Авторская программа Вокально-инструментального ансамбля

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

26

ГБОУ «Школа № 417»

г. Москва

Утверждаю Согласовано

Директор ГБОУ СОШ №417 Методист по УВР I ступени

___________/Данилина Т.А./ __________/Михалева Г.Д./

«____»_____________2014 г. «_____»___________2014 г.




Образовательная

программа вокально-инструментального ансамбля







Составитель:

Зюзько Полина Петровна,

педагог дополнительного образования



Москва 2015 г.


Пояснительная записка


Занятие музыкой оказывает благотворное влияние на детей. Укрепляются и развиваются личностные качества, такие как:

- усидчивость;

- дисциплинированность;

- самовыражение;

- деятельность;

- заинтересованность.

Музыка помогает снять стресс, само выразиться, расширить кругозор, научиться видеть красивое и стремиться претворить его в жизнь. Также музыка помогает вырабатывать такие качества, как сила воли, целеустремленность и в тоже время мягкость и доброта, пробуждает чувства сопереживания, сострадания к своему окружению, сближает интересы детей.

Программа рассчитана на три года обучения детей младшего и среднего школьного возраста.

Музыкальное воспитание, развитие музыкальных задатков и способностей, заложенных в каждом ребенке, составляет необходимое условие его полноценного умственного, нравственного физического, трудового и эстетического воспитания, так как в процессе формирования человеческой личности есть элементы, которые могут быть развиты в ходе систематического обучения только средствами вокального и инструментального искусства.

Основное значение в работе с вокально-инструментальным ансамблем имеет развитие музыкально слуховых представлений, чувства ритма, слухового внимания и слухового контроля. В достижении поставленных целей важны эмоциональный настрой детей, их заинтересованность, праздничность проводимых занятий и школьных мероприятий.

Дети должны учиться внимательно и сдержанно прослушивать музыкальные произведения, стремиться к их хорошему качеству исполнения.

В работе с детьми следует поощрять всякий, даже минимальный успех. А также следует поддерживать желание ребенка учиться музыке.

Отличительная особенность образовательной программы заключается в том, что программа рассчитана на индивидуальную и групповую работу. Для того чтобы создать образцовый ансамбль, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку.

При составлении программы 1-го года обучения учитывалось, что большинство воспитанников занимаются музыкой в плане общего музыкального образования, и поэтому программа составлена с таким расчетом, чтобы предоставить возможность детям с самыми разными музыкальными данными и способностями пройти индивидуальное обучение в ансамбле, приобщаясь тем самым к музыкальной культуре.

Программа составлена для детей, желающих учиться музыке, в возрасте от 7 до 14 лет, имеющих и не имеющих специальную музыкальную подготовку.

Срок обучения 3 года.

Этапы обучения:

первый этап (начальный)

второй этап (развивающий)

третий этап (результативный)

Формы обучения: индивидуальные, групповые (конкурсы, викторины, праздники, концерты.)

Методы обучения - рассказ, беседа, показ, практическая работа, демонстрация.

Результативность - овладение основными вокальными и инструментальными навыками.

Во время занятий предусматривается режим проветривания кабинета и привитие санитарно- гигиенических навыков.


Вокально - инструментальный ансамбль


Цель - содействовать формированию нравственно-здоровой и эстетически развитой личности через приобщение к культуре.

Задачи

Обучающие:

1.Обучение техническим и художественным навыкам игры на музыкальных инструментах и пении;

2.Обучение навыкам раскрытия художественного замысла музыкального произведения;

3.Обучение грамотному и выразительному исполнению музыкальных произведений;

4.Обучение чтению музыкального произведения с листа.

Развивающие:

1.Развитие речи и расширение кругозора воспитанников;

2.Совершенствование исполнительских навыков;

3.Формирование образного мышления, эстетического вкуса.

Воспитательные:

1.Воспитание у детей чувства ансамбля, умение слышать себя и партнеров;

2.Содействие эстетическому воспитанию детей, через понимание значения

ценности музыкальной культуры, для духовного развития;

3.Воспитание умений видеть и понимать красивое в мире музыки и в жизни.



Сольный вокал

Цель - дать возможность детям получить основы вокального и музыкального образования.

Задачи

Обучающие:

1.Знакомство с умениями и навыками выразительного исполнения музыкального произведения;

2.Обучение технике и художественному исполнению вокальных произведений;

3.Достижение умений и навыков раскрытия художественного замысла исполняемого произведения.

