- Преподавателю
- Музыка
- Учебно-методический комплекс по предмету «Периферийные устройства вычислительной техники»
Учебно-методический комплекс по предмету «Периферийные устройства вычислительной техники»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дмитриев Е.М. |
Дата | 11.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Электростальский филиал Государственного бюджетного
образовательного учреждения среднего профессионального образования
«Московский колледж управления и новых технологий»
Рабочая программа
учебной дисциплины
«Периферийные устройства вычислительной техники»
для специальности 230101 (2201)
"Вычислительные машины, комплексы,
системы и сети"
(Базовый уровень)
г.о. Электросталь
2012 год
Одобрена цикловой
Методической комиссией «Общепрофессиональных дисциплин»
Пр. №_____________
От «___» ______________ 2012г.
Председатель ЦМК
________________ /Н.В. Сутормин
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности
Утверждена Методическим Советом колледжа
Протокол № __________
от «___» __________2012г.
Председатель методического Совета - заместитель директора ЭФ ГБОУ СПО МКУНТ по УР
_______/И.В. Краснобельмова
Автор
Дмитриев Е.М., преподаватель ЭФ ГБОУ СПО МКУНТ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины "Периферийные устройства вычислительной техники" предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников технической специальностей групп 230101 (2201) «вычислительные машины, комплексы, системы и сети» и является единой для всех форм обучения, а также для всех видов и типов образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
- о роли и месте знаний по учебной дисциплине при освоении смежных дисциплин по выбранной специальности и в сфере профессиональной деятельности;
- о направлениях развития аппаратного и программного обеспечения вычислительной техники;
- о выпускавшихся ранее и новейших периферийных устройствах вычислительной техники (ВТ);
знать:
- классификацию периферийных устройств вычислительной техники;
- состав типовых периферийных устройств вычислительной техники;
- принципы построения, физические основы работы периферийных устройств вычислительной техники;
- технические характеристики периферийных устройств вычислительной техники;
уметь:
- выбирать и использовать типовые периферийные устройства вычислительной техники;
- подключать стандартные и нестандартные периферийные устройства вычислительной техники;
- конфигурировать периферийные устройства вычислительной техники и обеспечивать их аппаратную совместимость;
- выбирать рациональную конфигурацию периферийных устройств в соответствии с решаемой задачей.
Рабочая программа рассчитана на 130 часов (из них 20 часов лабораторных занятий).
При разработке календарно тематического плана учебной дисциплины образовательное учреждение в зависимости от специфики подготовки специалистов может вносить дополнения и изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по разделам (темам), а также в перечень лабораторных занятий при условии выполнения требований к уровню подготовки выпускников.
Рабочая программа рассматривается предметной (цикловой) комиссией и утверждаться заместителем директора по учебной работе.
При изучении учебной дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.
Изложение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов.
Для проведения занятий целесообразно использовать лекционно-семинарские занятия, применять технические средства обучения и вычислительную технику.
С целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений образовательному учреждению рекомендуется в рабочей программе учебной дисциплины предусмотреть самостоятельную работу студентов.
Освоение учебной дисциплины предполагает практическое осмысление ее разделов и тем на лабораторных занятиях, в процессе которых студент должен закрепить и углубить теоретические знания, приобрести необходимые умения.
Предусмотренная программой тематика лабораторных занятий носит рекомендательный характер и в календарно-тематическом плане может быть изменена в зависимости от специфики образовательного учреждения.
В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.
Для проверки знаний студентов в рабочей программе рекомендуется указывать, по окончании каких разделов следует проводить промежуточный контроль. Форму и сроки проведения контроля по дисциплине определяет образовательное учреждение.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем
Количество аудиторных часов при очной форме
обучения
Всего
в том числе
лабораторные
работы
1
2
3
Введение
2
Раздел 1Общие принципы организации работы периферийных устройств ВТ
32
2
Тема 1.1. Классификация периферийных устройств
2
Тема 1.2. Организация системы ввода-вывода информации
2
Тема 1.3. Аппаратная и программная поддержка работы периферийных устройств ПК
14
2
Тема 1.4. Интерфейсы и шины
14
Раздел 2. Периферийные устройства
96
18
Тема 2.1. Внешние запоминающие устройства
14
2
Тема 2.2. Видеоподсистемы
10
2
Тема 2.3. Звуковоспроизводящие системы
14
2
Тема 2.4. Устройства вывода информации
14
4
Тема 2.5. Сканеры
14
2
Тема 2.6. Цифровые фото- и видеокамеры
12
2
Тема 2.7. Манипуляторные устройства ввода информации
10
2
Тема 2.8. Нестандартные периферийные устройства
8
2
Всего по дисциплине:
76
20
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ
Учебной дисциплина «Периферийные устройства вычислительной техники», ее основные задачи и связь с другими учебными дисциплинами. Периферийные устройства и их применение. Обзор развития периферийных устройств вычислительной техники.
