• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическая разработка Виды планирования музыкального руководителя в соответствии с ФГОС

Методическая разработка Виды планирования музыкального руководителя в соответствии с ФГОС

  Планирование – необходимый элемент системы педагогической работы, способствующий её целенаправленности и эффективности. Система планирования по музыкальному воспитанию в соответствии с ФГОС  предусматривает: 1.     реализацию программных целей и задач; 2.     реализацию содержания образовательной деятельности в          адекватных                        возрасту формах взаимодействия с детьми; 3.     планирование различных образовательных ситуаций в соответствии с годовым              планом о...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Виды планирования музыкального руководителя в соответствии с ФГОС.

МАДОУ «Детский сад «Сказка»

Бодунова С.И.

Планирование - необходимый элемент системы педагогической работы, способствующий её целенаправленности и эффективности. Система планирования по музыкальному воспитанию в соответствии с ФГОС предусматривает:

  1. реализацию программных целей и задач;

  2. реализацию содержания образовательной деятельности в адекватных

возрасту формах взаимодействия с детьми;

  1. планирование различных образовательных ситуаций в соответствии с годовым планом образовательного учреждения на основе интеграции;

  2. наличие картотеки музыкального репертуара по всем видам деятельности.

Закон об образовании Российской Федерации и Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляют к планированию учебно-воспитательного процесса новые требования. Передо мной стояли задачи - качественного преобразования планирования и выработки новых подходов к его осуществлению, а именно

  • изучение нормативно-правовых документов;

  • создания четкой, целостной системы, учитывающей федеральный компонент, компонент ДОУ.

Задачи методики музыкального воспитания не могут быть решены без тщательного планирования и учёта всей работы. Планирование позволяет установить связи между всеми видами музыкальной деятельности детей и всеми формами её организации. Планирование отражает темпы музыкального развития каждого ребёнка и продвижение всего коллектива детей в каждой возрастной группе. В планировании намечается что, когда и как целесообразно применить в воспитании и обучении детей.

Планирование преследует цель распределения всего материала программы по времени. Это касается музыкального воспитания на занятиях, в самостоятельной и повседневной жизни детей, быту.

Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю. Поэтому при планировании можно наметить систему музыкального развития детей. Развлечения, праздники, использование музыки в быту проводятся эпизодически, но и это находит отражение в плане.

В плане можно наметить и далёкую перспективу, и конкретные задачи ближайших дней. У некоторых педагогов возникают сомнения - нужен ли перспективный план на длительный период, например на 2-3 месяца или полгода. Но имеется много доводов в пользу необходимости перспективного планирования в области музыкального воспитания. Ведь программа является лишь ориентиром, хотя и определяющим весь ход работы. Конкретные условия каждого детского сада - природное окружение, состав детей, помещение, в котором планируется занятие, - всё это и многое другое необходимо учитывать.

Планирование должно ясно представлять себе последовательность разучивания каждой песни, танца, хоровода, т.е. наметить задачи работы над ними в течение нескольких занятий и сроки их повторного использования. Музыкальное воспитание осуществляется главным образом музыкальным руководителем, но воспитатель принимает участие во всех музыкальных, воспитательно-образовательных мероприятиях, а в руководстве самостоятельной музыкальной деятельности детей является главным. Вот почему перспективный план должен составляться ими совместно, а календарный - преимущественно музыкальным руководителем.

Итак, целесообразно составление двух видов плана:

1. Перспективный, рассчитанный на 2-3 месяца.

2. Календарный (ежедневный), рассчитанный на 1-2 недели.

В первом из этих планов планируется далёкая цель, во втором - планируются ближайшие задачи.

Планирование воспитательного процесса требует учёта его результатов. Учёт выполняет не только констатирующую функцию (что сделано, как, сколькими детьми усвоен материал, намеченный в плане). На основе учёта ещё вносятся коррективы в последующее планирование. Ведь если задание выполнено несколькими детьми, то совершенно очевидно, что остальные нуждаются в дополнительных упражнениях. Результаты работы по календарному планированию учитываются каждую неделю, по перспективному планированию - один раз в конце года. Ежедневный календарный учёт подводит итоги отдельных музыкальных занятий.

В перспективный план входит планирование занятий и всех других форм музыкальной деятельности. Рассмотрим, как в этом плане отражается содержание обучения на занятиях.

В перспективном плане планируются:

  • виды музыкальной деятельности;

  • задачи обучения и воспитания (знания, умения и навыки, развитие способностей);

  • репертуар (по всем видам деятельности).

При планировании видов музыкальной деятельности уточняются и их составные части. Например, в подготовительной группе планируется слушание музыки, могут быть отражены:

  • упражнения на развитие способности музыкального восприятия;

  • беседа - первоначальные сведения о музыке.

По пению:

  • упражнения в развитии певческого голоса, слуха;

  • отработка певческих навыков в процессе разучивания песен;

  • подготовка к обучению нотной грамоте;

  • песенное творчество.

