюдаемое нами в жизни.

Если мы прочитаем (без музыки) любую сказку, то увидим, что в ней происходят различные события, действующие лица совершают разные поступки, меняется их настроение, они вступают друг с другом то в дружеские беседы, то в споры и т. д. Все это называется развитием.

Музыка изменяется при помощи средств музыкальной выразительности.

Какие средства музыкальной выразительности вам известны?

  • Темп.

  • Динамика.

  • Тембр.

  • Ритм.

  • Мелодия.

Сегодня на уроке речь пойдёт о динамическом и темповом развитии.

Послушайте попевку «Игра в слова».

  • Проследите, как меняется музыка?

  • Что такое динамика?

  • Какие динамические оттенки вы знаете?

Динамика - изменение силы звука.

P (пиано)-тихо, F (форте)-громко, MEZZO-умеренно: MP-умеренно тихо,

MF-умеренно громко.


Постепенное уменьшение силы звука - диминуэндо.

Постепенное увеличение силы звука - крещендо.

Если стрелка вот такая,

Пойте, дети, затихая.

Повернулась стрела вдруг,

Надо здесь усилить звук.

Вокально-хоровая работа: разучивание мелодии, пение с динамическими оттенками.

В попенке «Игра в слова» есть ещё одно изменение. Сравните записи первой и второй строчки. Во второй строчке перед нотой «Ми» стоит необычный значок.

Знакомство со знаками альтерации.

Что за знак написан тут? Для чего он, как зовут?

Звать меня бемоль друзья, понижаю ноту я.

А скажи, насколько? На полтона только.

Ну, а это что за знак? Чем усердно занят так.

Я - диез, бемоля брат.

Сообщить вам очень рад

Про свою работу: повышаю ноту.

А скажи, насколько? На полтона только.

Вот бекар-знак непростой, музыкальный постовой,

За порядком наблюдает, эти знаки отменяет.

Урок Виды музыкального развития

-Какой знак изменил музыку и как? ( Знак бемоль изменил характер попевки «Игра в слова» понизил ноту «Ми», музыка приобрела минорный характер)

-Какое здесь развитие? (ладовое, динамическое)

Исполнение попевки: мальчики 1-ю строчку, девочки 2-ю строчку.

Прослушайте попевку «Тихо - громко».

- Как развивается динамика в этой попевке.

- Прослеживая за словами, определите динамические оттенки данного произведения, записывая на раздаточном материале.

Попевка «Тихо-громко».

1

Мы поём попевку тихо,

Очень тихо, очень тихо.


2

А теперь споём погромче,

Чуть погромче, чуть погромче.


3

Наконец поём мы громко,

Очень громко, очень громко.


4

Мы решили спеть потише,

Чуть потише, чуть потише.


5

А тереть споём мы тихо,

Очень тихо, очень тихо.


Исполнение попевки, соблюдая все динамические оттенки.

Музыкальная загадка.

- Как называется это произведение? (русская народная песня «Во поле береза стояла»)

Ребята, давайте вспомним русскую народную песню «Во поле береза стояла», мы учили ее в первом классе, пели во втором, когда говорили о русском фольклоре, а теперь на примере этой песни поговорим о развитии народной музыки, народной русской песни.

Исполнение песни с учителем.

  • Как вы думаете, где здесь главное зерно - интонации? (Люли- люли стояла.)

- Повтор мелодии куплета является развитием музыки в этой песне? (Да.)

- А почему? (Это прием композитора, при одной мелодии развивается тема о березе.)

- А можно построить эту песню на контрасте тихо-громко? А что еще меняется при пении песни кроме динамики? (Ритмическое развитие - изменялся ритм, у куплета и припева разные ритмы.)

Какой вид развития может еще здесь присутствовать? (Темповый - петь от медленного к быстрому).

Песня эта хороводная, темп самый хороший - средний, умеренный, но начать можно в медленном темпе.

Исполнить мелодии на слог «ля» и прохлопать ритмический рисунок
(по рядам).

Один из принципов развития мелодии в народной музыке - одна и та же мелодия повторяется.

Пение песни каноном: 1-й куплет со словами (мальчики), 2-й куплет - на «ля» (девочки), 3-й куплет - канон (голоса вступают не вместе, а поочередно, но поют одну и ту, же мелодию).

Исполнение с учителем в ансамбле с народными инструментами - исполнительское развитие.

Наблюдение над развитием музыки в классическом произведении.

  • А теперь другое произведение - классическая музыка. Посмотрим, какое развитие композитор ввел здесь.

Слушанье темы финала симфонии № 4 П.И. Чайковского.