Студент должен:
иметь представление:
- о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы специальности.;
Раздел 1. Общие принципы организации работы периферийных устройств вычислительной
техники
Тема 1.1. Классификация периферийных устройств
Студент должен:
знать:
- классификацию периферийных устройств.
Периферийные устройства: назначение и классификация. Общие принципы построения периферийных устройств вычислительной техники.
Тема 1.2. Организация системы ввода-вывода
информации
Студент должен:
знать:
- понятие интерфейса;
- классификацию интерфейсов;
- архитектуру шины.
Организация системы ввода-вывода информации. Понятие интерфейса. Унифицированные интерфейсы. Классификация интерфейсов. Архитектура шины и ее основные характеристики.
Тема 1.3. Аппаратная и программная поддержка
работы периферийных устройств ПК
Студент должен:
знать:
- аппаратные средства поддержки работы периферийных устройств;
- программные средства поддержки работы периферийных устройств;
уметь:
- подключать периферийные устройства к ПК.
Аппаратные средства поддержки работы периферийных устройств: контроллеры, адаптеры, мосты.
Программная поддержка работы периферийных устройств ПК. Прямой доступ к памяти. Приостановки. Прерывания. Драйверы. Спецификация P&P (Plug&Play).
Лабораторное занятие
Подключение периферийных устройств к ПК.
Тема 1.4. Интерфейсы и шины
Студент должен:
знать:
- назначение и технические характеристики интерфейсов ISA, EISA, PCI, AGP, PCI-Express;
- назначение и технические характеристики интерфейсов IDE/ATA, SCSI, SATA, SAS;
- назначение и технические характеристики интерфейсов RS-232 (COM), LPT, USB, FireWire.
Интерфейсы подключения периферийных устройств ПК. Внутренние интерфейсы ISA, EISA, PCI, AGP, PCI-Express. Назначение и технические характеристики. Структура разъемов шин. Подключение карт расширения.
Интерфейсы периферийных устройств: IDE/ATA, SCSI, SATA, SAS. Назначение и технические характеристики. Структура разъемов шин. Подключение накопителей на жестких магнитных дисках и твердотельных накопителей, дисководов, приводов CD и DVD дисков.
Внешние интерфейсы: RS-232 (COM), LPT, USB, FireWire. Назначение и технические характеристики. Структура разъемов шин.
Раздел 2. Периферийные устройства
Тема 2.1. Внешние запоминающие устройства
Студент должен:
знать:
- классификацию внешних запоминающих устройств;
- принцип действия и основные компоненты дисковода FDD;
- характеристики и режимы работы накопителя на жестких магнитных дисках;
- принцип работы твердотельных накопителей;
- принцип работы приводов магнитооптических и компакт-дисков;
- принцип работы стримера;
уметь:
- записывать информацию на различные носители;
- использовать программные средства технического обслуживания жесткого диска.
Назначение и классификация внешних запоминающих устройств.
Накопители на гибких магнитных дисках: принцип действия, основные компоненты, технические характеристики. Подключение накопителей. Логическая структура дискет.
Накопители на жестких магнитных дисках (НЖМД): принцип работы, форм-факторы, типы. Конструкция и основные узлы НЖМД. Основные характеристики. Режимы работы. Контроллеры и подключение НЖМД. Современные модели накопителей. Логическая структура жесткого диска. Форматирование магнитных дисков. Утилиты обслуживания магнитных дисков.
Твердотельные накопители: принцип работы, форм-факторы, типы. Конструкция и основные узлы. Основные характеристики. Режимы работы. Контроллеры и подключение. Основные преимущества и недостатки твердотельных накопителей.
Приводы CD-R (RW), DVD-R (RW): принципы работы, конструкция и основные компоненты, технические характеристики. Организация данных на диске. Режимы записи. Характеристики компакт-дисков.
Магнитооптические накопители: принципы работы, конструкция и основные компоненты, технические характеристики. Логическая структура и формат магнитооптических дисков.
