Карточки и КОЗы к уроку 6 класс

                    В начале 40-х годов были созданы первые кюи Даулеткерея "Кыз Акжелен" и "Кос-алка". Толчком к сочинению этих пьес послужили жизненные впечатления. В одном случае - случай с искусной домбристкой и чрезвычайно красивой девушкой по имени Акбала-кыз. Ей и посвящен кюи "Кыз-Акжелен". Во втором Кюй "Кос-алка" ("Пара серег") представляет собой жанровую картинку, рисующую поэтический стиль девушки, в ушах которой серьги нежно позванивают во пора ходьбы. Оба кюя представляют собой лир...
Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

№2

№1Карточки и КОЗы к уроку 6 классКарточки и КОЗы к уроку 6 класс

№4

№3Карточки и КОЗы к уроку 6 классКарточки и КОЗы к уроку 6 класс

№6

№5Карточки и КОЗы к уроку 6 классКарточки и КОЗы к уроку 6 класс

№7Карточки и КОЗы к уроку 6 классКарточки и КОЗы к уроку 6 классКарточки и КОЗы к уроку 6 класс

Карточки и КОЗы к уроку 6 классКарточки и КОЗы к уроку 6 классКарточки и КОЗы к уроку 6 классКарточки и КОЗы к уроку 6 классКарточки и КОЗы к уроку 6 классКарточки и КОЗы к уроку 6 класс

места

пассажиров«А-Артё»

1. Ангелина Власова

2. Андрей Гофман

3. Анастасия Иванова

4. Анастасия Кравчук

5. Анастасия Набиулина

6. Артём Сухоносенко

«Ару(Арту) -Ж»

места

пассажиров



1. Артур Амирханян

2. Аружан Сакенова

3. Вера Шевчук

4. Герман Пшенко

5. Дильназ Жанжигитова

6. Дамир Суенов

7. Дарина Тулегенова

места

пассажиров



«Е-Н»

1. Егор Демагин

2. Жанель Канапьянова

3. Ирина Куршакова

4. Кирилл Дударь

5. Карина Ибрагимова

6. Лиза Джанаева

7. Нурай Усина

«Р-Я»

места

пассажиров



1. Руслан Болуспаев

2. Тимур Садыков

3. Томирис Хамитова

4. Хадия Кожахмет

5. Ульяна Миронец

6. Юля Серякова



«А-Артё»Карточки и КОЗы к уроку 6 классКарточки и КОЗы к уроку 6 класс

«Ару-Арту-Ж»

«Е-Н»Карточки и КОЗы к уроку 6 класс

Карточки и КОЗы к уроку 6 класс

«Р-Я»







  1. О чём вам говорят имена:

Шамши……./…… .Нажимеденов?


  1. От куда эти строчки:

Қарсы алған уақытты,
Мәңгілік досыңдай.
Біздің ел бақытты,
Біздің ел осындай!

  1. Что это за даты:

1944/1956/1992/2005/2006гг?


  1. Как связаны между собой:

Латыф Хамиди и Гимн КССР!

Года: 1944/1992



  1. Кюй -


  1. Кюйши -

Композитор-кюйши -

3.Токпе -


4.Шертпе -

КЮЙ

ХАРАКТЕРИСТИКА

«Жигер»


Кюй «Жигер» был создан в годы тяжелого душевного кризиса. «Жигер» - произведение громадной трагедийной силы и взволнованности, передавшее тревожный дух своего времени.

Кюй "Жигер" создан в годы тяжелого душевного кризиса. Смерть близкого друга и родственника Мухамеда Салиха Бабаджанова, окончательный разрыв со своим классом, бедность, в которую Даулеткерей впал в последние годы жизни, тяжелое положение народа, которому композитор стремился помочь своим гуманным правлением, и в то же время, отчужденность простого народа, видевшего в Даулеткерее представителя правящей верхушки - все это вызывало у композитора чувство горечи и трагического разлада с действительностью. В результате всех этих сложных переживаний, чувствований и раздумий рождалось трагическое мироощущение, вылившееся в художественно-образную форму кюя "Жигер" - произведения громадной трагедийной силы и взволнованности, передавшего передавшего тревожный дух своего времени.

