Урок Тема Лирические образы в музыке

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Мотивы пути и дороги в русском искусстве»

(По произведениям А.С.Пушкина и Г.Свиридова)

ХОД УРОКА

Сообщение темы и цели урока.

Каждая национальная литература имеет свой привычный круг тем, традиционные образы, устойчивые мотивы. Для русской классики одним из таких устойчивых моментов стал мотив путешествия, странствия, дорожная тема. А.Блок говорил, что первым признаком самобытности русского художника, является чувство пути, дороги.

Дорога - это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов.

Русские дороги. Бесконечные, утомительные, способные успокоить и растревожить. Именно поэтому образ дороги занял особое место в русском фольклоре: он присутствует в песнях, сказках, былинах, пословицах:

Уж по той ли дороженьке по широкой

Еще шли-прошли солдаты новобраны,

Идучи, они солдаты плачут,

Во слезах они дороженьки не видят.

Уж как шло горе по дороженьке,

Оно лыком, горе, связано

И мочалом препоясано…

Дорога в сознании русского народа связывалась с горем и страданиями: по дороге молодых парней угоняли в рекруты; по дороге крестьянин нес на базар свои последние пожитки; по дороге пролегал скорбный путь в ссылку.

Сегодня на уроке мы выясним символический смысл образов метели-вьюги в русском искусстве. Наш урок посвящен маленькому шедевру А.С.Пушкина «Метель» и музыке выдающегося советского, русского композитора Георгия Васильевича Свиридова.

Творчество Пушкина отличает широкий размах тем, но очень четко можно проследить развитие отдельных мотивов, а образ дороги тянется красной ленточкой через все творчество поэта.

Что же объединяет этих двух великих людей? ...Любовь к Родине, русскому народу, его культуре, традициям, простым человеческим чувствам. Всё это выражено глубоко, по-русски задушевно как у великого поэта А.С.Пушкина, так и в музыке Свиридова. Композитора очень привлёк простой, искренний сюжет повести и он написал ряд удивительных музыкальных пьес, объединив их общим замыслом, выстроил сюиту, то есть цикл произведений.

Что же такое сюита? Сюита- это муз. Произведение,состоящее из нескольких частей.(тройка,венчание,весна и осень,пастораль- картины русской природы с её раздольем)

Актуализация опорных знаний. Стихия судьбы настолько сильна, что человеку не удается ее обмануть, даже если он решается на такой шаг: вспомните повесть Пушкина «Метель», в которой стихия, ворвавшаяся в жизнь героев, навсегда разлучает их.

Но эта же стихия в конце концов становится и спасительной: Избавив Машу от наверняка несчастливого брака, она вознаграждает ее счастливой взаимной любовью.

Метель, застигающая героев, путаюшая их планы, уводящая в сторону от первоначальных замыслов, становится метафорой того пути, по которому человек век от века блуждает в неизвестности.

. «Ты стоишь пред метелицей дикой

Роковая, родная страна».

Так писал А.Блок о России уже в 20 веке. И эта «метелица дикая», снежная вьюга кружит и кружит над бесконечными русскими просторами, увлекая за собой в вечное странствие и людские судьбы.

Традиционный для русского искусства образ зимней дороги, овеянный лёгкой дымкой грусти и связанный с поэтическим изображением среднерусской равнины, холодного блеска ночного неба, стремительного и плавного бега саней, разливающихся перезвонов колокольчиков...» становится доминирующим в художественно-музыкальной традиции XIX века

VII. Слово учителя музыки.

Наверное, поэтому непременным спутником образов метели-вьюги является дорога: именно в пургу герои оказываются в чистом поле, посреди бушующей снежной стихии.

Удивительно узнаваем и образ тройки лошадей казалось бы навсегда ушедшей из нашей жизни вместе со всем укладом прошлого.

Однако мотив зимней дороги и бегущей тройки с бубенцами снова и снова возрождается в русском искусстве.

- Послушайте фрагмент из оркестровой сюиты Г.Свиридова «Метель» (по повести Пушкина), первая часть которой - «Тройка», воссоздает именно образ снежной дороги.

