«Песенка осени» открытый урок по музыке

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: П.И.Чайковский «Песенка осени»

Цель: связать жизненные впечатления детей об осени с художественными образами поэзии, живописи и музыкальными произведениями.

Задачи:

1. воспитание слушательской культуры, умения слушать и слышать музыку;

- решение задач нравственного и патриотического воспитания.

2. знакомство с фортепианным творчеством русского композитора П.И. Чайковского; разучивания песни Т. Попатенко на слова М. Ивенсена «Скворушка прощается»;

- продолжение разучивания гаммы до мажор

3. развитие вокально-хоровых навыков, музыкального слуха и музыкальной памяти;

- решение коррекционных задач на музыкальном материале урока.

Оборудование: музыкальный центр, синтезатор, иллюстрации картин русских художников, портрет композитора, детские музыкальные инструменты.

Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы урока

- Ребята, сегодня мы с вами еще раз поговорим об осени и познакомимся с творчеством композиторов, художников и поэтов, посвятивших свои сочинения этому времени года.

III. Основная часть

  1. Беседа о времени года

Унылая пора…

Очей очарованье.

Приятна мне

Твоя прощальная краса,

Люблю я тихое

Природы увяданье…

А.С. Пушкин

- Осень была самым любимым временем года поэта. А вы любите осень? Что можно рассказать об этом времени года? (дети рассказывают о признаках осени)

- Что нам приносит радость осенью? (красота природы, сбор урожая, осенние праздники)

- Какие еще чувства возникают у вас осенью? (грусть, уныние, тоска)

- Почему у вас возникают такие чувства? (становится короче день, увядает природа, птицы улетают в теплые края, портится погода и т.д.)

2. Работа по картинам

- Тема осени всегда привлекала внимание русских композиторов, поэтов, художников.

Художников, которые пишут природу, называют живописцами.

- Обратите внимание на доску. Мы видим иллюстрации картин русского художника - живописца И. Левитана «Золотая осень» и «Осень в Сокольниках».

(Дети описывают пейзажи, их цветовую гамму).

- Сейчас Света К. прочитает вам отрывок из поэмы Н. Некрасова «Железная дорога».

…Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер…

- Какое настроение вызывает у поэта осень? (радостное, светлое, бодрое)

-Какой пейзаж Левитана соответствует этому отрывку?

- Следующее стихотворение А.Фета нам прочитает Наташа А.

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно

- Какое настроение присутствует в этом сочинении? (настроение грусти, пустоты)

- А на стихотворение М. Ивенсена композитор М.Красев написал музыку и получилась песня.

3. Пение. Дети исполняют песню «Падают листья»

- Какое настроение у этой песни? (светлое, немного грустное - светлая грусть).

Композитор и поэт любуются осенней природой.

Физминутка

Предлагаю детям изобразить под музыку кружащие и падающие листья.


  1. Слушание.

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством русского композитора П.И. Чайковского.

П.И. Чайковского называют «певцов русской природы». Он написал целый сборник пьес для фортепиано, который назвал «Времена года».

Сочинение «Осенняя песня» наиболее известно и любимо почитателями таланта Чайковского, а также юными музыкантами. Дети, обучающиеся в музыкальной школе игре на фортепиано, часто исполняют пьесы из этого сборника.

Мы сейчас прослушаем произведение «Осенняя песня», а затем вы ответите на вопросы:

- Какое настроение, какие чувства вызвало у вас это сочинение?

- Какую осень изобразил композитор в этой пьесе?

- На каком музыкальном инструменте исполняется произведение?

- Почему пьеса называется «Осенняя песня»?

Дети слушают произведение П.И. Чайковского «Осенняя песня».

После прослушивания отвечают на поставленные вопросы.

- В «Осенней песне» композитор выразил состояние человека, который прощается с теплом, светом. В этой музыке звучит грусть, печаль, а может быть и одиночество. Увядание природы часто в сознании людей связывается с увяданием жизни.

- Какая картина Левитана передает похожее настроение? («Осень в Сокольниках»).

- Какие краски выбрал художник? (более приглушенные, неяркие, даже темные).

5. М. Ивенсен, муз. Т.Попатенко «Скворушка прощается» - продолжение разучивания.

- По своему характеру эта песня созвучна с пьесой П.И. Чайковского.

