- Преподавателю
- Музыка
- Доклад Критерии оценки концертного выступления учащегося ДШИ
Доклад Критерии оценки концертного выступления учащегося ДШИ
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Блинова И.С. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Железногорская детская школа искусств»
Управление культуры администрации г. Железногорска
Курской области
Доклад
Критерии оценки концертного выступления учащегося ДШИ.
Автор: Блинова И.С.,
преподаватель высшей
квалификационной
категории
г. Железногорск
2013г
Музыка - один из самых эмоциональных видов искусства. Музыкальные произведения способны вызвать эмоции большой силы у огромной массы слушателей. При этом существует достаточно парадоксальное явление в искусстве и в музыке, позволяющее сосуществовать совершенно противоположным мнениям по поводу одного и того же произведения искусства, выступления музыканта, артиста. И это происходит не только в среде обычной публики, но и среди профессионалов. Музыка настолько многогранна и многопланова, исполнительство настолько сложно и субъективно, что зачастую очень сложно дать оценку какому-либо явлению в музыке. Порой трудно определить ту грань, отделяющую вкус от «вкусовщины», выразительность в исполнении от «сверхвыразительности», определить, где стремление к технически безупречному исполнению переходит в «техницизм».
Подобные проблемы оценки музыкального исполнительства существуют на всех уровнях: а начинающего исполнителя, так и уже сложившегося музыканта. Оценка ученика приобретает вполне конкретную материальную форму, в виде балла, выставляемого за игру. При серьёзном анализе выясняется, что его иногда выставляют ученику за совершенно различные достоинства или недостатки. Экзаменаторы по-разному подходят к оценке не только различных выступлений, но и зачастую одного и того же. Оценка игры ученика на экзамене - это болезненный момент, как для самого исполнителя, так и для его педагога. Нередко бывают случаи, когда выставление оценки превращается в выяснение отношений между преподавателями, а выступление учащегося уже не имеет никакого значения.
Система оценки не ограничивается только проверкой уровня знаний, умений и навыков, она ставит более важную задачу - умение учащегося самостоятельно проверять, контролировать себя, критически оценивать своё выступление. Оценка имеет несколько функций.
-
Социальная функция - воспитание ребёнка, формирование его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности на первой ступени музыкального образования.
-
Образовательная - это результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным.
-
Воспитательная - это формирование положительных мотивов учения, привитии любви к музыки, к своему инструменту.
-
Эмоциональная-вызывает определённую эмоциональную реакцию ученика. Оценка способствует формированию самооценки ученика, она может оказать как стимулирующее, так и тормозящее воздействие на работоспособность, и активность ученика.
-
Информационная - это основа прогнозирования и планирования учебного процесса, создаёт почву для анализа результатов работы учащегося.
-
Функция управления помогает педагогу выявлять недостатки в организации учебного процесса. Эта функция очень важна для развития самоконтроля учащегося, его умение анализировать своё выступление, адекватно реагировать на оценку педагога.
Контроль за учебным процессом в ДШИ предусмотрен учебными планами программами и осуществляется в нескольких видах.
-
Текущий - проверка результатов обучения (проверка домашних заданий, оценка работы на уроке).
-
Тематический - проверка определённых задач (контрольные уроки, мини-концерты класса).
-
Итоговый - проводится как оценка результатов обучения за определённый промежуток учебного времени: четверть полугодие, год (академические концерты, зачеты, экзамены, отчётные концерты).
Система контроля и оценки - это регулятор отношений ученика и учебной среды.
С учётом сложившихся требований к оценки в ДШИ применяется четырёхбальная система (единица как балл практически не используется). Зато для более гибкой оценки игры ученика применяются знаки «плюс» (+) и «минус» (-). Эти знаки вносят некоторый эмоциональный элемент в сухую статистику цифровой оценки выступления учащегося. Оценкой измеряют уровень знаний и навыков учащихся, а также это показатель качества работы самого преподавателя, а также роль оценки как средство поощрения или наказания учащегося.
Современная учебная программа ДШИ решает две задачи: общеэстетического развития детей и профессиональной подготовки исполнителя начального звена. А это значит, надо по-разному подходить к работе с учащимися с разными музыкальными способностями и различный подход к оценке, т. е. «индивидуальной оценке».
Одинаковый балл, выставляемый ученикам с различными способностями, не может в полной мере отражать уровень исполнения каждого из них: слабый учащийся выступил в полную силу и получил отличную оценку, а сильный, по какой-либо причине всех установок преподавателя, несмотря на то, что его игра превосходила достижения менее способного ученика, был оценен ниже. В данной ситуации характеристика, которую даёт педагог своему ученику и его выступлению, должна быть определяющей для комиссии.
