Методическая разработка на тему

Данная методическая разработка предназначена для учителей музыки, истории, литературы. Может быть полезна в работе классных руководителей при подготовке классных часов. Особая страница в истории Брянской области - мощное партизанское движение в годы Великой Отечественной войны. В данном материале описана история создания одной из самых любимых песен брянских партизан " Шумел сурово Брянский лес", которая позднее стала Гимном Брянской области. Интересны судьбы песен времён Великой Отечественной в...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В Брянском лесу тишина, тишина.

Что предвещает на завтра она -

Теплые росы, грозу от реки?

Вы настрадались, мои земляки...

Вы настрадались, и счастью пора

Не уходить от родного двора.

Пусть наградится ваш подвиг сполна!

В Брянском лесу, тишина, тишина…

Н. Грибачев

Музыка рождает жизнь. Каждое музыкальное произведение независимо от его жанра и масштабов отражает жизнь хоть малую ее частицу. Мы и называем это жизненным содержанием музыки. Но только тогда, когда жизненное содержание воплощено в музыкальном произведении талантливо и мастерски, только тогда возникает настоящее произведение искусства, способное выразить правду жизни, ее богатство и красоту, независимо от того маленькая это песенка или многочастная симфония. Только тогда музыка может оказать влияние на человека и выполнить свою преобразующую роль. Надежным помощником музыки является слово, стихи, поэтический текст.
Песни, как и другие жанры народного поэтического творчества, на протяжении веков сопровождали человека от рождения до самой смерти. Их пела мать над колыбелью ребенка, их пели в минуты радости и печали, на праздниках и в трудные периоды жизни. Пели в свободное время и в процессе работы. Громко звучали песни во время битв с захватчиками.
Во время Великой Отечественной войны поэты и композиторы создали тысячи песен. Примером таких песен являются: «Заветный камень» композитора Б. Мокроусова на слова поэта А. Жарова, «Темная ночь» композитора Н. Богословского на слова М. Голодного, «Огонек» композитора М. Блантера на слова К. Симонова и многие другие.
Хорошо известно, что в годы войны на временно оккупированной врагом территории действовали партизанские отряды и целые соединения. Партизаны постоянно видели сожженные села и деревни, расстрелянных и повешенных фашистами наших соотечественников. Увиденные бесчинства вызывали чувство ненависти к захватчикам, желание отомстить им за все содеянное ими на родной нашей земле. Боевые подвиги партизан нашли художественное отображение в песнях, частушках и других жанрах, которые играли большую роль в жизни и борьбе народных мстителей. Подобно фронтовикам, партизаны с песней шли в бой, возвращались с боевого задания; с песней же вступали в освобожденные села. Пели во время марша и отдыха, в минуты радости и печали, тоски по родным местам и семьям. Попав в безвыходное положение, партизаны нередко умирали с песней на устах, но не сдавались врагу.

Особая страница в истории нашей области - мощное партизанское движение в годы Великой Отечественной войны. Одной из самых любимых песен брянских партизан была песня поэта Анатолия Софронова (см. приложение 1) и композитора Сигизмунда Каца ( см. приложение 2) «Шумел сурово брянский лес». Авторы даже не предполагали, что их детище так полюбится всем и станет ГИМНОМ (см. приложение 3). А как родилась песня и какова ее дальнейшая судьба знает далеко не каждый человек. На самом деле композитор и поэт не сочиняли песню в пустоте. Сами особенности песенного жанра требуют, чтобы каждое произведение рождалось как результат непосредственного столкновения с событиями, встреч и общения с людьми. Только тогда песня станет близкой и дорогой слушателям, когда она будет выражением и продолжением их мыслей, чувств и ощущений. Только тогда песня не «сфальшивит», когда каждый сможет сказать песней о чем-то глубоко своем.