Развивающие:

1.Развитие общей культуры и музыкального уровня;

2.Совершенствование певческих навыков;

3.Формирование ровности звучания голоса, на протяжении певческого диапазона ребенка;

4.Формирование дикционных навыков, артикуляции звука, певческого устойчивого дыхания на опоре.

Воспитательные:

1.Воспитание усидчивости, навыков самоконтроля, дисциплинированности, аккуратности, собранности, эмоциональной активности обучаемых;

2.Содействие умению видеть и понимать красивое в мире музыки и жизни.

Индивидуальное обучение игре на музыкальных инструментах

Цель - дать возможность детям получить основы овладения музыкальными инструментами.

Задачи

Обучающие:

1.Формирование знаний, умений и навыков (технических и художественных) игры на музыкальных инструментах;

2.Формирование умений и навыков раскрытия художественного замысла музыкального произведения;

3.Формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкального произведения;

4.Формирование умений и навыков чтения музыкального произведения с листа.

Развивающие:

1.Развитие речи и расширение кругозора воспитанников;

2.Развитие у воспитанников навыков аналитического мышления;

3.Развитие образного мышления обучающихся;

4.Содействие развитию эстетического вкуса;

5.Содействие физическому развитию и здоровью обучающихся.

Воспитательные:

1.Содействие формированию и развитию у воспитанников усидчивости,

навыков самоконтроля, дисциплинированности, аккуратности, собранности, эмоциональной активности;

2.Содействие эстетическому воспитанию обучающихся через понимание значения ценности музыкальной культуры для духовного развития;

3.Формирование умения видеть и понимать красивое в мире музыки и жизни.

Пути реализации цели и задач

Основными исходными положениями, от реализации которых зависит результативность обучения вокалу и игре на музыкальных инструментах, являются:

- способность обучаемых детей вслушиваться в собственное исполнение;

- доступность и занимательность музыкального материала, постоянный диалог с детьми в целях их обучения;

- слушая собственный голос или собственную игру на музыкальном инструменте, либо показ педагога, ученик должен грамотно излагать свои

мысли об услышанном, побуждая себя мыслить, сопоставлять и сравнивать;

- необходимо научить детей понимать, что в музыке все направлено на развитие и раскрытие сюжета и образа. Образ должен быть ядром в раскрытии музыкального произведения. Дети должны понять связь всех музыкальных терминов и приемов, а также способов исполнения (звукоизвлечения, принципов артикуляции) с изображением образа (образности звуков);

-очень важно научить воспитанников естественной, красивой и легкой (без усилия над собой) посадке, движениям рук, звукоизвлечению, как голосовому так и инструментальному;

-воспитанники должны понимать, что мало правильно сидеть, нужно правильно дышать. Ведь многие «зажимы», перенапряжение плеч или кисти идут от неправильного дыхания. Все неловкие и корявые движения происходят от судорожных подъемов плеч или неспокойного чередования вдоха и выдоха. Нужно, чтобы ребенок «дышал» музыкой, дышал вместе с фразой, беря дыхание на цезурах или в конце фраз, перед новым предложением.

Первые занятия необходимо использовать для знакомства с инструментом, его устройством и механизмом. Затем идет работа по выработке правильного контакта с инструментом, обучению устойчивости и удобной посадке за ним.

Начиная играть на клавиатуре, необходимо сразу учить воспитанников расслаблять руки (плечи и особенно кисть). Воспитанник должен сразу добиваться легкости, естественности, экономичности и красоты в своих движениях при игре. Играя, он должен выработать аккуратность, обдуманность, отточенность каждого звука, штриха, смены меха либо снятие руки.

Очень важно специально несколько занятий посвятить технике овладения мехом, (если это аккордеон или баян) объясняя, что именно он влияет на звукоизвлечение, фразировку, выразительность исполнения и даже на формообразование. При этом педагог должен настраивать ребенка

на то, чтобы он не делал ни одного лишнего движения.

Немаловажна выработка верной, удобной аппликатуры. Начинать нужно с естественной (пятипальцевой) позиции, а затем постепенно вводить элементы подкладывания пальцев, подмены, репетиции,

скольжения, двухголосья, аккордов, арпеджио.

Особенно тщательно воспитанник должен познакомиться с кнопками

или клавишами, потому что играть на инструменте нужно не глядя, на ощупь, только все чувствуя.

Игру двумя руками можно начинать, когда игра каждой рукой в отдельности уже хорошо освоена. Для начала можно отработать простые синхронные упражнения или пьесы (с одинаковым ритмическим рисунком в обеих руках), а затем их усложнять. Полезно играть ансамблем с педагогом или другими воспитанниками какой-нибудь рукой, а затем меняться наоборот.

