Открытый урок на тему: Работа в классе аккомпанемента

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок на тему:

Работа в классе аккомпанемента

2010 г.

Цель урока: развитие творческих способностей и углубление музыкального опыта обучающихся через освоение аккомпанемента как одного из видов совместного музицирования.

Задачи урока: формировать умения и навыки аккомпанемента, помочь приобрести некоторый опыт вокального и инструментального аккомпанемента.

Тип и форма урока: урок - концерт.

Методы ведения: объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, показ на инструменте).

Содержание урока.

Работа детских музыкальных школ ставит себе целью общее музыкальное и эстетическое развитие учащихся, воспитание любви к музыке, подготовку к активной музыкальной деятельности в самых различных ее формах. Важной составляющей современного музыкального образования является обучение музицированию, таким формам, как ансамбль и аккомпанемент.

Однако в практике ДМШ до недавнего времени все еще преобладал акцент на преимущественное развитие у учеников сольных исполнительских качеств. Возьмем, к примеру, наши школьные открытые уроки или выступления с методическими сообщениями. Как правило, все они касаются работы в классе специального фортепиано (работа с начинающими, работа над полифонией, крупной формой, упражнения и этюды для развития техники, изучение разнохарактерных пьес и т. п.). В результате разные виды совместного исполнительства оказываются как бы на втором плане. Вместе с тем, совместное музицирование представляет собой один из важных моментов в становлении маленьких музыкантов, который нельзя упускать из виду. Кроме новых практических навыков, эти формы приносят большое эмоциональное удовлетворение учащемуся, расширяют рамки концертных выступлений, часто позволяют избавиться от «страха» эстрады. Игра в ансамбле вызывает большой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности.

В последнее время различным формам коллективного музицирования стало уделяться более пристальное внимание. Об этом свидетельствуют конкурсы фортепианных дуэтов, конкурсы и фестивали юных концертмейстеров, которые проводятся не только в нашей области, но и еще в ряде регионов России.

Итак, обратимся непосредственно к работе в классе аккомпанемента с вокальными и инструментальными произведениями.

Занятия в классе аккомпанемента, знакомство с камерно-вокальной лирикой способствуют лучшему осмыслению жанра, более глубокому знанию соответствующей литературы, расширению музыкального кругозора. При изучении вокальных произведений происходит соприкосновение с миром поэзии. Одновременное восприятие музыки и стиха имеет особую силу эмоционального воздействия, обогащает духовный мир формирующейся личности.

Аккомпанемент певцу - это хорошая подготовка к работе над кантиленными пьесами. Обостренное внимание к партии вокалиста, соотношение звучания голоса и фортепиано развивает способность лучше слышать себя, анализировать свое исполнение в сольных пьесах.

Такой вид музицирования, когда одни ученики поют, а другие аккомпанируют, как и любой ансамбль, сплачивает учащихся разных возрастов, разной степени подвинутости, чего иногда не хватает при индивидуальных занятиях. И, наконец, обучение навыкам аккомпанемента вокальным произведениям необходимо как для домашнего музицирования после окончания школы, так и для дальнейшего профессионального обучения.

Игра в дуэте с инструменталистом воспитывает более строгое отношение к ритмической стороне исполнения, пробуждает у юного пианиста чувство ответственности за конечный результат совместной работы. Если ученик - струнник уже с первых шагов обучения общается с партнером, то пианист в силу специфики своего инструмента лишен этой возможности. Игра учащихся - пианистов со струнными смычковыми инструментами способствует развитию у ученика творческой активности, развивают музыкальный вкус.

Занятия в классе аккомпанемента прививают пианисту интерес к коллективному творчеству. Таким образом, аккомпанемент - одна из важнейших составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта.

Урок мы проводим с двумя учащимися 7 класса - Черкашиной Сашей и Евсигнеевым Пашей. Иллюстраторы: Ирина Сергеевна Осадчая (вокал) и Татьяна Евгеньевна Маркова (скрипка).

