Программа по предмету «Слушание музыки»

Программа предмета «Слушание музыки» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований в области музыкального искусства для детских музыкальных школ и школ искусств.Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся.Срок реализации программы-3 года.Программа построена таким образом,что каждый год имеет стержневую(основную) тему,вокруг которой объединяются остальные разделы содержания.Программа содержит разделы:сведения о затратах учебного времени,распределение учебного материала по годам обучения,описание дидактических единиц учебного предмета,требования к уровню...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Мурмашинская детская школа искусств»

муниципального образования Кольский район Мурманской области


ПРОТОКОЛ УТВЕРЖДАЮ

Директор ДШИ

Педагогического совета

________Чемкаева О.И.

от « »___________№____ « »_____________20 г.


Дополнительная предпрофессиональная

общеобразовательная программа

в области музыкального искусства

«Фортепиано», «Струнные инструменты»,

«Народные инструменты»

ПО.02. Теория и история музыки:

УП.02. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
















Разработчик - Преподаватель Пущина М.Г.

п. МУРМАШИ

2013г.





СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

  • Срок реализации учебного предмета;

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;

  • Цель и задачи учебного предмета;

  • Обоснование структуры программы учебного предмета;

  • Методы обучения;

  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

  1. Учебно-тематический план

  2. Содержание учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени;

  • Годовые требования. Содержание разделов;

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

  2. Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

  • Требования к промежуточной аттестации;

  • Критерии оценки;

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации педагогическим работникам;

  1. Материально-технические условия реализации программы

VIII.Список рекомендуемой учебной и методической литературы

  • Список методической литературы;

  • Учебная литература





I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе

Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты».

Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе.

Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована на:

  • развитие художественных способностей детей и формирование у обучающихся потребности общения с явлениями музыкального искусства;

  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности;

  • формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

«Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Сольфеджио», «Музыкальная литература» и занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области музыкального исполнительства.

2.Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки»

Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 3 года.

3.Объем учебного времени и виды учебной работы

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации

Затраты учебного времени, график промежуточной

Всего

часов

Классы

1

2

3

1

полугодие

2

полугодие

1

полугодие

2

полугодие

1

полугодие

2

полугодие

Аудиторные

занятия

16

16

16

17

16

17

98

Самостоятельная работа

8

8

8

8.5

8

8.5

49

Максимальная

учебная

нагрузка

24

24

24

25.5

24

25.5

147

Вид

промежуточной

аттестации

контр.

урок

контр.

урок

зачет




4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Реализация учебного плана по предмету «Слушание музыки» проводится в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Для учащихся 1-3 классов занятия по предмету «Слушание музыки» предусмотрены 1 раз в неделю по 1 часу.

5.Цель и задачи учебного предмета

Цель:

  • воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства.

Задачи:

- развитие интереса к классической музыке;

-знакомство с широким кругом музыкальных произведений и формирование навыков восприятия образной музыкальной речи;

-воспитание эмоционального и интеллектуального отклика в процессе слушания;

-приобретение необходимых качеств слухового внимания, умений следить за движением музыкальной мысли и развитием интонаций;

-осознание и усвоение некоторых понятий и представлений о музыкальных явлениях и средствах выразительности;

-накопление слухового опыта, определенного круга интонаций и развитие музыкального мышления;

-развитие одного из важных эстетических чувств - синестезии (особой способности человека к межсенсорному восприятию);

-развитие ассоциативно-образного мышления.

С целью активизации слухового восприятия в ходе слушания используются особые методы слуховой работы - игровое и графическое моделирование. Дети постигают содержание музыки в разных формах музыкально-творческой деятельности.

Результат освоения программы «Слушание музыки» заключается в осознании выразительного значения элементов музыкального языка и овладении практическими умениями и навыками целостного восприятия несложных музыкальных произведений.

6.Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

Программа обучения построена таким образом, что каждый год имеет единую стержневую тему, вокруг нее объединяются остальные разделы содержания, постепенно укрупняется масштаб изучения, нарастает сложность поставленных задач (концентрический метод).

Первый год обучения посвящен способам показа тематического материала и тому, как влияют на характер музыки лад, темп, ритм, фактура. Речь идет о том, как понимать интонацию и слышать музыкально-звуковое пространство во всем его красочном многообразии.

Второй год обучения посвящен изучению способов музыкального развития, вопросам восприятия музыки как музыкальной речи (музыкальный синтаксис, развитие музыкальной фабулы), а также тому, как в процессе этого развития раскрывается образное содержание произведения.

На третьем году обучения решается задача восприятия художественного целого.

Учащиеся приобретают первое представление о музыкальных жанрах и простых формах, постепенно осознают жанр как особый тип изложения, а форму - как результат развития интонаций. Это помогает восприятию художественного целого.

7.Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретным музыкальным примером);

- поисково-творческие (творческие задания, участие детей в обсуждении, беседах);

  • игровые (разнообразные формы игрового моделирования).

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база МОУДОД «Мурмашинская ДШИ»

Соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебная аудитория, предназначенная для реализации учебного предмета, оснащена фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (доска, столы, стулья, стеллажи, шкафы) и оформлена наглядными пособиями.

Для работы со специализированными материалами аудитория укомплектована современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.

Помещение звукоизолированно и качественно отремонтированно.

II.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета.

Первый год обучения

I четверть

1.

Искусство в нашей жизни. Знакомство с различными видами искусства, их связь с музыкой.

2

2.

Специфика музыкального искусства

2

3.

«Три кита» музыки. Песня.

2

4.

Танец - древнейший вид искусства.

2

II четверть

1.

«Три кита» музыки. Танец (продолжение). Старинные /бальные/ танцы.

4

2.

«Три кита» музыки. Марш. Песня - марш.

3

3.

Контрольный урок.

1

III четверть

1.

Музыкальный образ.

2

2.

Образы радости.

2

3.

Образы зла.

2

4.

Музыкальный портрет.

3

IV четверть

1.

Образы природы. Картинность и изобразительность в музыке.

2

2.

Лирические образы.

1

3.

Эпические образы.

1

4.

Героические образы.

2

5.