При разучивании песни необходимо продолжать работу над «унисоном»; добиваться напевного, округленного звучания гласных, дыхание брать по фразам.

6. Игра на детских музыкальных инструментах.

Обращаю внимание детей на разнообразие детских музыкальных инструментов (ложки, бубен, трещотки, треугольник, колокольчик и т.д.) и на их звучание.

- Какие музыкальные инструменты вы бы выбрали для сопровождения звучания данной песни?

(треугольник, колокольчик, металлофон).

Исполняем песню в сопровождении детей, музыкальных инструментов.

IV. Итог урока.

- С каким произведением мы с вами познакомились на уроке7

- Какие произведения оказались созвучными по настроению с «Осенней песней»? (стихотворение А. Фета, песня «Скворушка прощается», пейзаж Левитана «Осень в Сокольниках».

Выставление оценок.

V. Домашнее задание.

Нарисовать рисунок с изображением осени.








Тема урока: М.И.Глинка «Марш Черномора».

Цель: связать жизненные впечатления детей об осени с художественными образами поэзии, живописи и музыкальными произведениями.

Задачи:

1. воспитание слушательской культуры, умения слушать и слышать музыку;

- решение задач нравственного и патриотического воспитания.

2. знакомство с оперным творчеством русского композитора М.И.Глинки, разучивание песни Т. Попатенко на слова М. Ивенсена «Скворушка прощается»;

3. развитие вокально-хоровых навыков, музыкального слуха и музыкальной памяти;

- решение коррекционных задач на музыкальном материале урока.

Оборудование: музыкальный центр, синтезатор, иллюстрации картин русских художников, портрет композитора, детские музыкальные инструменты.

Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Основная часть

  1. Беседа учителя.

-Сегодня мы с вами продолжем знакомство с творчеством русского композитора М.И .Глинки. Ранее мы говорили о его вокальном творчестве и слушали песню «Жаворонок». Теперь мы поговорим о более серьезном и большом музыкальном жанре - об опере.

-Что такое «опера»? (Опера - это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении оркестра.)

М.И. Глинка очень любил русские сказки и народные сказания. Его внимание привлекла поэма А .С .Пушкина «Руслан и Людмила» (Предлагаю детям рассмотреть книгу и иллюстрации к поэме Пушкина ).

Зачитываю первую песнь гусляра-сказочника Баяна:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо-песнь заводит,

Налево-сказку говорит.

Сама поэма и действие оперы М.И. Глинки начинается со свадебного пира. Во дворце играют свадьбу Людмилы, дочери царя Светозара и Руслана - русского богатыря. На руку Людмилы претендовали еще два жениха - Фарлаф и Ратмир, но Людмила выбрала Руслана.

В толпе могучих сыновей,

С друзьями в граднице высокой

Владимир-Солнце пировал;

Меньшую дочь он выдавал

За князя храброго Руслана…

-Но что происходит? Грянул гром ,потух свет. В залы врывается злой волшебник Черномор и со свадебного пира похищает Людмилу. Царь серчает на Руслана , что тот не уберег его дочь и дает указ: тот кто победит злого волшебника Черномора и вернет ему дочь Людмилу, тот и женится на ней.

-Кто такой Черномор? В чем его волшебная сила?

( это злобный карлик, сила которого находится в его длинной бороде. )

Рассматриваем иллюстрации с изображением Черномора.

-А что произойдет если ему отрубить бороду?

(Вся его волшебная сила исчезнет и он станет абсолютно безвредным)

-Но отрубить бороду обычным мечем нельзя. Для этого нужен волшебный меч, раздобыть который может только настоящий богатырь, храбрый и бесстрашный, мудрый и по-настоящему любящий Людмилу.

  1. Слушание музыки.

-Сейчас мы с вами послушаем «Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки

Во время слушания постарайтесь представить себе этого сказочного персонажа .

(Дети слушают).

-Какой характер прозвучавшей музыки? ( Чтобы детям было легче выразить свои мысли и впечатления о музыке, предлагаю детям воспользоваться словарем музыкальных терминов, помещенных на доске.)

Ответы детей: музыка громкая, грозная, страшная.

_Сохраняется ли такой характер музыки до конца произведения? (нет)

-Музыка звучит уже не так грозно, немного ускоряется ,появляются насмешливые интонации (ведь Черномор-это карлик, который без бороды не представляет никакой грозной силы).



© 2010-2022