Программа дополнительного образования

Дополнительная образовательная программа «В мире музыки»Актуальность курса «В мире музыки» заключается в том, что он в большой степени способствует формированию общей культуры детей, их разностороннему развитию, совершенствованию их художественного вкуса, подготавливает учащихся к самостоятельному общению с классикой.Цель курса – формирование слушательской культуры, воспитание эстетического восприятия музыки.Основными задачами являются:1) формирование слушательских навыков;2) воспитание навыков ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТУЛЬСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»



«Утверждаю»

Директор школы-интерната


______________А.И. Душкин









Дополнительная образовательная программа

«В мире музыки»

















Уровень образования: среднее (полное) общее образование

Направленность: художественно-эстетическая

Срок реализации: 3 года

Возраст обучающихся: 7-15 лет










г. Тула 2012-2015 г.

АННОТАЦИЯ

на рабочую программу дополнительного образования по курсу «В мире музыки»

Рабочая программа дополнительного образования по курсу «В мире музыки» составлена на основе Примерной программы по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и детских школ искусств (МК РФ, М., 2004.). Однако в неё внесены следующие изменения:

1) весь изучаемый материал распределён по занятиям;

2) основательно переработаны темы первого года обучения: блок занятий посвящён изучению музыкальных инструментов, видам оркестров, значительно расширена тема «Музыкальные формы»;

4) расширен список учебных пособий используемых на занятиях.

В настоящей программе учебный материал систематизирован по традиционному для подобного рода дисциплин хронологически-тематическому принципу (исключение - первый год обучения). Он кажется целесообразным, поскольку линейное расположение материала, в сочетании с концентрическим методом при освоении понятийных знаний, позволяет знакомиться с биографиями и творческим наследием композиторов и в то же время - осознавать взаимосвязь эпох и стилей, чётко представлять процесс развития музыкального искусства.

Актуальность курса «В мире музыки» заключается в том, что он в большой степени способствует формированию общей культуры детей, их разностороннему развитию, совершенствованию их художественного вкуса, подготавливает учащихся к самостоятельному общению с классикой.

Цель курса - формирование слушательской культуры, воспитание эстетического восприятия музыки.

Основными задачами являются:

1) формирование слушательских навыков;

2) воспитание навыков анализа музыки и рассуждений о музыке;

3) снабжение учащихся знаниями из области теории, истории и музыкальной практики.





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дополнительного образования по курсу «В мире музыки» составлена на основе Примерной программы по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и детских школ искусств (МК РФ, М., 2004.). Однако в неё внесены следующие изменения:

1) весь изучаемый материал распределён по занятиям;

2) основательно переработаны темы первого года обучения: блок занятий посвящён изучению музыкальных инструментов, видам оркестров, значительно расширена тема «Музыкальные формы»;

4) расширен список учебных пособий используемых на занятиях.

Курс «В мире музыки» рассчитан на три года обучения и ориентирован для учащихся 7-15 лет. На занятия отводится 35 часов в год (1 час в неделю).

Актуальность курса «В мире музыки» заключается в том, что он в большой степени способствует формированию общей культуры детей, их разностороннему развитию, совершенствованию их художественного вкуса, подготавливает учащихся к самостоятельному общению с классикой.

На занятиях учащихся получают знания информативного и понятийного порядка. Подход к ним дифференцирован. Информативные знания должны быть верно поняты, но лишь частично сохранены в долговременной памяти учащихся. Понятийные знания (ключевые слова, термины, отражающие существенные признаки явлений художественного творчества) относятся к основополагающим, а потому требуют полного осознания и усвоения.

Понятийные знания вместе со специальными умениями, также приобретаемыми на занятиях курса (к ним относятся слушательские навыки, навыки анализа музыки, навыки рассуждения о музыки), составляет основу содержания курса музыкальной литературы.

Общая характеристика курса

В настоящей программе учебный материал систематизирован по традиционному для подобного рода дисциплин хронологически-тематическому принципу (исключение - первый год обучения). Он кажется целесообразным, поскольку линейное расположение материала, в сочетании с концентрическим методом при освоении понятийных знаний, позволяет знакомиться с биографиями и творческим наследием композиторов и в то же время - осознавать взаимосвязь эпох и стилей, чётко представлять процесс развития музыкального искусства.

