Рабочая программа внеурочной деятельности «НОТКА»

Направленность программы музыкального кружка «Весёлые нотки» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой.Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.Занятия в кружке «нотка» ведутся по программе, включающей несколько разделов. На первом вводном занятии руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, противопожарный инструктаж учащихся.Расписание за...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АННИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

с углублённым изучением отдельных предметов

Аннинский муниципальный район

Воронежская область

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных классов

протокол №____

от«____» ________20____г.

Утверждена педагогическим советом

школы

протокол №____

от «___» _______ 20___г.

УТВЕРЖДАЮ_________

Директор школы

Е.В.Азовская

приказ №______

от «__» ______ 20___ г.


Рабочая программа внеурочной деятельности

«НОТКА»

(общекультурное направление)

(для учащихся 1- 4 классов)

на 2014-2015 учебный год








Составитель: учитель музыки

Надежда Валентиновна Татаринцева



п.г.т.Анна

2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Количество недельных часов - 1 (1 класс) Количество часов в год - 33

Количество недельных часов - 1 (2 - 4 класс) Количество часов в год - 34

Уровень рабочей программы - базовый

Классификация рабочей программы - модифицированная


Направленность программы музыкального кружка «Весёлые нотки» по содержанию является художественно - эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой.

В основу проекта музыкальной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности - предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

- принцип дифференциации - предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;

- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

- принцип коллективизма - в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;

принцип междисциплинарной интеграции - применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);

принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.

именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

При планировании работы кружка (в соответствии с ФГОС начального общего образования) учитывается основная цель:

формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.

Задачи кружковой деятельности:


  1. Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.

  2. Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

  3. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

  4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

  5. Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах.

  6. Совершенствование художественного вкуса учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств, научить чувствовать и ценить красоту.

  7. Развивать творческие способности младших школьников.

Возраст ребят, участвующих в реализации программы от 7 до 10 лет.

Формы и методы работы.

Форма занятий - групповая, со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий. Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, беседы.

Постановка музыкальных номеров, инсценировка эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству и мастерству.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в музыкальном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся вокально-хоровой работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Дети учатся выразительному исполнению музыкальных произведений на шумовых инструментах, народных песен и попевок, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают музыкальный образ таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

Режим занятий

Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю. Каждое занятие длится 40 минут. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.




Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-готовность и способность к саморазвитию;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

-эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.


Регулятивные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-вносить необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

- адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности;

- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

Познавательные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

- самостоятельно включаться в творческую деятельность

-осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели.

-осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах


Коммуникативные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

-адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(1 - 2 класс)

Занятия в кружке «нотка» ведутся по программе, включающей несколько разделов. На первом вводном занятии руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, противопожарный инструктаж учащихся.

1. Тема «Шумовые и музыкальные звуки»

Содержание

«Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки.

Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах.

2. Тема «Разбудим голосок»

Содержание

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции.

«Голос - одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные - слабые, высокие - низкие, чистые - нечистые, звонкие - глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.

Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.

Голос - нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.

3. Тема «Развитие голоса»

Содержание

В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.

4. Тема «Фольклор»

Содержание

Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.

Формы - импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.

Методическое обеспечение:

Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки.

5. Тема «Музыка»

Содержание

Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, встречи с музыкантами, экскурсии в театр, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в концертах, представление своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о музыкальном искусстве и его особенностях.

Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Формы - экскурсии, постановка музыкальных сказок, концертов.

6. Тема «Творчество»

Содержание

В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

Формы - творческие игры, конкурсы.

7. Тема «Радуга талантов»

Содержание

«Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками, родителями, населением, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения музыкальных сказок.

По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются главные исполнители музыкальных сказок, сольных партий. Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление. Индивидуальная подготовка главных исполнителей. Прогонные и генеральные репетиции, выступление. Важна и непосредственная организация показа концерта: подготовка афиш, программок, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, костюмы, музыкальное сопровождение.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(3 - 4 класс)




ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Компьютер,

музыкальный центр (караоке),

диски с записью музыкальных сказок,

диски с музыкой (классической и детской),

музыкальные инструменты.