«Акбала кыз»

«Кудаша»


Для второго периода творчества Даулеткерея характерен интерес композитора к повседневной действительности, где особую группу составляют кюи, тематически связанные с характеристикой женских образов, портретные кюи, к ним относятся: "Жумабике", "Каражан-ханым", "Мунды-Кыз", "Акбала-Кыз", "Кудаша", "Коркем-ханым".

«Байжума»


Лирическими раздумьями о смысле жизни, о ее быстротечности можно назвать кюи "Топан", "Тундырма", "Байжума".

«Қосалқа»

(«Пара серёг»)

«Кыз Акжелен»


Первые известные кюи Даулеткерея в начале 40-х годов «Кыз Акжелен» и «Кос-алка́». Кюй «Кос-алка́» («Пара серег») представляет собой жанровую картинку, рисующую поэтический образ девушки, в ушах которой серьги нежно позванивают во время ходьбы. Оба кюя представляют собой лирические пьесы, проникнутые светлым, радостным настроением. В другом случае - встреча с искусной домбристкой и очень красивой девушкой Акбала-кыз. Ей и посвящен кюй «Кыз-Акжелен». Это первая попытка Даулеткерея создать в музыке портретную зарисовку. Александр Затаевич, записавший это произведение, отметил: «Очень красива и свежа его средняя часть, где на высоком регистре домбры звучит красивая мелодия, как бы интонируемая девичьими голосами».

«Бұлбұл»


В конце шестидесятых годов произошла встреча Даулеткерея с Курмангазы. Эту встречу двух крупнейших народных музыкальных талантов А. К. Жубанов образно назвал "ярмаркой кюев". Даулеткерей во время встречи играл свой кюй "Булбул" ("Соловей"). Пьеса очень понравилась Курмангазы, он включил ее в свой репертуар и даже сочинил своеобразный парафраз на эту тему. Было бы не совсем точным утверждать, что кюй "Булбул" рисует только образ соловья, беззаботного соловьиного пения. Затаевич отмечал, что главное в этом произведении - изображение красоты южной ночи, образов южной природы. "Пьеса необычайной поэзии и картинности... Какие вспышки темперамента! И какое упоение красотами южной ночи - "соловьиной", без пустого и внешнего звукоподражания! Вещь, насыщенная волнующим содержанием, точно сказка Шехерезады, ожидающая своего Римского-Корсакова... она отражает душевные переживания затерянного в необъятной степи народного творца-музыканта!". Играя друг другу, Курмангазы и Даулеткерей много позаимствовали друг от друга.

«Туркмен-кюй»


Однажды Даулеткерей побывал в Туркмении. Когда он вернулся, его спросили: «Что ты особенного видел в этой стране, что привёз с собой?» «Я привёз искусство - самое ценное и вечное», - сказал Даулеткерей и исполнил кюй «Көреғұлы».

«Коныр-кюй»

«Кос шек»


Следующие два произведения «Коныр-кюй» и «Кос шек», созданные в период поисков новых средств выразительности, являются новаторскими. Затаевич назвал «Коныр-кюй» настоящей элегией и дал следующую характеристику этим двум кюям: «Две пьесы, в содержании своем обобщенные мятущимся и патетическим началом несколько подчеркнутой выразительности и, по характеру своих выспренных мелодических формул, как бы переливающиеся за пределы типично казахской инструментальной мелодии и приёмов её развития».

«Желдерме»


Даулеткерей много работал над расширением художественных возможностей домбры. Интересной попыткой по-новому осмыслить традиционные формы домбровой музыки был кюи "Желдерме". По характеру это лирическая пьеса. Песенные интонации, обогатившие содержание домбровой музыки, и гибкие ритмы позволили композитору глубже раскрыть богатый и изменчивый мир настроений человека, показать красоту и поэтичность.






«Туркмен кюй»

«Корегулы»

«Қосалқа»

«Туркмен кюй»

«Корегулы»

«Қосалқа»

«Туркмен кюй»

«Корегулы»

«Қосалқа»

«Туркмен кюй»

«Корегулы»

«Қосалқа»





Даулеткерей Шигаев (1820-1887) - выходец из султанской среды, был сторонником духовного развития человека, всегда отстаивал свои принципы и убеждения. Он много путешествовал, встречался с представителями искусства, духовенства, изучал быт и жизнь простого народа. Произведения Даулеткерея демонстрируют философию жизни, лирику времени, историю народа. Кюи Даулеткерея - вошли в сокровищницу казахской музыкальной культуры.