Эта характеристика должна быть всеобъемлющая, логически продуманная и методически обоснованная. Преподаватель должен доказать правомерность предполагаемой им оценки, и если всё представлено профессионально, то комиссия согласится с доводами педагога.
Форма характеристики:
-
Возраст учащегося, класс, сколько лет занимается.
-
Музыкальные и двигательные способности.
-
Психологический портрет.
-
Степень заинтересованности в учёбе, интенсивность занятий.
-
Степень сложности исполняемой программы, её соответствие учебной программе и возможности ученика.
-
Цели и задачи за отчётный период (технические, музыкальные, психологические).
-
Оценка самого выступления:
а) общее впечатление (понравилось - не понравилось, почему);
б) справился ученик с задачами или нет, причины;
в) конкретный исполнительский анализ произведений по следующей схеме:
1) характер произведения;
2) соответствие стилю;
3) форма, наличие кульминаций;
4) фразировка;
5) штрихи, артикуляция, качество звука;
6) приёмы игры;
7) аппликатура.
Г) Методический анализ произведения:
1) степень сложности (технической и художественной);
2) методические задачи, стоящие перед учеником при освоении данного произведения;
3) пути их решения (вспомогательный материал, педагогические приёмы).
Оценка должна быть конструктивной и стимулировать учебный процесс. Оценка за конкретное выступление ученика и за его работу. При выставлении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
-
Оценка годовой работы учащегося, определяемая по динамике его роста;
-
Оценка учащегося по результатам выступлений на контрольных уроках и академических концертах;
-
Другие выступления учащегося в течение года.
Оценка на выпускном экзамене выставляется на основании впечатления то исполнения выпускной программы, с учётом показателей учащегося, продемонстрированных им на протяжении всего периода обучения в ДШИ.
При выставлении переводной оценки учащемуся младших классов с учётом запаса времени, у преподавателя сохраняются возможность для методического поиска развития ученика. Преподаватель может завышать или занижать степень сложности исполняемой программы с целью активизации развития ученика или выработки устойчивого самочувствия у учащегося подверженного излишнему волнению во время выступлений; поэтапно осваивать сложные произведение.
В старшем классе (на выпускном экзамене) преподаватель и его ученик должны продемонстрировать максимальный результат их совместной работы за весь период обучения в ДШИ. Исполнение должно соответствовать требованиям учебной программы, а сложность произведений - исполнительским возможностям учащегося.
Как оценить работу самого преподавателя? Только реальной игрой его учеников, их выступлением на концертах, успехами на конкурсах, стабильностью класса, наличие в классе наряду со слабыми учащимися ряда способных детей, демонстрирующих профессиональные игровые навыки, в которых видна «рука педагога».
В учебном процессе ДШИ приходится сталкиваться с проблемой оценки выступления детей, принимающих участие в конкурсах различных уровней. Как правило, результаты конкурсов вызывают большие споры среди его участников, а порой большие разночтения среди членов жюри. Конкурсная оценка определяет сильнейшего исполнителя среди собравшихся участников - сравнительная оценка. Выступление на конкурсе - специфическое выступление.
На конкурсе оценивается точность игры, стабильность, виртуозность: без этих качеств рассчитывать на успех не приходится. А зачастую подобные качества достигаются в ущерб художественной выразительности исполнения. НА конкурсе присутствует элемент спортивного состязания, не очень положительный момент в музыкальном исполнительстве.
Концертное выступление ученика - цель всего процесса выступления. Оценка этого выступления ничем не отличается от оценки выступления взрослого музыканта, разве что большей снисходительностью и доброжелательностью публики. Здесь на первый план выступает характер исполняемого произведения. Можно говорить о технической оснащённости юного музыканта, о стабильности исполнения, но если игра не вызывает эмоционального отклика у публики, исполнение не состоялось. Соответственно задачам подбирается репертуар.
Анализ проблемы оценки выступления, учащегося ДШИ позволяет выделить эту сферу в разряд особо важных, играющих огромную роль в учебном процессе, в музыкальном исполнительстве.
Использованная литература:
1) Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.- М., 1985 г.
2) Алексеев А. Воспитание музыканта- исполнителя.// Советская музыка, №2. 1980 г.
3) Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство.- Л.- М., 1973 г.
4) П. Басенко, В. Крюкова. Критерии оценки концертного выступления учащегося ДМШ.