Первый год обучения является вводным. Учащиеся знакомятся со средствами музыкальной выразительности, музыкальными инструментами, музыкальными стилями, жанрами и формами.

Второй год обучения предполагает знакомство с зарубежной музыкой. Каждая тема содержит биографию композитора, краткий обзор его творческого наследия, прослушивание, характеристику и разбор отдельных произведений.

Третий и четвёртый годы обучение знакомят учащихся с отечественной музыкой. Строятся по тому же принципу, что и программа второго года обучения. Кроме того, они тесно связаны с курсами истории и литературы общеобразовательной школы.

Цель курса - формирование слушательской культуры, воспитание эстетического восприятия музыки.

Основными задачами являются:

1) формирование слушательских навыков;

2) воспитание навыков анализа музыки и рассуждений о музыке;

3) снабжение учащихся знаниями из области теории, истории и музыкальной практики.

Основные формы работы:

  • прослушивание музыки;

  • характеристика содержания произведений, их жанровых особенностей, структуры и выразительных средств;

  • объяснение и усвоение терминов и понятий;

  • рассказ о создании и исполнении музыкальных сочинений, их авторов;

  • запоминание и узнавание музыки.

Для достижения поставленных целей планируется использование образовательных технологий:

- информационно-коммуникационная технология;

- технология проблемного обучения;

- развивающая технология;

- тестовая технология.

Текущий и итоговый контроль

Важным элементом учебного процесса является систематический контроль успеваемости учащихся. Основная его форма на уроках музыкальной литературы в течение учебного года - это поурочный устный опрос в индивидуальной форме. Ведущими принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются систематичность и учёт индивидуальных особенностей обучаемого.

Основными формами контроля являются:

- изложение содержания прочитанного или прослушанного текста, музыкального произведения, проверяющее умение адекватно понимать основную и дополнительную информацию, воспринимаемую зрительно и на слух;

- творческие задания, в которых учащиеся имеют возможность выразить свое отношение по той или иной проблеме основываясь, не только на полученных знаниях, но и на собственном опыте.

Подведение итогов каждого года обучения проходит в виде проектной работы в форме презентации по заданнй теме.
















СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


первый год обучения

(35 часов)

Тема 1. Музыка и мы

Занятие 1. Музыка в нашей жизни.

Широкое распространение музыки в наше время. Где и для чего она звучит. Легенды о музыке и музыкантах. Исполнение и воспроизведение музыки. Где исполняется музыка, её разделение на камерную, концертную, театральную и церковную. Музыка «легкая» и «серьёзная». Как научиться понимать произведения великих композиторов?

Занятие 2. Содержание музыкальных произведений.

Богатство и многообразие содержания произведений искусства, отражение в них различных сторон жизни, душевного мира человека. Картины природы, сказочные образы, портреты людей и события реальной жизни в произведениях русских и зарубежных композиторов.

Тема 2. Выразительные средства музыки

Занятие 3. Как говорит музыка? Мелодия - «душа» музыки.

Специфика выражения жизненного содержания средствами музыки. Музыка - искусство звуков. Основные выразительные средства музыкального искусства. Музыка как ведущее средство музыкальной выразительности. Вокальный и инструментальный тип мелодии. Кантилена и речитатив. Аккомпанемент.

Занятие 4. Основные элементы музыкального языка.

Метр и ритм, лад и гармония, динамика и темп, регистр и тембр, виды фактуры. Их значение в создании художественных образов.

Тема 3. Семейства музыкальных инструментов.

Занятие 5. Возникновение музыкальных инструментов. Струнные инструменты.

Музыкальные инструменты в древности. Теории возникновения музыкальных инструментов. Деление музыкальных инструментов на семейства в зависимости от материала, из которого они изготовляются, и способа извлечения звука. Группа струнных инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Тембровые особенности каждого инструмента. Выразительные возможности семейства струнных. Скрипичное искусство А. Вивальди. Личность Н. Паганини. Роль исполнителя в донесении замысла композитора до слушателя.

Занятие 6. Духовые инструменты.

Деление духовых инструментов на две группы - деревянные и медные. Мифы об их происхождении. Группа деревянных духовых инструментов: флейта, гобой, кларнет, фагот. Группа медных духовых инструментов: труба, валторна, тромбон, туба. Тембровые особенности каждого инструмента. Выразительные возможности семейства духовых.