Контрольный урок.

1

Итого

32

Второй год обучения.

I четверть

1.

Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.

1

2.

Клавишные инструменты. Орган

2

3.

Струнно-щипковые инструменты (арфа, гитара)

1

4.

Струнно-смычковые инструменты.

1

5.

Деревянно-духовые инструменты.

1

6.

Медно-духовые, ударные инструменты.

1

7.

Симфонический оркестр.

1

II четверть

1.

Элементы музыкального языка. Ритм и метр.

2

2.

Лад и тональность.

1

3.

Темп.

3

4.

Регистр и диапазон.

1

5.

Контрольный урок.

1

III четверть

1.

Мелодия.

5

2.

Гармония.

1

3.

Динамические оттенки.

2

4.

Тембр.

2

IV четверть

1.

Музыкальный вклад и фактура. Виды.

2

2.

Полифонический склад.

2

3.

Гомофонно-гармонический склад.

2

4.

Контрольный урок.

1

Итого

33

Третий год обучения.

I четверть

1.

Определение музыкальной формы.

1

2.

Характер темы.

2

3.

Развитие темы.

1

4.

Построение как часть формы.

2

5.

Форма классического периода. Куплет.

2

II четверть

1.

Простая 2-х частная форма.

2

2.

Простая 3-х частная форма.

3

3.

Сложная 3-х частная форма.

2

4.

Контрольный урок.

1

III четверть

1.

Вариации.

2

2.

Рондо.

2

3.

Сонатная форма.

3

4.

Симфония.

3

IV четверть

1.

Опера.

3

2.

Балет.

3

3.

Итоговый урок. Зачет

1

Итого

33



III.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа по предмету «Слушание музыки» реализуется в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства, рассчитанной на 8-9 лет обучения.

Годовые требования. Содержание разделов

Первый год обучения

I четверть.

Тема 1. Искусство в нашей жизни. Знакомство с различными видами искусства, их связь с музыкой.

Знакомство учащихся с местом и значением искусства в жизни людей. Различные виды искусства: музыка, литература, живопись, хореография и т.д. Связь музыки с различными видами искусства. Сказки, легенды, произведения изобразительного искусства, воспевающие музыку, силу её воздействия на людей.

Урок 1. Сказки, легенды и исторические события (музыкальное воплощение славы и мощи России).

Прокофьев С.С. «Александр Невский» «Вставайте, люди русские», Глинка М.И. «Иван Сусанин» хор «Славься».

Урок 2. Связь музыки и литературы. Характер музыки зависит от литературного текста, содержания.

Гурилёв А.Л.«Домик - крошечка». Римский-Корсаков Н.А. «Сказка о царе Салтане» (фраг.)

Связь музыки с изобразительным искусством и танцем.

Мусоргский М.П. «Картинки с выставки», Чайковский П.И. «Лебединое озеро» (фраг.).

Тема 2. Специфика музыкального искусства.

Урок 1. Отсутствие наглядности, звуковая природа музыки. Музыкальные и немузыкальные звуки.

Алябьев А.А. «Соловей», Книппер Л.К.«Полюшко».

Урок 2. Музыкальные и немузыкальные звуки.

Чайковский П.И. «Русская пляска». «Лезгинка».

Тема 3. «Три кита» музыки. Песня.

Урок 1. «Три кита» музыки (песня, танец, марш). Песня - древнейший жанр вокальной музыки. Она объединяет мелодию и слово в единый песенный образ. Главное выразительное средство песни - ярко запоминающаяся мелодия. Народная и профессиональная песня.

Р.н.п. «Во поле берёза стояла», Агапкин А. Н.«Прощание славянки», р.н.п. «Барыня».

Урок 2. Знакомство с песенным жанром. Колыбельные, плясовые, шуточные, современные детские песни. Характеристика каждого вида. Связь песенного текста с характером мелодии.

Р.н.п. «Колыбельная», «Дуня - тонкопряха», «Я с комариком плясала», «А мы просо сеяли».

Тема 4. Танец - древнейший вид искусства.
Урок 1. Народные, бытовые и старинные танцы. Народный танец как один из истоков творчества композиторов.

Р.н.т. «Камаринская», «Трепак», б.н.т. «Крыжачок», Григ Э. Халлинг Ля мажор.

Урок 2. Роль метро - ритма и темпа в танце. Различие между танцевальной и песенной мелодией.

Хачатурян А.И. «Гаянэ»: лезгинка, Сметана Б. «Полька», Штраус Й. «Вальс».



II четверть.

Тема 4. /продолжение/.

Урок 1. Старинная танцевальная сюита. Многочастный цикл танцев, контрастное чередование танцев в сюите. Обязательные (аллеманда, куранта, сарабанда, жига) и дополнительные (менуэт, гавот, буре) танцы в сюите.

Бах И.С. Французская сюита №1 ре минор.

Урок 2. Старинная танцевальная сюита. Бах И.С. Французская сюита до минор.

Урок 3.Бальные /европейские/ танцы. Вальс. Широкая популярность вальса во всех европейских странах. Происхождение от старинного австрийского крестьянского лендлера. Характерные черты вальса. Й.Штраус - король вальса.

Вебер М. Вальс из оперы «Волшебный стрелок»; Глинка М.И. Вальс - фантазия.

Урок 4. Мазурка и полонез. Характерные черты польских танцев мазурки и полонеза. Сравнение танцев между собой. Мазурки и полонезы в творчестве Ф.Шопена.

Огиньский М. Полонез ля минор; Шопен Ф. Мазурки Си бемоль мажор, Фа мажор, Полонез Ля мажор.

Тема 5. «Три кита» музыки. Марш. Песня - марш.

Урок 1. Марш. Происхождение жанра и его метро - ритмические особенности. Марш - жанр инструментальной музыки, сопровождающий и организующий массовые шествия.

Штраус Й. Марш Радецкого; Шуберт Ф. Три героических марша для фортепиано в четыре руки; Шуман Р.«Карнавал» Заключительный номер.

Урок 2. Разновидности марша. Военные марши. Особенности их оркестровки, ведущая роль инструментов духовой группы (медные) и ударных инструментов. Сказочные марши. Фантастические и свадебные марши. Детские марши.