Большое воздействие на него оказал кюйши Мусрали - роскошный мастер, научивший Даулеткерея техническим приемам игры на домбре, познакомивший его с богатым народным инструментальным творчеством и подтолкнувший юношу к самостоятельному музицированию.
Немаловажное смысл в формировании музыканта Даулеткерея сыграло знание его с европейской музыкой. В ханской резиденции он слышал утонченную французскую речь, перемежаемую с русской, под звуки невиданного европейского инструмента - фортепиано. Даулеткерей знал и русскую народную музыку, русские народные инструменты. Современники утверждают, что к двадцати годам Даулеткерей был отличным домбристом, популярным во всей Букеевской орде, исключая того, он хорошо играл на русской балалайке и имел у себя целую их коллекцию.

В начале 40-х годов были созданы первые кюи Даулеткерея "Кыз Акжелен" и "Кос-алка". Толчком к сочинению этих пьес послужили жизненные впечатления. В одном случае - случай с искусной домбристкой и чрезвычайно красивой девушкой по имени Акбала-кыз. Ей и посвящен кюи "Кыз-Акжелен". Во втором Кюй "Кос-алка" ("Пара серег") представляет собой жанровую картинку, рисующую поэтический стиль девушки, в ушах которой серьги нежно позванивают во пора ходьбы. Оба кюя представляют собой лирические пьесы, проникнутые светлым, радостным настроением. Это попытки создать в музыке портретную зарисовку.

Но уже в эти годы автор все больше задумывается над смыслом происходящих событий, и в его творчество вторгаются социальные мотивы. Так появляется кюи "Кара-кожа", в котором Даулеткерей подвергает гневному осуждению одного из правителей орды Караул-ходжу, пользующегося в народе недоброй славой за свою изуверство и корыстолюбие.

Даулеткерей работает, расширяя и обогащая выразительные приемы игры на домбре: откровенно использует жанры и особенности вокальной музыки, мастерски применяет игру на обеих струнах, добиваясь тембрового разнообразия. Следующие два произведения "Коныр-кюй" и "Кос шек", созданные в промежуток поисков новых средств выразительности, являются новаторскими. Кюйши старается глубже передать мир мыслей, настроений, переживаний человека.

Даулеткерей работал над расширением художественных возможностей домбры. Интересной попыткой по-новому осмыслить традиционные формы домбровой музыки был кюи "Желдерме". По характеру это лирическая пьеса. Песенные интонации, обогатившие продовольствие домбровой музыки, и гибкие ритмы позволили композитору глубже раскрыть изменчивый мир настроений человека, показать красоту и поэтичность.

Важным событием в его жизни была путешествие в Петербург осенью 1859 г. Здесь Даулеткерей познакомился с оперой и смотрел балет в Большом театре. Во время поездки по Центральной России он ни раз слышал русские песни, интонации которых ясно ощутимы в целом ряде его произведений. Возвратившись домой, Даулеткерей становится горячим сторонником сближения Казахстана с Россией, с ее культурой. Музыкальные впечатления от поездки в Петербург нашли творческое претворение в ряде кюев, в которых дозволительно свободно проследить отголоски русской бытовой музыки - народной песни, танца и марша. Таковы кюи "Ващенко", посвященный другу, а также "Шолтак" и "Косагалы". Лирическими раздумьями о смысле жизни, о ее быстротечности позволительно назвать кюи "Топан", "Тундырма", "Байжума".

В конце шестидесятых годов произошла случайная встреча Даулеткерея с Курмангазы. Эту встречу двух крупнейших народных музыкальных талантов А.К.Жубанов образно назвал "ярмаркой кюев". Даулеткерей во пора встречи играл свой кюй "Булбул" ("Соловей"). Игра необыкновенно понравилась Курмангазы, он включил ее в свой запас и даже сочинил необыкновенный парафраз на эту тему. Было бы не весь точным утверждать, что кюй "Булбул" рисует один лик соловья, беззаботного соловьиного пения. Затаевич отмечал, что суть в этом произведении - икона красоты южной ночи, образов южной природы. "Пьеса необычайной поэзии и картинности... Какие вспышки темперамента! И какое восторг красотами южной ночи - "соловьиной", без пустого и внешнего звукоподражания! Вещь, насыщенная волнующим содержанием, будто предание Шехерезады, ожидающая своего Римского-Корсакова... она отражает душевные переживания затерянного в необъятной степи народного творца-музыканта!". Играя друг другу, Курмангазы и Даулеткерей страсть позаимствовали друг от друга.

