Конспект урока по музыке на тему О чем говорит музыка? (1 класс)

Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: О чём говорит музыка? - Введение.

Этапы урока, дозировка времени

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.момент

2 мин.

Актулизация-

повторение пройденного материала

8 мин.

Слушание

обсуждение










Слушание

обсуждение












Слушание


обсуждение








Изучение нового материала

9мин.







Слушание







Слушание




Обсуждение


Вокально - хоровая деятельность + музыкаль - ритмические движения

10 мин



Знакомство с музыкальными терминами

7 мин.



Итог 4 мин

Исполнение на ф-но марша.

Муз.приветствие: «Здравствуйте, ребята!»

Ребята, сегодня на уроке мы вспомним уже знакомые нам песни, марши, танцы («три кита») и попробуем выяснить, какой у них характер. Ведь как у каждого человека есть свой характер, так и у каждого музыкального произведения он свой.

Учитель исполняет фрагмент «Марша деревянных солдатиков» П.Чайковского.

Какой «кит» прозвучал?

Как вы определили, что это марш?

Как звучит этот марш?

Кто может маршировать под эту музыку?

Как называется этот марш?

А сочинил «Марш деревянных солдатиков» Петр Ильич Чайковский. (*показ портрета).

Молодцы! Давайте произнесём все вместе - Пётр Ильич Чайковский.

Учитель исполняет фрагмент «Вальса-шутки» Д.Шостаковича.

А это какой «кит»? Как вы узнали, что это танец?

Какой это танец?

Какой характер у этого вальса?

Кто же может танцевать под такую музыку?

Как называется этот вальс?

Это произведение называется «Вальс-шутка». Давайте произнесём все вместе - «Вальс-шутка».

Какой композитор сочинил «Вальс-шутку»? (*показ портрета Шостаковича) - Это Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Давайте произнесём все вместе, чтобы получше запомнить - Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Учитель исполняет один куплет песни Л.Бетховена «Сурок» - поёт и аккомпанирует.

Ну а это какой «кит»?

А почему вы решили, что это именно «кит»-песня?

Как звучит эта песня?

А вы помните название этой песни?

Она называется «Сурок», а сочинил её немецкий композитор (*показ портрета) ... Людвиг Ван Бетховен.

Ребята, вы заметили, что всякая музыка имеет свой характер. Он зависит от того, о чём эта музыка рассказывает. Если это песня, слова помогают понять музыку с самого начала, а вот в танце нужно показывать самые обычные чувства людей (и ребёнка, и взрослого человека), радость и печаль.

Эти два чувства мы находим в великом множестве произведений искусства, в том числе и в музыке. Есть эти чувства и в произведении, с которым мы сейчас познакомимся. С его автором мы с вами сегодня уже «встречались» - это Людвиг Ван Бетховен, автор песни «Сурок». А сейчас мы послушаем инструментальную пьесу Бетховена.

Учитель исполняет фрагмент первой части пьесы Л.Бетховена «Весёлая. Грустная».

Какой характер у этого фрагмента?

Учитель исполняет вторую часть пьесы Л.Бетховена «Весёлая. Грустная».

А теперь какой характер?

А сейчас мы послушаем пьесу целиком.

Учитель включает аудио-запись пьесы.

Вы заметили, как изменялась музыка? Какое у неё было настроение?

Музыкальная мысль здесь такова: после веселья может наступить грусть, но после грусти обязательно вернётся…

Правильно, вы просто молодцы! А эта пьеса так и называется «Весёлая. Грустная».

Вот видите, ребята, как связаны в музыке чувства и мысли. Вам удалось разобраться в характере и настроении музыки?

А теперь ещё одно произведение…

Учитель исполняет фрагмент песни А.Филиппенко «Весёлый музыкант».

Что я сейчас исполнила?

Эта песня называется «Весёлый музыкант». Я очень рада, что вы её вспомнили. А теперь ответьте мне на вопрос: изменяется ли характер в этой песне?

Давайте исполним её, а потом вы попытаетесь ответить на мой вопрос. Но сначала нам нужно подготовить наши голоса к пению. Встаньте все, пожалуйста.

Сейчас вы будете повторять за мной движения. Вспомните, на каком инструменте играет музыкант в 1-м куплете?

Верно. «Взяли» в руки скрипки (*учитель подсказывает некоторым детям индивидуально, как это делать правильно) Как пела у нас скрипочка в этой песне?

