- Преподавателю
- Музыка
- Открытый урок на тему Интервал тритон
Открытый урок на тему Интервал тритон
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шалыгина Е.А. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Шалыгина Елена Алексеевна, преподаватель ДШИ №2 г. Кушва.
Тема: «Интервал тритон»
Цель: Научить умению находить, анализировать, применять полученные знания на практике и при анализе музыкальных произведений.
Задачи:
образовательная - закреплять ранее полученные знания; совершенствовать певческие навыки, добиваться стройности звучания; формирование системы знаний и овладение теоретической грамотностью.
развивающая - способствовать расширению кругозора; умение применять знания на практике: в творческих формах, сочинениях.
воспитательная - воспитывать творческую активность, приобщить любовь к предмету через художественные образы.
Методы обучения:
- словесный, наглядный, практический, активизация музыкального опыта учащихся, закрепление знаний, умений, навыков в разных видах деятельности.
Форма организации занятия: групповая и индивидуальная.
Музыкальный материал:
П.И. Чайковский «Детский альбом» («Баба Яга»);
Й. Гайдн «Симфония G- Dur» (отрывок);
Бел. н. п. «Савка и Гришка»;
Е. Давыдова « Сольфеджио для ДМШ» IV класс;
Ю. Фролова «Сольфеджио для ДМШ»
Структура занятия:
1. Организационный момент.
2. Озвучивание учащимся темы и цели урока.
3. Повторение темы «Интервал».
4. Объяснение новой темы.
а) построение интервалов;
б) определение местонахождения тритонов в ряду интервалов;
в) работа по учебнику;
г) работа в ладу.
5. Практическая часть.
6. Заключение.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Добрый день, дети! Все готовы к работе? Начинаем.
-
Озвучивание учащимся темы и цели урока.
-
Повторение темы «Интервалы».
Перед объяснением повторяем тему «Интервалы».
Ребята отвечают на поставленные вопросы:
- что такое интервал? (созвучие двух звуков);
- что такое простые интервалы? (интервалы, расположенные в пределах одной октавы);
- две величины в интервале? (качество и количество);
- по звучанию интервалы бывают? (диссонирующие и консонирующие);
- как называются верхний и нижний звуки в интервале? (верхний-вершина, нижний-основание);
4. Объяснение новой темы.
Сегодня на уроке мы начинаем изучать большую тему, которая называется «Интервал тритон». Перед тем как записать определение нового интервала, постараться подвести ребят самим к этому правилу через ряд вопросов:
-какая величина присутствует в названии интервала? (ответ-качественная). В самом названии интервала - «ТРИТОН» - 3 тона. Количество ступеней отсутствует. Это мы сейчас и будем выяснять. Проанализируем применение тритонов в музыкальных произведениях и распространённость интонации тритона в dur и moll как в мелодии, так и в гармонии. Используя примеры из муз. произведений, заострить внимание учащихся на неустойчивую (диссонирующую) природу тритона, противопоставляя его устойчивой основе лада.
а) ПОСТРОЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ.
К доске вызывается ученик. Ему даётся задание построить от звука «До» три тона, назвать звуки, а затем записать. По правилу энгармонизма, заменить звук с диезом на звук с бемолем. Получились два интервала - кварта и квинта. Теперь определяем и сравниваем полученные интервалы с тритонами, определяем их название.
б) ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ТРИТОНОВ В РЯДУ ИНТЕРВАЛОВ.
Перечисляем интервалы: прима, секунда, терция, кварта, тритон, квинта, секста, септима, октава. Делаем вывод: интервал тритон находится между интервалами квартой и квинтой (показ таблицы простых интервалов).
Сравниваем тритоны ув.4 и ум.5 по количеству и качеству.
в) РАБОТА ПО УЧ. Ю.ФРОЛОВОЙ (стр.22 у.3, стр.23 у.1).
В первом задании - определить тритоны, во втором задании - определить тритон и сделать энгармонизм к определённому тритону. Это задание для закрепления построения и определения тритонов.
г) РАБОТА В ЛАДУ.
Работу проводим в тональности До мажор. Задание: построить на всех ступенях лада интервал кварту и определить, на какой ступени будет строиться тритон ув.4. Дети определяют - на 4 ступени. Вспомнив правило обращения простых интервалов, определяем местонахождение тритона ум.5- 7 ступень. Для того, чтобы учащиеся научились быстро находить ув.4 и ум.5 в заданной тональности, целесообразнее начинать упражнения с построения (игры на ф/п) тритона с разрешением. Преподаватель выясняет с детьми, что в тритон входят неустойчивые ступени, которые требуют разрешения. При объяснении разрешения тритона, преподаватель приводит схему разрешения ув.4 и ум.5 в мажоре - звуки, при разрешении ув.4-расходятся в м6, а в ум.5-сходятся в б3. Ученики переписывают её в классные тетради.
5. Практическая часть.
а) Для закрепления материала, один ученик записывает на доске тритоны с разрешением, остальные в тетради (в пройденных тональностях).
б) Работа по учебнику Ю.Фроловой (стр. 23 у.2) и по учебнику Е. Давыдовой (№106, №123)- найти и определить тритон.
в) Затем подходят к ф/п и строят тритоны с разрешением за инструментом.
6. Заключение:
а) Подведение итогов.
б) Выставление оценок.
в) Дом. задание. (К интонированию тритона рекомендуется приступать на следующем уроке, поэтому Д/з по заданной теме должно заключаться в письменном построении изучаемых интервалов и в игре на ф/п).