Прокофьев С.С. Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам»; Римский - Корсаков Н.А. Марш царя Берендея; Чайковский П.И. Марш из балета «Щелкунчик».

Урок 3. Песня - марш. Проникновение элементов маршевости в различные виды песен. Сильное воздействие маршевых песен на слушателя благодаря объединению в них музыки и слова.

Лиль Р. «Марсельеза»; Верди Дж. Хор и марш из оперы «Аида»; Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен».

III четверть.

Тема 6. Музыкальный образ.

Урок 1. Музыкальный образ - эмоциональное содержание произведения. Разнообразие музыкальных тем, их характер. Принципы развития музыкального тематизма в произведении.

Бетховен Л. «Сурок»; Майкапар «В садике»; Кабалевский Д. Б. «Барабанщик»;

Бетховен Л. Симфония №5 I часть; Шуман Р. «Грёзы».

Урок 2. Образы движения в песнях, танцах, маршах и их эмоциональная характеристика.

б.н.т. «Бульба»; Верди Дж. Марш из оперы «Аида»; Шаинский В.Я. «Песенка крокодила Гены».

Тема 7. Образы радости.

Урок 1. Выразительные средства музыки. Разнообразие эмоциональных оттенков образов радости в музыке. Выразительные средства музыки, позволяющие создать образы радости. Характер тем.

Чайковский П.И. «Новая кукла»; Прокофьев С.С. «Отъезд Золушки на бал», «Джульетта - девочка».

Урок 2. Эмоциональные оттенки образов радости. Разнообразие эмоциональных оттенков образов радости в музыкальных произведениях.

Шаинский В.Я. «Цирк»; Бетховен Л. Симфония №5 Финал.

Тема 8. Образы зла.

Урок 1. Сказочно - фантастические образы зла. Выразительные средства музыки, позволяющие создать образы зла. Характер тем.

Глинка М.И. «Марш Черномора»; Лядов А.К. «Кикимора»; Мусоргский М.П. «Избушка на курьих ножках».

Урок 2. Жизненно - реальные образы зла. Связь музыкальных произведений с историческими событиями. Выразительные средства музыки, позволяющие создать эти образы зла. Характер тем.

Шостакович Д.Д. Симфония №7 Эпизод фашистского нашествия; Бетховен Л. Соната №8, увертюра «Эгмонт».

Тема 9. Музыкальный портрет.

Урок 1. Связь музыки с изобразительным искусством. Выразительные средства музыки, позволяющие передать настроение человека, черты его характера. Взаимосвязь музыкальных характеристик и изображения.

Слонимский С.М. «Ябедник»; Глинка М.И. «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила»; Мусоргский М.П. «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов».

Урок 2. Выразительные средства музыки, позволяющие передать характер человека, его настроение.

Бородин «Ария князя Игоря» из оперы «Князь Игорь»; Римский-Корсаков Н.А. «Шехеразада».

Урок 3. Выразительные средства музыки, позволяющие передать характер человека, его настроение.

Глинка М.И. «Романс Антониды» из оперы «Иван Сусанин»; Римский-Корсаков Н.А. «Царевна лебедь»; Мусоргский М.П. «Два еврея».




IV четверть.

Тема 10. Образы природы.

Урок 1. Выразительные средства музыки, позволяющие создавать образы природы. Характер тем.

Чайковский П.И. «Масленица», «Подснежник»; Григ Э. «Утро».

Урок 2. Картинность и изобразительность. Создание красочных «музыкальных пейзажей» композиторами, их разнообразие. Большая роль изобразительных моментов (плеск волн, шум дождя, пение птиц) в произведениях, рисующих картины природы.

Мусоргский М.П. Вступление к опере «Хованщина»; Равель М. «Игра воды»; Дебюсси К.«Лунный свет»; Глинка М.И. «Песня жаворонка»; Шуберт Ф. «Форель».

Тема 11.Лирические образы.

Урок 1. Лирические образы в музыке - выражение душевного мира человека. Большое внимание композиторов к внутреннему миру человека.

Огиньский М.К. «Полонез»; Григ Э. «Песня Сольвейг»; Прокофьев С.С. «Мёртвое поле».

Выразительные средства музыки в создании душевного мира человека. Отражение в музыке смены настроений, тончайших оттенков эмоционального состояния.

Глинка М.И. «Я помню чудное мгновенье»; Даргомыжский А.С.«Мне грустно»; Глинка М.И. Каватина и рондо Антониды из оперы «Иван Сусанин».

Тема 12. Эпические образы.

Урок 1. Эпические образы. Их связь с исторической, патриотической, сказочно - легендарной тематикой с воплощением коллективно - массового начала. Баяны - поэты - музыканты - сказители. Инструментальная музыка. Бородин А.П. Программный замысел симфонии №2. Былина «О Вольге и Микуле»

Бородин А.П. Симфония №2 I часть.

Былина «Во царствии стольном Киеве», Былина «Соловей Будимирович».

Тема 13. Героические образы.

Урок 1. Героические образы в музыке. Их действенно-активный, волевой характер. Выразительные средства музыки, позволяющие отобразить в произведениях героические образы.

Прокофьев С.С. Кантата «Александр Невский» №2, №4, №5.

Урок 2. Героико-драматический образ в музыке. Выразительные средства, позволяющие отобразить в музыкальных произведениях героико-драматический образ.

Бетховен Л. Увертюра «Эгмонт».









Второй год обучения.

Накопление опыта восприятия сфер музыкального искусства в более широком их значении. Понимание важнейших способов и средств развития музыки, некоторых форм музыкальных произведений. Анализ средств музыкальной выразительности и их взаимодействия нацелен на понимание художественного образа, его характерных особенностей.

I четверть.

Тема 14. Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.

Урок 1. Знакомство с русскими народными инструментами, их историей, особенностями тембрового звучания. Состав и история оркестра русских народных инструментов.

Иванов-Крамской А.М. «Тонкая рябина» вариации; Гдовская Народная кадриль; Будашкин Н.П. Концерт для домры и оркестра.

