Доклад Критерии оценки концертного выступления учащегося ДШИ

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Железногорская детская школа искусств»

Управление культуры администрации г. Железногорска

Курской области








Доклад

Критерии оценки концертного выступления учащегося ДШИ.





Автор: Блинова И.С.,

преподаватель высшей

квалификационной

категории


г. Железногорск

2013г

Музыка - один из самых эмоциональных видов искусства. Музыкальные произведения способны вызвать эмоции большой силы у огромной массы слушателей. При этом существует достаточно парадоксальное явление в искусстве и в музыке, позволяющее сосуществовать совершенно противоположным мнениям по поводу одного и того же произведения искусства, выступления музыканта, артиста. И это происходит не только в среде обычной публики, но и среди профессионалов. Музыка настолько многогранна и многопланова, исполнительство настолько сложно и субъективно, что зачастую очень сложно дать оценку какому-либо явлению в музыке. Порой трудно определить ту грань, отделяющую вкус от «вкусовщины», выразительность в исполнении от «сверхвыразительности», определить, где стремление к технически безупречному исполнению переходит в «техницизм».

Подобные проблемы оценки музыкального исполнительства существуют на всех уровнях: а начинающего исполнителя, так и уже сложившегося музыканта. Оценка ученика приобретает вполне конкретную материальную форму, в виде балла, выставляемого за игру. При серьёзном анализе выясняется, что его иногда выставляют ученику за совершенно различные достоинства или недостатки. Экзаменаторы по-разному подходят к оценке не только различных выступлений, но и зачастую одного и того же. Оценка игры ученика на экзамене - это болезненный момент, как для самого исполнителя, так и для его педагога. Нередко бывают случаи, когда выставление оценки превращается в выяснение отношений между преподавателями, а выступление учащегося уже не имеет никакого значения.

Система оценки не ограничивается только проверкой уровня знаний, умений и навыков, она ставит более важную задачу - умение учащегося самостоятельно проверять, контролировать себя, критически оценивать своё выступление. Оценка имеет несколько функций.

  1. Социальная функция - воспитание ребёнка, формирование его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности на первой ступени музыкального образования.

  2. Образовательная - это результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным.

  3. Воспитательная - это формирование положительных мотивов учения, привитии любви к музыки, к своему инструменту.

  4. Эмоциональная-вызывает определённую эмоциональную реакцию ученика. Оценка способствует формированию самооценки ученика, она может оказать как стимулирующее, так и тормозящее воздействие на работоспособность, и активность ученика.

  5. Информационная - это основа прогнозирования и планирования учебного процесса, создаёт почву для анализа результатов работы учащегося.

  6. Функция управления помогает педагогу выявлять недостатки в организации учебного процесса. Эта функция очень важна для развития самоконтроля учащегося, его умение анализировать своё выступление, адекватно реагировать на оценку педагога.

Контроль за учебным процессом в ДШИ предусмотрен учебными планами программами и осуществляется в нескольких видах.

  1. Текущий - проверка результатов обучения (проверка домашних заданий, оценка работы на уроке).

  2. Тематический - проверка определённых задач (контрольные уроки, мини-концерты класса).

  3. Итоговый - проводится как оценка результатов обучения за определённый промежуток учебного времени: четверть полугодие, год (академические концерты, зачеты, экзамены, отчётные концерты).

Система контроля и оценки - это регулятор отношений ученика и учебной среды.

С учётом сложившихся требований к оценки в ДШИ применяется четырёхбальная система (единица как балл практически не используется). Зато для более гибкой оценки игры ученика применяются знаки «плюс» (+) и «минус» (-). Эти знаки вносят некоторый эмоциональный элемент в сухую статистику цифровой оценки выступления учащегося. Оценкой измеряют уровень знаний и навыков учащихся, а также это показатель качества работы самого преподавателя, а также роль оценки как средство поощрения или наказания учащегося.

Современная учебная программа ДШИ решает две задачи: общеэстетического развития детей и профессиональной подготовки исполнителя начального звена. А это значит, надо по-разному подходить к работе с учащимися с разными музыкальными способностями и различный подход к оценке, т. е. «индивидуальной оценке».

Одинаковый балл, выставляемый ученикам с различными способностями, не может в полной мере отражать уровень исполнения каждого из них: слабый учащийся выступил в полную силу и получил отличную оценку, а сильный, по какой-либо причине всех установок преподавателя, несмотря на то, что его игра превосходила достижения менее способного ученика, был оценен ниже. В данной ситуации характеристика, которую даёт педагог своему ученику и его выступлению, должна быть определяющей для комиссии.

