• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья на тему Музыка, как средство здоровьесбережения в образовательном процессе

Статья на тему Музыка, как средство здоровьесбережения в образовательном процессе

   Ежегодное ухудшение здоровья учеников подтолкнула автора заняться экспериментальной работой в области здоровьесбережения. Проанализировав достаточное количество источников, был сделан вывод: решить задачу  оздоровления подрастающего поколения можно с помощью музыки. Музыка – эффективное средство восстановления здоровья и оптимизации поведения и её потенциал очень велик: с помощью музыкальных средств: v   слушание комплексной специализированной музыки,  v   использование классической музыки р...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Журавская Елена Петровна, учитель музыки МБОУ«Нахабинская гимназия №4» Красногорского муниципального района Московской области.

Ежегодное ухудшение здоровья учеников подтолкнула автора заняться экспериментальной работой в области здоровьесбережения. Проанализировав достаточное количество источников, был сделан вывод: решить задачу оздоровления подрастающего поколения можно с помощью музыки. Музыка - эффективное средство восстановления здоровья и оптимизации поведения и её потенциал очень велик: с помощью музыкальных средств:

  • слушание комплексной специализированной музыки,

  • использование классической музыки разной направленности,

  • вокальные тренинги и звуковые упражнения,

  • звуковая и дыхательная гимнастика,

  • музыкально-ритмические игры,

  • музыкально-двигательные игры, инсценировки;

  • игра на шумовых музыкальных инструментах,

мы можем добиться позитивных результатов. Применение различных музыкальных средств позитивно и эффективно влияет на поведение и здоровье обучающихся, улучшает настроение, развивает музыкально-творческие способности, формирует положительную самооценку.

Эффективность применения музыки подтверждается результатами диагностики: 1) психологической атмосферы в группе;

2) уровня самооценки; 3) исследования психоэмоционального состояния;

1). Диагностика психологической атмосферы в группе

Методика (по А. Ф. Фидлеру) используется для оценки психологической атмосферы в коллективе.

Результаты ДИАГНОСТИКИ психологической атмосферы

5-7 классов за 3 года


Данные диаграммы свидетельствуют о ежегодном стабильном улучшении психологической атмосферы в классах с 44 до 72 баллов.

Вывод: данные свидетельствуют об улучшении психологической атмосферы в 5-7 классах в целом и у каждого обучающегося в частности. Если в начале 2009 учебного года атмосферу можно было охарактеризовать как не очень дружелюбную, а некоторые дети, особенно девочки, характеризуют настроение, как враждебное, то в конце 1 полугодия 2012 года ситуация значительно улучшилась. Атмосфера стала более дружелюбной, что явственно отражено в индивидуальных опросах.

2). Уровень самооценки

(Анастази А., Урбина С. «Психологическое тестирование», изд. «Питер»,2006г.)

Обучающиеся отвечают на 32 вопроса, им предложены 5 вариантов ответа на каждый из них, чем меньше число, тем выше самооценка, чем больше число, тем ниже уровень самооценки.

Уровень САМООЦЕНКИ обучающихся 5-7 классов за 3 года

Вывод: данные свидетельствуют о повышении уровня самооценки у каждого обучающегося и 5-7 классах в целом.

В начале 2009 года уровень самооценки был средним - 51 балл, в 2011 - уменьшился до 40 баллов, в конце 1 полугодия 2012 года уровень самооценки стал ВЫСОКИМ- 29 баллов.

3). Исследование психоэмоционального состояния

Исследование психоэмоционального состояния осуществляется на основе анализа психологического рисуночного теста «Страна Музыкалия», проводимого в начале и в конце учебного года.

Результаты исследования

психоэмоционального состояния обучающихся 5-7 классов за 3 года

В начале 2009 года:

у 48% - обучающихся доминировали настроения грусти, злости, обиды;

у 53% - прослеживались проблемы в общении;

у 47% - проблемы в самореализации,

у 29% - отсутствовали позитивные мысли.

В конце 2011 года:

у 45% - исчезли злость и обида,

у 51% - приумножились радостные мысли и настроения,

у 38% - большинство негативных эмоций ушли, или деформировались в более лояльные,

у 74% - исчезли проблемы в общении,

ВЫВОД: Исследования и разнообразная диагностика, проведённая по истечении трёх лет занятий, подтверждает эффективность и продуктивность ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ, основанной на методах музыкальной терапии.

Улучшилась психологическая атмосфера в классах, вокально-хоровых группах, повысился уровень самооценки, улучшилось психоэмоциональное состояние.

ЛИТЕРАТУРА:


  1. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика. Ростов-на-Дону «Феникс», 2007 . Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

  2. Петрушин В.И. «Психология и педагогика художественного творчества», М., Академический проект. Гаудеамус., 2008.

  3. Петрушин В.И. «Психология и педагогика художественного творчества», М., Академический проект. Гаудеамус., 2008.

  4. Шушарджан С.В. «Руководство по музыкотерапии». М.,Медицина, 2005.


© 2010-2022