Тема 15. Клавишные инструменты.

Урок 1. Клавир - общее название группы клавишных струнно-щипковых инструментов. Наиболее известные: клавесин и клавикорд. История возникновения инструментов. Фортепиано - клавишно-ударный струнный инструмент. Отличие фортепиано от клавира. Иллюстрации.

Рамо Ж. «Тамбурин»; Куперен Ф. «Кукушка»; Бетховен Л. «Элизе».

Урок 2.Орган.

Орган - старинный клавишно-духовой инструмент сложного устройства. Строение органа. Знаменитый органист И.С.Бах.

Бах И.С. «Токката и фуга ре минор», «Прелюдии и фуги».

Тема 16. Арфа, гитара.

Урок 1. Арфа, гитара - струнно-щипковые инструменты. Строение арфы и гитары. Индивидуальные особенности инструментов. Иллюстрации.

Глазунов А.К. Балет «Раймонда» (фраг.); Иванов - Крамской А.М. «Тонкая рябина»; Римский - Корсаков Н.А. «Шехеразада».

Тема 17. Струнно- смычковые инструменты.

Урок 1. Струнный оркестр. Состав струнно-смычковой группы инструментов. Индивидуальные особенности каждого инструмента, историческая справка, строение.

Прокофьев С.С. Музыка к к\ф «Иван Грозный»; Римский-Корсаков Н.А. «Шехеразада»; Мусоргский М.П. Опера «Борис Годунов» тема Пимена.

Тема 18. Деревянно-духовые инструменты.

Урок 1. Индивидуальные особенности каждого инструмента, разновидности, особенности строения, историческая справка.

Чайковский П.И. Балет «Щелкунчик» Танец пастушков, Балет «Лебединое озеро» Вступление, Симфоническая фантазия «Франческа да Римини»; Прокофьев С.С. «Петя и волк» Тема Дедушки.

Тема 19. Медно-духовые и ударные инструменты.

Урок 1. Индивидуальные особенности каждого инструмента. Состав духового оркестра. Главная роль у инструментов медной группы. Возникновение и история военного оркестра.

Прокофьев С.С. Балет «Ромео и Джульетта» Тема вражды; Чайковский П.И. Симфония №5 II часть; Скрябин А.Н. «Прометей»; Вагнер Р. Опера «Тангейзер» Увертюра.

Тема 20. Симфонический оркестр.

Урок 1. Исторические сведения об оркестре. Современный оркестр. Состав симфонического оркестра. Главные инструменты в оркестре.

Чайковский П.И. Симфония №4 Скерцо; Прокофьев С.С. «Петя и волк» Тема Пети.


II четверть.

Тема 21. Элементы музыкального языка и их роль в создании музыкального образа. Ритм и метр.

Урок 1. Выразительные средства музыки. Разнообразие элементов музыкального языка.

Прокофьев С.С. «Паника»; Мусоргский М.П. «Баба Яга».

Урок 2. Значение метра и ритма в создании художественного образа. Без ритма нет мелодии. Ритм организует мелодию, помогает передать образ и раскрыть чувства героев. Метр - музыкальный пульс.

Римский-Корсаков Н.А. Опера «Сказка о царе Салтане»: «Три чуда»; Дунаевский И.О. «Весёлый ветер».

Тема 22. Лад и тональность.

Урок 1. Значение лада и тональности в создании художественных образов. Основные два лада - мажор и минор. Смена лада «перекрашивает» мелодию.

Шуберт Ф. Вальс си минор; Бетховен Л. «Сурок»; Свиридов Г.В. «Весна и осень».

Тема 23. Темп.

Урок 1. Значение темпа В создании художественных образов. Ускорение и замедление темпа.

Шопен Ф. Прелюдия №20; Шуман Р. «Грёзы

Урок 2. Ускорение и замедление темпа.

Григ Э. «В пещере горного короля»; Дога Е. «Вальс».

Урок 3. Итальянские термины, обозначающие темп. Три группы терминов.

Равель М. «Павана»; Шуман Р. «Смелый наездник»; Лист Ф. Этюд Ре бемоль мажор.

Тема 24. Регистр и диапазон.

Урок 1. Значение регистра и диапазона в создании художественного образа. Название, определение регистра. Понятие диапазона.

Чайковский П.И. «Жаворонок»; Ребиков В.И. «Медведь»; Григ Э. «В пещере горного короля». «Песня Сольвейг».

III четверть.

Тема 25. Мелодия.

Урок 1. Мелодия как основа музыкальных произведений. Значение мелодии в создании художественных образов. Разнообразие мелодий.

Григ Э. «Песня Сольвейг»; Прокофьев С.С. «Петя и волк» Тема Пети, Тема Дедушки.

Урок 2. Вокальная и инструментальная мелодия. Различия между ними.

Р.н.п. «Вниз по матушке по Волге»; Гаврилин В.А. «Мама»; Глинка М.И. «Полька».

Урок 3. Два основных типа мелодий. Кантилена и речетатив.

Бетховен Л. «Сурок»; Шопен Ф. Ноктюрн №2; Шуман Р. «Во сне я горько плакал»; Глинка М.И. «Иван Сусанин» Речитатив и ария Сусанина 4 действие.

Урок 4. Мелодия - развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Высшая точка развития - кульминация. Завершение мелодии - каданс (устойчивый оборот).

Крылатов Е.П. «Крылатые качели»; Шаинский В.Я.«Волшебный цветок»; Шуберт Ф. «Серенада».

Урок 5. Одноголосная мелодия и с аккомпанементом.

Р.н.п. «Не одна во поле дороженька», «Я с комариком плясала»; Глинка М.И. «Романс»; Шостакович Д.Д. Романс из к\ф «Овод»; Рахманинов С.В. «Вокализ».

Тема 26. Гармония.

Урок 1. Значение гармонии в создании художественного образа. Гармония - аккорды, сопровождающие мелодию. Аккорды могут быть и выразительным средством музыки.

Чайковский П.И. «Болезнь куклы», «Зимнее утро»; Шопен Ф. Прелюдия №20; Григ Э. «Утро».