Накопители на магнитных лентах (стримеры). Принцип размещения информации на магнитных лентах. Конструкции лентонатяжных механизмов. Структура данных на магнитоной ленте. Устройства записи-считывания информации с магнитных лент. Картриджи с магнитными лентами. современные модели стримеров.
Внешние устройства хранения информации: флэш-накопители, ZIP-накопители и др. Принцип работы, основные технические характеристики.
Лабораторные занятия
Форматирование магнитных дисков. Работа с программным обеспечением по обслуживанию НЖМД.
Тема 2.2. Видеоподсистемы
знать:
- принцип работы мониторов на основе ЭЛТ;
- принцип работы жидкокристаллических мониторов;
- основные характеристики мониторов;
- типы адаптеров (ISA, PCI, AGP, PCI-E, встроенные в чипсет/процессор);
- основные характеристики видеоадаптеров;
уметь:
- подключать и устанавливать режимы работы мониторов;
- конфигурировать видеоадаптеры.
Мониторы на основе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ): основные принципы работы, типы ЭЛТ, конструкции, технические характеристики мониторов. Стандарты ТСО.
Жидкокристаллические мониторы. Принцип действия и технологии ЖК-монитора. Контроллер ЖК-экрана (драйвер). Технические характеристики ЖК-мониторов. Преимущества и недостатки ЖК-мониторов перед мониторами на основе ЭЛТ.
Плоскопанельные мониторы: плазменные дисплеи, электролюминесцентные мониторы, мониторы электростатической эмиссии, органические светодиодные мониторы. Принцип действия, основные преимущества и недостатки.
Видеоадаптеры: назначение, функции и типы. Режимы работы и характеристики видеоадаптеров, их основные компоненты. Выбор видеоадаптера.
Устройства захвата и ввода-вывода видеосигнала: основные компоненты и характеристики. Линейный и нелинейный монтаж: функции, средства сжатия. Интерфейс DirectX. Программное обеспечение аппаратных средств ввода-вывода видеосигнала.
Мультимедийные проекторы: принцип действия и классификация. Принципиальные схемы TFT-проекторов, полисиликоновых проекторов, D-ILA, DMD/DLP-проекторов. Их достоинства и недостатки. Принцип действия 3D-проекторов. Основные характеристики мультимедийных проекторов.
Лабораторные занятия
Подключение мониторов и установка режимов их работы.
Тема 2.3. Звуковоспроизводящие системы
Студент должен:
знать:
- принципы обработки звуковой информации;
- состав звуковой подсистемы ПК;
- основные характеристики звуковых карт;
уметь:
- подключать и настраивать звуковые подсистемы ПК;
- производить запись звуковых файлов.
Основные компоненты звуковой подсистемы ПК. Принципы обработки цифровой информации. Принцип работы и технические характеристики звуковых карт и акустических систем. Спецификация звуковых систем. Программное обеспечение. Форматы звуковых файлов. Средства распознавания речи.
Лабораторное занятие
Подключение звуковой подсистемы ПК. Работа с программным обеспечением записи и воспроизведения звуковых файлов.
Тема 2.4. Устройства вывода информации
Студент должен:
знать:
- принципы работы устройств вывода информации на печать;
- основные узлы и особенности эксплуатации печатающих устройств;
- технические характеристики печатающих устройств;
уметь:
- подключать и инсталлировать принтеры;
- настраивать параметры работы принтеров.
Общие характеристики устройств вывода на печать. Классификация печатающих устройств.
Принтеры ударного типа: принцип действия, механические узлы, особенности работы, технические характеристики, правила эксплуатации. Основные современные модели.
Струйные принтеры: принципы работы, основные узлы, особенности работы, основные параметры, правила эксплуатации. Основные современные модели.
Лазерные принтеры: принцип действия, функциональная схема, особенности работы, основные параметры. Язык управления принтером. Правила эксплуатации. Основные современные модели.
Плоттеры: назначение, принцип действия, классификация. конструктивные особенности и основные технические характеристики.
Специализированные устройства печати: термические, светодиодные, сублимационные. Принципы работы, основные узлы и параметры.
Подключение и инсталляция печатающих устройств. Настройка параметров работы принтеров. Замена картриджей. Себестоимость печати.
Лабораторные занятия
Подключение и инсталляция принтеров. Настройка параметров работы принтеров.
Тема 2.5. Сканеры
Студент должен:
знать:
- классификацию сканеров;
- принцип работы и способы формирования изображения;
- технические характеристики сканеров;
уметь:
- подключать и инсталлировать сканеры;
- работать с программным обеспечением сканера.
