- Преподавателю
- Музыка
- Урок -расследование по музыке Музыкальная драматургия (П. И. Чайковский)
Урок -расследование по музыке Музыкальная драматургия (П. И. Чайковский)
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соколова Л.А. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ (урок-расследование)
Цел и: познакомить с музыкальным произведением П. И. Чайковского торжественной увертюрой «1812 год»; развивать умения слушать и анализировать музыкальное произведение, познавательные психические процессы; воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине.
Художественно-педагогическая идея: «За веру, царя и Отечество!».
Музыкальный материал: П. И. Чайковский, торжественная увертюра «1812 год».
Ход урока
Учитель. В пятом классе мы говорили с вами о том, что картины (живопись) подразделяются на жанры: портрет, пейзаж и жанровые сцены. Мы смогли с вами «увидеть» в музыке эти жанры. Послушайте и скажите, что это за музыкальные картины: портрет, пейзаж или жанровая сцена?
Звучат две темы из увертюры: «Лирическая» и «У ворот...».
(Первая тема - природа, пейзаж. Русская мелодия, плавная. Это широкое поле, лес, река. Вторая тема - э/санровая сцена. Это, наверное, свадьба или какой-то праздник.)
- А что вы скажете про эту музыку?
Звучит «Тропарь Кресту и молитва за Отечество».
(Это молитва.)
- О чём она?
Учитель пропевает молитву, проговаривает слова.
(Молящиеся просят помощи у Бога, помощи и благословения для победы над врагом.)
* Урок посвящен одному из выдающихся произведений П. И. Чайковского. Его представление должно быть осуществлено без попытки что-либо осовременить, но именно в том виде, как оно написано.
- А это что за мелодия? Звучит «Боже, Царя храни...».
- С каких слов она начинается? («Боже, Царя храни».)
- Совершенно верно. Автор - А. Львов, стихи В. Жуковского. А такая музыка вам знакома? (Это «Марсельеза», гимн Франции.)
- Ещё одна тема.
Звучит тема войны.
- Какова она по характеру? (Мрачная, тревожная.)
- Она говорит о мире или о войне? (О войне.)
- Давайте подведём первые итоги.
Учитель делает на доске записи:
Русские темы: «Тропарь Кресту и молитва за Отечество», «Боже, Царя храни...», «Лирическая» и «Уворот...».
Французская: «Марсельеза».
Тема войны - ?
-Как вы думаете, какой композитор мог бы её написать? Русский, француз, немец, норвежец?
Перечисление возможных вариантов.
- А может быть, её можно причислить только к русским темам? Подумайте, она русская или общечеловеческая?
Повторное звучание темы войны.
(Это Григ или Бетховен, может быть, Чайковский. Эта тема общечеловеческая.)
- Что сейчас происходит?
Звучит столкновение «Марсельезы» и темы войны.
(Сражаются тема войны и «Марсельеза».)
- Так о чём же будет это произведение, если в нём звучат русские темы, французская тема и тема сражения? (Об Отечественной войне 1812 года.)
Запись на доске: «П. И. Чайковский. Торжественная увертюра "1812 год"».
-Теперь обратите внимание на русские темы. Что вы о них сказали бы? О чём они говорят? (О Боге, России и царе.)
-Почему Россия представлена в увертюре этими темами? (А это как в «Иване Сусанине»: за Бога, царя и Отечество.)
-Теперь мы послушаем всю увертюру. Постарайтесь ответить на вопросы: сколько раз тема войны будет сталкиваться с «Марсельезой» и какое столкновение будет наиболее ожесточённым? Когда прозвучат русские темы и почему? Придумайте эпиграф к увертюре.
Звучит увертюра «1812 год».
(«Марсельеза» звучит три раза, особенно сильное сражение - третье. Увертюра начинается с молитвы, а русские темы звучат в середине два раза.)
- А как вы думаете, почему русские темы не вмешиваются в сражение?
Дети затрудняются ответить.
- Войны приходят и уходят, а Россия? (Остаётся.)
- Сколько раз звучит «Тропарь»? (В начале и в конце увертюры. Причём в конце - с колокольным звоном. Чайковский словно хотел сказать, что сначала русские молятся о победе, а потом благодарят Бога за победу в войне.)
- Чем заканчивается увертюра? (Русским гимном «Боже, Царя храни...».)
- Эпиграф? («За веру, царя и Отечество!».)
Учитель записывает его на доске. На экране - храм Христа Спасителя.
-Почему мы видим храм Христа Спасителя? (Он как-то связан с этой музыкой.)
-Верно. П. И. Чайковский написал эту увертюру на «ними. ние, то есть на открытие, этого храма. В честь какой победи ПО строили этот храм? (В честь победы в Отечественной война 1812 года.)