- Преподавателю
- Музыка
- ПРОЕКТ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ2
ПРОЕКТ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ2
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Артемова Н.И. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Российская федерация
Ханты - Мансийский автономный округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«СОШ №9» г. Мегион
ПРОЕКТ
«Русская песня - душа народа»
( Тип проекта информационно-творческий)
Выполнила: Копка Варвара
Уч.3 «в» класса
Научный руководитель: Артемова Н.И.
Содержание проекта
I . Введение
II. Определение проблемы, цели, задач проекта
III. Разработка плана работы
IV. Этап «Подумаем»
V.
VI. Поиск информации
-
Посещение музея
-
Знакомство с народным ансамблем «Сударушка»
-
Вывод
Проблема: передача народной песни младшему поколению
Срок реализации: 6 месяцев.
I. Введение.
Хорошая детская песня - одно из средств воспитания ребенка. Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста, раскрывают перед ним целый мир новых представлений и чувств. Песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи.
Совместное пение развивает дружеские взаимоотношения и чувство коллективизма. К. Д. Ушинский писал: « Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце; а это очень важно в школе, где общими усилиями должно побеждать трудность учения. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство…».
Я люблю петь. Особенно, мне нравятся русские народные песни.
Я поют их с удовольствием, выражая при этом свои чувства, переживания.
Если бы меня спросили почему они мне нравятся-я б ответила «Потому-что они очень красивы, задушевные, вместе с ними и моя душа поет». А ещё под народные песни можно двигаться, хороводить.
Не зря говориться «Русская песня-душа народа».
Проблема: передача народной песни младшему поколению
II. Цель и задачи проекта.
На уроках музыки мы учили народные песни и нам они понравились, нам захотелось узнать побольше, и мы решили собрать информации по этому материалу.
Так как наш ансамбль «Мелодия» состоящий из девочек параллели 6 классов поют песни современных композиторов, мы решили расширить свой репертуар, свои знания и познакомиться поближе с русской народной песней, узнать её тайну.
Цель: приобщение к русскому народному творчеству, а именно к народной песне.
Задачи проекта:
-Определить какое место занимает русская народная песня у жителей нашего города Мегиона, провести разновозрастное анкетирование.
-Узнать жанры народных песен.
-Обучиться работать в группе, умению обмениваться полученной информацией;
-Развивать умение работать с изученными материалами: классифицировать, систематизировать, обобщать;
-Вовлечь ребят в активный познавательный процесс по изучению русской народной песни;
Основополагающий вопрос: Знаете ли Вы русскую народную песню
Планируемый конечный результат:
- Выяснить влияние русской народной песни на жизнь людей.
-На какие жанры делится народная песня
-Выяснить какое поколение города Мегиона знает лучше народные песни.
-Принять участие в фестивале «Русская песня» состоящего 28 февраля в
ДК «Прометей», в школьной конференции и III региональной научно-теоретической конференции
«Педагогика музыкального образования»: «Проблемы и перспективы
III. План работы:
1.Посетить и подумать
а. Подумать самостоятельно о том, что я знаю о русской песне. Что я ещё могу узнать у родных, близких, из книг, в интернете, у своих друзей.
б. Посетить музей, познакомиться с народным материалом;
в. Посетить народный ансамбль «Сударушка» Мегионского Дворца Искусства;
г. Сделать опрос среди сверстников;
д. Провести анкетирование жителей Мегиона;
-
.
2. Поиск информации.
а. Что я могу рассказать другим о том, что я узнал?
б. Сделать опрос по анкете.
в. Посетить краеведческий музей нашего города.
г. Посмотреть выступление народного ансамбля «Сударушка», собрать информацию о коллективе.
3.Оформить книгу с русскими народными песнями.
4.Обобщение информации.
5. Защита проекта.
1 этап. Подумаем
Выяснили, что в нашем классе все ребята знакомы с русской народной песней. Мы их изучаем на уроках чтения, поем на уроках музыки. А еще дети их слышали от своих мам, которые пели им колыбельные песни.
А что еще хотелось бы узнать:
- Как появилась русская народная песня?
- Почему так называется?
- Какие бывают русские народные песни?
- Особенности исполнения песни
IV. Сбор информации
2 этап. Поиск информации.
Разделились на 3 группы: репортеры, поисковики, собиратели- инсценирование
Репортеры обратились к родителям, бабушкам и дедушкам, знакомым и друзьям.
Отчет репортеров.
Оказалось, что мамы и папы тоже любят народные песни, поют их на праздниках, свадьбах, торжествах. А они услышали эти песни от своих родителей, то есть от бабушек и дедушек.
