Методическое сообщение Певческая культура

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическое сообщение

«Певческая культура».

Развитие вокальных знаний и умений учащихся. Голос каждого человека неповторим и обладает только ему одному присущими особенностями. Прежде всего, это касается тембра, как одной из основных отличительных характеристик голоса. В процессе обучения голос учащихся развивается, то есть происходит качественное и количественное изменение состояния голосового аппарата и основных характеристик его звучания. Этот процесс включает: анатомо-морфологическое развитие голосообразующей системы вместе с ростом организма ребенка; совершенствование функций центральной нервной системы, управляющих процессом пения; улучшение качественных характеристик голоса (выявляется тембр, увеличиваются звуковысотный и динамический диапазоны голоса, приобретается чистота интонирования, подвижность голоса, четкость дикции); развивается вокальный слух как четкое проявление музыкального слуха; устанавливается устойчивая связь между слуховым восприятием звукового образа, вокально-слуховым представлением и голосовым воспроизведением.

Условием естественного развития голоса учащегося является методически грамотная организация учебной певческой деятельности: мягкое, свободное пение в соответствующих данному возрасту и типу голоса диапазоне и тесситуре, без форсирования, с использованием ограниченной динамики. Учебный репертуар по эмоционально-образному содержанию должен соответствовать возрасту и индивидуально-психологическим особенностям учащегося, по вокально-технической сложности - уровню вокальной обученности. Очень важно, чтобы занятия носили систематический характер и не были слишком продолжительными. Правильно сформированные вокальные умения и навыки обеспечивают звуковое воспроизведение вокального произведения, являются фундаментом для развития певческого голоса. Вокальные навыки являются, с одной стороны, навыками двигательными, с другой - слуховыми, ибо регулятором движений голосового аппарата и побудительным фактором пения выступает слух. Поэтому вокальный навык трактуется как сенсомоторный и формируется в неразрывном единстве голоса и вокального слуха. Вокальные умения наиболее ярко проявляются в успешном использовании навыков. Вокально-исполнительский уровень учащихся повышается благодаря совершенствованию вокальных умений и навыков в процессе обучения.

Автоматизация певческих навыков дает возможность сосредоточиться на главном, проявить творчество в своей певческой деятельности, выполнить художественные и исполнительские задачи с хорошими качественными показателями. Приобретение вокальных знаний имеет большое значение, поскольку на их основе в процессе обучения учащиеся познают новое в своей певческой деятельности и в вокальном искусстве. Современный подход к формированию певческой культуры учащихся, как части их музыкальной и общей культуры, предполагает интеграцию всех имеющихся у учащихся знаний и применение их в вокальном исполнительстве. Учащемуся необходимо знать, как технологически правильно выполнять вокальные приемы, понимать целесообразность их применения в работе над упражнениями, вокализами, произведениями. Учащийся должен иметь представление о своих голосовых возможностях, знать основные правила, которые надо соблюдать в пении (положение головы и корпуса, взятие дыхания и распределение его по фразам, правила орфоэпии и т. д.). В работе над вокальными произведениями надо использовать знания учащихся, полученные ими на уроках сольфеджио, музыкальной литературы, инструментального и хорового классов. В процессе обучения пению учащиеся разучивают различные вокальные произведения, знакомятся с вокальной музыкой как исполнители и как слушатели. Совокупность этих знаний формирует у учащихся представление о жанрово-стилевом многообразии вокальной музыки.

«Здоровьесберегающий метод постановки голоса Шаповаловой Н. Н.». Очень часто, педагоги работающие с хоровыми коллективами, страдают хроническими заболеваниями голосовых связок из-за больших речевых нагрузок. Как правило, многие педагоги разговаривают в грудном и фальцетном режиме, что приводит к усталости голосового аппарата и развитию различных заболеваний связок - ларингитам, фарингитам, ангинам, парезам, а иногда и более сложным заболеваниям - дисфонии, афонии, узлам.

Восстановить голос в таких случаях помогает авторская методика Шаповаловой Н. Н. При помощи этой методики можно ставить голос, лечить хронические заболевания связок и верхних дыхательных путей, исправлять нарушения работы голосового аппарата. Основной принцип методики - пение в речевой позиции.

А теперь поговорим о голосовых режимах. Всего их три: фальцетный, грудной и головной. Для того чтобы понять принцип работы каждого голосового режима, необходимо иметь элементарные знания о строении голосового аппарата.

Строение голосового аппарата достаточно сложное, но самым важным структурным звеном являются связки, более точное их название - складки. И правильная их работа зависит от дыхания. Голосовая складка состоит из соединительной и мышечной ткани, это одна из мышц нашего организма. В правильном речевом режиме связка смыкается по всей длине. Чтобы связка смыкалась, нужен поток воздуха, который образует подсвязочное давление. Это давление появляется благодаря четкой дикции. Чем четче дикция, тем плотнее смыкание связок. Бывает такое, что связки смыкаются не до конца, это происходит в фальцетном режиме. К сожалению, многие педагоги пользуются фальцетным режимом, и когда он входит в привычку, это становится опасно. Накапливается голосовая усталость, голос становится хриплым, часто пропадает.

Грудной режим. В этом режиме смыкается только нижняя часть связок. Представьте, что вы тренируете мышцы руки, но постоянно даете нагрузку только на одну ее часть. В результате, рука начнет болеть. То же самое происходит со связками.

И третий режим - головной. Он является самым безопасным для здоровья связок. В этом режиме голос звучит высоко, что естественно для женского голосового аппарата.

По предлагаемой методике для сохранения здоровья голосового аппарата необходимо научиться работать в двух речевых режимах: головном и грудном. Чтобы сохранить свой голос, необходимо соблюдать следующие рекомендации:

- не злоупотребляйте криком;

- не говорите шепотом или очень тихо;

- говорите четко, на выдохе;

- используйте головной и грудной режимы.

При больших речевых нагрузках и появившемся дискомфорте в голосовом аппарате, вам помогут ингаляции с валидолом и йодные сетки. И помните! Голос - это главный инструмент учителя, который нужно беречь.



Литература:

  1. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной терапии и техники / В. П. Морозов. - М.: Искусство и наука, 2002.

  2. Менабени А. Г. Вокально-педагогические знания и умения / А. Г. Менабени. - М.: Прометей, 1995.

  3. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 2007.

© 2010-2022