• Преподавателю
  • Музыка
  • Создание условий для формирования здоровьесберегающего пространства для детей с ОВЗ на уроках музыки

Создание условий для формирования здоровьесберегающего пространства для детей с ОВЗ на уроках музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Создание условий для формирования здоровьесберегающего пространства для детей с ОВЗ на уроках музыки.

МБОУ «СОШ им.М.М. Рудченко с. Перелюб»

В данной работе мы рассмотрим некоторые практические приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках музыки. Известно, что современное образование с каждым годом становится все доступнее и совершеннее. Не остаются без внимания дети с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети являются необычными, они зачастую открыты миру, готовы принимать и верить каждому. Конечно, задача современной школы и в первую очередь педагога состоит именно в том, чтобы создать для детей с ОВЗ полноценные условия обучения.

Выделяют несколько групп детей с ОВЗ, это: слабовидящие, слепые, слабослышащие и глухие, а так же дети с нарушением опорно-двигательной системы, расстройством эмоционально- волевой сферы, дети с нарушением интеллекта, с задержкой и комплексным нарушением развития. Каждый ребенок, относящийся к той или иной группе, имеет свои образовательные потребности и специфика образования для каждой категории различна. [2: с.34]

«Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая людей с ограниченным здоровьем) в полном объеме участвовать в жизни коллектива в детском саду, в школе, в учреждении дополнительного образования детей, в институте». [1: с. 130]

Рассмотрим практические приемы обучения и создания условий для реализации образовательного процесса для таких детей на уроках музыки. Почему именно «Музыка»? Данный предмет - комплексный и соединяет в себе начала всех наук, учит понимать свои чувства и эмоции, эмоции других людей, раскрывает внутренний потенциал каждого ребенка и именно поэтому для детей с ОВЗ так важно слышать музыку, слушать и понимать её. Музыка учит коммуникабельности, ведь за годы обучения ребенок знакомится с удивительным миром и необычными людьми музыки.

На уроках многие слабовидящие и слепые дети не имеют возможности увидеть музыку, описать её через цвета с помощью красок или нарисовать то, что представили. Для таких детей необходимы иные, новые приемы работы и один из таких практических примеров - это тактильные доски с тканью или иными материалами различной текстуры. Ребенку предлагается прослушать музыкальное произведение и описать его, используя наиболее подходящую на ощупь ткань. Например, на одном из уроков музыки мы прослушиваем пьесу «Утро» Э.Грига и предлагаем ребенку подобрать из предложенных тканей ту, которая больше передает музыку. Проведя исследования тканей руками, ребенок выбирает атлас среди ситца, льна, атласа и шерсти. Теперь нужно рассказать об этой ткани, описать её. Атлас достаточной мягкий, приятный и нежный, прохладный, и именно поэтому так легко представить музыку Э.Грига с той свежестью, которую композитор описал музыкой.

Музыка представляется для таких детей при помощи вкуса и запаха. Например, песню «Оранжевая песенка» ребенок сможет прочувствовать, если вдохнет запах апельсина и получит от учителя информацию, что солнце похоже на апельсин, потому что имеет аналогичный цвет и форму. Ребенок подробно изучает форму апельсина, его запах и цвет и тогда какой живой становится музыка, каким естественным, позитивным станет оранжевое солнце. Если данные приемы воссоединять и использовать постоянно в своей работе, то не будет сложности в выражении эмоций, чувств и состояний, а границы общения будут как никогда широкими.

Есть и другие дети, возможности которых в сравнении со слабовидящими и слепыми гораздо шире, это дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Не имея возможности познавать мир через движения, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата могут создавать материальный мир своими руками. Эффективной является лепка из пластилина или глины с последующим декорированием созданного предмета. Для более младших групп используется пальчиковое рисование, как при помощи красок, так и с использованием других не опасных, естественных материалов.

При изучении тем, которые напрямую или косвенно связаны с познанием музыки через музыкально -ритмические движения, предлагается воссоздавать танцевальные движения с помощью рук, если это возможно. Например, можно показать характер звучащего произведения - от вальса до марша при помощи взмахов кисти, а так же устроить театрализацию с помощью пальчиковых кукол. Очень интересны и полезны будут танцы с помощью пальчиковых кукол, где в роли ног будут выступать пальцы детей. Можно разучить польку или яблочко, устроить настоящий бал и станцевать парные танцы.

Особенным комплексом приемов для создания здоровьесберегающих условий обучения необходимо пользоваться, если нужно работать с детьми, у которых наблюдаются расстройства эмоционально-волевой сферы. Например, во время прослушивания музыки П.И. Чайковского из цикла «Времена года» - «Май» учитель использует особый спектр приемов в своей работе. Для того, чтобы довести материал до детей наиболее точно можно использовать визуальные и ароматические образы сирени, яблони или иных образов. Данные приемы позволяют раскрыть все внутренние резервы такого ребенка, освободить от зажатости или возбудимости и тогда не будет проблем с усвоением материала, с выражением своего истинного творческого «Я». [3]

Обобщая все вышесказанное, не могу не заметить, что для проведения занятий с детьми с ОВЗ необходимо особенное оборудование, подходящее именно определенной группе детей, но творческий подход к решению образовательных задач и желание сделать ребенка счастливым - самые главные слагаемые образования, создающие условия для обучения всех детей.

Список использованной литературы:

  1. С. Керне «Интеграция в общество людей с особыми потребностями» Доклад, представленный на Первой московской международной конференции по проблемам синдрома Дауна и помощи людям с умственными и нарушениями.- М., 2013

  2. beregitedetei.ru/new_project/inkluz_planir

  3. Ш. Рамон «Социальная эксклюзия и социальная инклюзия», Сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. - М., 2003

© 2010-2022