Здесь вы услышите перезвон колокольчиков и картины зимней русской природы, а главное: состояние души юной барышни. Сердце её трепетало, и вместе с тем чувство тревоги не покидало Машу. В целом, это произведение носит тревожный характер.

Вопросы:

  • Что слышится вам в музыке сюиты?

  • Какова музыка по своему характеру?

  • Как вы считаете, это зарисовка природы или чувства и мысли человека?

Заключение

Приходят новые времена, принося с собой новые обычаи и новый литературный и музыкальный язык. Современный автор уже не может, подобно Пушкину, напрямую обращаться к силам стихии как к символам человеческой жизни и судьбы. Однако искусство снова возвращается к вечным темам, возвышенным и ясным одновременно. И снова звучат в нем мотивы судьбы и образы метели-вьюги - эти бессмертные знаки непрекращающегося движения.

Итак, послушайте рассказ: (4 мин)

Зима 1812 года. В поместье Ненарадово жил Гаврила Гаврилович - добрый помещик, который славился во всей округе гостеприимством и радушием. Была у него дочь 17-летняя барышня Марья Гавриловна или просто Машенька. Она считалась богатой невестою, была хорошо воспитана, добра и мила. Не избалованная большим обществом, светскими балами, жизнь её текла спокойно, заполненная чтением книг. Чистая душа, доброта и достоинство особенно привлекали в её характере. Машенька тайно была влюблена в юношу, который служил армейским прапорщиком, и в это время находился в отпуске в их деревне. Звали его Владимиром…

Любовь их была взаимна, но родители Маши, заметив симпатии молодых людей, запретили ей встречаться и даже думать о нём, так как считали Владимира недостойной партией для Марьи Гавриловны, потому что он был беден. Но молодые люди продолжали встречаться тайно, и даже переписывались. Переписываясь, они дошли до следующего рассуждения: Владимир предложил Машеньке тайно венчаться, уехать на некоторое время, а затем, вернувшись, броситься к ногам родителей, и таким образом вернуть их милость и прощение. Девушка долго колебалась, и, наконец, согласилась на побег.

В назначенный день, вечером, под предлогом головной боли, Маша ушла в свою комнату и вместе со служанкой стала укладывать свои вещи. Затем написала длинное письмо к родителям, где прощалась с ними в самых трогательных выражениях, объясняла свой проступок тем, что сильно любила Владимира…Всё было готово!

Через несколько минут она должна была оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь. Когда в доме всё утихло и заснуло, Маша, потеплее укутавшись шалью, вместе со служанкой вышли на заднее крыльцо дома. На дворе была метель, ветер дул навстречу, как будто хотел остановить девушку. В конце сада, на дороге их ждала тройка лошадей, их отправил Владимир для невесты. Кучер помог девушкам сесть в сани, уложил вещи, и тройка с бубенцами помчалась по ровному, заснеженному полю к церкви, где должно состояться венчание.

Тема: "Мотивы пути и дороги в русском искусстве"

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи урока: раскрыть философское звучание различных оттенков мотива дороги в литературе, музыке, изобразительном искусстве, проследить эволюцию мотива дороги, начиная от русского фольклора и заканчивая современными произведениями.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

познакомиться с заявленными произведениями;

выявить многообразие значений понятия "дорога" в творчестве авторов;

охарактеризовать роль дороги в раскрытии идей произведений классиков;

представить художественные методы изображения дороги в искусств

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Постановка целей урока.

Изучение нового материала

Учитель:

Любая национальная литература имеет свои привычные темы, традиционные образы, устойчивые мотивы. Для русской классики одним из таких устойчивых моментов стал мотив путешествия, странствия, дорожная тема. Александр Блок говорил, что одним из первых признаков самобытности русского художника, является чувство пути, дороги.

В русском искусстве трактовка темы судьбы восходит к творчеству Пушкина. Не случайно широко известен афоризм: «Пушкин - это наше всё». Для русского человека особое значение имеет образ-символ дороги.