Обязательным условием для обучения вокалу и игре на музыкальных инструментах является чтение нот с листа.

Главное научить смотреть ребенка вперед в нотный текст, т. е. приучить к опережающему взгляду. Облегчить эту работу можно, используя следующие приемы:

-чтение ритма;

-чтение звуковысотности (структур, мотивов, интервалов, оборотов, созвучий, а затем аккордов);

-развитие навыка «опережающего взгляда»;

-развитие навыка не смотреть на клавиатуру;

-приучение к предварительному просматриванию всего нотного текста глазами.

Для эффективного обучения очень важен правильный подбор репертуара. В программу игры на музыкальных инструментах необходимо включать: -гаммы двух видов;

-арпеджио (длинное и короткое);

-3-4 этюда на развитие различных видов техники;

-упражнения на выработку штрихов, артикуляционных приемов,

на независимость пальцев, на расслабление игрового аппарата.

Репертуар должен быть разнообразным по содержанию, стилю,

фактуре. Главные принципы отбора репертуара - последовательность, постепенность, разнообразие, целесообразность. Годовой репертуар должен включать в себя:

-1-3 этюда;

-народные песни и танцы;

-произведения популярных современных российских композиторов;

-произведения отечественных и зарубежных композиторов - классиков.

При обучении детей педагог должен ориентироваться на сложившиеся вкусы обучающихся, особенно их технических и физических возможностей, на их индивидуальные особенности, характер, эмоциональную отзывчивость.

Для развития пластичности, гибкости, чувствительности рук и всего тела воспитанникам необходимо упражнение на укрепление мышц

рук, кисти, пальцев, плеч, ног, занятия спортом.

Для овладения независимостью пальцев воспитанникам рекомендуется поднимать по одному пальцу, не поднимая другие (рука в положении «играющей»). Очень важно приучить воспитанника к самостоятельным занятиям дома, которые способствуют закреплению изученного материала на уроке (будь то инструмент, либо вокал). Основной формой организации

обучения на занятиях является индивидуальная работа с воспитанниками.

Занятие будет состоять из нескольких частей. Инструментальная, теоретическая, вокальная. На занятиях вокала необходимо познакомиться с музыкальными данными детей. Исходя из этого, строить свои занятия вокалом. Зная недостатки, требующие исправления (артикуляционные, ритмические, голосовые и др.), следует соответственно строить урок.

Формирование певческих навыков на уроке состоит из трех этапов:

первый - овладение элементарными действиями;

второй - укрепление и развитие действий;

третий - стабилизация действий.


На первом этапе идет работа по относительно чистому интонированию по всему диапазону, стабилизация певческой установки, преобладание мягкой атаки, расширение диапазона голосов, улучшение дикции. Соответственно происходит изменение тембра.

На втором этапе сформированные основные певческие навыки претерпевают изменения от некоторого улучшения по всем параметрам к более стойким положительным результатам. Происходит еще весьма не значительное освобождение от излишнего напряжения дыхания,

дальнейшее изменение тембра, улучшение дикции, нормализуется способ звукообразования и певческая установка, появляется чистота интонирования и музыкальная отзывчивость на певческое звучание.

На третьем этапе певческие навыки приобретают относительную устойчивость в чистоте интонирования, способе звукообразования, качестве тембра, значительно расширяется диапазон, дикция становиться еще лучше, дыхание - более уравновешенным. Дети в этот период демонстрируют хорошую певческую установку и достаточную музыкальную эмоциональность.

Учебно-тематический план

Общее количество часов занятий вокально-инструментального ансамбля академических часов.

Из них на вокальную работу - 4 часа в неделю, 128 в год;

индивидуально-ансамблевая работа - 4 часа в неделю, 128 в год.

Количество рабочих недель в году - 32.

Рабочего времени в неделю - 8 часов.

Рабочего времени за учебный год - 256 часов

В работе учитываются возрастные особенности детей:

1-4 класс на уровне развития любознательности;

5-8 класс на уровне познавательности;

9-11 класс на уровне потребности.



Учебно-тематический план

работы вокально-инструментального ансамбля.

1-й год обучения

В о к а л .

Тема

Часы

Всего

Теория

Практика

1. Введение

4

4



2. Постановка голоса:

40



а) Дыхание


5

6

б) Развитие диапазона


5

6

в) Работа над звуком


5

6

г) Распевание


1

6

3. Распевание:

40



а) Изучение песен в обрядах разных народов областей нашей страны


10

14

б) Распевание на различных фразах и фрагментах


4

12

4. Музыкальность

40



а) Культура восприятия


5

2

б) Интонация


3

8

в) Дыхание


2

10

г) Средства музыкальной выразительности


3

2

д) Кульминация


2

3

5.Концертная деятельность

4


4

Итого:

128

49

79

Учебно-тематический план

работы вокально-инструментального ансамбля.