Кюй "Жигер" создан в годы тяжелого душевного кризиса. Кончина близкого друга и родственника Мухамеда Салиха Бабаджанова, отиворечия со своим классом, бедность, в которую Даулеткерей впал в последние годы жизни, тяжелое положение народа, которому автор стремился помочь своим гуманным правлением, и в то же время, отчужденность простого народа, видевшего в Даулеткерее представителя правящей верхушки - все это вызывало у композитора чувство горечи и трагического разлада с действительностью.

Даулеткерей умер промеж 21 апреля и 4 мая 1887 года. Он оставил значительное музыкальное наследие, повлиявшее на дальнейшее развитие народной инструментальной музыки.

«Акбала кыз» «Бұлбұл» «Жигер» «Қосалқа»



Расцветом жанра кюя стал XIX век, представленный авторским творчеством исполнителей кюев - кюйши - профессионалов устной традиции.

Разные виды устного творчества - эпич., историч. сказания, легенды, сказки, образы природы, быта нашли муз. воплощение в кюях, поэтому многие из них - программные. Имеются кюи, изображающие скачки, полёт птиц, шуршание змей и др., их исполняют кюйши, а также жирши, жирау, акыны.

Отличаются они как по тематике, так и по форме исполнения.

Полностью сохранилась только традиция домбрового искусства, которая разделяется на два стиля - токпе (Западный Казахстан) и шертпе (Восточный, Центральный и Южный Казахстан).

Кюи токпе отражают яркие драматические события, храктеризуют волевые, сильные образы. Отличительные черты этих кюев-форма-схема, которая организует импровизационное развитие кюев в обязательной последовательности по регистровым зонам.

Кюи шертпе подобную форму-схему не имеют. Их песенный тематизм развивается свободно, импровизационно. Кюи этой традиции характеризуют песенный склад, утонченная камерность, мягкое щипковое звукоизвлечение пальцами. Основным содержанием шертпе-кюев стали психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания и изящные женские образы.

Расцветом жанра кюя стал XIX век, представленный авторским творчеством исполнителей кюев - кюйши - профессионалов устной традиции.

Разные виды устного творчества - эпич., историч. сказания, легенды, сказки, образы природы, быта нашли муз. воплощение в кюях, поэтому многие из них - программные. Имеются кюи, изображающие скачки, полёт птиц, шуршание змей и др., их исполняют кюйши, а также жирши, жирау, акыны.

Отличаются они как по тематике, так и по форме исполнения.

Полностью сохранилась только традиция домбрового искусства, которая разделяется на два стиля - токпе (Западный Казахстан) и шертпе (Восточный, Центральный и Южный Казахстан).

Кюи токпе отражают яркие драматические события, храктеризуют волевые, сильные образы. Отличительные черты этих кюев-форма-схема, которая организует импровизационное развитие кюев в обязательной последовательности по регистровым зонам.

Кюи шертпе подобную форму-схему не имеют. Их песенный тематизм развивается свободно, импровизационно. Кюи этой традиции характеризуют песенный склад, утонченная камерность, мягкое щипковое звукоизвлечение пальцами. Основным содержанием шертпе-кюев стали психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания и изящные женские образы.

Расцветом жанра кюя стал XIX век, представленный авторским творчеством исполнителей кюев - кюйши - профессионалов устной традиции.

Разные виды устного творчества - эпич., историч. сказания, легенды, сказки, образы природы, быта нашли муз. воплощение в кюях, поэтому многие из них - программные. Имеются кюи, изображающие скачки, полёт птиц, шуршание змей и др., их исполняют кюйши, а также жирши, жирау, акыны.

Отличаются они как по тематике, так и по форме исполнения.

Полностью сохранилась только традиция домбрового искусства, которая разделяется на два стиля - токпе (Западный Казахстан) и шертпе (Восточный, Центральный и Южный Казахстан).

Кюи токпе отражают яркие драматические события, храктеризуют волевые, сильные образы. Отличительные черты этих кюев-форма-схема, которая организует импровизационное развитие кюев в обязательной последовательности по регистровым зонам.