- Прослушайте, как меняется интонация? Как меняется динамика? Какие используются инструменты симфонического оркестра.

Только в симфоническом оркестре из простенькой мелодии могла вырасти такая сочная картина народного праздника, которую мы слышим в последней части четвёртой симфонии Чайковского. Сохранив свою песенную прелесть и красоту, она звучит здесь совсем по-новому: то возбужденно и радостно, то мягко и задумчиво, то с безудержным хохотом несётся мимо нас в весёлом хороводе.

Для передачи взволнованного характера музыки изменили темп (он стал быстрым) и характер звучания (пение стало менее плавным)

Урок Виды музыкального развития

-Какой темп можно поставить перед нотной строчкой, чтобы запись отражала характер 1-го куплета (медленно, умеренно, не торопясь или др.).

-Что надо изменить в нотной записи, чтобы она соответствовала характеру музыки 2-го куплета? (1-й куплет спокойный, 2-й - взволнованный).

Проследите по нотам фрагмент мелодии в двух вариантах: в привычном виде и с неустойчивой жалобной интонацией в конце - так, как она звучит в симфонии Чайковского.

-Какой знак альтерации изменил мелодию?

- Как развивалась основная тема? (Ладовое, динамическое, исполнительское развитие.)

Разговор о темповом развитии музыки.

Всмотритесь в лицо этого человека. Какие умные, добрые, светлые глаза, в уголках губ прячется улыбка. Это норвежский композитор Эдвард Григ. Музыка Грига пронизана теплотой, душевностью, любовью к родному краю, к её суровой природе. Ведь Норвегия - это северная страна, где всегда холодно, много снега и мало светит солнце.

Сегодня мы прослушаем и разберем два фрагмента из его сюиты «Пер Гюнт» «Шествие гномов» и «В пещере горного короля».

(Сюита - музыкальное произведение из нескольких разных картин, связанных одним сюжетом).

Послушайте сюжет музыкального произведения.

Пер Гюнт - это имя юноши, главного героя сюиты. Он уходит из родного дома, в дальнее путешествие, надеясь разбогатеть и найти свое счастье. Но счастье и любовь он нашел, только вернувшись на Родину. В своих странствиях Пер встречает разных героев, среди них восточная танцовщица Анитра, гномы и сказочные жители пещеры- тролли.

  • Кто такие гномы? (Маленькие человечки, которые живут в горе, добывают драгоценные камни.)

Слушание «Шествия гномов».

  • Как вы думаете, добрые это гномы или злые? (Они деловые, любят трудиться; ищут самоцветы; маленькие, шустрые, в колпачках, идут вразвалочку, но четкими маленькими шажками, в руках молоточки и кирки.)

  • Какое развитие музыки вам удалось определить? (Динамическое - от тихого к громкому, и от громкого опять к тихому, композитор рисует поход гномов, их шествие: издалека - вблизи - вдаль. Вспомните «Полюшко» - движение конницы.) Значит, какое еще здесь развитие? (Изобразительное, исполнительское - исполняет симфонический оркестр.)

  • А теперь другие гномы, из сказки «Белоснежка и семь гномов».

Послушайте фрагмент «Белоснежка и семь гномов» Ф. Шуберта.

Сели, как слушатели.

Кто лучше угадает замысел композитора? Кто быстрее определит, где гномы, а где Белоснежка?

Слушанье фрагмента сказки.

  • Кто? (гномы). Давайте «пошагаем», покажем шажки гномов, они ведь маленькие, представьте их в широких штанишках и колпачках, с длинными бородами.

Физ. минутка для мальчиков.

  • На какой труд выходят гномы? На добро иди зло? (Это деловые, серьезные, самостоятельные, решительные сказочные существа. Они наводят порядок в лесу, расчищают тропинки, речки, вызволяют из беды зверушек, выпавших из гнезда птенцов, поправляют поваленные деревья. В сказочном лесу все живое.)

  • Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, создавая этот образ? (Ритм четкий, мажор, окраска звука мягкая, насыщенная, не грубая, регистр средний - гномы басят, хоть и маленькие, темп быстрый и т. д.)

Слушание 2 части.

  • Кто это? (Белоснежка.)

  • Какая она? (Добрая, мягкая, красивая, нежная, ухаживает за гномами, ждет их с работы и провожает.)

  • Какими музыкальными средствами пользовался композитор, создавая музыкальный образ Белоснежки? (Тона мягкие, темп небыстрый, мелодия спокойная, лад минорный, характер музыки миролюбивый.)

Физ. минутка для девочек (в движениях передать образ Белоснежки).

