- Преподавателю
- Музыка
- Тематическое планирование по музыке 7 класс
Тематическое планирование по музыке 7 класс
Раздел | Музыка |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бутузова М.С. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование по музыке
№
п/п
Тама урока
Тип урока
Количество часов
Содержание урока
Виды, формы конт-роля
Домашнее задание
Дата проведения
по плану
Факти-чески
7 класс 1 четверть (ч)
1.
О единстве содержания
и формы в художественном произведении
Урок изучения
и первичного закрепления новых знаний.
1
Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Воплощение глубинной сущности явлений в произведениях искусства - важнейший критерий подлинного творчества. Что составляет «магическую единственность» замысла и его воплощения.
Художественный материал:
П о э з и я
Ф. Тютчев. Не то, что мните вы, природа...
Ж и во п и с ь
И. Репин, И. Айвазовский. Пушкин у моря.
М у з ы к а
А. Вивальди. Лето. III часть. Из цикла
«Четыре концерта для скрипки с оркестром
«Времена года» (слушание).
Песенный репертуар:
Ю. Шевчук. Что такое осень (пение)
Вводный урок-беседа
Стр. 3-6
СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ(3ч)
2.
Музыку трудно
объяснить словами
Урок изучения
и первичного закрепления новых знаний
1
Текущий
тематический
Стр.9-12
3.
В чем состоит
сущность,
музыкального
содержания
Урок изучения
и первичного закрепления новых знаний
1
Особенности воплощения содержания в литературе, изобразительном искусстве, музыке. «Загадки» содержания в художественном произведении. Роль деталей в искусстве.
Художественный материал:
Ж и в о п и с ь
С. дель Пьомбо. Несение креста.
М у з ы к а
Т. Альбинони. Адажио (слушание).
Песенный репертуар:
Ю. Мигуля. Быть человеком (пение)
Текущий
тематический
Стр.13-16
4.
В чем состоит
сущность музыкального содержания (продолжение)
1
Обобщение важнейшее свойство музыкального содержания (на примере I части «Лунной сонаты Л. Бетховена).
Музыкальный материал:
Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть (слушание);
Л. Бетховен, русский текст
Э. Александровой. Дружба (пение)
Текущий
тематический
Стр.16-19
КАКИМ БЫВАЕТ МУЗЫКАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (4 ч)
5.
Музыка, которую можно объяснить словами
Урок изучения
и первичного закрепления новых знаний
1
Воплощение содержания в произведениях программной музыки. Программность обобщающего характера (на примере концерта «Зима» из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» А. Вивальди).
Музыкальный материал:
А. Вивальди. Зима. I часть. Из цикла
«Четыре концерта для скрипки с оркестром
«Времена года» (слушание);
Е. Подгайи,. Осенний вокализ (пение)
Текущий
тематический
Стр.20-23
6.
Ноябрьский
образ в пьесе
П. Чайковского
Урок изучения
и первичного закрепления новых знаний
1
Свойство программности - расширять и углублять музыкальное содержание.
Соотнесение образов поэтического и музыкального произведений (на примере стихотворения Н. Некрасова «Тройка» и пьесы П. Чайковского «На тройке» из фортепианного цикла «Времена года» П. Чайковского).
Художественный материал:
П о э з и я
Н. Некрасов. Тройка (фрагмент).
М уз ы к а
П. Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание).
Песенный репертуар:
А. Ермолов, стихи А. Бочковской. Осенний блюз (пение)
Текущий
тематический
Стр.24-28
7.
Восточная тема у Н. Римского-
Корсакова:
«Шехеразада»
комбинированный
1
Тема Востока в творчестве русских композиторов. Воплощение конкретизирующей программности в музыкальных образах, темах,
интонациях (на примере I части из симфонической сюиты «Шехеразада»Н. Римского-Корсакова).
Музыкальный материал:
Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». I часть (слушание);
М. Магомаев, стихи. А. Горохова. Шехеразада (пение)
Текущий
тематический
Стр.29-34
8.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК
1
Обобщение музыкальных впечатлений за 1 четверть.
Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся
итоговый
2 четверть
9.
Когда музыка
не нуждается
в словах
Урок изучения
и первичного закрепления новых знаний
1
Осуществление музыкального содержания в условиях отсутствия литературной программы. Коллективное обсуждение вопроса, связанного с воплощением
музыкального образа Этюда ре-диез минор А. Скрябина (интерпретация
В. Горовица).
Музыкальный материал:
А. Скрябин. Этюд ре-диез минор, соч. 8 № 12 (слушание);
А. Варламов, стихи М. Лермонтова.
Горные вершины (пение)
Текущий
тематический
Стр.35-37
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ (3 ч)
10.
Лирические
образы в музыке
комбинированный
1
Воплощение содержания в художественных произведениях малой и крупной формы (на примере картин «Юный нищий» Э.Мурильо и «Триумф Цезаря» А. Мантенья). Связь между образами художественных произведений и формами их воплощения. Выражение единого образа в форме миниатюры.
Особенности лирического художественного образа. Мотивы печали и прощания в прелюдии соль-диез минор, соч. 32 № 12
С. Рахманинова.
Художественный материал:
Ж и в оп и с ь
Э.Мурильо. Юный нищий;
А. Мантенья. Триумф Цезаря;
И. Левитан. Золотая осень.
По э з и я
Н. Рубцов. Журавли. Фрагмент.
М у з ы к а
С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор,
соч. 32 № 12 (слушание).
Песенный репертуар:
И. Милютин, стихи Е. Долматовского.
Лирическая песенка. Из кинофильма
«Сердца четырех» (пение)
Текущий
Стр.38-42
11.
Драматические
образы в музыке
комбинированный
1
Характерные особенности драматических образов в музыке. контраст образов, тем, средств художественной выразительности
в музыке драматического характера (на примере вокальной баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта).
Музыкальный материал:
Ф. Шуберт, стихи И. В. Гёте. Лесной царь(слушание);
Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев (пение)
тематический
Стр.43-49
12.
Эпические
образы в музыке
комбинированный
1
Русские былины, песни, причитания как источники эпического содержания в художественном произведении. Особенности экспонирования эпических образов в музыкальном
искусстве (на примере Вступления к опере
«Садко» Н. Римского-Корсакова).
Итоговое обобщение в рамках темы «Музыкальный образ».
Музыкальный материал:
Н. Римский-Корсаков. Окиан-море синее.
Вступление к опере «Садко» (слушание);
Г. Струве, стихи К. Ибряева. Вечное детство (пение)
Текущий
Стр.50-55
О ЧЕМ «РАССКАЗЫВАЕТ» МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР (4 ч)
13.
«Память
жанра»
урок- исследованиие
1
Способность музыкальных жанров вызывать определенные образные представления (ассоциативность жанра). Использование композиторами ассоциативных жанров для воплощения определенного содержания
(на примере Полонеза ля-бемоль мажор Ф.Шопена).
Музыкальный материал:
Ф. Шопен. Полонез ля-бемоль мажор, соч. 53 №6. Фрагмент (слушание);
Ты река ль, моя реченька. Русская народная песня, обработка Л. Лядовой (пение)
Текущий
тематический
Стр.56-59
14.
Такие разные,
песни, танцы,
марши (3 ч)
1-й час
комбинированный
1
Взаимодействие и взаимообогащение народных и профессиональных музыкальных жанров. Воплощение народной песенности в произведениях композиторов-классиков (на примере финала Симфонии № 4
П. Чайковского).
Музыкальный материал:
П. Чайковский. Симфония № 4.
IV часть.
Фрагмент (слушание);
В. Берковский, С. Никитин, стихи
М. Величанского. Под музыку Вивальди (пение)
Текущий
тематический
Стр.60-62
15.
Такие разные,
песни, танцы,
марши (3 ч)
2-й час
комбинированный
1
Содержательность жанра марша. Общность
и отличие в маршах из балета «Щелкунчик»
П. Чайковского и оперы «Аида»
Дж. Верди.
