Перспективный план вокального кружка

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Программа вокального кружка «Музыкальная капель» направлена на развитие у подростков вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива. При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку. Цель:  формирование эстетической культуры обучающихся;  развитие эмоционально-выразительного исполнения песен;  становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.  создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления обучающихся посредством вовлечения их в певческую деятельность Задачи: Образовательные: постановка голоса, формирование вокально- хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром. Воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения. Развивающие: развитие музыкальных способностей обучающихся в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительно пения. Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:  сольной и ансамблевое пение,  слушание различных интерпретаций исполнения,  пластическое интонирование,  добавление элементов импровизации,  движения под музыку,  элементы театрализации. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, литературой, сценическим искусством, ритмикой. Актуальность программы Пение - наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе. Пение - один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребят развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, обучающиеся учатся взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение - психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно организовано, ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющиеглавную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов. В формировании вокальной культуры обучающихся особую роль играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы - эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю. Воспитание эстетического вкуса, музыкально-художественной культуры учащихся - важнейшая задача системы дополнительного образования детей. Хоровое пение, как форма приобщения подростков к музыке, играет большую роль в воспитании музыкального вкуса, исполнительской и слушательской культуры учащихся. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа с учащимися среднего звена. Всего в году 34 занятия, 68 часов. Состав участников в кружке - 15 человек. Основное содержание программы Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков: Работа над певческой установкой и дыханием. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный, свободный звук без крика и напряжения. Преимущественно мягкая атака звука. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса. Работа над дикцией и артикуляцией. Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Репертуар для детей подбирается согласно их певческим и возрастным возможностям. На занятиях учимся работать с микрофоном, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа. Методы и формы реализации программы В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности.ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом. Учебно-воспитательная работа (концертно-исполнительская деятельность) Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школы, города. Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса. Критерием оценки - качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки. Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:  создание дружного коллектива;  взаимодействие между детьми, педагогом и родителями. Формы организации вокальной деятельности:  музыкальные занятия;  репетиции;  концерты. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:  подготовку голосового аппарата;  развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости. Используемые методы и приемы обучения:  наглядно - слуховой (аудиозаписи)  словесный (рассказ, беседа, художественное слово)  практический (показ приемов исполнения, импровизация)  частично - поисковый (проблемная ситуация - рассуждения - верный ответ)  методические ошибки Методы стимулирования познания и деятельности:  Поощрение.  Контроль.  Самоконтроль.  Оценка.  Самооценка.  Одобрение словомМетоды поощрения:  Благодарность.  Благодарственное письмо родителям.  Устное одобрение. Коррекционные методы:  Проговаривание отдельных музыкальных фраз, напевов.  Работа над дикцией, ударением. Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты  формирование эстетических потребностей, ценностей;  развитие эстетических чувств и художественного вкуса;  развитие потребностей опыта творческой деятельности;  бережное заинтересованное отношение к культурным традициям своей школы, города, страны. Предметные результаты Обучающийся должен знать:  средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;  знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;  знать и применять правила сценической культуры. уметь:  чисто петь выученные песни, знать их названия и авторов;  понимать дирижерские жесты;  петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;  соблюдать при пении певческую установку;  использовать в пении приобретенные певческие навыки;  слитно произносить песенный текст. Метапредметные результаты  овладение способами решения поискового и творческого характера;  культурно - познавательная и социально - эстетическая компетентности;  приобретение опыта в вокально-творческой деятельности. Способы отслеживания результатов освоения образовательной программы.  Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия - концерты).  Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.  Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления. Календарно-тематическое планирование № п/п Тема Кол-во занятий Кол-во часов Дата I - полугодие 1. Как влияет музыка на жизнь человека. Проверка слуха. Диапазон. 1 2 01.09 2. Беседа о правильной постановке голоса 1 2 08.09 3. Подбор репертуара. 1 2 15.09 4. Звукообразование 1 2 22.09 5. Репетиция ко Дню Учителя. Работа с фонограммой 1 2 29.09 6. Концерт на День Учителя 1 2 05.10 7. Подготовка к районному конкурсу "Красная гвоздика" 1 2 13.10 8. Репетиция к конкурсу 1 2 20.109. Формирование сценической культуры. 1 2 27.10 10. Разучивание песен ко Дню Матери 1 2 10.11 11. Вокально-хоровая работа. 1 2 17.11 12. Музыкально - исполнительская работа. Работа над мимикой и жестами. 1 2 24.11 13. Жизнь и творчество Г.Свиридова. К 100-летию со дня рождения 1 2 01.12 14. Комплексное занятие "Музыкальный портрет России" 1 2 08.12 15. Звучат наши любимые произведения. 1 2 15.12 16. Унисон. Работа над точным звучанием. 1 2 22.12 17. Беседа-концерт "О традиции празднования Нового года в разных странах" 1 2 29.12 II- полугодие 18. Современная эстрадная музыка . Прослушивание детских эстрадных коллективов 1 2 12.01 19. Звучит нестареющий Моцарт. К 260-летию композитора 1 2 19.01 20. Дирижерские жесты. 1 2 26.01 21. Разучивание песен ко Дню защитника отечества. 1 2 02.02 22. Беседа о праздновании Масленицы на Руси. 1 2 09.02 23. Творческое занятие «Сочини песню» 1 2 16.02 24. Краски весны в музыке, живописи, поэзии 1 2 01.03 25. Основы музыкальной грамоты 1 2 16.03 26. Музыкальная игра"Угадай мелодию" 1 2 05.04 27. Беседа о творчестве современных композиторов. 1 2 12.04 28. Тематический вечер "Мир Прокофьева". К125-летию композитора 1 2 19.04 29. Проектная деятельность "Любимые песни моей семьи" 2 26.04 30. Музыкальная викторина "Музыка моей Родины" 1 2 03.05 31. Вокально-хоровая работа. Работа над дикцией 1 2 10.04 32. Подготовка к Последнему звонку. Репетиция 1 2 16.05 33. Выступление на Последнем звонке 1 2 25.05 34. Концертное выступление на торжественном чествовании "Лучший ученик года" 1 2 31.05 Итого: 34 68 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Литература. 1. Курушина Т.А. Творческое развитие учащихся. Волгоград: Учитель, 2009. 2. Кудряшов А.В. Песни для детей: Настольная книга музыкального руководителя.- Ростов н/Д: Феникс, 2011. 3. Орлова Т.А., Бекина С.Е. Учите детей петь. М.: Просвещение, 1994. 4. Чустова Л.И. Гимнастика музыкального слуха: Учеб.пособие по сольфеджио для детских муз. школ и детских школ искусств. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 5. Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения. 6. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей» Методическое обеспечение Компьютер; музыкальные инструменты: фортепиано, баян; магнитофон; фонограммы песен; нотный материал; микрофон. ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол №1 от 2__.08.2015г. «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по ВР ЛАВРЕНТЬЕВА.Л.г../ «__»_________2015г «УТВЕРЖДАЮ»И.О. Директор МОУ «НОШ238» ./РЕЗНИКОВА.О.В. Приказ №__ от «__»_________2015г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОКАЛЬНОГО КРУЖКА «МУЗЫКАЛЬНАЯ КАПЕЛЬ» Составитель: учитель музыки ВОЛКОВА.Н.А.

© 2010-2022