- Преподавателю
- Музыка
- УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Квасова И.А. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа №1» г.Тайшет
Принято протоколом
педсовета
№_________________
от ____________2010 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУДОД
ДМШ №1 г.Тайшет
________________Ляшенко Г.А.
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по предмету по выбору
ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ
Для 1-5 классов
по ОП «Инструментальное исполнительство»
Возраст учащихся 9-18 лет
Составитель:
Преподаватель МКОУ ДОД
ДМШ №1 г.Тайшета
Квасова И.А.
г. Тайшет
2010
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для занятий в 1-5 классах ДШИ по ОП «Инструментальное исполнительство» (специализация - фортепиано).
Нами переработаны авторские материалы, а именно программа «Фортепианный ансамбль. Составитель - Л.Н. Андреева», являющаяся основанием данной учебной программы.
Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе специальности.
Настоящая программа разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса в классе фортепианного ансамбля, развития творческой инициативы, способностей, а также формирования художественного вкуса учащихся.
В классе фортепианного ансамбля можно решить задачи технического развития учащихся, приобретения художественно-эмоциональных навыков и расширения музыкального кругозора.
К задачам технического развития следует отнести развитие чувства метроритма, синхронности исполнения, приобретения аппликатурных навыков; развитие чувства партнера, умение слышать фактуру, уравновешенность динамики, соответствие тембров.
Среди задач художественно-эмоционального развития следует отметить необходимость четкой артикуляции, осмысленной фразировки, развитие образного мышления, формирование навыков совместной деятельности.
Следует отметить, что различные виды ансамблей позволяют ознакомиться с отрывками из симфоний, опер, балетов и других музыкальных произведений разных жанров, тем самым, расширяя кругозор учащихся, готовя их к восприятию этих произведений в концертном зале, в театре.
Возраст учащихся, для которых предназначена программа - от 9 до 18 лет.
Условия реализации программы
Данная программа предусматривает индивидуальную форму работы с учеником в пределах времени, отведенного учебным планом на предмет по выбору. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Количество учащихся - 2 человека. Занятия проводятся в классе, оборудованном для занятий. Одно из условий реализации программы - наличие квалифицированных кадров.
Учет и контроль успеваемости
Произведения, изучаемые в классе фортепианного ансамбля, должны быть зафиксированы в индивидуальном плане учащегося.
Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Промежуточный контроль производится в виде зачета, который проводится в конце учебного года. Итоговый контроль производится в виде итогового зачета в 5 (по 5).
Для исполнения на зачете по фортепианному ансамблю педагог должен подготовить с учеником 2 разнохарактерных произведения один раз в учебном году либо по одному произведению 2 раза в учебном году. На итоговый зачет выносится одно произведение. Исполнение произведений возможно по нотам.
Оценка успеваемости складывается из выступлений на зачете и концертах.
Участие в городских и областных отборочных прослушиваниях и конкурсах приравнивается к выступлению на зачете.
Содержание программы
В течение года ученик проходит 4-6 произведений различных стилей и жанров.
При выборе репертуара следует помнить, что степень сложности произведений не должна превышать технического уровня пьес, исполняемых в классе по специальности, т.к. у ученика появляется много новых задач, связанных с совместным исполнением. В работе над репертуаром педагог может добиться различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного исполнения на зачетах, концертах для родителей и учащихся, другие - для показа в классе, третьи - в порядке ознакомления.
Примерные репертуарные списки
Предлагаемый репертуар представлен в порядке возрастания сложности с 1 по 8 классы и может служить ориентиром для преподавателей.
I-II классы
-
Пойду ль я, выйду ль я (р. н. п.).
-
Ах, Самара-городок (р. н. п.).
-
Вдоль по речке (р. н. п.).
-
Бах. Песня.
-
Брамс. Колыбельная.
-
Шуберт. Вальс.
-
Шуберт. Экосез.
-
Шостакович. Колыбельная.
-
Роджерс. Голубая луна.
-
Шмитц. Много пятерок в портфеле.
III-IV классы
(для одного фортепиано в четыре руки)
-
Чайковский. Пять русских народных песен.
-
Варламов. Красный сарафан.
-
Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка».
-
Денбский. Лирический вальс.
-
Штраус. Анна-полька.
-
Шуберт. Серенада.
-
Моцарт. Марш из оперы «Свадьба Фигаро».
-
Григ. Танец Анитры.
-
Джоплин. Артист эстрады
-
Крамер. Песенка ковбоя.
(для двух фортепиано в четыре руки)
-
Аренский. Соч. 65. Гавот.
-
Назарова-Метнер. Звездная ночь. Марш.
V-VI классы
(для одного фортепиано в четыре руки)
-
Глинка. Марш Черномора.
-
Чайковский. Соч. II Аданте из первого струнного квартета.
-
Рахманинов. Сирень.
-
Гаврилин. Марш «Веселая прогулка».
-
Брамс. Венгерский танец № 5.
-
Гершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс».
-
Шмитц. Сборник ансамблей (на выбор).
(для двух фортепиано в четыре руки)
-
Чайковский. «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик».
-
Свиридов. «Вальс».
-
Щедрин. «Кадриль» из оперы «Не только любовь».
-
Бах. Рондо из сюиты № 2.
-
Бизе. Антракт к IV действию «Кармен».
(для двух фортепиано в восемь рук)
-
Чайковский. «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик».
-
Свиридов. Военный марш.
Список литературы
-
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. 3-е .-зд. М., 1978.
-
Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М., 1935.
-
Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. -Л., 1974.
-
Баренбойм Л. Путь к музицированию. - М., 1973.
-
Бирман Л. О художественной технике пианиста.-М., 1973.
-
Вопросы фортепианной педагогики: Сб. статей/ Под общ. ред. В. Натансона. Вып. I-IV.- М., 1963, 1967, 1971, 1976.
-
Коган Г. Вопросы пианизма. Избр. статьи. М., 1968.
-
Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано. М., 1965.
-
Кременштейн Б. Педагогика Г.Г. Нейгауза. М., 1984.
-
Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1982.
-
Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника.- М., 1966.
-
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. -М., 1961.
-
О работе над музыкальным произведением: Из беседы проф. Гутмана Т.Д. с педагогами ДМШ. Центральный Метод. кабинет по детскому и художественному образованию.- М., 1970.
-
Светозарова Н., Кременштейн Б. педализация в процессе обучения игре на фортепиано.- М., 1963.
-
Тургенева Э. Ш. О некоторых вопросах развития творческих способностей учащихся в классе фортепиано. Центр. Метод. кабинет по детскому музыкальному и художественному образованию. -М., 1970.
-
Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога.- М., 1975.
-
Фейнберг С. Пианизм как искусство. М., 1965.
-
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М., 1984.
-
Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М., 1959.
-
Щапов Л. Некоторые вопросы фортепианной техники. М., 1968.
-
Щапов А. Фортепианная педагогика. М., 1960.