• Преподавателю
  • Музыка
  • Разработка урока музыки на тему «Александр Невский». «Звать через прошлое к настоящему»

Разработка урока музыки на тему «Александр Невский». «Звать через прошлое к настоящему»

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Водопьянова Т.М.

«Александр Невский». «Звать через прошлое к настоящему»

Сценарий урока в 5 классе

«Он чувства сердца разделил между Отчизною и Богом».

Великий князь Александр Невский на протяжении почти восьми веков был и остается в народной памяти священной личностью нашей страны, национальным героем и народным заступником.

«Александр Невский» художника П. Корина

В начале 1938 года крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн начал съемку звукового фильма об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил привлечь Прокофьева, с которым был хорошо знаком еще с 20-х годов. «Будучи давнишним поклонником его замечательного режиссерского таланта, я с удовольствием принял предложение», - вспоминал композитор.

Портрет С. Эйзенштейна. Есть фото

С. Эйзенштейна и С. Прокофьева

Чаще всего в любое время дня или ночи композитору привозили домой законченный кусок отснятой пленки, предоставляя ему самому решать, какова должна быть музыка к нему. В других случаях Прокофьев заранее писал музыку, а Эйзенштейн строил зрительный ряд, основываясь на его звучании. Бывало и так, что режиссер рассказывал Прокофьеву о каком-то эпизоде, иллюстрируя его карандашными рисунками, а потом делал съемки, исходя из готовой музыки.

Карандашные наброски к сценарию фильма «Александр Невский»

«Зал тёмен. Но не настолько, чтобы в отсветах экрана не уловить его рук на ручках кресла: этих громадных, сильных прокофьевских рук, стальными пальцами охватывающих клавиши, когда со всем стихийным бешенством темперамента он обрушивает их на клавиатуру...

По экрану бежит картина.

А по ручке кресла, нервно вздрагивая, словно приёмник телеграфа Морзе, движутся беспощадно чёткие пальцы Прокофьева. Прокофьев отбивает такт? Нет. Он отбивает гораздо большее. Он в отстуке пальцев улавливает закон строения, по которому на экране в монтаже скрещены между собою длительности и темпы отдельных кусков, и то и другое, вместе взятое, сплетено с поступками и интонацией действующих лиц.

...Назавтра он пришлёт мне музыку, которая таким же звуковым контрапунктом будет пронизывать мою монтажную структуру, закон строения которой он уносит в той ритмической фигуре , которую отстукивали его пальцы.

Мне кажется, что, кроме этого, он ещё не то шепчет, не то мурлычет про себя. Но лицо такое концентрированное. Таким оно может быть только, когда человек вслушивается в строй вовне проносящихся звуков или в звукоряд, проходящий внутри его самого. Не дай бог заговорить с ним в это время!»

Фото Прокофьева за роялем или в кинопавильоне

Фильм «Александр Невский» вышел на экраны в декабре 1938 года и сразу завоевал огромную любовь зрителей. Этот успех натолкнул композитора на мысль написать на основе музыки к фильму кантату.

Афиша фильма «Александр Невский»

Из отдельных фрагментов и мотивов, звучащих на протяжении фильма, нужно было скомпоновать разделы по правилам вокально-симфонического цикла. Слово кантата происходит от итальянского «кантаре», что означает «петь». Кантата состоит из нескольких номеров (частей). Предназначена для отдельных певцов (солистов), хора и оркестра. 17 мая 1939 года прошла премьера кантаты в Большом зале Московской консерватории.

Изображение хора, исполняющего кантату

До начала Великой Отечественной войны оставалось два год а и один месяц

Довоенный плакат об армии, ОСОВИАХИМе

Кантата состоит из семи частей, каждая из них представляет собой законченный номер:

«Русь под игом монгольским»,

«Песня об Александре Невском»,

«Крестоносцы во Пскове»,

«Вставайте, люди русские»,

«Ледовое побоище»,

«Мертвое поле»,

«Въезд Александра во Псков».

Ноты кантаты «Александр Невский»

«Песня об Александре Невском»

А и было дело на Неве-реке,

На Неве-реке, на большой воде.

Там рубили мы злое воинство,

Злое воинство, войско шведское.

Ух, как бились мы, как рубились мы!

Ух, рубили корабли по досточкам.

Нашу кровь-руду не жалели мы

За великую землю русскую.

Это начало событий, данное в эпическом плане, рассказ о недавней победе русских над шведами и о готовящемся новом испытании: "Не уступим мы землю русскую".

"Кто придет на Русь, будет насмерть бит" - такова основная мысль этой части.

Фото из фильма - русские воины 13 века

Вопрос:

- Каким предстал А. Невский перед вами, каким вы его видите в музыке?

ПАУЗА

Ответ:

Мужественным, сильным, надежным, уверенным защитником - богатырем. Перед нами былинный герой. Музыка величавая и строгая (подражание народным величальным песням). Она похожа на фреску древнего русского живописца, запечатлевшего воина сурового и преданного Родине.