По разделу музыкально-ритмические движения планируются:

  • упражнения в элементах танца и выразительного движения;

  • упражнения на формирование музыкально-ритмических навыков в процессе разучивания танцев, хороводов;

  • упражнения по созданию музыкально-игровых образов в процессе разучивания музыкальных игр;

  • музыкально-игровое и танцевальное творчество.

В игре на детских музыкальных инструментах:

  • слушание оркестра в исполнении взрослых;

  • упражнения в технике игры (при ознакомлении с отдельными инструментами) и обработка приёмов коллективной согласованной игры в ходе разучивания песен, пьес.

При заполнении второй графы плана не следует механически переписывать объём знаний и умений, указанный в программе. Многие конкретные упражнения и работа над навыками зависят от разучиваемого репертуара. Усложняются по степени трудности. Поэтому важно указывать только те из них, которые необходимы.

При планировании репертуара указываются сроки, в которые разучивается та или иная песня, игра, упражнение.

Таким образом, намечается общее количество произведений, которые дети должны разучить в указанное время. Целесообразно использовать следующую форму перспективного планирования, где будут отражены все виды музыкальной деятельности на два месяца.

На основе перспективного плана составляется и календарный (повседневный) план работы и учёт. В календарном плане указывается воспитательная работа, проводимая в течение всего дня. В нём предусмотрено конкретное музыкальное занятие и игра в утреннее, дневное, вечернее время. Воспитатель (вместе с музыкальным руководителем) должен продумать и спланировать включение музыки, песни, танца в различные моменты жизни ребёнка. В отдельной графе плана фиксируется выполнение намеченного (учёт).

В календарном плане музыкальных занятий отражены воспитательные задачи, получаемые и формируемые навыки, а также репертуар и некоторые наиболее существенные методические приёмы. Календарный план составляется 1-2 недели, т.е. планируются 2 или 4 занятия. На музыкальных занятиях происходит смена материалов и видов деятельности, поэтому целесообразно отразить в плане ход занятия. Надо стремиться к тому, чтобы занятие было уплотнённым, чётким по своей организации.

В календарном плане отражается:

1. последовательность разучиваемого материала;

2. программные требования, над которыми ведётся работа в связи с намеченным репертуаром;

3. некоторые методические приёмы.

Чтобы оценить планирование музыкальной работы в детском саду необходимо рассмотреть общие тенденции, которые активно разрабатываются и являются основополагающими в современной музыкальной педагогике и должны найти отражение в работе по музыкальному развитию детей.

Первая тенденция - воспитание и обучение ребёнка в детском коллективе и через коллектив. Важно наблюдать и руководить коллективными действиями детей, таящими большие резервы для формирования личности каждого ребёнка, для его музыкального развития.

Вторая тенденция - создание проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной и музыкальной деятельности детей. Для этого необходимо использовать следующие проблемные методы, приёмы, особые задания, которые ставили бы детей в неожиданные ситуации, требующие от них самостоятельных решений и действий.

Проблемный метод, согласно Д.Б. Кабалевскому, предполагает следующий алгоритм действий: чёткая формулировка педагогом задачи, постепенное её решение обоюдными усилиями педагога и ребёнка. формулировка вывода детьми.

Индивидуально дифференцированный подход требует постоянного наблюдения за поведением каждого ребёнка. Для выявления специальных музыкальных интересов, способностей, уровня владения практическими навыками требуется более длительный период. Чтобы ускорить выявление нужных данных можно в занятия включать специальные задания, которые помогут раскрыть индивидуальные особенности детей. Обычно в занятие включается 2-3 задания, в зависимости от резерва времени. К концу сентября педагог уже должен иметь данные о музыкальном развитии ребёнка. Дети же воспринимают такие задания как часть общего занятия, не чувствуя, что их проверяют.

Однако эти проверочные задания не должны быть краткими и чёткими, не требовать много времени для выполнения. Например, выясняются особенности восприятия музыки и навык различения двух произведений. Разных по своему характеру и жанру у детей 4-5 лет. Для этого детям предлагают 2 карточки: на одной - пляшущий, на другой - марширующий ребёнок. Карточки раздаются сразу 7-9 детям. Произведения исполняются одно за другим, и ребёнок. Различая их, должен понять соответствующую карточку. Педагог отмечает, кто ошибся. Другой пример также для средней группы. Педагог проверяет, усвоен ли навык точно начинать пение после музыкального вступления. Опрашиваются сразу 4-5 детей, и дети должны начать петь хорошо знакомую песню точно после вступления. Легко определить, кто из детей справился. Подобные задания подбираются по каждому виду деятельности.

В результате накопленных наблюдений воспитатель или музыкальный руководитель имеет возможность условно отнести ребёнка к той или иной группе детей, отличающихся сходными знаниями и навыками. Дальнейшее руководство музыкальной деятельностью детей строится с учётом их индивидуальных особенностей, а также особенностей каждой группы.

Обычно дети разбиваются на три группы, различающихся по уровню своего музыкального развития: первая из них - слабоподготовленная, вторая - хорошо успевающая, третья - отлично выполняющая задания. Когда планируется календарное занятие, то можно отмечать, какое задание выполняется всеми детьми фронтально, какое - небольшой подгруппой, дифференцированно, какое - индивидуально.


© 2010-2022