Эта характеристика должна быть всеобъемлющая, логически продуманная и методически обоснованная. Преподаватель должен доказать правомерность предполагаемой им оценки, и если всё представлено профессионально, то комиссия согласится с доводами педагога.

Форма характеристики:

  1. Возраст учащегося, класс, сколько лет занимается.

  2. Музыкальные и двигательные способности.

  3. Психологический портрет.

  4. Степень заинтересованности в учёбе, интенсивность занятий.

  5. Степень сложности исполняемой программы, её соответствие учебной программе и возможности ученика.

  6. Цели и задачи за отчётный период (технические, музыкальные, психологические).

  7. Оценка самого выступления:

а) общее впечатление (понравилось - не понравилось, почему);

б) справился ученик с задачами или нет, причины;

в) конкретный исполнительский анализ произведений по следующей схеме:

1) характер произведения;

2) соответствие стилю;

3) форма, наличие кульминаций;

4) фразировка;

5) штрихи, артикуляция, качество звука;

6) приёмы игры;

7) аппликатура.

Г) Методический анализ произведения:

1) степень сложности (технической и художественной);

2) методические задачи, стоящие перед учеником при освоении данного произведения;

3) пути их решения (вспомогательный материал, педагогические приёмы).

Оценка должна быть конструктивной и стимулировать учебный процесс. Оценка за конкретное выступление ученика и за его работу. При выставлении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

  1. Оценка годовой работы учащегося, определяемая по динамике его роста;

  2. Оценка учащегося по результатам выступлений на контрольных уроках и академических концертах;

  3. Другие выступления учащегося в течение года.

Оценка на выпускном экзамене выставляется на основании впечатления то исполнения выпускной программы, с учётом показателей учащегося, продемонстрированных им на протяжении всего периода обучения в ДШИ.

При выставлении переводной оценки учащемуся младших классов с учётом запаса времени, у преподавателя сохраняются возможность для методического поиска развития ученика. Преподаватель может завышать или занижать степень сложности исполняемой программы с целью активизации развития ученика или выработки устойчивого самочувствия у учащегося подверженного излишнему волнению во время выступлений; поэтапно осваивать сложные произведение.

В старшем классе (на выпускном экзамене) преподаватель и его ученик должны продемонстрировать максимальный результат их совместной работы за весь период обучения в ДШИ. Исполнение должно соответствовать требованиям учебной программы, а сложность произведений - исполнительским возможностям учащегося.

Как оценить работу самого преподавателя? Только реальной игрой его учеников, их выступлением на концертах, успехами на конкурсах, стабильностью класса, наличие в классе наряду со слабыми учащимися ряда способных детей, демонстрирующих профессиональные игровые навыки, в которых видна «рука педагога».

В учебном процессе ДШИ приходится сталкиваться с проблемой оценки выступления детей, принимающих участие в конкурсах различных уровней. Как правило, результаты конкурсов вызывают большие споры среди его участников, а порой большие разночтения среди членов жюри. Конкурсная оценка определяет сильнейшего исполнителя среди собравшихся участников - сравнительная оценка. Выступление на конкурсе - специфическое выступление.

На конкурсе оценивается точность игры, стабильность, виртуозность: без этих качеств рассчитывать на успех не приходится. А зачастую подобные качества достигаются в ущерб художественной выразительности исполнения. НА конкурсе присутствует элемент спортивного состязания, не очень положительный момент в музыкальном исполнительстве.

Концертное выступление ученика - цель всего процесса выступления. Оценка этого выступления ничем не отличается от оценки выступления взрослого музыканта, разве что большей снисходительностью и доброжелательностью публики. Здесь на первый план выступает характер исполняемого произведения. Можно говорить о технической оснащённости юного музыканта, о стабильности исполнения, но если игра не вызывает эмоционального отклика у публики, исполнение не состоялось. Соответственно задачам подбирается репертуар.

Анализ проблемы оценки выступления, учащегося ДШИ позволяет выделить эту сферу в разряд особо важных, играющих огромную роль в учебном процессе, в музыкальном исполнительстве.

Использованная литература:

1) Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.- М., 1985 г.

2) Алексеев А. Воспитание музыканта- исполнителя.// Советская музыка, №2. 1980 г.

3) Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство.- Л.- М., 1973 г.

4) П. Басенко, В. Крюкова. Критерии оценки концертного выступления учащегося ДМШ.











© 2010-2022