Однажды поэта Анатолия Софронова спросили, как он, в общем - то сугубо «степной поэт», написал такую прекрасную «лесную» песню, ведь он родом из Ростова - на - Дону, из краев, где степное раздолье. Софронов ответил, что он очень хорошо узнал, что такое лес, в самые первые месяцы войны, так как работал писателем армейской газеты «К победе». Это была газета 19- й армии Конева. Отходили с боями, дрались под Смоленском, в районе Ярцево. Шли лесами, вели партизанскую жизнь. Здесь и началась его «лесная» партизанская песня.
Поэт Анатолий Софронов и композитор Сигизмунд Кац вспоминали, что летом 1942 года в Москву приехал работник Политуправления, представитель Брянского фронта Серафим Китаев. Он встретился с поэтом и композитором и передал просьбу тех, кто сражался в суровые дни войны в брянских лесах: написать для них песню. Он сказал, что очень нужна песня для партизанских отрядов, что партизаны все время радируют: «Патроны и оружие мы сами отберем у врага, а вот песню как трофей не возьмешь, пришлите песню, если хорошая, петь будем!»

Для композитора Сигизмунда Каца и поэта Анатолия Софронова это была не первая совместная творческая работа. Она началась еще в 1937 году с лихой казачьей песни «Как у дуба старого». С тех пор они написали много песен - героических и шуточных, строевых и лирических, маршеобразных и частушечных. Композитор и поэт сидели у рояля и думали- гадали: какая же это должна быть партизанская песня? Что в ней нужно сказать, какими словами выразить думы тех, кто был там за линией фронта, с замиранием сердца слушая сообщения с Большой земли? Ведь партизаны не шагают в боевых порядках - марш им не нужен. Вальс? Тоже не подходит. Где уж там вальсировать в дремучих лесах, окруженных врагами. Приходили на ум другие песни: величальные, заздравные, застольные, протяжные, но все эти варианты один за другим отбрасывались. И вдруг… Вспомнилась старая народная песня «Ревела буря, дождь шумел» и почти забытая песня об Отечественной войне 1812 года «Шумел, горел пожар московский» - песня эпическая, в которой была выражена душа народа, патриотический порыв и мужество русских людей.

И представились заснеженные леса, партизанские землянки, дымки костров и смелые, отважные люди с трофейными автоматами, сидящие у огня перед выходом на опасное, может быть последнее боевое задание. Так родилось название и первые строки будущей песни брянских партизан. Когда слова были написаны, Анатолий Софронов, бывший в ту пору военным корреспондентом газеты «Известия», получил задание редакции выехать на Брянский фронт. Композитор Сигизмунд Кац по приглашению Политуправления фронта отправился туда же, чтобы передать из рук в руки, а точнее из уст в уста, песню фронтовому ансамблю. Автор слов и композитор оказались в городе Ефремове. Ансамбль песни и пляски Брянского фронта очень хорошо принял песню. Однако ее создателям хотелось большего - доставить песню в брянские леса и вручить тем, кому она посвящена.

Через две недели поздно вечером позвонили из Политуправления и спросили:

- Партизанская песня готова?

- Готова.

- Собирайтесь в дорогу, через два часа летим в партизанский лагерь.

Вылет разрешили одному Софронову. И вот он в самолете, загруженном боеприпасами, медикаментами, продовольствием и праздничными подарками для брянских партизан. Вместе с Анатолием Владимировичем в тыл врага летели начальник штаба объединенных партизанских отрядов Матвеев и специальный корреспондент газеты «Красная звезда» Крайнов. Ночью 6 ноября 1942 года самолет благополучно сел на замерзшем озере Смелиж, близ Трубчевска. В годы Великой Отечественной войны деревеньку Смелиж называли «партизанской столицей», так как здесь находился штаб объединенных партизанских бригад Южных и Юго - западных районов Орловской области. В мае 1942 года даже была открыта воздушная трасса Москва - Смелиж. Сюда регулярно прилетали самолеты с Большой земли, которые доставляли народным мстителям боеприпасы, взрывчатку, газеты, медикаменты, продовольствие… Но еще Смелиж вошел в историю как родина гимна нашей области.