Сначала поговорим об особенностях аккомпанирования вокальным сочинениям.

Начинать работу над аккомпанементом к вокальным произведениям желательно с романсов русских композиторов. Их художественная ценность проверена временем, вызывает интерес, приобщает учащихся к пониманию возвышенной поэзии 19 века. Как правило, в этих романсах несложные аккомпанементы, что тоже важно и существенно.

Сейчас прозвучит романс А. С. Даргомыжского «Мне грустно» в исполнении Саши Черкашиной. Но, прежде чем вы его услышите, мы вам вместе с Сашей расскажем о подготовительном этапе работы, которую мы проделываем с каждым романсом.

  1. На дом ученице был задан разбор нотного текста. Поскольку фортепианное сопровождение в романсах обычно несложное, то никакой особенной трудности это не представляет.

  2. Учитывая тот факт, что мы работаем с вокальным произведением. Первое, на что обращаем внимание, - поэтический текст и непосредственно вокальная партия.

Рассказывает ученица: «Сначала мы проанализировали текст романса, поняли его смысл. Это лирико-философский романс, которых у Даргомыжского достаточно много. Потом обратили внимание на фразировку и нашли кульминацию, она приходится на конец произведения («Мне грустно, потому что весело тебе!»)».

Для того, чтобы хорошо усвоить партию солиста, необходимо несколько раз сыграть и желательно пропеть ее или, в крайнем случае, проговорить ритмически точно вместе с игрой. Это делать нужно. Так как аккомпанировать хорошо можно лишь тогда, когда живешь одной жизнью с солистом. Поешь и дышишь вместе с ним. Желательно выучить текст на память.

(Ученица играет и поет вокальную партию).

  1. При работе над аккомпанементом перед учащимся встает такая специфическая задача как умение видеть три сторчки нотной записи. Это достаточно сложно. Для отработки этого навыка потребовалось большое внимание и специальная тренировка. Сначала мы играли бас и мелодию, выбрасывая вторую строчку, затем - гармонизованный бас (объединили, насколько это было возможно, басовую линию и партию правой руки) и мелодию и, наконец, попытались сыграть все три строчки вместе, распределив нотный материал следующим образом: бас - в левой руке, мелодия и партия правой руки - в правой. Безусловно, какие-то элементы музыкальной ткани теряются, но в целом происходит охват трех строчек.

(Ученица показывает все три упражнения на инструменте).

Отработкой этого навыка необходимо заниматься постоянно, пока он не будет доведен до автоматизма.

  1. После того, как мы познакомились с вокальной партией, приобрели некоторый навык по охвату трехстрочной партитуры, приступаем к работе непосредственно над фортепианной партией. Хочется отметить, что в классе аккомпанемента я считаю необходимым досконально выучить партию фортепиано, и только потом начинать работу с солистом. В ансамбле же, наоборот, стараюсь всю работу с самого начала строить так, чтобы учащиеся - ансамблисты проходили весь процесс подготовки произведения совместно, начиная от разбора нотного текста.

Самое главное, что должен усвоить ученик, что он и солист - единое целое. Его задача - помогать солисту, а не мешать ему спотыканиями в тексте, своей громкой звучностью, навязыванием своего темпа и т. п.

(Исполняется романс А. С. Даргомыжского «Мне грустно»).

Преподаватель просит исполнить произведение еще раз и по ходу работает над более выпуклой линией баса, агогическими отклонениями в темпе, добиваясь совместного их исполнения с солистом, динамической точности. Уделяется внимание фортепианному заключению романса, где осуществляется работа над «полетностью» последних шестнадцатых нот.

Прослушайте еще один романс А. С. Даргомыжского «Шестнадцать лет» в исполнении Черкашиной Саши. (Исполняется романс).