1-й год обучения (инструмент)

Тема

Часы

Всего

Теория

Практика

1.Введение

2

2

-

2.Устройство и механика инструмента.

2

1

1

3.Постановка игрового аппарата.

25

2

23

4.Техника овладения звуком, мехом.

17

2

15

5.Чтение нот с листа.

4

1

3

6.Работа над музыкальными произведениями.

28

3

25

7.Техника игры на инструменте.

28

3

25

8.Аппликатура.

16

2

14

9.Концертная и развивающая деятельность.

6


6




Итого:

128

16

112


Структура

содержания планирования по классу вокала первого года обучения

Раздел 1.

Введение:

- знакомство с воспитанниками;

- беседа о целях и задачах деятельности;

- выяснение анкетных и адресных данных обучающихся и их родителей.

Раздел 2.

Постановка голоса:

- работа над вокально-хоровыми навыками (дыхание, артикуляция, дикция);

- работа над пением в унисон с целью единой манеры исполнения.

Постепенное развитие диапазона, начиная от примарной зоны (ми, фа);

- формирование певческого звука;

- использование упражнений, помогающих подготовить голосовой аппарат к работе;

- распевание на различных фразах и фрагментах.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты начального этапа обучения

Знание:

- певческой посадки (во время пения сидя);

- певческой стойки (во время пения стоя);

- культуры поведения на сцене;

- гигиены и охраны голоса;

- правил дыхания во время пения;

- правил распевания;

- правил дикции;

- правил пения открытым и закрытым звуком.

Умение:

- исполнять песенки соответствующие уровню развития;

- слушать себя и своих партнёров;

- петь в ансамбле;

- давать характеристику звука;

- петь выразительно;

- анализировать своё исполнение и исполнение своих партнёров.

Умеют исполнить:

4-6 распевок в разных тональностях;

5 одноголосных несложных песен;

1-2 песни советских композиторов;

1-2 песни зарубежных композиторов.

Навык:

- дыхания;

- дикции;

- определённой манеры исполнения.


Структура содержания планирования работы

обучения игре на музыкальных инструментах первого года обучения

(баян, аккордеон, фортепиано)

Раздел 1.

Введение:

- знакомство с воспитанниками;

- беседа о целях и задачах деятельности;

- выяснение анкетных и адресных данных обучающихся и их родителей.

Раздел 2.

Устройство и механика музыкального инструмента:

- составные части инструмента;

- принцип звука извлечения;

- возможности инструмента;

- расположение инструмента при игре;

- знакомство с клавиатурой, кнопками.

Раздел 3.

Постановка игрового аппарата:

- посадка за инструментом (положение рук, ног, корпуса);

- подгон, закрепление, значение плечевых ремней и рабочего ремня;

- контакт с инструментом;

- положение рук при игре на музыкальном инструменте;

Раздел 4 (изучается при овладении баяном или аккордеоном).

Техника овладения мехом:

- положение левой руки;

- ровное, экономичное ведение меха;

- смена меха;

- крещендо, диминуэндо, акценты;

- влияние меха на агогику, звукоизвлечение, штрихи, динамику.

Раздел 4 (изучается при овладении фортепиано).

- положение руки;

- приемы звукоизвлечения, (штрихи, акценты, динамика.)

Раздел 5.

Техника игры на музыкальном инструменте (общий курс, ансамбль):

- игра правой и левой рукой;

- пятипальцевая позиция (использование секвенции и различных штрихов);

- репетиция (с любого пальца, в разных темпах, с выработкой кругообразных движений и активной работы кисти);

- подкладывание и перекладывание (использование гаммообразных движений);

подмена (на звучащих нотах; использование народных песен двухголосных, простейших полифоний);

- независимость пальцев, (необходимо использовать на любом этапе обучения, в любых темпах, расслабляя кисть руки);

- выработка легких, активных, аккуратных штрихов, как в одноголосии, так и в многоголосии;

- развитие пластичности, гибкости, чувствительности руки.

Игра левой рукой (для баянистов и аккордеонистов):

- игра на основном ряду;

- использование вспомогательного ряда;

- аппликатурные принципы;

- применение басов вместе с аккордами;

- знакомство с буквенными обозначениями звуков и аккордов;

- аккомпанирование.