Музыкальный материал:
П. Чайковский. Марш. Из балета «Щелкунчик» (слушание); Дж. Верди. Марш. Из оперы «Аида» (слушание)
Текущий
тематический
Стр.63-66
3 четверть
16.
Такие разные,
песни, танцы,
марши (3 ч)
3-й час
комбинированный
1
Разнообразие вальсов. Череда сцен, действующих лиц, состояний в Большом вальсе из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского.
Состояние мечтательной грусти в вальсе си -минор Ф.Шопена.
Музыкальный материал:
П. Чайковский. Вальс. Из оперы «Евгений Онегин» (слушание);
Ф.Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2
(слушание)
Текущий
тематический
Стр.66-72
ФОРМА В МУЗЫКЕ
17.
«Сюжеты»
и «герои» музыкального произведения
Урок изучения
и первичного закрепления новых знаний
1
Особенности воплощения художественного замысла в различных видах искусства. Метафорический смысл понятий сюжет и герой по отношению к музыкальному произведению. Средства выразительности как главные носители содержания и формы в музыке.
Музыкальный материал:
Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» (слушание);
Е. Крылатов, стихи Н. Добронравова. Я верю только мачтам и мечтам (пение)
Текущий
тематический
Стр.75-77
ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА (2 ч)
18.
«Художественная форма -
это ставшее зримым содержание
(2 ч) 1-й час
Урок изучения
и первичного закрепления новых знаний
1
Понимание музыкальной формы в узком и широком смысле.
Единство содержания и формы - непременный закон искусства (на примере стихотворения «Сонет к форме» В. Брюсова). Связь
тональности музыкального произведения с его художественным замыслом, характером (на примере «Лакримоза» из Реквиема В. А. Моцарта и Серенады Ф.Шуберта).
Художественный материал:
П о э з и я
В. Брюсов. Сонет к форме.
Живо п и с ь , а р х и т е к т у р а ,
д е к о р а т и в н о - п р и к л а д н о е
и с к у с с т в о
Собор Нотр-Дам в Париже;
Микеланджело. Внутренний вид купола собора св. Петра;
Братья Лимбург. Крещение. Из Роскошного часослова герцога Беррийского;
Микеланджело. Мадонна Дони;
О. У. Пьюджин. Готический диван;
Вид лестницы Библиотеки Лауренциана.
М у з ы к а
В. А.Моцарт. Реквием. Лакримоза
(слушание);
Ф. Шуберт. Серенада (слушание).
Песенный репертуар:
А.3ацепин, стихи Л. Дербенева. Есть только миг. Из кинофильма «Земля Санникова»(пение)
Текущий
Стр.78-81
19.
«Художественная форма -
это ставшее зримым содержание
(2 ч) 2-й час
комбинированный
1
Особенности претворения ладотональности в Увертюре к опере «Свадьба Фигаро» В. А.Моцарта
(«торжествующая жажда жизни).
Выражение мотива тоски и одиночества в пьесе «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний пут» Ф. Шуберта.
Музыкальный материал:
В. А.Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» (слушание);
Ф. Шуберт. Шарманщик. Из вокального цикла «Зимний путь» (слушание);
А. Рыбников, стихи Р. Тагора. Последняя поэма (слушание) Музыкальная форма период, особенности ее строения. Изысканность и лаконизм музыкального образа, воплощенного в форме музыкального периода (на примере Прелюдии ля мажор Ф.Шопена).
Музыкальный материал:
Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7 (слушание);
С. Баневич. Пусть будет радость в каждом доме. Финал оперы «История Кая и Герды» (пение)
тематический
Стр.81-87
ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ (7 ч)
20.
Почему музыкальные формы
бывают большими малыми
урок-исследование
1
Причины (источники) обращения композиторов к большим и малым формам (на примере I части Симфонии № 5 Л. Бетховена
и пьесы «Игра воды» М. Равеля).
Общее и индивидуальное в музыкальной форме отдельно взятого произведения.