ЛИТЕРАТУРА

1. Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - Москва "Аквариум" - 1999

2. Т.Е.Вендрова «Пусть музыка звучит» - Москва "Просвещение" - 1990

3. Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» - Москва "Просвещение" - 1999

4. В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000

5. М.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" - 2005

6. Т.А.Затямина «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010

7. Л.В.Масленникова-Золина «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград - 2010

8. В.Б.Григорович, З.М.Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990

9. Н.А.Капишников «Музыкальный момент» - М.: Просвещение, 1991



Руководитель _____________ Н.В.Татаринцева

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс


п/п

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

План

.дата

Факт.

дата

всего

теорет.

прак

тич



Тема: «Шумовые и музыкальные звуки» 4 часа

1

Вводное занятие. Музыкальная игра «Угадай мелодию»

Заочная экскурсия по муз. передачам

1

1




2

Разучивание песни «Теперь мы первоклашки». Игра на различение ритма «Кулачки и ладошки» Е.Тиличеева.

индивидуальная игра

1

-

1



3

Пение детских песен караоке. Знакомство с игрой «У медведя во бору».

Репетиция групповая

1

-

1



4

Разучивание игры-хоровода «Гости ходят в огород» Д.Кабалевского.

Репетиция групповая

1

-

1




Тема: «Разбудим голосок». 5 часов

5

Распевание.

Групповая игра (занятие в классе)

1

-

1



6

«Вокальная гимнастика».

Вокально-хоровые и дыхательные упражнения (занятие в классе)

1

-

1



7

Разучивание песни «Наступила осень»

Репетиция групповая

1

-

1



8

Повторение разученных песен.

Работа над танцем «Облачко и солнышко»

Репетиция групповая

1

-

1



9

Знакомство с игрой «Музыкальный платочек». Разучивание

групповая

1

-

1




Тема: Развитие голоса» 8 часов

10

Разучивание песни «Давайте играть»

Сольная и хоровая деятельность

1

-

1



11

Работа над песней «Давайте играть»

групповая

1

-

1



12

Работа над песней «Зимушка». Разучивание танца.

Репетиция групповая

1

-

1



13

Разучивание песни «Первый снег». Знакомство с игрой на различение тембра «Догадайся, кто поёт» Тиличеева.

Репетиция групповая

1

-

1



14

Повторение разученных песен и игр.

групповая

1

-

1



15

Разучивание песни «Ёлочка» А.Кудряшова

Репетиция групповая

1

-

1



16

Работа над песней «Елочка». Повторение разученных танцев.

Репетиция групповая

1

-

1



17

Исполнение новогодних песен.

групповая

1

-

1




Тема: «Музыка»11 часов

18

Музыкальный конкурс «Музыкальные загадки»

Групповая

1

-

1



19

«Музыка-здоровье-жизнь»

групповая

1

0,25

0,75



20

Разучивание игры на различение тембра «На чём играем?» Тиличеева. Повторение песен

Репетиция групповая

1

-

1



21

«Композитор -исполнитель -слушатель»

Музыкальная игра (занятие в классе)

1

0,25

0,75



22

Разучивание песни «У моей России»

групповая

1

-

1



23

Разучивание песни «Наша Армия». Марш под музыку песни.

Репетиция групповая

1

-

1



24

Работа над песней «Наша Армия». Исполнение песни «У моей России»

групповая

1

-

1



25

Разучивание песни «Мой папа». Работа над маршем.

Репетиция групповая

1

-

1



26

Повторение разученных песен и танцев.

групповая

1

-

1



27

Разучивание песни «Мой подарок маме»

групповая

1

-

1



28

Разучивание песни «Весеннее настроение» М.Матвеева. Повторение разученных игр.

Репетиция групповая

1

-

1




Тема: «Фольклор2 часа

29

Р.н.п. "Во поле береза стояла", "В хороводе были мы".

групповая






30

Разучивание школьных частушек. Игра на ложках.

групповая

1

0,25

0,75




Тема: «Творчество»2 часа

31

«Я маленький композитор».

Игра на музыкальных инструментах

Работа в парах (занятие в классе)

1

-

1



32

Разучивание песни «Моя семья». Повторение танца «Губки бантиком»

Групповая игра (на свежем воздухе, в зале)

1

-

1




Тема: «Радуга талантов»1 час

33

Концерт «Радуга талантов»

групповая

1

-

1



© 2010-2022