Фото Н. Черкасова в роли Невского

«Крестоносцы во Пскове»

Музыка III части рисует облик тевтонских рыцарей - смесь ханжества и жестокости. Мрачное оркестровое вступление сменяется тихим "святым" пением "Регеgrinus" - хоралом крестоносцев. Но в оркестре - угрожающая фигура у медных инструментов и контрафагота.

Фото тевтонских рыцарей на фоне Псковского кремля

«Вставайте, люди русские».

Вставайте, люди русские,

На славный бой, на смертный бой,

Вставайте, люди вольные,

За нашу землю честную!

Как тревожный набат возникает краткое вступление к хору, набатный колокол звучит в оркестре на протяжении всей первой части хора. Тревожно и решительно звучит музыка. Ее сменяет широкая и уверенная мелодия:

На Руси большой,

На Руси родной

Не бывать врагу!

Колокол, набат

Звучит хор «Вставайте, люди русские!»

Оркестровое вступление к этой части напоминает тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают звучание хора всей первой части. В мелодии слышатся боевые кличи. Ритм марша подчеркивает героический характер музыки. Эта музыка была очень любима в годы Великой Отечественной войны. Она действительно является боевой патриотической песней. В ней композитор передает настрой, состояние русского народа, его решимость и мужество.

Оркестр и дирижер, затем кадр из фильма - ополчение

Вопрос:

Что такое набат?

ПАУЗА

Ответ:

Это тревожный колокольный звон. Сигнал к сбору людей в случае бедствия, подаваемый ударом колокола. Звоном колокола сзывали на помощь, поднимали тревогу.

Колокольня, лицо звонаря

«Ледовое побоище» - основная часть кантаты. Влияние кино на музыку ясно чувствуется в ней.

Видео фрагмент битвы из фильма


Вопрос:

Несложно определить разницу в музыкальной характеристике немецких рыцарей и русских воинов. Как характеризует композитор немецких рыцарей?

ПАУЗА

Ответ:

Музыка тевтонцев холодная, злая, статичная, как будто неживая. Механический ритмический рисунок, монотонное пение - хорал. Одной из причин нападения на нашу страну немецких рыцарей было желание сделать нашу землю католической страной. Поэтому-то Прокофьев и написал для темы нападения католический хорал и специально искал такой тембр, который был бы неприятен для русского уха. Бездушная "железная" музыка крестоносцев слышится, как характеристика современных агрессивных и реакционных сил - кантата писалась в эпоху разгула фашизма в Западной Европе.

Фото из фильма - крестоносцы на поле битвы

Вопрос:

А звучит музыкальная характеристика русских воинов?

ПАУЗА

Ответ:

Музыка русских ослепительно яркая, полетная, она живая, быстрая, можно сказать лихая или залихватская, удалая, веселая, похожа немного на русскую плясовую. В характеристике русских господствует песенное начало; в оркестре преобладают струнные и духовые инструменты. Звучит целая вереница мелодий печальных и скорбных, величавых и героических, удалых и веселых.

Фото из фильма - рукопашный бой

Видео фрагмент битвы из фильма

Прокофьев описал средствами музыкального произведения борьбу немецких рыцарей и русского войска. В кульминации сражения музыкальные темы перемешались. Здесь сталкиваются образы тевтонских рыцарей и русских воинов.

Оркестр, дирижер

«Мертвое поле»

Я пойду по полю белому,

Полечу по полю смертному,

Поищу я славных соколов,

Женихов моих, добрых молодцев.

Кто лежит, мечами порубленный,

Кто лежит, стрелою пораненный,

Напоили они кровью алою

Землю честную, землю русскую.

Кто погиб за Русь смертью доброю,

Поцелую того в очи мёртвые,

А тому молодцу, что остался жить,

Буду верной женой, милой ладою.

Не возьму в мужья красивого, -

Красота земная кончится.

А пойду я за храброго.

Отзовитеся, ясны соколы!

Это единственная в кантате сольная ария, которая имеет черты народного плача-причета. Она покоряет строгостью напева, глубиной и искренностью чувства. Одиноко плывёт над простором низкий, глубокий женский голос. В мелодии, невыразимо печальной, распетой широко, как протяжные крестьянские песни, - не бессильное отчаяние, а сдержанная скорбь. И в огромном, безмерном горе сохраняет величавое достоинство русская женщина - мать, жена, невеста. «Песней невесты» и названа эта часть кантаты.

Фото из фильма - женщины ищут раненых

В хоровом финале, прославляющем Русь - победительницу, соединены русские темы кантаты: песня об Александре Невском, тема средней части хора «Вставайте, люди русские».

Пусть помнят враги: «Кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля».

Этой музыкой, ставшей главной участницей фильма о великой любви к Родине, о самоотверженной борьбе с жестокими захватчиками.

Фото финала фильма



© 2010-2022