Занятие 7. Ударные инструменты.

Деление ударных инструментов на две группы: имеющие определённую высоту звучания (литавры, ксилофон, колокола и др.) и не имеющие определённой высоты звучания (большой и малый барабан, бубен, тарелки, треугольник, кастаньеты и др.). Тембровые особенности каждого инструмента. Выразительные возможности семейства ударных.

Занятие 8. Клавишные инструменты.

Устройство и специфика звучание клавесина и органа. Выдающийся органист и композитор И.С.Бах. Французские клавесинисты Ф.Куперен, Ж.Ф.Рамо. История возникновения фортепиано. Личность Б.Кристофори. Выразительные возможности фортепиано.

Занятие 9. Итоговое занятие.

Обобщающее повторение по темам четверти.

Тема 4. Оркестр

Занятие 10. Симфонический оркестр.

История развития оркестра. Расположение инструментов в симфоническом оркестре. Концертный и оперный оркестр. Дирижёр. Роль дирижёра в донесении до слушателя композиторского замысла.

Занятие 11. Виды оркестров.

Основные виды оркестров: симфонический, духовой, оркестр народных инструментов, джазовый, эстрадный. Специфика их звучания и репертуаров.

Тема 5. Музыкальные жанры

Занятие 12. Музыкальные жанры. Общая характеристика.

Понятие жанра как вида, рода искусства с определёнными, исторически сложившимися чертами. Основные группы музыкальных жанров: вокальные, инструментальные, театральные. «Три кита» в музыке: песня, танец и марш.

Тема 6. Музыка и слово

Занятие 13. Песня.

Песня - древнейший жанр вокальной музыки. Мелодия как главное выразительное средство песни. Объединение в песне мелодии и слова в единый цельный образ. Куплетное строение песни. Песни с сопровождением и без сопровождения. Народная и профессиональная песня.

Занятие 14. Народная песня в творчестве русских классиков.

Народная песня - музыкально-поэтическое искусство, обладающее неувядаемой художественной красотой. Богатство содержания народных песен. Отражение в песне различных сторон жизни народа: его истории, быта, внутреннего мира человека. Разнообразие песенных жанров фольклора. Тщательно изучение и собирание композиторами народных песен. Произведения на народные темы. Использование народных мелодий в оперной, симфонической и камерной музыке. Создание композиторами музыкальных тем, близких народным мелодиям.

Занятие 15. Романс.

Романс - камерное вокальное произведение для голоса с сопровождением. Песня и романс - общее и частное. Обобщённый и индивидуальный характер мелодии. Отношение композитора к тексту. Соотношение текста и музыки. Поэтический и музыкальный образ. Значение аккомпанемента.

Занятие 16.Итоговое занятие.

Обобщающее повторение по темам четверти.

Тема 7. Музыка и движение

Занятие 17. Марш.

Марш - жанр инструментальной музыки, сопровождающей и организующей массовые шествия. Характерные черты маршевой музыки: чёткий, часто пунктирный ритм, чёткий размер, умеренный, единообразный темп. Виды маршей: военный, церемониальный, траурный, спортивный, походный и другие. Связь музыки с движением. Песенные марши. Марш как самостоятельная пьеса и как часть крупного сочинения.

Занятие 18. Танец. Народные танцы.

Танец как вид искусства и жанр музыки. Прикладная и концертная танцевальная музыка. Народное происхождение танцев, их национальная основа. Народные бытовые танцы. Характерные черты некоторых народных бытовых танцев (трепак, гопак, лезгинка, тарантелла). Выражение в них через движения и жесты чувств людей, наиболее ярких черт национального характера.

Занятие 19. Бальные танцы.

Народные корни бальных танцев. Отражение в бальных танцах вкусов и нравов своего времени. Характерные черты некоторых бальных танцев (менуэт, полька, мазурка, полонез, вальс). Танец как самостоятельная пьеса и как часть крупного сочинения.

Тема 8. Музыкальные формы

Занятие 20. Музыкальные формы. Общая характеристика. Простые формы.