Кюи шертпе подобную форму-схему не имеют. Их песенный тематизм развивается свободно, импровизационно. Кюи этой традиции характеризуют песенный склад, утонченная камерность, мягкое щипковое звукоизвлечение пальцами. Основным содержанием шертпе-кюев стали психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания и изящные женские образы.

Расцветом жанра кюя стал XIX век, представленный авторским творчеством исполнителей кюев - кюйши - профессионалов устной традиции.

Разные виды устного творчества - эпич., историч. сказания, легенды, сказки, образы природы, быта нашли муз. воплощение в кюях, поэтому многие из них - программные. Имеются кюи, изображающие скачки, полёт птиц, шуршание змей и др., их исполняют кюйши, а также жирши, жирау, акыны.

Отличаются они как по тематике, так и по форме исполнения.

Полностью сохранилась только традиция домбрового искусства, которая разделяется на два стиля - токпе (Западный Казахстан) и шертпе (Восточный, Центральный и Южный Казахстан).

Кюи токпе отражают яркие драматические события, храктеризуют волевые, сильные образы. Отличительные черты этих кюев-форма-схема, которая организует импровизационное развитие кюев в обязательной последовательности по регистровым зонам.

Кюи шертпе подобную форму-схему не имеют. Их песенный тематизм развивается свободно, импровизационно. Кюи этой традиции характеризуют песенный склад, утонченная камерность, мягкое щипковое звукоизвлечение пальцами. Основным содержанием шертпе-кюев стали психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания и изящные женские образы.



«Пять строчек» (Синквэйн) пятистишье.

  1. существительное

  2. прилагательное прилагательное

  3. глагол глагол глагол

  4. ключевая фраза

  5. существительное

Пример:

  1. Владимир Мономах

  2. великий, мудрый

  3. объединял, преобразовывал, строил

  4. приостановил междоусобицу на Руси

  5. реформатор

«Пять строчек» (Синквэйн) пятистишье.

  1. существительное

  2. прилагательное прилагательное

  3. глагол глагол глагол

  4. ключевая фраза

  5. существительное

Пример:

  1. Владимир Мономах

  2. великий, мудрый

  3. объединял, преобразовывал, строил

  4. приостановил междоусобицу на Руси

  5. реформатор

«Пять строчек» (Синквэйн) пятистишье.

  1. существительное

  2. прилагательное прилагательное

  3. глагол глагол глагол

  4. ключевая фраза

  5. существительное

Пример:

  1. Владимир Мономах

  2. великий, мудрый

  3. объединял, преобразовывал, строил

  4. приостановил междоусобицу на Руси

  5. реформатор

«Пять строчек» (Синквэйн) пятистишье.

  1. существительное

  2. прилагательное прилагательное

  3. глагол глагол глагол

  4. ключевая фраза

  5. существительное

Пример:

  1. Владимир Мономах

  2. великий, мудрый

  3. объединял, преобразовывал, строил

  4. приостановил междоусобицу на Руси

  5. реформатор



  1. Какие события в детстве Даулеткерея способствовали развитию его музыкальных способностей?

  2. Что его отличало от других сверстников?

  3. Назовите название, прозвучавших кюев?

  4. Кто исполнял кюи?



  1. Какие события в детстве Даулеткерея способствовали развитию его музыкальных способностей?

  2. Что его отличало от других сверстников?

  3. Назовите название, прозвучавших кюев?

  4. Кто исполнял кюи?



  1. Какие события в детстве Даулеткерея способствовали развитию его музыкальных способностей?

  2. Что его отличало от других сверстников?

  3. Назовите название, прозвучавших кюев?

  4. Кто исполнял кюи?



  1. Какие события в детстве Даулеткерея способствовали развитию его музыкальных способностей?

  2. Что его отличало от других сверстников?

  3. Назовите название, прозвучавших кюев?

  4. Кто исполнял кюи?



  1. Даулеткерей - выходец из султанской среды, его детство…

  2. Даулеткерей - был сторонником духовного развития человека...

  3. Даулеткерей - всегда отстаивал свои принципы и убеждения, что демонстрируют его произведения….

  4. Даулеткерей - совершенствовал …и внёс значительный вклад в развитие инструментальной музыки Казахстана.



© 2010-2022