Тема 27. Динамические оттенки.

Урок 1. Значение динамических оттенков в создании художественного образа. Изменение громкости звучания передаёт различные звуковые эффекты. Обозначение динамических оттенков.

Майкапар С.М. «Эхо в горах»; Григ Э. «Танец Анитры»; Бетховен Л.Соната №8 (фраг.).

Урок 2. Обозначение динамических оттенков.

Тема 28. Тембр.

Урок 1. Значение тембра в создании художественного образа. Тембр помогает отличить звуки одинаковой высоты и громкости, исполненные на разных инструментах и разными голосами. Разделение певческих голосов на мужские и женские. Хор смешанный, мужской, женский, детский.

Римский-Корсаков Н.А. Опера «Садко» Песня Варяжского гостя, Песня Индийского гостя, Песня Венецианского гостя; Моцарт А. Опера «Волшебная флейта» Ария Царицы ночи.

Урок 2. Разделение певческих голосов на мужские и женские. Хор смешанный, мужской, женский, детский. Глинка М.И. «Иван Сусанин» Интродукция

IV четверть.

Тема 29. Музыкальный склад и фактура.

Урок 1. Монодический склад. Фактура - музыкальная ткань, составленная из выразительных средств музыки. Монодический склад чаще всего встречается в народных песнях.

Р.н.п. «Ничто в полюшке не колышется», «Не шуми, мати, зелёная дубравушка».

Урок 2. Виды фактуры.

Моцарт А. Соната Ля мажор, вариации. Бах И.С. Инвенция ре минор

Тема 30. Полифонический склад.

Урок 1. Полифоническая фактура сложилась в церковной музыке Западной Европы.

Чайковский П.И. «Детский альбом»: «Русская песня»; Бородин А.П. Опера «Князь Игорь» Хор поселян.

Урок 2. И.С. Бах - великий полифонист. Краткий жизненный путь композитора. Жанры полифонии: инвенция, фуга.

Бах И.С. 2-х - 3-х голосные инвенции, Прелюдия и фуга до минор.

Тема 31. Гомофонно-гармонический склад.

Урок 1. Гомофонно-гармонический склад. Особенности. Использование гомофонно-гармонической фактуры в вокальной музыке. Роль мелодии и аккомпанемента в вокальных произведениях.

Глинка М.И. Опера «Иван Сусанин» Песня Вани; Римский-Корсаков Н.А. Опера «Снегурочка» Третья песня Леля»; Бизе Ж. Опера «Кармен» Хор мальчиков из I действия.

Урок 2. Использование гомофонно-гармонической фактуры в инструментальной музыке. Роль мелодии и аккомпанемента.

Кпиппер Л. «Полюшко»; Шуберт Ф. Музыкальный момент фа минор; Рахманинов С.В. «Итальянская полька»; Шостакович Д. Д. «Гавот».



Третий год обучения.

Накопление опыта восприятия некоторых характерных особенностей музыки народной и композиторской. Усиление роли самостоятельной практической работы, определение жанровых особенностей нетрудных пьес.

I четверть.

Тема 32. Определение музыкальной формы. Музыкальная тема.

Урок 1. Понятие музыкальной формы, её связь с содержанием. Музыкальная тема - главное действующее «лицо» музыкального произведения. Различие между понятиями «тема» и «мелодия».

Григ Э. «Утро», «Песня Сольвейг»; Верди Д. Марш из оперы «Аида»; Бах И.С. 2-х голосные инвенции ре минор, Фа мажор.

Тема 33. Характер темы.

Урок 1. Музыкальный образ. Музыкальная тема. Тема в виде мелодии. Тема в виде аккордовой фактуры. Тема в виде ритмической фигуры, ритмического мотива.

Майкапар С.М. «В садике»; Кабалевский Д. Б. «Барабанщик»; Бетховен Л. Симфония №5 I часть.

Урок 2. Характер темы - один из элементов музыкального содержания, раскрывающий смысл музыки. Сходные темы и контрастные.

Прокофьев С.С. «Петя и волк» Сравнение тем: Петя и Птичка, Утка и Кошка, Дедушка и Волк, Петя и Дедушка, Птичка и Волк, Птичка и Дедушка.

Тема 34. Развитие темы.

Урок 1. Развитие - это любое изменение темы. Повторение, вариационное развитие, секвенция, имитация. Основные принципы развития. Кульминация - высшая точка развития темы.

Р.н.п. «Во поле берёза стояла»; Шаинский В.Я. «Песенка крокодила Гены»; Моцарт В. А.Соната ля мажор I часть; Шуман Р. «Грёзы».

Тема 35. Построение как часть формы.

Урок 1. Построение как часть (раздел) формы и цезура как граница между ними. Виды цезур.

Р.н.п. «Ходит зайка»; Чайковский П.И. Симфония №4 II часть.

Урок 2. Наиболее мелкие построения: мотив и фраза. Предложение. Понятие каденции.

Шуман Р. «Кокетка», «Признание»; Моцарт В.А. «Как трепетно сердце», Симфония №40 I часть.

Тема 36. Форма классического периода.

Урок 1. Строение классического периода. Мотив - фраза. Предложение - период. Схема периода. Повторность и неповторность. Местоположение каденций, кульминации.

Моцарт В.А. «Тоска по весне»; Шостакович Д.Д. «Гавот»; Чайковский П.И. «Утренняя молитва».

Урок 2. Куплет.Строение куплета: запев и припев.

Шаинский В.Я. «Песенка крокодила Гены»; р.н.п. «Во поле берёза», «А мы просо сеяли»

II четверть.

Тема 37. 2-х частная форма.

Урок 1. Простая 2-х частная форма. Её виды: контрастная и неконтрастная. Контрастная 2-х частная форма без репризы. Схема ( a b).

Чайковский П.И. «Шарманщик поёт», «Неаполитанская песенка»; Мусоргский М.П. «В углу».

Урок 2. Неконтрастная 2-х частная форма с репризой. Общие моменты между двумя частями. Принципы повторности. Схема (а а1).

Чайковский П.И. «Старинная французская песенка»; Моцарт В.А. Симфония №40 Финал (фрагмент), Соната ля мажор I часть.