Классификация сканеров. Принцип работы и способы формирования изображения. Основные узлы. Кинематический механизм. Технические характеристики сканеров. Программный интерфейс и программное обеспечение. Особенности применения.
Лабораторные занятия
Подключение и инсталляция сканеров. Настройка параметров сканера.
Тема 2.6. Цифровые фото- и видеокамеры
Студент должен:
знать:
- принцип работы и основные технические характеристики цифровых фото- и видеокамер;
- классификацию цифровых фото- и видеокамер;
- технические характеристики цифровых фото- и видеокамер;
уметь:
- подключать и инсталлировать цифровые фото- и видеокамеры;
- работать с программным обеспечением цифровых фото- и видеокамер.
Классификация цифровых фотокамер. Принцип работы и способы формирования изображения. Технические характеристики. Программный интерфейс, программное обеспечение.
Лабораторные занятия
Подключение и работа с цифровой фотокамерой.
Тема 2.7. Манипуляторные устройства ввода
информации
Студент должен:
знать:
- принцип действия клавиатуры;
- принцип работы мыши, трекбола, джойстика;
- принцип работы дигитайзера.
Клавиатура: принцип действия, конструктивные исполнения. подключение клавиатуры. Драйвер клавиатуры. Настройка параметров работы клавиатуры.
Оптико-механические манипуляторы. Мышь: принцип действия, способы подключения, основные характеристики. Принципиальные схемы оптико-механической и оптической мыши. Драйвер мыши. Особенности инфракрасной и радиомыши. Настройка параметров работы мыши.
Другие манипуляторные устройства ввода информации: джойстик, трекбол, дигитайзер. Их назначение, принцип действия, основные особенности, подключение.
Лабораторные занятия
Конструкция и параметры работы клавиатуры.
Тема 2.8. Нестандартные периферийные устройства
Студент должен:
знать:
- интерфейсы нестандартных периферийных устройств ПК;
- принцип работы и основные технические характеристики карманных ПК и смартфонов;
уметь:
- подключать нестандартные периферийные устройства к ПК.
Интерфейсы нестандартных периферийных устройств. комбинированные периферийные устройства ПК.
Принцип работы и основные технические характеристики карманных ПК и смартфонов. Обзор основных моделей.
Лабораторное занятие
Подключение и работа с нестандартными периферийными устройствами ПК.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Лабораторные занятия
Раздел
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Раздел 1.
1.
Подключение периферийных устройств к ПК.
2
Раздел 2.
2.
Форматирование магнитных дисков. Работа с программным обеспечением по обслуживанию жестких магнитных дисков.
2
3.
Подключение мониторов и установка режимов их работы.
2
4.
Подключение звуковой подсистемы ПК. Работа с программным обеспечением записи и воспроизведения звуковых файлов.
2
5.
Подключение и инсталляция принтеров. Настройка параметров работы принтеров.
4
6.
Подключение и инсталляция сканеров. Настройка параметров работы сканера.
2
7.
Подключение и работа с цифровой фотокамерой.
2
8.
Конструкция и параметры работы клавиатуры.
2
9.
Подключение и работа с нестандартными периферийными устройствами ПК.
2
Итого:
20
Рекомендуемая литература
1. Гук М. Аппаратные интефейсы ПК: Энциклопедия. - СПб.: Питер, 2002.
2. Гук М. Шины PCI, USB и FireWire: Энциклопедия. - 2005.
3. Колесниченко О.В., Шишигин И.В. Аппаратные средства РС. 5-е изд. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
4. Максимов Н.В., Партыка Т.Л., Попов И.И. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем: Учебник. - М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2005.
5. Мюллер Скотт. Модернизация и ремонт ПК. 18-е изд. - М.: Вильямс, 2009.
6. Несвижскаий В. Программирование устройств SCSI и IDE. - СПб,: БХВ-Петербург, 2003.
7. Сайков Б.П. Сбои компьютера. Диагностика, профилактика, лечение. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2002.
8. Новиков Ю.В. и др. Разработка устройств сопряжения для персонального компьютера типа IBM PC.
9. Першиков В. И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике / Рецензенты: канд. физ.-мат. наук А. С. Марков и д-р физ.-мат. наук И. В. Поттосин. - М.: Финансы и статистика, 1991. - 543 с. - 50 000 экз. - ISBN 5-279-00367-0.