- работа над вниманием, самоконтролем, умением слушать себя;

- анализ вертикали (гармонии), горизонтали (мелодии) и подголосков.

Раздел 6.

Игра двумя руками (общий курс, ансамбль):

Формирование умений и навыков игры двумя руками.

Для фортепиано изучается так же тема «Аппликатура».

Раздел 7(общий курс, ансамбль).

Чтение нот с листа:

- умение анализировать глазами, внутренним голосом;

- чтение метро-ритма;

-чтение звуковысотности;

- использование средств выразительности

для достижения музыкальной образности звуков;

- навык опережающего взгляда.

Раздел 8(общий курс, ансамбль).

Работа над музыкальными произведениями:

-общий анализ (форма, строение фраз, мотивов, повторность, динамизация, образность, расшифровка терминов);

-Расстановка аппликатуры;

-игра каждой рукой отдельно;

-работа над штрихами, динамикой, кульминацией, агогикой;

-игра двумя руками;

-игра в разных темпах, поиск новых регистров;

-работа над средствами выразительности (динамикой, темпом, ритмом, регистрами);

-обыгрывание, обкатывание, игра наизусть, подготовка к концертному исполнению.

Раздел 9.

Концертная деятельность (ежегодно оформляется приложением).

Раздел 10.

Познавательно-досуговая деятельность (ежегодно оформляется приложением).


Ожидаемые результаты на начальном уровне

подготовки игре на музыкальных инструментах


Перечень знаний, умений и навыков, которые будут приобретены в процессе обучения:

При обучении игре на музыкальных инструментах на начальном уровне подготовки воспитанники знают:

-устройство и механику инструмента;

-правила посадки за инструментом;

-правила техники владения мехом;

-технические навыки игры на музыкальном инструменте;

-регистры и разделение на октавы;

-нотную грамоту, длительность звука, снятие звука, размер, такт, счет, знаки альтерации, терминологию.

Воспитанники имеют:

-читать с листа;

-исполнять;

-слушать музыку;

-анализировать свое исполнение;

-играть в ансамбле.

Умеют исполнять:

-гаммы До мажор, Соль мажор,

каждой рукой отдельно в одну октаву;

-Ля минор(3 вида) правой рукой в одну октаву;

-Т3\5 с обращениями;

-правой рукой (в одну октаву) репетиция со 2-го, 3-го, 4-го пальца.

-гамму октавами и ломаными октавами.

Все гаммы должны играться различными штрихами и ритмическими рисунками (пунктирным ритмом, триолями, синкопами).

Все меховые движения должны быть аккуратными, чтобы красиво и правильно закончить пьесу.

За год воспитанники должны овладеть рациональной и удобной аппликатурой.

Для фортепиано использовать те же гаммы.

Играть различными штрихами и ритмическими рисунками(1-й год в одну октаву двумя руками; 2-й год в две октавы двумя руками), секвенции, этюды для левой и правой руки.


Программа

2-го и 3-го года обучения

Раздел 1.

Введение:

- ознакомление с возможностями музыкального инструмента.

Раздел 2.

Обучение игре на музыкальных инструментах:

-посадка за инструментом;

-регистры и разделение на октавы, тон, полутон, периодичность звукоряда;

-методы и приемы извлечения звуков, характеристика звука.

Раздел 3.

Работа над произведением:

- народные песни и танцы;

- произведения российских авторов;

- сочинения отечественных и зарубежных авторов;

- работа над учебно-тренировочным материалом

(упражнения, гаммы, арпеджио, аккорды, этюды).

Радел 4.

Импровизация:

-импровизация несложных русских народных песенок (вариативное обыгрывание основных звуков).

Раздел 5.

Основы музыкальной грамоты (сведения об элементарной теории музыки):

- нотная грамота, нотная запись, длительность звуков,

размер такта и счет;

- знаки альтерации, тональность;

- динамика;

- основы итальянской терминологии.

Раздел 6.

Концертная деятельность:

Расширить и углубить навыки исполнительского мастерства, развивать художественный вкус, пробудить интерес к музыке, живописи, поэзии. Прививать навыки культуры общения и поведения в коллективе. (Ежегодно оформляется приложением).

Раздел 7.

Познавательно - досуговая деятельность:

расширить кругозор детей, углубить познания детей в искусстве, профессионально ориентировать способных и заинтересованных детей. Приучать к активному, самостоятельному творчеству. Воспитывать в детях способность чувствовать и понимать проявления эстетического начала, как в искусстве, так в природе, и в обществе. (Ежегодно оформляется приложением).