Тема 38. Простая 3-х частная форма.

Урок 1. Простая 3-х частная форма с репризой. Схема (а с а). Точное или видоизменённое повторение музыкального материала в III части.

Кабалевский Д.Б. «Клоуны»; Шуман Р. «Отзвуки театра».

Урок 2. Простая 3-х частная форма без репризы. Отличие музыкального материала III части, продолжение развития. Схема (а с в).

Рахманинов С.В. «Итальянская полька».

Урок 3. Характер середины в простой 3-х частной форме. Виды средних частей: контрастная и неконтрастная (сходная).

Шуман Р. «Смелый наездник»; Чайковский П.И. «Вальс».

Тема 39. Сложная 3-х частная форма.

Урок 1. Строение сложной 3-х частной формы. Возможные варианты строения отдельных частей.

Шопен Ф. Полонез Ля мажор; Чайковский П.И. Вальс.

Урок 2. Возможные варианты строения отдельных частей.

Огиньский М.К. Полонез

III четверть.

Тема 40. Вариации.

Урок 1. Форма вариаций. Тема заимствована из народной музыки или сочинена самим композитором. Вариации в народной музыке. Вариации в профессиональной музыке. Старинные вариации (basso ostinato), глинкинские вариации (soprano ostinato).

Р.н.п. «Не одна во поле дороженька»; Глинка М.И. «Среди долины ровныя», Бах И.С. «Пассакалья»; Глинка М.И. «персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила».

Урок 2. Строгие, классические вариации. Принципы строения. Свободные или романтические вариации.

Моцарт В.А. Соната ля мажор I часть; Глинка М.И. «Камаринская».

Тема 41. Форма рондо.

Урок 1 . Связь формы рондо с народными песнями - хороводами. Использование формы рондо в вокальной и инструментальной музыке.

Глинка М.И. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»; Гайдн Й. Соната Ре мажор III часть

Урок 2. Строение рондо. Определение рефрена и эпизода. Схема (Р Э1 Р Э2 Р).

Глинка М.И. «Вальс-фантазия».

Тема 42. Сонатная форма.

Урок 1. Сонатная форма. Общая схема. «Театральная» природа сонатной формы. Й.Гайдн - создатель классической сонаты. Определение сонаты.

Гайдн Й. Соната ми минор.

Урок 2. Строение экспозиции, основные темы. Схема.

Гайдн Й. Соната ми минор I часть, экспозиция.

Урок 3. Разработка и реприза. Разработка - развитие тем экспозиции. Принципы развития. Кульминация - высшая точка развития. Реприза, принципы повторности. Внесхемные части (вступление и кода).

Гайдн Й. Соната ми минор I часть Разработка, реприза.

Тема 43. Симфония.

Урок 1. Понятие симфонии. Классическая симфония. Строение. Общая схема. Строение I части.

Бетховен Л. Симфония №3 I часть.

Урок 2. Строение и роль 2-й и 3-й частей. Строение и роль 4-й части. Финал как итог всего музыкального развития симфонии.

Бетховен Л. Симфония №3 II и III части, Финал.

Урок 3. Сравнение строения сонаты и симфонии

IV четверть.

Тема 44. Опера.

Урок 1. История возникновения оперы. Опера - сериа. Опера - буффа. Зарождение оперы в России. Строение оперы.

Глюк К. «Орфей и Эвридика» (фрагменты); Римский-Корсаков Н.А. Пролог из оперы «Снегурочка», Глинка М.И. Эпилог из оперы «Иван Сусанин».

Урок 2. Роль вокальных номеров в опере. Характеристика героев. Сольные вокальные номера: ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, романс.

Чайковский П.И. Ариозо Ленского из оперы «Евгений Онегин»; Моцарт В.А. Ариетта Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро»; Римский-Корсаков Н.А. Каватина Берендея из оперы «Снегурочка», Мусоргский М.П. Монолог Бориса из оперы «Борис Годунов»; Глинка М.И. Романс Антониды из оперы «Иван Сусанин».

Урок 3. Ансамблевые номера. Разновидности ансамблевых номеров. Роль хора в опере.

Римский-Корсаков Н.А. Хор птиц, Прощай, Масленица («Снегурочка»).

Оркестровые номера в опере. Балетные сцены - танцы и марши в опере. Музыкальные картины. Понятие лейтмотива.

Глинка М.И. Увертюра, Арабский танец («Руслан и Людмила»); Бизе Ж. Антракт к III действию («Кармен»); Римский-Корсаков Н.А. «Полёт шмеля» («Сказка о царе Салтане»), лейтмотивы: Деда Мороза, птиц, Лешего («Снегурочка»).

Тема 45. Балет.

Урок 1. История жанра. Как создаётся балет. Виды хореографии. Строение балета.

Прокофьев С.С. Адажио из балета «Золушка»; Глазунов А.К. «Испанский танец» из балета «Раймонда»; Хачатурян А.И. Лезгинка из балета «Гаянэ».

Урок 2. Музыка в балете. Особенности музыкального языка. Лейтмотивы.

Прокофьев С.С. «Золушка» Лейтмотивы.

Урок 3. Особенности строения балета (увертюра, вступление, музыкальный антракт, пролог, эпилог, апофеоз, действия, картины, сцены и номера).

Прокофьев С.С. Придворный танец; Чайковский П.И. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Сольные номера. Ансамблевые номера. Массовые номера.

Прокофьев С.С. балет «Ромео и Джульетта»: «Улица просыпается», «Джульетта-девочка», «Танец Джульетты с Парисом», «Монтекки и Капулетти», «Траурное шествие».

IV.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Перечень знаний умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Слушание музыки»:

  • наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

  • способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;

  • умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств;

  • первоначальные представления об особенностях музыкального языка и средствах выразительности;

  • владение навыками восприятия музыкального образа и умение передавать свое впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения, ассоциации).

Педагог оценивает следующие виды деятельности учащихся:

-умение давать характеристику музыкальному произведению;

-создание музыкального сочинения;

-«узнавание» музыкальных произведений;

-элементарный анализ строения музыкальных произведений.