Необходимость организации музыкальной речи. Музыкальная форма как порядок расположения частей и разделов в музыкальном произведении. Музыкальный синтаксис: цезура, мотив, построение, фраза, предложение. Характеристика простых форм: период, двухчастная форма, трёхчастная форма.

Занятие 21. Вариации.

Ведущие принципы музыкального развития: повтор и обновление. Вариации - музыкальная форма, которая состоит из темы и её изменённых повторений. Использование в качестве темы вариации как темы, сочинённой самим композитором, так и заимствованной из народной музыки или из произведения другого автора. Варьирование темы за счёт изменения в фактуре, ладе, тональности, гармонии, тембре. Виды вариации: старинные (basso ostinato), «глинкинские» (soprano ostinato), строгие (классические) и свободные (романтические). Характерные особенности каждого вида.

Занятие 22. Форма рондо.

Историческое происхождение формы рондо. Рондо - форма, основная на чередование нового с неизменным. Составляющие рондо: рефрен и эпизод. Широкое использование формы рондо в инструментальной и вокальной музыки.

Занятие 23. Сюита.

История возникновения сюиты. Танцевальная природа сюиты. Классическая танцевальная сюита. Характеристика четырёх обязательных танцев классической сюиты: аллеманды, куранты, сарабанды и жиги. Принципы объединения танцев в единый цикл: контрастное чередование и общая тональность.

Занятие 24. Фуга.

Фуга как одна из вершин полифонической музыки. Количество голосов в фуге. Тема фуги. Имитация - основной принцип строения фуги. Противосложения и интермедии. Расцвет фуги в творчестве И.С.Баха и Г.Ф.Генделя.

Занятие 25. Сонатно-симфонический цикл. Сонатная форма.

Сонатно-симфонический цикл как сложное многочастная инструментальная форма, своего рода музыкальная драма, театр без слов, где представление разыгрывается только средствами музыки. Закрепление за каждой частью определённого характера, темпа и тональности. Формирование классического сонатно-симфонического цикла в творчестве композиторов венской школы - Й.Гайдна, В.А.Моцарта, Л.ван Бетховена. Й.Гайдн - создатель классической сонаты и симфонии. Строение сонатной формы. Три основных раздела: экспозиция, разработка и реприза. Характеристика тем экспозиции. Контрастное дополнение или противопоставление образов главной и побочной партий. Напряжённое развитие тем экспозиции в разработке, достижение в ней кульминации развития. Звучание тем в репризе. Возможность наличия вступления и коды.

Занятие 26. Итоговое занятие.

Обобщающее повторение по темам четверти.

Тема 9. Программно-изобразительная музыка

Занятие 27. Программность в музыке.

Программная музыка - область инструментальных сочинений, имеющих программу, то есть какой-то конкретный сюжет или образ. Виды программы: подробная (представляет собой подробное описание содержания музыки) и обобщённая (может быть выражена в качестве названия, подзаголовка, эпиграфа). Источники содержания программных сочинений: картины природы, образы народного творчества, произведения литературы, живописи, реальные события жизни.

Занятие 28. Изобразительная музыка.

Изобразительная музыка. Использование композиторами приёмов звукоподражания. Передача в музыке звуков природы (голоса птиц, шелест леса, плеск волн, раскаты грома и т.д.), звуков и шумов, возникающих в процессе деятельности людей (перезвон колоколов, движение поезда и т.д.). Возможность благодаря приёмам звукоподражания, создавать яркие картины природы, зарисовки событий, явлений, меткие портретные характеристики.

Тема 10. Музыка в театре

Занятие 29. Музыка к драматическому спектаклю.

Музыка в драматическом театре, её функции. Создание великими композиторами замечательных образов музыки к драматическим спектаклям. Музыка Э.Грига к драме Г.Ибсена - наиболее известное произведение композитора. Яркое и самобытное отражение в ней образов драмы, природы Норвегии, народной фантастики. Богатство и национальное своеобразие выразительных средств, используемых композитором. Концертная версия музыки. Две симфонические сюиты «Пер Гюнт» как пример программной музыки. Характерные черты отдельных эпизодов сюиты №1.

Занятие 30. Из истории оперы.

Синтетичность оперного жанра. Краткая история возникновения оперы. Ведущее значение музыки. Единство вокального и инструментального начала. Основные элементы оперы: ария и её разновидности, ансамбли, хоры, балетные сцены и оркестровые номера. Различные типы опер. Обращение к опере великих композиторов прошлого. Опера в наши дни. М.И.Глинка и А.С.Пушкин. Сюжет и композиция оперы «Руслан и Людмила».