Ожидаемые результаты

2-го и 3-го года обучения игре на музыкальных инструментах

На уровне освоения деятельности воспитанники знают:

- устройство и механику инструмента;

- регистры и разделения на октавы, тон, полутон;

- правила посадки за инструментом;

- правила техники овладения мехом;

- приемы выразительного звука;

- нотную грамоту, терминологию;

- знаки альтерации, тональность, нюансы, динамические

оттенки;

- простые формы музыкальных произведений;

- особенности творчества композиторов исполняемых произведений;

- основы коллективного музицирования.

Воспитанники умеют:

- читать ноты с листа;

-исполнять произведения;

- анализировать свое исполнение,

- играть в ансамбле;

- давать характеристику звука, играть выразительно;

- подбирать на слух несложные песенки;

- слушать себя и своих партнеров по ансамблю;

- разбираться в несложных полифонических произведениях,

Воспитанники умеют исполнять:

- 3-4-е этюда на различные виды техники;

- 6-8 разнохарактерных пьес, а также гаммы, арпеджио, аккорды До мажор, Соль мажор, (в две октавы, двумя руками) с обращениями, со всеми нюансами, штрихам. Ля минор, Ре минор (каждой рукой в медленном темпе, арпеджио правой рукой).





Структура содержания планирования по классу вокала 1, 2 этапа обучения

Раздел 1

Введение:

- знакомство с воспитанниками;

- беседа о целях и задачах деятельности;

- выяснение анкетных и адресных данных обучающихся и их родителей.

Раздел 2

Постановка голоса:

- работа над вокально-хоровыми навыками (дыхание, артикуляция, дикция);

- работа над пением в унисон с целью единой манеры исполнения.

- Постепенное развитие диапазона, начиная от примарной зоны (ми - фа);

-формирование певческого звука.

-использование упражнений, помогающих подготовить голосовой аппарат к работе;

- распевание на различных фразах и фрагментах.

Раздел 3

Музыкально-теоретический анализ песни:

- Беседа о содержание песни.

- Беседа о музыкальном жанре песни.

- Беседа о манере исполнения песни.

- Разбор сложных мест песни.

Раздел 4

Музыкальность:

- культура восприятия (знакомство с образами песен, беседа о жанре песни, анализ поэтического текста, объяснение непонятных слов, выражений);

- работа над интонацией (пропевание отдельных, наиболее трудных в интонационном и вокальном отношении фрагментов произведения);

- работа над дыханием (навыки «цепного» дыхания при исполнении протяжных произведений);

- средства музыкальной выразительности в пении (использование различных нюансов);

- работа над кульминацией (использование средств выразительности для достижения кульминации в произведении, правильное определение места кульминации);

- импровизация (варьирование отдельных мелодий, использование знакомых интонаций, сочинение мелодий на данную тему).

Планируемые результаты внеурочной деятельности по музыке:

Требования включают освоенный обучающимися, в ходе занятий внеурочной деятельности опыт по получению нового знания, его преобразованию и применению. А также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно - нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно - образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально - пластических композиций, исполнение вокально - хоровых произведений.

В результате изучения музыки воспитанник научиться:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация, и др.);

-определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности:

В результате освоения содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать результатов.

Личностными результатами изучения курса «Волшебной ноты» на 2 этапе обучения являются формирование следующих умений:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности;

- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.

- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Регулятивные УУД:

- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных сборниках

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- установление простых причинно-следственных связей.

Познавательные УУД:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы;

- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства;

- осуществление элементов синтеза как составление целого;

- понимание основ смыслового чтения художественного текста.

Коммуникативные УУД:

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;

- участие в музыкальной жизни объединения, класса (школы, города).

На последнем этапе обучения воспитанник научится:

-узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

-продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

-продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

-высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

-продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

-эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

-охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

-определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

-использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

-исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.)

Воспитанник получит возможность научиться:

-показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

-выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

-передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;

-соотносить образцы народной и профессиональной музыки;

-распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации).

-Научиться передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.

Воспитанник получит возможность познакомиться:

-С выразительностью и изобразительностью музыкальной интонации;

- со смыслом понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

- названием изученных жанров и форм музыки;

- названием изученных произведений и их авторов;

- познакомится с музыкальными инструментами; певческими голосами, видами оркестров и хоров;

- музыкально-пластическими движениями, игре на музыкальных инструментах;

Познакомиться с видами многоголосия, одноголосия, элементами двухголосия

Познакомиться с образцами народной, классической и современной музыки.