Обращается внимание на вальсовость аккомпанемента и, в связи с этим, на хороший глубокий бас. Отдельно прорабатываются вступление и проигрыши. Педагог добивается интонационной цельности мелодической линии вступления.

Романс А. С. Даргомыжского «Юноша и дева» прозвучит в исполнении Евсигнеева Паши. (Исполняется романс).

В этом романсе работают над басовой линией в кусочке с ben marcato, стараются добиться ее исполнения как отдельной мелодической линии, а также показывают работу над интонацией правой руки («интонация вздоха»).

Навыки. Приобретаемые в процессе работы с вокалистами, оказывают большое положительное влияние на процесс обучения в классе по специальности. Интонирование становится более гибким, осмысленным, более ясным, логичным становится ощущение мелодической линии. Непосредственная связь вокальной музыки с живым поэтическим словом помогает развитию творческого воображения. Дает возможность ярче ощутить эмоциональный настрой произведения. Вспомним один из советов Р. Шумана молодым музыкантам: «Пользуйся всяким случаем играть что-либо сообща, как то: дуэты, трио и т. д. Это сделает твою игру плавною, полною жизни, осмысленною. Чаще аккомпанируй певцам».

Обратимся теперь к работе с инструменталистами в классе аккомпанемента.

Если ученики - струнники, духовики уже с первых шагов обучения общаются с партнером в виде взрослого концертмейстера и так или иначе играют в ансамбле, то пианист в силу специфики своего инструмента лишен этой возможности.

Знакомство с инструментальным аккомпанементом, звучанием различных инструментов и литературой для них способствует формированию и развитию музыкального интеллекта учащихся, определяет их музыкальную культуру, вкус, кругозор. Игра в дуэте с инструменталистом воспитывает более строгое отношение к ритмической стороне исполнения.

Одна из главнейших задач педагога по специальности - развить в ученике умение слышать свою игру как бы «со стороны». Именно совместное музицирование значительно повышает чувство слухового контроля, развивает ощущение многоплановости звучания, пробуждает потребность в более тонких градациях фортепиано. Например, при игре со скрипкой. Исходя из динамических возможностей этого инструмента, пианист соразмеряет масштабы звучности с forte скрипки. При этом forte пианиста не должно терять своего эмоционального наполнения. Игра со струнными инструментами стимулирует поиски и более тонкого и разнообразного звучания piano.

При работе с инструменталистом также первоочередной задачей является сольная партия. Однако, здесь мы сталкиваемся с определенной проблемой. Партия фортепиано в этих произведениях гораздо сложнее, нежели в романсах. Поэтому всю трехстрочную партитуру невозможно разложить между двумя руками, как бы мы не упрощали ее. В инструментальных произведениях достаточно проучить (насколько это возможно) линию баса с линией мелодии и этим ограничиться. Для того, чтобы партия соло была «на слуху», можно просто поиграть ее отдельно. Еще более удобный вариант - подыгрывать ученику эту партию во время работы над партией фортепиано, не дожидаясь встречи с солистом-инструменталистом.

Работа над аккомпанементом в таких произведениях требует еще большей сосредоточенности, большего количества времени на его изучение. Все, что раньше говорилось в отношении линии баса, вступлений, заключений, проигрышей, относится и к этому виду сопровождения. Говоря о работе с вокалистами, мы подчеркивали необходимость учета специфики певческого голоса. Точно так же мы должны учитывать и специфику того инструмента, которому приходится аккомпанировать.

Обратимся непосредственно к произведению. Сейчас вы услышите «Аллегро» композитора Фиокко в исполнении Черкашиной Саши.