Занятие 31. Сказка в опере.

Сказочно-эпические черты оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Яркое воплощение в музыке образов поэмы А.С.Пушкина. Светлый, жизнеутверждающий характер произведения. Характерные черты отдельных эпизодов музыки.

Занятие 32. Из истории балета.

Основные черты балета как музыкально-сценического жанра; объединение в нём музыки, танца и сценического действия. Исторические корни балета. Краткая история становления балета. Танцевальная основа музыки; чередование отдельных законченных танцевальных пьес. Основные элементы балета: классический и характерный танец, пантомима.

Занятие 33. Сказка в балете.

П.И.Чайковский - создатель русского классического балета. Сказочное содержание балета «Щелкунчик», отражение в его музыке мира детских грёз и сновидений. Неповторимое своеобразие каждого музыкального номера балета.

Занятие 34.Итоговое занятие.

Обобщающее повторение по темам четверти.




Второй год обучения

(35 часов)

Тема 1. Музыка от древних времён до XVIII века. Формирование классического стиля в музыке

Занятие 1. Введение. Музыкальное искусство древности.

Музыка в Древнем мире. Расцвет искусств в античную эпоху.

Занятие 2. Музыкальное искусство Средневековья и Возрождения.

Музыкальные жанры Средневековья и Возрождения. Появление нотации. Возникновение и развитие многоголосия. Полифония. Церковная музыка: месса, оратория, кантата. Творчество Дж.Палестрины, О.Лассо.

Занятие 3. Вокальные и инструментальные жанры Нового времени. Формирование классического стиля в музыке.

Рождение оперы. Творчество К.Монтеверди. Развитие инструментальной музыки. Произведения для органа, скрипки, клавесина. Творчество Д.Букстехуде, А.Вивальди, французских клавесинистов. Формирование классического стиля в музыке. Появление XVIII веке новых жанров циклических произведений: симфонии, сонаты, квартета.

Тема 2. Йозеф Гайдн

Занятие 4. Венский классицизм. Й.Гайдн. Жизненный и творческий путь.

Венский классицизм. Венские классики - Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л. ван Бетховен. Биография Й.Гайдна. Краткий обзор творческого наследия. Обращение Гайдна к разнообразным жанрам инструментальной, вокальной, театральной музыки при ведущем значении крупных инструментальных сочинений: симфонии, квартеты, концерты, сонаты. Понятие оратории. Народные истоки музыки Гайдна, её жизнеутверждающий характер.

Занятие 5. Симфоническое творчество Й.Гайдна. Симфония №103, ми-бемоль мажор, «С тремоло литавр».

Жанр симфонии. Сонатно-симфонический цикл. Состав симфонического оркестра. Жанр симфонии в творчестве Гайдна. 12 Лондонских симфоний. Симфония №103, ми-бемоль мажор, «С тремоло литавр». Характеристика главных тем первой части. Форма двойных вариаций во второй части. Характеристика остальных тем менуэта и финала. Единообразие финала.

Занятие 6. Клавирное творчество Гайдна. Соната ре мажор.

Жанр сонаты. Сонатный цикл. Соната в творчестве Гайдна. Соната ре мажор. Форма сонатного allegro в первой части. Характеристика основных тем. Форма рондо в финале.

Тема 3. Вольфганг Амадей Моцарт.

Занятие 7. В.А. Моцарт. Жизненный и творческий путь. Биография В.А. Моцарта. Краткий обзор творческого наследия. Богатство и разнообразие музыки Моцарта. Значение оперного жанра в творчестве Моцарта. Виды инструментальных произведений: концертные и камерные сочинения, циклы и отдельные пьесы. Духовная музыка.

Занятие 8. Сонатное творчество Моцарта. Соната ля мажор.

Жанр сонаты в творчестве Моцарта. Соната ля мажор. Необычность строения первой части. Характер тем второй и третьей части.

Занятие 9.Итоговое занятие.

Обобщающее повторение по темам четверти.

Занятие 10. Симфоническое творчество Моцарта. Симфония №40, соль минор.