И вскоре после посадки Софронов встретился с партизанами, переживая и волнуясь, как смог, спел песню. Металось пламя фонаря, партизаны слушали внимательно, а потом стали тихонько подпевать. Потом его попросили спеть еще и еще раз. Партизаны обнимали автора. И вдруг кто-то вспомнил, что имеется свой гармонист и что его надо обязательно к утру найти и привести сюда, и что у него хороший слух и он обязательно запомнит ее. На другое утро в этом же доме оказался слепой гармонист. Софронов посидел с ним около часа, медленно напевая ему мелодию песни, и скоро он уже пел и играл эту песню. Люди, которые собрались в деревянном домике, тоже пели «Шумел сурово Брянский лес». И пошла песня кочевать от землянки к землянке, от одного отряда к другому. Так в партизанском крае, окруженном со всех сторон врагами, началась жизнь этой ныне хорошо известной песни.

Затем песню отдали на радио и она вышла в эфир в великолепном и проникновенном исполнении Г. Абрамова. Песня была записана на грампластинку в Москве и не раз звучала по Всесоюзному радио.

После этого она стала популярной не только у партизан, но и у фронтовиков. Она становилась оружием, очень нужным фронту.

Интересны судьбы песен времен Великой Отечественной войны. Многие из них стали знаменитыми, им - всеобщая любовь и слава и, может быть, - бессмертие, ведь в них - живые картины, голоса, отзвуки той большой войны, сокровенные мысли и чувства ее участников, все, что было и осталось дорогим для нас. Песня «Шумел сурово Брянский лес» стала поистине народной.

Сегодня в центре Брянска на монументе, воздвигнутом в 1966 году в честь воинов Советской Армии и партизан, освободивших город от немецко - фашистских захватчиков, можно прочитать выбитые навечно строчки этой песни:

Шумел сурово Брянский

Спускались синие туманы,

И сосны слышали окрест,

Как шли на битву партизаны…


Сегодня начальными тактами этой мелодии начинает свои передачи Брянское радио.

Так, через десятилетия после освобождения Брянска и Брянской области, партизанская песня зазвучала вновь - в музыке и граните. В сквере имени поэта А. Софронова недалеко от автовокзала установлен памятный знак в честь знаменитой песни.

Нет в нашей стране, наверное, человека, который не знал бы знаменитой песни «Шумел сурово Брянский лес». В ноябре 2012 года исполняется 70 лет со дня создания этой песни, которая имеет теперь государственный статус. Согласно Закону Брянской области от 20.02.98 №47-3 «О символах Брянской области», она стала официальным ГИМНОМ Брянской области.

Человек и песня - понятия неразделимые. Если люди вдруг перестанут петь, я думаю, что мы окажемся в сером, неуютном пространстве. Людям нужны всякие песни - и лирические, и веселые, и грустные, и танцевальные. И я люблю нашу русскую песню за то, что она приходит к людям в минуты наивысшего душевного подъема, тогда, когда она нужна как воздух, вот так, как песня - боец, песня - ГИМН «Шумел сурово Брянский лес». Когда я думаю об этой песне, я вижу партизан, фронтовиков, людей, борцов за великие идеи, которые в самые трудные минуты жизни, собрав последние духовные и физические силы, пели песню борьбы и веры, песню Великой Надежды.

Песня всегда была с народом - на всех этапах строительства нашего огромного государства. Чем труднее было время, чем большего напряжения всех сил народа требовало оно, тем нужнее оказывалась песня. Все, что было значительного в жизни страны, можно вспомнить по песням. Они как бы вобрали в себя дыхание времени.

Говорят, что у песни короткий век. Действительно, многие, очень многие песни, вспыхнув на мгновение, уходят от нас навсегда, безвозвратно. Остаются жить только настоящие песни.

Изменилась жизнь, другими стали люди, молодежь, а песню «Шумел сурово Брянский лес» и сегодня поют так же вдохновенно, светло и серьезно, как пели ее наши прадеды, деды, воины- фронтовики, партизаны. И в этом я вижу не только преемственность поколений, но и то, что эта песня настоящая. Она имеет такую же непреходящую ценность, как лучшие произведения литературы, живописи.