Молодцы! Играем на скрипочке и поём: ти-ли-ли, ти-ли-ли.

Учитель выполняет движения и поёт вместе с детьми.

На каком инструменте играет музыкант во 2-м куплете?

Как звучит у него балалайка?

Приготовились играть на балалайке!

Учитель выполняет движения и поёт вместе с детьми.

А потом музыкант заиграл: бум-бум-бум, трам-там-там! На каком инструменте играет музыкант?

Молодцы! Приготовились играть на барабане.

Учитель выполняет движения и поёт вместе с детьми.

Замечательно вы играли на барабане! Молодцы!

А теперь когда ваши голоса немножко распелись, давайте исполним песню «Весёлый музыкант».

Учитель аккомпанирует.

А сейчас я повторю свой вопрос: изменяется ли характер в этой песне?

Правильно. Характер изменялся, в каждом куплете одна и та же музыка звучала по-разному. Изменяли её мы с вами - исполнители, потому что изменялись слова песни, а значит и содержание. Но вспомните пьесу Бетховена. Там нет слов, а характер всё равно меняется. А всё потому, что композитор, сочиняя это произведение, использовал два музыкальных лада, от которых зависит настроение музыки. И сейчас мы с вами познакомимся с этими ладами…(Учитель читает сказку «Два брата»)

Понравилась вам сказка про двух братьев?

Вы запомнили, как звали братьев?

Мажор - это весёлый или грустный брат?

А минор?

Молодцы, ребята!

Ну что, вы научились определять настроение музыки и характер?

С каким музыкальным произведением мы сегодня познакомились?

Сколько раз изменялось настроение в этой пьесе?

От чего зависела смена настроения в этой пьесе? Благодаря чему изменялся характер?

Можем мы теперь сказать, какие чувства передаёт музыка?

Помогает это людям понять друг друга?

Вы сегодня очень хорошо работали, поаплодируйте себе!

Наш урок окончен. До свидания!

Учитель играет аккомпанемент песни «Весёлый музыкант».

Вход в класс под музыку.

- «Здравствуйте, учитель!»

Дети слушают музыку.

- «Кит»-марш.

- Под эту музыку хочется маршировать.

- Быстро, легко, чётко.

- Игрушечные солдатики.

- «Марш деревянных солдатиков»

- Пётр Ильич Чайковский.

Дети слушают музыку.

- «Кит»-танец.

- Под эту музыку хочется танцевать

- Вальс.

- Весёлый, озорной, шутливый.

- Куклы!

- Мы не помним…

- «Вальс-шутка».

- Мы забыли…

- Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Дети слушают музыку.

- Это «кит»-песня.

- Потому что Вы пели!

- Грустно, плавно, протяжно.

- Эта песня про зверька.

- Людвиг ван Бетховен! (*произносят вместе с учителем)


Дети слушают музыку.

- Весёлый, радостный, смешной.

Дети слушают музыку.

- Медленный, грустный, скучающий.

Дети слушают музыку.

- Сначала было весёлое настроение, но потом что-то случилось, и пришла печаль.

- Веселье!

- Да.

Дети слушают музыку, подпевают учителю.

- Песню про музыканта!

- Вроде бы нет…

Дети встают.

- На скрипке.

Дети «берут в руки» скрипки.

- Ти-ли-ли.

Дети выполняют движения и поют вместе с учителем, изображая игру на скрипке.

- На балалайке!

- Тренди-брень!

Дети выполняют движения и поют вместе с учителем, изображая игру на балалайке.

- На барабане!

Дети выполняют движения и поют вместе с учителем, изображая игру на барабане.

Дети исполняют песню с движениями, имитирующими игру на музыкальных инструментах.

- Да, изменяется. Первый куплет это «кит»-песня, музыка плавная, спокойная. Второй куплет - «кит»-танец, музыка весёлая, озорная, игривая. Третий куплет - «кит»-марш, музыка строгая, немножко страшная, даже зайки испугались и убежали!

- Да, понравилась.

- Мажор и Минор.

- Весёлый.

- Грустный.

- Да.

- С пьесой Бетховена «Весёлая. Грустная».

- Три раза: сначала музыка звучала весело, потом грустно, потом опять весело.

- Из-за лада. Весёлая музыка - это мажор, грустная - минор.

- Да!

- Да!

Дети хлопают в ладоши.

Дети выходят под музыку из класса.







© 2010-2022