Музыкальный материал:
Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть
(слушание);
М. Равель. Игра воды. Фрагмент (слушание);
Л. Дубравин, стихи М. Пляцковского
Снежинка (пение)
Текущий
тематический
Стр.88-91
21.
Музыкальный
шедевр
в шестнадцати тактах
(период)
урок-исследование
1
Музыкальная форма период, особенности ее строения. Изысканность и лаконизм музыкального образа, воплощенного в форме музыкального периода (на примере Прелюдии ля мажор Ф.Шопена).
Музыкальный материал:
Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7 (слушание);
С. Баневич. Пусть будет радость в каждом доме. Финал оперы «История Кая и Герды» (пение)
Текущий
тематический
Стр.92-95
22.
О роли повторов в музыкальной
форме
урок-исследование
1
Композиционные повторы в искусстве как выражение цельности, симметрии устойчивой завершенности.
Репризность как важная основа звуковой организации музыки (на примере Венгерского танца № 5 И. Брамса).
Художественный материал
А р х и т е к т у р а
Собор Нотр-Дам в Париже.
А. Фет. Свеж и душист твой роскошный венок...
М у з ы к а
И. Брамс. Венгерский танец № 5 (слушание)
Текущий
тематический
Стр.96-99
23.
Два напева
в романсе
М. Глинки
«Венецианская
ночь»: двухчастная форма
комбинированный
1
Куплетно-песенные жанры в рамках двухчастной формы.
Запев и припев - главные структурные единицы вокальной двухчастности (на примере
романса «Венецианская ночь»
М. Глинки). Особенности производного контраста (воплощение двух граней одного художественного
образа). Состояние душевного покоя, радости и очарования в звуках романса.
Музыкальный материал:
М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (слушание, пение)
Текущий
тематический
Стр.100-104
24.
«Ночная серенада Пушкина -
Глинки: трехчастная форма
комбинированный
1
Реализация музыкального образа
в трехчастной форме (на примере романса М. Глинки «Я здесь, Инезилья...»).
Производный контраст между разделами формы. Выразительная роль деталей.
Музыкальный материал:
М. Глинка, стихи А. Пушкина. Я здесь, Инезилья... (слушание);
А. Гречанинов, стихи народные. Призыв весны (пение)
Текущий
тематический
Стр.105-110
25.
Заключительный урок
1
Обобщение музыкальных впечатлений за 3 четверть.
Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся
итоговый
4 четверть
26-27.
Многомерность образа:
форма рондо
2
Художественные особенности формы рондо (на примере стихотворения В. Брюсова «Рондо»). Роль рефрена и эпизодов в форме музыкального рондо. Сопоставление двух
содержательных планов в романсе «Спящая княжна» А. Бородина.
Многоплановость художественного образа в рондо «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и «Джульетта»
С. Прокофьева
Художественный материал:
П о э з и я
В. Брюсов. Рондо.
М у з ы к а
А. Бородин. Спящая княжна (слушание,участие в исполнении);
С. Прокофьев. Джульетта-девочка.
Из балета «Ромео и Джульетта» (слушание)
Текущий
Стр.111-116
2)стр.117-120
28.
Образ
Великой Отечественной
войны
в « Ленинградской» симфонии
1
Реализация принципа повторности и развития в форме вариаций. Динамика образа в «Эпизоде нашествия» из «Ленинградской» симфонии
Д. Шостаковича Обобщение по теме «Форма в музыке» (обновление содержания в рамках известных форм, значимая роль повторности в процессе музыкального формообразования).
Художественный материал:
П о э з и я
А. Ахматова. Первый дальнобойный в Ленинграде.
М у з ы к а
Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». часть. Фрагмент «эпизод нашествия» (слушание).
Песенный репертуар:
В. Синявский, стихи В.Владимирова.Благодарим, солдаты, вас! (пение)
тематический
Стр.121-126
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ (7 ч)
29.
О связи
музыкальной формы
и музыкальной
драматургии
1
В чем состоит принципиальное отличие между музыкальной формой и музыкальной драматургией.