Народные обряды, отмечавшие основные вехи жизни человека - от рождения, крещения, свадьбы, вплоть до смерти, - отражали его представления о ценностях бытия и одновременно воспитывали и обучали, формируя культуру восприятия пространства и времени. Дорога издавна подкупает и привлекает русского человека новыми возможностями, свежими впечатлениями, заманчивыми переменами.

Дорога - это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов. Русские дороги. Бесконечные, утомительные, способные успокоить и растревожить. Именно поэтому образ дороги занял особое место в русском фольклоре: он присутствует в песнях, сказках, былинах, пословицах.

( Ученик рассказывает стихотворение)

Уж по той ли дороженьке по широкой

Еще шли-прошли солдаты новобраны,

Идучи, они солдаты плачут,

Во слезах они дороженьки не видят.

Уж как шло горе по дороженьке,

Оно лыком, горе, связано

И мочалом препоясано

Учитель:

Образ дороги получил широкое распространение в искусстве, и прежде всего в фольклоре. Многие сюжеты народных сказок связаны с прохождением пути-дороги в прямом и переносном смысле. Отечественное искусство знает немало музыкальных, живописных, графических произведений, которые посвящены образу дороги. Достаточно назвать имена композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, Г. Свиридова; художников: И. Билибина, В. Васнецова, И. Левитана, Н. Рериха;

Образ дороги в сказке: (дети называют произведения)

...катится колобок по дорожке, а навстречу...

Если долго, долго, долго, если долго по дорожке...

...романтики с большой дороги...

Слушание: (Муз фрагмент: Бородин "Богатырские ворота", Хачатурян "Полёт шмеля")

Учитель:

Образ Руси, бешено несущейся по неизведанной дороге, не так оптимистично безмятежен, как может показаться с первого взгляда.

Работа по картине И.Левитана "Владимирка"

Учитель: Назовите автора этой картины.(Работа по содержанию картины)

Исконная русская тема бесконечной и безрадостной дороги - не просто разбитой и неустроенной проселочной дороги, а символа страдания и слез - отражена в картине И. Левитана "Владимирка". Это печально известный Владимирский тракт, по которому ссыльных каторжан гнали в Сибирь. Неумолимо тянется за горизонт дорога, свинцовые тучи, повисшие над ней, плотно закрыли солнце: ни просвета, ни лучика, ни надежды. Монотонный, равнинный ландшафт дышит безысходностью и тоской. Чья-то сиротливая могила на перепутье и осеняющий себя крестным знамением одинокий странник.

Учитель:

Дорога в сознании русского народа связывалась с горем и страданиями: по дороге молодых парней угоняли в рекруты; по дороге крестьянин нес на базар свои последние пожитки; по дороге пролегал скорбный путь в ссылку.

В народных песнях, как "Не одна-то ли во поле дороженька", "Ах, ты поле мое" и др., дорога вызывает в душе человека переживания, связанные с чувством любви к природе, родному краю, близкому человеку. Как правило, песни подобного рода отличаются распевностью, широтой дыхания, развитой мелодикой. Интонации этих песен переплетаются с поэзией народной речи. Создается чрезвычайно красочный и выразительный, прямо-таки зримый образ, который захватывает человека целиком.

Просмотр слайдов картины В.Перов «Последний кабак у заставы», А.Саврасов. «Распути

ца» «Зимняя дорога», И.Репин "Бурлаки на Волге"

Учитель: Что общего в содержании этих картин?

Учитель:

Особый пласт народной культуры составляют ямщицкие, бурлацкие песни, песни бунтарской вольницы, каторги и ссылки, в которых образ дороги переплетался с гражданскими, протестными мотивами и ассоциировался со свободой, волей. Примером могут служить песни "Ах ты, степь широкая", "Степь да степь кругом", "Колодники", "Ямщик, не гони лошадей" и др. Здесь нашли преломление творческие устремления различных кругов общества: и городского населения, и интеллигенции, и студенческой молодежи.