В партии скрипки использован прием деташе. Этот прием близок нашему фортепианному non legato. Однако, мы свое non legato можем взять и плотным звуком, и более легким, но в идеале, в аккомпанементе необходимо приблизить свое звучание к скрипичному, чтобы достичь гармонии. Кроме того, мы обязательно должны учитывать стилистику произведения, время его создания, а также представить, на каком инструменте исполнялся данный аккомпанемент. Без этого невозможно передать художественное своеобразие произведения. Фиокко был известен как хороший клавесинист и, скорее всего, «Аллегро» было написано им для скрипки в сопровождении клавесина. Это подчеркивается и не очень насыщенной фактурой у фортепиано. Исходя из этого (скрипичного штриха и клавесинной партии сопровождения) мы решили исполнять свою партию не глубоким, плотным звуком, а как «привставая», приподнимая локти, оставляя цепкими и активными кончики пальцев.

Средняя часть произведения - более певучая. В фортепианной партии появляются четвертные ноты, объединенные legato.Соответственно звук становится более протяжным и певучим. (Исполняется «Аллегро» Фиокко).

Произведение готовится к фестивалю - конкурсу «Юный концертмейстер», поэтому здесь еще много текстовой, ансамблевой, художественной работы. Произведение представлено как иллюстративный материал.

Вы услышите еще одно инструментальное произведение - «Хоровод» К. Мостраса. Прозвучит оно в исполнении Евсигнеева Паши.

Константин Георгиевич Мострас - российский скрипач, педагог, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории. Соответственно, и произведение, которое вы услышите, имеет ярко выраженный русский характер. Об этом говорит само название.

Партия фортепиано достаточно сложная, многоплановая. В каждом разделе - свой образ, как сменяющие друг друга фигуры танца и, вместе с тем, - своя трудность. В этом произведении мы учили отдельно каждый раздел.

Отдельно нужно сказать о вступлении. Оно достаточно большое (целая страница сольного текста) и учащемуся приходится самому выбирать темп целого произведения, помнить о том, что именно вступление задает тон всему произведению в целом. Самое главное - добиться единого, цельного исполнения. (Ученик исполняет вступление, следуя попутным указаниям педагога).

Есть места чисто технического плана - октавные ходы во вступлении на legato (учим по верхнему голосу, объединив мелодический ход legato) и в заключении на staccato, которые требуют тщательной проработки.

Определенную сложность представляют, например, фразы, в которых у солиста половина фразы идет в одном характере, а половина - в другом (первый раздел), хотя в партии фортепиано сохраняется один аккомпанемент. Ученику приходится находить особые ощущения в пальцах и плечевом поясе, чтобы это показать. (Ученик показывает на инструменте).

Довольно сложным является второй раздел пьесы. Хроматические ходы секстами учим по верхнему голосу, можно то же самое сделать и по нижнему. Вся эта работа над фортепианной партией проводится как в классе по специальному фортепиано. В работе с солистом также работаем по разделам. Отрабатывая синхронность движений и звучания.

(Исполняется «Хоровод» К. Мостраса).

В заключение урока хочется сказать несколько слов.

Совместная игра приносит ученику большую пользу в плане воспитания эстрадного самообладания. Он как бы «заражается» состоянием уверенности и праздника, которое несет иллюстратор. Аккомпанируя, ученику психологически легче создать художественный образ. Исполнение солиста корректирует и уравновешивает его.

Ценным в работе над аккомпанементом является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, чувствуют радость общего порыва, объединенных усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства.

Ансамблевая игра является неотъемлемой частью учебного процесса в детской музыкальной школе, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки.

Кем бы ни стал юный музыкант - профессионалом, педагогом, концертмейстером или просто культурным любителем музыки - он должен уметь музицировать, читать с листа, аккомпанировать.

В подготовке к уроку использована литература:

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. - М.,1978.

  2. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - Л., 1969.

  3. Кубанцева Е. И. Концертмейстерский класс. - М.,2002.

  4. Крючков Н. А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. - Л.,1961.

  5. Ребенок за роялем. Педагоги - пианисты социалистических стран о фортепианной методике. - М., 1981.

  6. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: размышления педагога. - М.: Музыка, 1996.

9


© 2010-2022