Обратились к бабушкам. Они рассказали, что их родители тоже любили и пели русские песни. В старинные времена молодёжь собиралась на посиделки. Девушки приносили рукоделие, а парни гармошку или балалайку.
Девушки работали и душевно пели.
Сделали вывод: народную песню всегда любили и передавали из поколения в поколение.
Поисковики обратились в библиотеку, нашли информацию в Интернете.
Отчет поисковиков.
Что такое народные песни?
Народные песни - это песни, созданные народом. Автор текста и музыки таких песен неизвестен. Также к ним относятся песни, написанные "в народном духе", т.е. с простой и доступной мелодией и гармонией.
Народная песня - наиболее распространенный вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества. Отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события. Народная песня существует во множестве местных вариантов, постепенно видоизменяясь.
С появлением человечества люди начали петь песни. Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как русский народ. Наши песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и музыкальными красотами. Они одинаково нравятся людям образованным и необразованным, музыкантам и не музыкантам.
Какие бывают народные песни?
Все народные песни делятся на жанры: песни лирические, исторические, обрядовые, хороводные, игровые, календарные, солдатские, былины, колыбельные. Первоначально народные песни показывали, как люди понимают мир, жизнь. А так как жизнь состоит из многих явлений и ситуаций, то и народные песни отражают эти явления.
Народные лирические песни зародились в глубокой древности. Они сопровождали различные обряды, связанные с пахотой, посевом, уборкой урожая, сменой сезонов года, рождением или смертью человека. Лирические песни для русского народа были способом выражения своих мыслей и чувств, радости, горя, тоски. Главными героями лирических песен всегда были простые люди: крестьяне, солдаты, бурлаки, ямщики.
В песнях рассказывалось о простой повседневной жизни: о чувствах девушки к далекому любимому, о воспоминаниях солдата о родине, о жалобах бурлака на свою жизнь. Такие песни исполнялись одиночно. Лирические песни могли быть также диалогом девушки с подругами, мужа с женой и исполнялись несколькими людьми.
Исторические песни пели, сообщая об исторических событиях своего народа и своих героев.
Обрядовые: песни плачи, свадебные.
Хороводные, связанные с ведением хороводов на различных праздниках.(масленичные)
Календарные песни песни, как заклички: к весне, лету , осени, зимние.
Солдатские - при проводах сына в армию.
Шуточные и частушки чаще всего веселили народ, а бывало и высмеивали нерях. Народные песни показывали, как люди понимают мир, жизнь. А так как жизнь состоит из многих явлений и ситуаций, то и народные песни отражают эти явления.
К числу древних принадлежит жанр былины. Былины в Древней Руси исполняли странствующие певцы под аккомпанемент гуслей или другого народного инструмента. Былины пели.
Духовные песни исполняли бродячие певцы - калики перехожие - под звуки лиры, поэтому певцов иногда называли еще «лирниками». Народ уважал бродячих певцов и всегда с удовольствием их слушал, потому что они несли Слово Божие. Обидеть калику считалось большим грехом.
Трудовые песни пели работающие на плантациях, железных дорогах, на строительстве и так далее. Существуют песни о профессиях. Они могут быть о пастухах, сапожниках, трубочистах, портных.
В колыбельных песнях мать просит «дрему» (сон) прийти и убаюкать ребенка. Часто мать обращалась к коту. Считалось, что мурлыканье кота усыпляет детей, поэтому матери в песнях старались умилостивить кота, задобрить его молоком или пирогом, чтобы ребенок хорошо спал. Да и сама колыбельная исполнялась нараспев, под покачивание люльки.
Как нужно исполнять народную песню?
Красота русской народной песни не только в мелодии, но и в многоголосом исполнении, в особенностях ритма, а также в юморе. Она богата распевами, старинными словами, повторами текста.
Русские песни исполняются одиночно или хором, с музыкой или без неё.
Песни лирические поются неторопливо, задумчиво, спокойно, без всякого лишнего движения. А вот хороводные и плясовые песни, наоборот, при исполнении сопровождаются самыми разнообразными движениями. А самое главное русскую народную песню надо петь с душой.
Русский народный костюм.
Русский народный костюм привлекает нас своей простотой и мудростью, богатой отделкой, цветным орнаментом, интересными деталями. У каждого узора и покроя есть своя история. Это делает русский костюм уникальным.
Для девушек свободный сарафан с орнаментом, блузка с узорами и расшитый головной убор. А для парня рубаха-косоворотка, кушак, порты и возможна кепка, украшенная цветком.