Учитель: Назовите известные вам музыкальные произведения, передающие образ пути-дороги. ( дети называют музыкальные сочинения)

Учитель:

Есть музыкальные сочинения, непосредственно передающие переживания от пути, дороги, быстрой езды, например: "Попутная песня" М. Глинки, "На тройке"П.Чайковского (из цикла "Времена года") или "Тройка" и "Зимняя дорога" Г. Свиридова (из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина "Метель").

Есть и такие, в которых образ дороги раскрывается в философском, религиозном ключе, например, у С. Рахманинова (Прелюдия) или в кантате С. Танеева "Иоанн Дамаскин".

Дорожной тематике посвящено немало романсов, песен, многие из которых стали народными, например: "Мой костер", "Что ты жадно глядишь на дорогу", "Выхожу один я

Учитель:

Сегодня на уроке мы выясним символический смысл образов метели-вьюги в русском искусстве. Наш урок посвящен маленькому шедевру А.С.Пушкина «Метель» и музыке выдающегося советского, русского композитора Георгия Васильевича Свиридова. Непременным спутником образов метели, вьюги является дорога: во многих произведениях именно в пургу герои оказываются в чистом поле, посреди бушующей снежной стихии.

Впервые к стихам А. С. Пушкина молодой композитор обратился в 1935 году, создав цикл из шести романсов. Этими произведениями он на многие годы открыл главную тему своего творчества - тему поэта, его высокого предназначения и его судьбы, тесно связанной с судьбой народа.

-Что же объединяет этих двух великих людей? ...Любовь к Родине, русскому народу, его культуре, традициям, простым человеческим чувствам. Всё это выражено глубоко, по-русски задушевно как у великого поэта А.С.Пушкина, так и в музыке Свиридова. Композитора очень привлёк простой, искренний сюжет повести и он написал ряд удивительных музыкальных пьес, объединив их общим замыслом, выстроил сюиту, то есть цикл произведений.

Учитель: Что же такое сюита? Сюита- это музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей.(тройка, венчание, весна и осень, пастораль- картины русской природы с её раздольем.

Актуализация опорных знаний. Стихия судьбы настолько сильна, что человеку не удается ее обмануть, даже если он решается на такой шаг: вспомните повесть Пушкина «Метель», в которой стихия, ворвавшаяся в жизнь героев, навсегда разлучает их.

Но эта же стихия в конце концов становится и спасительной: Избавив Машу от наверняка несчастливого брака, она вознаграждает ее счастливой взаимной любовью.

Учитель:

Метель, застигающая героев, путающая их планы, уводящая в сторону от первоначальных замыслов, становится метафорой того пути, по которому человек век от века блуждает в неизвестности.

Удивительно узнаваем и образ тройки лошадей казалось бы навсегда ушедшей из нашей жизни вместе со всем укладом прошлого. Однако мотив зимней дороги и бегущей тройки с бубенцами снова и снова возрождается в русском искусстве.

Учитель:

Послушайте фрагмент из оркестровой сюиты Г.Свиридова «Метель» (по повести Пушкина), первая часть которой - «Тройка», воссоздает именно образ снежной дороги.

Здесь вы услышите перезвон колокольчиков и картины зимней русской природы, а главное: состояние души юной барышни. Во время прослушивания сочинения обратите внимание на характер звучащей музыки. Каков он? (прослушивание)

Учитель :

Что слышится вам в мелодии сюиты? Какова музыка по своему характеру?

Как вы считаете, это зарисовка природы или чувства и мысли человека?

Приходят новые времена, принося с собой новые обычаи и новый литературный и музыкальный язык. Современный автор уже не может, подобно Пушкину, напрямую обращаться к силам стихии как к символам человеческой жизни и судьбы. Однако искусство снова возвращается к вечным темам, возвышенным и ясным одновременно. И снова звучат в нем мотивы судьбы и образы метели-вьюги - эти бессмертные знаки непрекращающегося движения.

З. Подведение итогов урока.


© 2010-2022