Осуществление драматургии в форме музыкального произведения (процесс - результат). Особенности взаимодействия статики
и динамики в пьесе «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского.
Художественный материал:
Ж и в о п и с ь
Школа П. дела Франческа. Вид идеального города;
А. Альдорфер. Битва Александра.
П о э з и я
Т. Готье. Средневековье.
М у з ы к а
М. Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).
Песенный репертуар:
А. Пахмутова, стихи Р.Рождественского. Просьба (пение)
Текущий тематический
Стр.127-132
30.
Музыкальный
порыв
1
Порывы, мечты и фантазии в «Фантастических пьесах» Р.Шумана (на примере пьесы «Порыв»). «Рельеф» и «фон» в драматургии
пьесы «Порыв», их взаимодействие.
Сравнение пьес «Старый замок»
М. Мусоргского и «Порыв» Р.Шумана с точки зрения различного воплощения музыкальной драматургии (статика и динамика).
Музыкальный материал:
Р. Шуман. Порыв. Из фортепианного цикла «Фантастические пьесы» (слушание);......... (пение)
Текущий тематический
Стр.133-138
31.
Развитие образов
и персонажей в оперной
драматургии
1
Особенности оперной драматургии (развитие образов и персонажей).
Трансформация музыкального образа в опере М. Глинки «Жизнь за царя» (на примере сравнения образа поляков в Сцене польского бала (II действие) и в Сцене в лесу (IV действие).
Музыкальный материал:
М. Глинка. Мазурка. Из оперы «Жизнь
за царя». Фрагмент (слушание);
М. Глинка. Хор поляков из «Сцены в лесу».
Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент
(слушание);
Г. Комраков, стихи В. Рябцева.Вечный огонь (пение)
Текущий тематический
Стр.139-143
32-33.
Диалог
искусств: «Слово
о полку Игореве»
и опера «Князь
Игорь»
2
Воплощение эпического содержания в опере А. Бородина «Князь Игорь».
Противопоставление двух образных сфер как основа композиционного строения оперы. Роль хоровых сцен в оперном спектакле.
Многогранные характеристики музыкальных образов (ария князя Игоря, ария хан Кончака). Родство музыкальных тем в арии
князя Игоря и в плаче Ярославны (проявление арочной драматургии). Обобщение по теме «Оперная драматургия».
Музыкальный материал:
А. Бородин. Опера «Князь Игорь». Фрагменты: Хор «Слава» из Интродукции; хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия; хор
«Улетай на крыльях ветра» из II действия;
ария князя Игоря из II действия; ария хана Кончака из II действия; плач Ярославны из IV действия (слушание);
С. Соснин, стихи Я. Серпина. Родина (пение);
Б. Алексеенко, стихи Г.Новоселова.
Подарок Родины (пение);
М. Таривердиев, стихи
Р. Рождественского.
Песня о далекой Родине. Из телефильма
«Семнадцать мгновений весны» (пение)
Текущий тематический
Стр.144-152
2)стр.153-159
34.
Развитие
музыкальных тем
в симфонической драматургии
1
Главные особенности симфонической драматургии (последовательность, сочетание, развитие музыкальных тем).
Строение симфонического цикла. Музыкальная тема как главный носитель идеи, мысли, содержания произведения. Знакомство с формой сонатного аллегро. Реализация сонатной формы в финале Симфонии №41 В.А.Моцарта.
Взаимодействие гомофонно-гармонической и полифонической форм письма. Роль коды как смыслового итога произведения
«Юпитер», воплощающего идею «грандиозного синтеза».
Музыкальный материал:
В. А.Моцарт. Симфония № 41 «Юпитер».
IV часть (слушание);
В. А. Моцарт, русский текст К. Алемасовой. Светлый день (пение)
Текущий тематический
Стр.160-164
35.
Формула красоты Заключительный урок
1
Итоговое обобщение темы «Содержание и форма» в музыке.
Обсуждение главных выводов, отражающих неразрывную взаимосвязь содержания и формы
итоговый
Стр.166-168