Сделали вывод: Существует очень много русских народных песен. Народ сам сочинял песни, в них он отражал свои чувства, свою жизнь. Песню любили и пели везде: на работе, на праздниках, на войне.
3 этап. Посетить исторический музей нашего города.
А почему людям так необходима была песня?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы пошли в наш краеведческий музей и посетили «русскую избу».
Сделали вывод: Как же тяжело жилось людям в давние времена. Не было электричества, природного газа, машин, радио и телевидения. Людям приходилось много работать, чтобы прокормить свои семьи и скот. Все делали вручную. И только песня помогала им в их нелегком труде. Она давала надежду на лучшую жизнь. Считался уважаемым тот человек, который работает и поет одновременно.
4 этап. Посмотреть выступление народного ансамбля «Сударушка».
Дети прониклись уважением к песне. И на конкурсе единогласно решили исполнить русскую народную песню. Но прежде, чтобы поучиться правильным манерам исполнения, решили посмотреть выступление русского народного ансамбля «Сударушка». Они нам спели песню «Ах, снег снежок» и много рассказали
Сделали вывод: песню надо петь выразительно, душевно, чувства передавать с помощью движений
Сделали опрос по анкетам. В опросе принимали 100 человек. Опрос проводили с учётом разного возраста и поделили на младший возраст -это школьники, средний возраст-это наши мамы и папы 35-45 лет, старший возраст от 50 и далее.
По данным опроса «знаете ли вы русскую народную песню» младший возраст ответили «да, мы учили в школе»-50%,(школьники) средний возраст да -30 % «не помню»-70%,(наши мамы, папы) старший возраст «да, я знаю и навели примеры» 90%.(50 лет и далее).
Далее мы решили поприсутствовать на праздниках вместе с родителями, с той целью, чтобы поинтересоваться какие песни поют наши родители. Я побывала на семейном празднике у своих родственников «День рождения у тети» (маминой сестры) и понаблюдала. Оказалось, что наши родители с удовольствием поют в основном в караоке современные песни « О Боже, какой мужчина», «Только рюмка водки на столе», «Снова курю одна», «Крошка моя, я по тебе скучаю», «Чумачечая весна», «Я пью до дна за тех, кто в море». Когда я спросила, знают ли они народные песни, они стали вспоминать. Вспоминали по очереди то папы, то мамы. Было понятно, что вспоминать тяжело, легче петь, если все на экране. Вспомнили некоторые частушки, а также песню «Вот кто-то с горочки спустился». Я им спела песню «Куманек».
А какую песню исполнить? В работу вступили собиратели народных песен. Мы нашли зажигательную шуточную песни «Куманек»
Мы её разучили, придумали к ней движения, а также инсцинировали.
1. Напекла кума блинов, пригласила кума,
Да наделала в деревне, дура, много шума.
То ходила все кругом, и платком махала,
То стучала каблучком, кума зазывала.
Эй, кум, куманек, заходи на огонек.
Накормлю блинами, погуляем сами.
2. Нарядился куманек в красную рубаху.
И калитку распахнул с удалью с размаху.
Взял в руки баян, заиграл, пока не пьян.
Затянул он песню и пошел к невесте.
3. Услыхала про блины бабка Акулина.
Пригласила за собой и сноху и сына,
Сваху с братом и сестрой, да и деверя с женой,
Бабку, деда, внучку и собаку Жучку. 9(за вторым разом ира)
4. Пели песни до утра, до зари плясали.
А на утро разбрелись, с собой кума взяли.
Вот такая кутерьма, не шумела б ты кума…
С кумом бы всю ночку… кушала блиночки!
Их всех это развеселило, и они стали мне подпевать. Но мне было понятно, что не так много песен, как бы мне этого хотелось, знают наши родители.
Оказалось, действительно есть проблема в передачи русских народных песен следующим поколениям. Старшее поколение знает русские народные песни ( это было понятно из анкет и опроса), а наши мамы и папы не очень.
Вывод: передача русских народных песен следующим поколениям будет на должном уровне, если все поколения будут вместе больше петь русские народные песни дома, с родителями, в школе, а также при участии в разно уровневых мероприятиях.
Общий вывод: изучая русскую народную песню, мы много узнали о жизни наших далеких предков. Люди сами сочиняли песни, в которых выражали все свои чувства: горе, радость, переживания, тоску, веру в бога. Русская песня так много говорит сердцу каждого из нас потому, что в ней живет душа народа.
.
28 февраля мы выступили с песней «Куманек» в дворце культуры «Прометей», а сегодня мы на конференции.