V.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости является систематичность и учет индивидуальных особенностей обучаемого.

Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом уроке в условиях непосредственного общения с учащимися и осуществляется в следующих формах:

  • беседа, устный опрос, викторины по пройденному материалу;

  • обмен мнениями о прослушанном музыкальном примере;

  • представление своих творческих работ (сочинение музыкальных иллюстраций, письменные работы по графику, схеме, таблицы, рисунки).

Программа «Слушание музыки» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме итоговых контрольных уроков, которые проводятся во 2, 4, 6 полугодиях. Контрольный урок проводится на последнем уроке полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. В 6 полугодии проводится итоговый зачет, оценка по которому заносится в свидетельство об окончании школы.

Требования к промежуточной аттестации

класс

Форма промежуточной аттестации / требования

Содержание промежуточной аттестации

1

Итоговый контрольный урок - обобщение пройденного понятийного и музыкального материала.

  • Наличие первоначальных знаний и представлений о специфике музыкального искусства, муз.жанрах,образах

  • Наличие умений и навыков:

-слуховое восприятие элементов

музыкальной речи, интонации;

- умение передавать свое впечатление в словесной характеристике (эпитеты,

сравнения);

- воспроизведение в жестах, пластике, графике муз.образа

  • Первоначальные знания и представления о некоторых музыкальных жанрах:песня,танец,марш

  • Первоначальные знания о принципах развития темы

.

  • Музыкально-слуховое осознание средств выразительности в знакомых

произведениях с ярким программным содержанием

2

Итоговый контрольный урок.

  • Наличие первоначальных знаний и музыкально-слуховых представлений о стедствах муз.выразительности,муз.фактуре

  • Инструментах симфонического оркестра

  • Наличие первичных умений и навыков:

  • умение охарактеризовать некоторые стороны образного содержания и развития музыкальных интонаций;

  • умение работать с графическими моделями, отражающими детали музыкального развития в незнакомых произведениях, избранных с учетом возрастных и личностных возможностей учащихся.

  • Умение определять тембр инструмента или голоса

  • Первоначальные знания и музыкально-слуховые представления:

  • выразительные свойства звуковой ткани, средства создания музыкального образа;

  • способы развития музыкальной темы (повтор, контраст);

  • исходные типы интонаций (первичные жанры);

  • тембровой окраске

  • Музыкально-слуховое осознание средств выразительности в незнакомых

произведениях с ярким программным содержанием:

Э.Григ, К.Сен-Санс, детские альбомы П.И.Чайковского, Р.Шумана, И.С.Баха, С.С.Прокофьева, Г.В.Свиридова, Р.К.Щедрина,

  • В. А.Гаврилина.

3

Итоговый контрольный урок (зачет).

  • Наличие первоначальных знаний и музыкально-слуховых представлений об основных муз.жанрах, формах

  • Наличие умений и навыков:

  • умение передавать свое впечатление в словесной характеристике с опорой на элементы музыкальной речи и средства выразительности;

  • зрительно-слуховое восприятие особенностей музыкального жанра, формы;

  • умение работать с графической моделью музыкального произведения, отражающей детали музыкальной ткани и развития интонаций;

- навык творческого взаимодействия в коллективной работе.

  • Первоначальные знания и музыкально-слуховые представления:

  • об исполнительских коллективах;

  • о музыкальных жанрах;

  • о строении простых музыкальных форм и способах интонационно-тематического развития,

  • о средствах музыкальной выразительности,

  • об особенностях музыкально-сценических жанров(опера, балет)

Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание выразительных средств (согласно календарно-тематическому плану), владение первичными навыками словесной характеристики.

Письменные задания - умение работать с графическими моделями произведений, отражающими детали музыкального развития и выбранными с учетом возрастных и личностных возможностей учащихся.

Критерии оценки

«5» - осмысленный и выразительный ответ, учащийся ориентируется в пройденном материале;

«4» - осознанное восприятие музыкального материала, но учащийся не активен, допускает ошибки;

«3» - учащийся часто ошибается, плохо ориентируется в пройденном материале, проявляет себя только в отдельных видах работы.

VI.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Изучение учебного предмета «Слушание музыки» осуществляется в форме мелкогрупповых занятий.

В основу преподавания положена вопросно-ответная (проблемная) методика, дополненная разнообразными видами учебно-практической деятельности.

Наиболее продуктивная форма работы с учащимися младших классов - это уроки - беседы, включающие в себя диалог, рассказ, краткие объяснения, учебнопрактические и творческие задания, где слуховое восприятие дополнено, нередко, двигательно-пластическими действиями. Очень важно, добиваясь эмоционального отклика, подводить детей к осмыслению собственных переживаний, использует при этом беседу с учащимися, обсуждение, обмен мнениями. Процесс размышления идет от общего к частному и опять к общему на основе ассоциативного восприятия. Через сравнения, обобщения педагог ведет детей к вопросам содержания музыки.

Программа учебного предмета «Слушание музыки» предполагает наличие многопланового пространства музыкальных примеров. Оно создается при помощи разнообразия форм, жанров, стилевых направлений (в том числе, современной музыки). Учащиеся накапливают слуховой опыт и получают определенную сумму знаний. Однако все формы работы направлены не просто на знания и накопление информации, а на приобретение умений и навыков музыкально-слуховой деятельности - ключа к пониманию музыкального языка.

В программе учебного предмета «Слушание музыки» заложен интонационный подход в изучении музыкальных произведений. Интонация и в речи, и в музыке является носителем смысла. Путь к глубокому изучению музыкальной ткани и музыкального содержания проходит через интонацию (В.В. Медушевский). Сам процесс непрерывного слухового наблюдения и слежения заключается в способности интонирования мотивов, фраз внутренним слухом. Интонационный слух лежит в основе музыкального мышления.

С целью активизации слухового внимания в программе «Слушание музыки» используются особые методы слуховой работы. Прослушивание музыкальных произведений предваряется работой в определенной форме игрового моделирования. Особенностью данного метода является сочетание всех видов деятельности, идея совместного творчества. Слушание музыки сочетается с практическими заданиями по сольфеджио, теории, с творческими заданиями.