  • Какие виды музыкального развития были использованы в данных произведениях? (Ладовое развитие от мажора к минору, от среднего к медленному, темповое, тембровое от басовитого к нежному, динамическое - менялась громкость и т. д.)

Все это сделало музыку интересной. События меняются и музыка об этом рассказала нам.

Композиторы часто обращались в своем творчестве к устному народному творчеству, сказкам. Сказки - истоки больших серьезных произведений («Садко», «Спящая красавица» и до.), «Пер Гюнт» - одно из таких произведений. Вот один случай из его путешествия. Герой - попадает в сказочную пещеру. Прилег отдохнуть. Как только он собрался заснуть, послышалось легкое движение, тихий шорох. Из щелей, разных дырочек и бугорков начали выглядывать тролли, их становилось все больше и больше, они окружали его со всех сторон и вот они уже стали строиться в колонны с воинственными криками, появился горный король.

Кто это такие тролли? (Сказочные злые существа.)

Определите по музыке, на добро или зло собрались тролли. (На зло.)

Слушание фрагмента «В пещере горного короля».

Верил я, сходя впервые

В недра мрачные земные:

Духи тьмы там, в глубине,

Тайну тайн откроют мне.

Г. Ибсен

  • Созвучны ли стихи музыке? (Да.) Пьеса полна фантастической таинственности. Что вам подсказало такой ответ? Как изменилась музыка? (Лад не менялся, темп - великолепно передано движение от медленного шествия к быстрому, динамика - от тихого к громкому; тембр - от тихого к возбужденному, характер - от злого к агрессивному, ритм не менялся, все время был четким, мелодия повторялась - прием повтора, но в разном виде.)

  • Какие виды развития музыки особенно ярко проявились? (Менялась сила звука - динамическое, темповое - быстрота исполнения менялась, тембровое - из мягких звуки превратились в четкие, отрывистые, жесткие, резкие.) Все это создало образ зла.

Обобщение:

-Произведение какого композитора вы слушали? (Грига.)

-Как оно называлась? («В пещере горного короля».)

Нам, ребята, надо было услышать добро или зло в музыке, смогли мы разгадать замысел композитора? Мы слушали «Шествие гномов» и «В пещере горного короля», но в одном шествие было добрым (гномы), а в другом - злым (тролли).

-Что помогло нам разобраться? (Знания развития музыки.)

- Достаточно ли какого-либо одного вида развития музыки для того, чтобы создать образ, как вы думаете? Лучше взять какое-то одно средство музыкальной выразительности или чем богаче выбор музыкальных средств, тем музыка интереснее? (Чем больше средств, тем интереснее музыка.)

Как один и тот же прием развития (повтор) помог композитор нарисовать такие контрастные картины? (Добавлял динамическое и тембровое развитие.)

Что оставалось неизменным, а что менялось в каждой из частей? (Мелодия, ритм не менялись, но менялись громкость и темп: они постоянно нарастали каждый раз, музыкальная тема наполнялась разным содержанием, новым смыслом, т. е. было сюжетное развитие музыки.)

Совпало ли мнение или замысел композитора с нашим восприятием музыки?

На примере пьесы Э. Грига «В пещере горного короля» мы наглядно убедились, что, используя разнообразные приемы развития музыки, композитор создал яркую картину стремительной пляски сказочных существ. В основе произведения лежит одна неизменно повторяющаяся тема, но на протяжении всего звучания музыки мы с интересом наблюдаем за ее развитием: изменением характера от настороженного, затаенного до взволнованного, возбужденного; постепенным нарастанием динамики от еле слышимого пиано до громоподобного форте; ускорением темпа - от медленного до стремительного.

Таинственное шествие постепенно перерастает в дикую пляску гномов и троллей - обитателей сказочной пещеры.

Мы не смогли бы, например, дослушать до конца «В пещере горного короля», если бы в этой музыке не было ярких, запоминающихся интонаций, если бы в ней ничего не развивалось, а все время повторялось одно и то же.

Значит, в основе музыки лежат интонация и развитие.

Нет музыки без развития

Домашняя работа: - Я предлагаю вам дома нарисовать любой рисунок к произведению, которое вам больше всего понравилось, для оформления выставки на следующем уроке.

Рефлексия на конец урока.

Поднимите руку высоко вверх, если ………

На уроке было интересно, узнал много нового.

Рука внизу, если……..

Остались вопросы.

Спасибо за активную работу на уроке. Выставление оценок. Музыкальное прощание.

Выход из класса под "Марш" Т. Хренникова.



© 2010-2022