- Преподавателю
- Музыка
- Основные навыки правильного звукообразования в подготовке певческого аппарата учащихся вокального класса»
Основные навыки правильного звукообразования в подготовке певческого аппарата учащихся вокального класса»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Утепбергенова А.Р. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Утепбергенова А.Р.
Основные навыки правильного звукообразования в подготовке певческого аппарата учащихся вокального класса»
Цель: применение певческих навуков звукообразования при исполнении вокальных произведений.
Задачи: Обучить учащихся вокального класса навыкам певческого звукообразования путем подобранных распевок и упражнений для развития голоса;
Воспитать у учащихся любовь к музыке и вокалу;
Расширение и обогащение музыкального кругозора учащихся путем связи вокала с другими изучаемыми предметами (сольфеджио, мировая музыкальная литература и т.д.)
Основные составные развития вокальных навыков.
1. Дыхание - это основа пения.
2. Звукообразование и резонирование - сложный физиологический процесс связан с таким понятием как атака звука - начальный момент образования звука.
3. Интонирование - подразумевается координация между слухом и голосом.
4. Артикуляция и дикция - четкое ясное произношение текста.
5. Подвижность голоса - легкость, гибкость и пластичность звука.
6. Филирование звука - постепенное усиление или ослабление. Если ученик освоил навыки звукообразования, то можно приступать к филированию.
Схема разучивания произведения. Средства выразительности - подразумевается:
1. Работа над текстом и содержанием по фразам и предложениям.
2. Анализ мелодии
3. Штрихи
4. Динамика
Формы - имеется в виду вокальные формы т.е. песня, романс, ария, ариетта, баллада - песня повествовательного характера о фантастических или драматических событиях.
Распевание ученика на уроке вокала является основной и неотъемлемой частью звукообразования и интонирования. Начнем с учащихся младшего школьного возраста. Начинаем с дыхательных упражнений по Г.Стрельниковой (дерево, ладошки и т.д.) Из - за несформированности и хрупкости всего организма, распевки нужно начинать:
1) В примарной зоне и желательно в поступенном восходящем и нисходящем движении.
2) Упражнения по звукам мажорного трезвучия вверх, а вниз - в поступенном движении.
Работа с учениками среднего звена зависит от приобретенного вокального опыта. Здесь важно учитывать индивидуальные психофизиологические изменения и особенности данного возраста, имеется в виду мутация. Мутация - это рост гортани в продольном и поперечном направлении, в связи с этим меняются и увеличиваются мягкие ткани - язык, мягкое небо. И это все сказывается на звукообразовании, отсюда появляются так называемые «петухи», т.е. срывы звучания голоса. Переходные звуки скрыть конечно сложно, в таких случаях появляется необходимость применить прием «фальцет»
У девочек мутация протекает менее заметно, но несмотря на это тем и другим нужно соблюдать голосовой режим. Переходные звуки надо брать без форсирования, мягко, поверхностно на небе, методом головного резонирования. Распевки целесообразно начинать не выше V ступени мажорного лада в нисходящем движении через ступень или поступенно.
В старшем школьном возрасте учащиеся вокального класса же имеют определенный вокальный опыт. Они уже самостоятельно могут просмотреть нотный текст, описать движение вокальной мелодии, динамическое развитие, агогику - замедления, ускорения, ферматы. Им не безразлично о чем они поют.
Переходные звуки можно начинать с чуть ниже примарной зоны. Распевки должны быть более сложными, больше по объему, и расширены до октавы - обычно развернутые мажорные трезвучия в восходящем движении, в нисходящем движении - заполненные неустойчивыми звуками лада. При пении должно быть стремление к верхнему звуку.
Работа над правильным дыханием и звукообразованием является одной из составных частей развития вокальных навыков, а значит:
1) Рассматривается и решается не отдельно, а в комплексе с работой над дыханием.
2) Правильное звукообразование способствует расширению певческого диапазона, путем преодоления переходных звуков, а также способствует чистому интонированию, подвижности голоса и филированию звука.