На начальном этапе обучения вокалу воспитанник будет знать:

- певческую посадку (пение сидя);

- певческую стойку (пение стоя);

- культуру поведения на сцене;

- гигиену и охрану голоса;

- правиладыхания во время пения;

- правила распевания;

- правила дикции;

- правила пения открытым и закрытым звуком.

Уметь:

- исполнять песенки соответствующие уровню развития;

- слушать себя и своих партнёров;

- петь в ансамбле;

- давать характеристику звука;

- петь выразительно;

- анализировать своё исполнение и исполнение своих партнёров.

Уметь исполнять:

4-6 распевок в разных тональностях;

5 одноголосных несложных песен;

1-2 песни советских композиторов;

1-2 песни зарубежных композиторов.

Приобретет навык:

- дыхания;

- дикции;

- определённой манеры исполнения.

В ходе занятий детским вокалом закладываются основы музыкальной культуры, на которых строится все дальнейшее воспитание и образование детей. Формируется и воспитывается любовь к музыке, приобретаются навыки слухового внимания, умения слушать музыку разбирать и оценивать услышанное.

Методическое обеспечение

1.Компьютер

2.Принтер

3.Видео проектор

4.Экран

5.Синтезатор

6.Фортепиано

7.Аккордеон

8.Детские музыкальные инструменты

9.Магнитола

10.Телевизор

11.Видеоплеер

12.Проигрыватель

13.Диски аудио, видео, кассеты

14.Нотный материал

15.Костюмы



Список литературы

1. «Сборник примерных образовательных программ по инструментальной музыке и вокальному искусству, часть 1,М. 2004г.

2. «Энциклопедия музыканта» 1986г. Москва «Просвещение».

3. «Путеводитель по концертам» выпуск 8,9, 1989г.

4. И.А. Фридкин «Теория музыки», Москва «Просвещение», 1970г.

5. Е.И. Юдина «Учебник по музыке и творчеству», Москва «Аквариум», 1997 г.

6. А.Б. Артабалевский «Учите музыке», Москва, 1989г.

7. «Азбука музыкально-творческого саморазвития», Москва, 1997г.

8. Е.И. Юдина «Самодеятельный хор и работа с ним», Москва, 1959г.

9. «Музыкальное воспитание в школе», выпуск 13, Москва,1978г.

10. «Методика музыкального воспитания в начальной школе», Москва,1954г.

11. Т.В. Попова «О музыкальных жанрах», Москва, 1981г.

12.М. Румер, В. Белобородова, А. Бандина. «Методические указания к учебникам пения» 1-4 классов», Москва, 1968г.

13. О.А. Апраксина «Музыкальное воспитание в школе», выпуск 14, Москва,1979.

Приложение 1

к общеобразовательной

программе внеурочной деятельности


Для успешного выполнения программы и заботе о здоровье, охране голоса детей, обязательный инструктаж по технике безопасности:

1.Защита и охрана голоса:

- запрещается кричать и надрывать голосовые связки;

-запрещается петь в момент болезни, когда голосовые связки «подсели»;

-нежелательно перед занятием вокалом щелкать семечки, пить холодную воду;

-песенный репертуар должен соответствовать голосовым данным ребёнка.

2. Рабочее место:

- запрещается заниматься в душном, непроветренном помещение;

- запрещается заниматься в холодном помещение;

- запрещается заниматься в неубраном, пыльном помещение.









Список литературы игры на музыкальных инструментах


1. « Аккордеонисту любителю», выпуск,1981г.

2. «Альбом начинающего аккордеониста», вып.7,1972г.

3. «Баян в музыкальной школе»(1-2 кл.), вып.6.

4. Хрестоматия для ДМШ (1-2 кл).

5. «Альбом начинающего баяниста», вып.1.

6. «Хрестоматия аккордеониста для ДМШ,(1-2 кл.), сост. Бушуев и др.

7. «Альбом начинающего аккордеониста», вып.9, 1998г.

8. «Школа игры на аккордеоне», сост. Лушников, 1999г.

9. «Школа игры на баяне», сост. Онегин, 1997г.

10. «Школа игры на аккордеоне», сост. Мирек,1996г.

11. «Школа игры на аккордеоне», сост. Двилянский,1989г.

12. «Хрестоматия баяниста», сост. Полянский,1995г.

13. Школа игры на баяне», сост. Осипов,1982г.

14. «Школа игры на фортепиано», сост. Николаев,1980г.

15. «Юный пианист», вып.,1992г.

16. «Путеводитель по концертам», вып.8,9,1989г.