Будет написано еще много разных песен. Их будут издавать, петь на радио, по телевидению. Но важно, чтобы люди поверили этим песням, назвали их «своими», чтобы они получили постоянную прописку в фонотеке человеческого сердца!






Приложение 2.

Сигизмунд Кац

Методическая разработка на тему

Родился 4 апреля 1908 в Вене. Композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1968). Окончил Музыкальный техникум им. Гнесиных (в 1928-по классу фортепиано Е. Ф. Гнесиной, в 1931-по классу композиции М. Ф. Гнесина). В 1934-1937 учился по композиции у Н. С. Жиляева. В 1937 окончил Московскую консерваторию по классу композиции B. А. Белого. В 1932-1934 годах служил в музыкантском взводе 3-го полка Московской Пролетарской дивизии, руководитель самодеятельного хора и духового оркестра. Государственная премия СССР (1950).



Приложение 1.

Анатолий Софронов

Методическая разработка на тему

Софронов Анатолий Владимирович [р. 6(19).1.1911, Минск], русский советский писатель, драматург. Член КПСС с 1940. Окончил литературный факультет Ростовского педагогического института (1937). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 специальный корреспондент "Известий". Главный редактор журнала "Огонёк" (с 1953). Печатается с 1929. Автор сборников стихов: "Солнечные дни" (1934), "Над Доном-рекой" (1938), "Ковыли" (1944), "Я вас люблю" (1962), "Мы с тобою из Ростова" (1964), "Всё это было на войне" (1972) и др., главные мотивы которых - любовь к родному краю, борьба за мир. Написал тексты песен "Шумел сурово брянский лес" (музыка С. Каца), "От Волги до Дона" (музыка С. Заславского) и др. Автор многих пьес: "В одном городе" (1946; пост. Театра им. Моссовета, 1948, Государственная премия СССР, 1948), "Московский характер" (1948; пост. Малого театра, 1949, Государственная премия СССР, 1949), "Карьера Бекетова" (1949; 2-я ред. 1972), "Сердце не прощает" (1953), "Деньги" (1954), "Миллион за улыбку" (1959), "Стряпуха" (1959; пост. Театра им. Евг. Вахтангова, 1959), "Стряпуха замужем" (1961), "Берегите живых сыновей" (1963), "Судьба - индейка" (1963), "Павлина" (1964), "Лабиринт" (1968), "Наследство" (1970), "Ураган" (1972) и др. Пьесы С., основу которых часто составляют комедийные и водевильные ситуации, касаются нравственных норм поведения сов. человека; они широко ставятся театрами страны. Опубликовал книги очерков "Путешествие, которое хочется повторить" (1964), "Наследство" (1973) и др. Некоторые произведения С. переведены на иностранные языки. В 1948-1953 секретарь СП СССР. Заместитель председателя Советского комитета солидарности стран Азия и Африки (с 1958). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции и медалями.





Приложение 3.

ШУМЕЛ СУРОВО БРЯНСКИЙ ЛЕС

Стихи А. СОФРОНОВА

Музыка С. КАЦА


Шумел сурово Брянский лес,

Спускались синие туманы,

И сосны слышали окрест,

Как шли на немцев партизаны.


Тропою тайной меж берез

Спешили дебрями густыми,

И каждый за плечами нес

Винтовку с пулями литыми.


И грозной ночью на врагов

На штаб фашистский налетели,

И пули звонко меж стволов

В дубравах брянских засвистели.


В лесах врагам спасенья нет:

Летят советские гранаты,

И командир кричит им вслед:

«Громи захватчиков, ребята!»


… Шумел сурово Брянский лес,

Спускались синие туманы,

И сосны слышали окрест,

Как шли с победой партизаны.


Текст приведен в соответствие с вариантом 1942 года, после войны появились варианты начала строки «как шли на битву» или «как шли тропою».



11


© 2010-2022