На уроке создаются модели - конструкции, которые иллюстрируют наиболее яркие детали музыкального текста и вызывают множественный ассоциативный ряд. С помощью таких моделей - конструкций обучающимся легче понять и более общие закономерности (характер, герой, музыкальная фабула).

Приемы игрового моделирования:

- отражение в пластике телесно-моторных движений особенностей метроритма, рисунка мелодии, фактуры, артикуляции музыкального текста;

- сочинение простейших мелодических моделей с разными типами интонации;

- графическое изображение фразировки, звукового пространства, интонаций;

- игры-драматизации (песни-диалоги, мимические движения, жесты-позы) с опорой на импровизацию в процессе представления;

- исполнение на инструментах детского оркестра ритмических аккомпанементов, вариантов оркестровки небольших пьес.

Осваивая программу, учащиеся должны выработать примерный алгоритм слушания незнакомых произведений. В процессе обучения большую роль играют принципы развивающего (опережающего) обучения: поменьше давать готовых определений и строить педагогическую работу так, чтобы вызывать активность детей, подводить к терминам и определениям путем «живого наблюдения за музыкой» (Б. Асафьев). Термины и понятия являются итогом работы с конкретным музыкальным материалом, используются как обобщение слухового опыта, но не предшествуют ему. «Термин должен обобщать уже известное, но не предшествовать неизвестному» (А. Лагутин).

Слушая музыку, учащиеся могут выступать в роли «ученого-наблюдателя» (когда речь идет об элементах музыкального языка), воспринимать ее в формате сопереживания (эпитеты, метафоры), сотворчества. Главным на уроке становится встреча с музыкальным произведением. Сущность слушания музыки можно определить как внутреннее приобщение мира ребенка к миру героя музыки. Каждая деталь музыкального языка может стать центрообразующей в содержании урока, вызвать комплекс ассоциаций и создать условия для эстетического общения и вхождения в образный мир музыки.

VII.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-технические условия реализации программы «Слушание музыки» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими Федеральными Государственными требованиями.

Материально-техническая база МОУДОД «Мурмашинская ДШИ» соответствовает санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Образовательное учреждение соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта.

Минимально необходимый для реализации в рамках программы «Слушание музыки» перечень аудиторий и материально-технического обеспечения включает в себя:

-учебные аудитории для мелкогрупповых занятий с фортепиано;

-учебную мебель (столы, стулья, стеллажи, шкафы);

-наглядно-дидактические средства: наглядные методические пособия,

демонстрационные модели (например,макеты инструментов симфонического и народных оркестров);

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование (компьютер, аудио- и видеотехника, мультимедийные энциклопедии);

-библиотеку, помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, класс, оснащенный видеотехникой).

Учебная аудитория имеет звукоизоляцию.

В МОУДОД «Мурмашинская ДШИ» созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.



VIII.СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список методической литературы

1. Асафьев Б. Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых терминов и понятий. М: Музыка,1978

2.Бернстайн Л. Концерты для молодежи. Л: Музыка, 1991 3.Выгодский Л. Психология искусства. М: Просвещение,1968

4.Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. 1-2 годы обучения. М: Музыка, 1996

5.Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. СПб: Композитор, 2006

6. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М: Музыка, 1989

7.Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып. 4. Сост. Г. Науменко. М: Просвещение,1986

8.Книга о музыке. Составители Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М: Музыка,1988

9.Конен В. Дж. Театр и симфония. М: Просвещение,1975

10.Лядов А. Песни русского народа в обработке для одного голоса и фортепиано. М: Музыка,1959

11.Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М: Просвещение,1979

12.Музыкальный энциклопедический словарь. М: Просвещение,1990

13.Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М:Музыка,1982

14.Попова Т. Основы русской народной музыки. Учебное пособие для музыкальных училищ и институтов культуры. М: Музыка 1977

15.Римский-Корсаков Н. 100 русских народных песен. М: Музыка, 1951

16.Рождественские песни. Пение на уроках сольфеджио. Вып 1. Сост. Г. Ушпикова. М: Музыка,1996

17.Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М: Просвещение,1958

18.Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. Учебное пособие для музыкальных училищ. Сост. Б. Фраенова. М: Классика XXI, 2000

19.Русское народное музыкальное творчество. Сост. З.Яковлева. М: Классика XXI, 2004

20.Скребков С.Художественные принципы музыкальных стилей. М: Просвещение,1973

21.Слушание музыки. Для 1-3 кл. Сост. Г.Ушпикова. СПб: Композитор, 2008

22.Способин И. Музыкальная форма. М: Просвещение, 1972

23.Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. М: Росмэн,2007

Учебная литература


1. Айзенштадт С.А. Детский альбом Чайковского. М: Классика -XXI, 2003

2. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству: 1-2 год обучения. М: ООО «Издательство РОДНИКЪ», 1996

3. Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. М: Музыка, 1982

4. Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. Изд. 3-е.М: Музыка, 1987

5.Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки: Учеб. пособие по муз. литературе для преподавателей ДМШ.М-СПб.: Музыка, 1997

6. Островская Я., Фролова Л. Музыкальная литература в определениях и нотных примерах: 1-й год обучения.СПб: Валери СПД, 1998

7. Первозванская Т. Мир музыки: Учеб. пособие «Слушаем музыку» 1-й класс.СПб: Композитор, 2004

  1. Ригина Г.С. Уроки музыки в начальных классах. М: Просвещение, 1979

  2. Смирнова В. Сказка о царе Салтане: Облегчённое переложение для фортепиано. М: Музыка, 1981

  3. Тихонова А. Как преподавать музыкальную литературу. М: Классика -XXI, 2007

  4. Царёва Н.А. Уроки госпожи мелодии. 1-й класс. М: Росмэн, 2001

  5. Царёва н.А. Уроки госпожи мелодии. 2-й класс. М: Росмэн, 2001

  6. Шорникова М. Музыкальная литература: музыка, её формы и жанры: I год обучения.: уч. пособие. - изд. 7-е.Ростов -на-Дону: Феникс, 2007


27


© 2010-2022