17. И .А.Фридкин «Теория музыки»,Москва, «Просвещение»,1970г.

18. «Хрестоматия игры на фортепиано», сост. Артабалевский,1999г.

19. «Альбом юного пианиста», вып.11,1999г.

20. «Этюды для фортепиано», сост. Барток,1971г.

Список певческой литературы для педагога:

1. «Постановка голоса», Крылатов, М. 1999г.

2. Сборники «Буратино» №1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

3. Азбука музыкально-творческого саморазвития, Москва 1997г.

4. «Воспитание личности», Петрушин, М.2000г.

5. «До-ре-ми», сборник, М.2001г.

6.«Сольфеджио», Бутаков, С.-Петербург, 2000г.

7.«Учебник по музыке и творчеству», Е. И. Юдина, М. «Аквариум»,1997г.

8.«Пою с утра», Крылатов, Музыка, Москва2000г.

9.«Русская песня», (сб.№1-12), Москва 1990-2000гг


Список певческой литературы для воспитанников:

1.«Учебник по музыке и творчеству», Е.И.Юдина, «Аквариум»1977г.,

2.«Пою с утра», Крылатов, Музыка, М. 2000г.

3.«До-ре-ми», сборник, М. 2001г.

4.«Сольфеджио», Бутаков, С.-Петербург, 2000г.

5.«Русская песня», (сб.№1-12), М.1999-2000г.

6.«Пение в школе», 1999г., М. «Просвещение»

7.«Энциклопедия музыканта», 1986г., М. «Просвещение».

8.«Теория музыки», Фридкин, М., «Просвещение».

9.Сборники «Буратино» №1-10, М. 1990-1999г.


Приложение №1

к образовательной программе

вокально-инструментального

ансамбля.

Для успешного выполнения программы и заботе о здоровье, охране голоса детей, обязательный инструктаж по технике безопасности:

1.Защита и охрана голоса:

- запрещается кричать и надрывать голосовые связки;

- запрещается петь в момент болезни, когда голосовые связки «подсели»;

- нежелательно перед занятием вокалом щелкать семечки, пить холодную воду;

-песенный репертуар должен соответствовать голосовым данным ребёнка.

2. Рабочее место:

- запрещается заниматься в душном, непроветренном помещение;

- запрещается заниматься в холодном помещение;

- запрещается заниматься в неубранном пыльном помещение.

Для успешного выполнения программы и заботе о здоровье и жизни детей обязательный инструктаж по технике безопасности по темам:

1. Пользование аппаратурой.

2. Умелое обращение с инструментом.

3. Поведение на уроке, перемене, в общественных местах.


Приложение №2

к образовательной программе

вокально-инструментального

ансамбля.

Репертуар по вокалу 1-го года обучения.

Слушание музыки:

1.Репертуар Н.Выхристюк

2.Образцы вокала (на дисках и кассетах).

3.Романсы в исполнении Камбуровой.

4.Песни из репертуара Л.Зыкиной.

5.Песни из репертуара Н.Кадышевой.

6.Классические произведения из репертуара Г.Кансона.

7.Классические произведения из репертуара Е.Образцовой.

Произведения для исполнения:

1.Распевки: «Гуси-гуси», «Андрей-воробей», «Дудочка»,

«Рожок», «Колокольчик», «Тень-тень», «Коток», «Ванечка», «Лапушка», «Кап-кап».

2.»Красна девица», Кудрин.

3.»Черемуха», Г.Заволокин.

4. «Что задумал старый дед?» (р.н.п.)

5. «Хорошо гармонь играет», (страдание).

6. «Земелюшка-чернозем» (р.н.п.)

7. «Посею лебеду на берегу» (р.н.п.)

8. «Ты соловушка умолкни», М.И.Глинка.

9. «Криницы», А.Эшпай.

10. «Сурок», Л.Бетховен.

11Песни по выбору ребят и педагога.

Приложение №4

к образовательной программе

вокально-инструментального

ансамбля.


Концертная деятельность в 2015-2016 учебном году.

1. Праздничная программа

2. «8 марта»

3. Вечер фронтовой песни (май).

4. Итоговые концерты (май).



Приложение №5

к образовательной программе

вокально-инструментального

ансамбля.


Познавательно - досуговая

деятельность на 2015-2016 учебный год


1. «Давайте познакомимся», (День объединения - март).

2. Посещение музея современного искусства (апрель).

3. День объединения (апрель).

4. Сбор материала «В мире музыки» (в течение года).

5. Посещение выставки прикладного искусства (март).

6. День объединения (май).


© 2010-2022