О развитии музыкального слуха и памяти

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О развитии музыкального слуха и памяти

Как сказал А. Гольденвейзер, «слух и память, из которых состоит музыкальная одарённость, гораздо больше поддаются развитию, чем принято думать». Намного сложнее обстоит дело с развитием чувства ритма, и когда исполнитель не обладает этим, приходится сталкиваться с большими трудностями в работе. Работа педагога над слухом и звуком начинается с первых уроков и ведётся постоянно. Необходимо приучать ученика слушать себя дифференцированно и ставить перед ним конкретные задачи: интонирование, тембр, ровность звучания, штрихи.

Полезно обращать внимание на гармоническое строение произведений, разбирать модуляционный план, прослушивая единую сквозную линию развития.

Методы активации слухового внимания: 1) распределение музыкальной ткани по фразам, с учетом дыхания; 2) внутреннее представление мотива до его исполнения; 3) беззвучное проигрывание мелодии с учётом аппликатуры.

Н.Метнер советовал изучать произведения с закрытыми глазами. Также не следует играть длительное время на форте. Слух поддаётся развитию и над этим надо работать. Нужно заниматься этим всю жизнь и не только в классе сольфеджио: как можно чаще упражняться в пении с листа; полезно упражняться в записи музыки- музыкальный диктант; развивать зрительную память, слушать музыку, глядя в ноты; в любые свободные минуты петь «про себя» мелодию и тут же в уме вести «запись» нотами, проверяя себя на инструменте.

В высшей степени важно для музыканта- исполнителя развивать музыкальную память. Игра на инструменте имеет большое значение для исполнительской свободы. Игра на память обеспечивает большую свободу исполнения, т.к. ноты ограничивают и даже мешают по мнению Бузони. Поэтому соответственно навыки и привычку к исполнению наизусть следует воспитывать с самого начала обучения. Это подтверждают и выступления учащихся на экзаменах, на концертах, требующих исполнения наизусть. Играть следует как можно скорее без нот. Запоминать следует сознательно, а не ждать, когда произведение запомниться само собой.

Однако, необходимо предостеречь от запоминания не точно разобранного сочинения. То, что плохо начато, не может быть хорошо закончено. Особенно плохо, когда уже в самом конце обнаруживаются сделанные при разборе ошибки. С особой тщательностью следует относиться к разбору и выучиванию на память произведений, трудных для учёта по гармоническому, мелодическому языку.

Музыкальная память - понятие объёмное, оно включает в себя и слуховой, и логический, и двигательный компоненты. Музыкальная память можно сравнить с лифтом, подвешенным на нескольких тросах, и если один подведёт, то другой выручит. Следовательно, память нужно укреплять, развивать всесторонне, совершенствовать.

Музыкальная память может быть трёх видов: слуховая, зрительная и моторная. Механическое заучивание путем многократного и также механического проигрывания произведения основано, главным образом на моторной памяти, которая легко может изменить исполнителю при волнении. Подобный метод работы обычно лишен всякого музыкального смысла. Моторная память нужна, но как фактор, дополняющий активное заучивание.

Учить подряд не следует весь текст. Успешнее будет заучивание по частям, отдельными эпизодами и в медленном темпе, соединяя затем в более крупные построения. Начинающему полезно помочь, объясняя как лучше ориентироваться в тексте, на что следует обратить внимание прежде всего.

Подобно тому, как для хорошего запоминания картины мы активно разбираем её слагающие компоненты: линии, краски, светотени и т.п., тау для запоминания музыкального произведения мы должны отдать себе отчёт в его конструкции. Подобный метод логического продумывания значительно облегчает работу ученика по заучиванию произведения. Нужно также разобраться в структуре того или иного пассажа. Эти приёмы значительно облегчают работу ученика по запоминанию нотного текста, шлифуют память ученика, тренируют её, делают её более острой.


© 2010-2022