Жанр симфонии в творчестве Моцарта. Симфония №40, соль минор. Разбор первой части. Образный, ладовый, тембровый, регистровый, фактурный контраст основных тем первой части; тональная неустойчивость музыки разработки; изменение лада побочной и заключительной тем в репризе.

Занятие 11. Симфония соль минор Моцарта.

Светлый, лирический характер второй части. Драматизм третьей части; контраст между основной темой менуэта и музыкой трио. Внутренний контраст основной темы первой части, придающая единство всему циклу.

Занятие 12. Оперное творчество Моцарта. Опера «Свадьба Фигаро».

Интерес композитора к оперному театру. Опера «Свадьба Фигаро». Знакомство с главными персонажами, их музыкальные характеристики в сольных номерах. Показ комедийных ситуаций и взаимоотношений действующих лиц в ансамблях. Увертюра.

Тема 4. Людвиг ван Бетховен

Занятие 13. Л. ван Бетховен. Жизненный и творческий путь.

Биография Л. ван Бетховена. Краткий обзор творческого наследия. Многообразие творческого наследия Бетховена. Ведущее значение крупных инструментальных произведений. Обращение к театральным видам музыки; сочинения с участием хора; пьесы для фортепиано; песни.

Занятие 14. Сонаты Бетховена. Соната №8, до минор, «Патетическая».

Жанр сонаты в творчестве Бетховена. Соната №8, до минор, «Патетическая». Отражение в музыке сонаты идеи борьбы воли к победе. Разбор первой части. Расширение сонатной формы, вызванное необычным замыслом композитора. Музыкальное содержание медленного вступления, его драматическая насыщенность, внутренние контрасты. Дальнейшее развитие тематического материала вступления и его роль в построении первой части. Характеристика основных тем сонатного allegro: образность, выразительные средства, тональный план. Принципы развития и сопоставление тем в разработке. Тематическое содержание коды в раскрытии идейного замысла.

Занятие 15. Соната №8, до минор, «Патетическая» Бетховена.

Образное содержание второй части: выражение в ней глубокого раздумья. Показ и разбор основных тем. Трёхчастное построение, изменение основной темы в репризе. Третья часть: общий характер, некоторая близость образам и настроению первой части. Характеристика основной темы и её роль в построении финала.

Занятие 16.Итоговое занятие

Обобщающее повторение по темам четверти.

Занятие 17. Симфоническое творчество Бетховена. Симфония №5, до минор.

Жанр симфонии в творчестве Бетховена. Симфония №5, до минор. Героико- драматическое содержание симфонии, развитие музыки «от мрака к свету». Значение мотива «судьбы». Строение цикла. Героический характер музыки первой части, единство и целеустремлённость её развития. Главная партия как основной образ первой части; выявление её волевого начала, значение ритма. Лирические черты побочной партии. Связь главной партии с побочной. Напряжённый характер разработки. Драматическое завершение развития в коде. Сопоставление двух образов (мужественно-лирического и героического) во второй части; вариационное строение.

Занятие 18. Симфония №5, до минор.

Новый подход Бетховена к трактовке третьей части в симфоническом цикле. Преобразование мотива «судьбы». Торжество светлого начала в четвёртой части как результат драматического развития всего цикла. Интонационные истоки основной темы финала.

Занятие 19. Увертюра «Эгмонт» Бетховена.

Воплощение в музыке Бетховена трагедии Гёте. Увертюра как наиболее значительный из фрагментов музыки Бетховена к пьесе Гёте. Героико-драматический характер увертюры. Увертюра как самостоятельное произведение с программным содержанием. Сонатная форма увертюры. Сопоставление основных образов во вступлении, их контрастность. Характеристика основных тем сонатного allegro, принципы развития в разработке. Показ кульминационного эпизода перед кодой. Победное звучание коды, её близость финалу симфонии.

Тема 5. Франц Петер Шуберт

Занятие 20. Зарождение романтизма в европейском искусстве. Ф.Шуберт. Жизненный и творческий путь.

Зарождение романтизма в европейском искусстве. Основные жанры в романтической музыке, её характерные черты. Романтизм как ведущее направление в музыкальном искусстве XIX века. Биография Ф.Шуберта. Краткий обзор творческого наследия. Ведущее значение вокальной лирики; песенные циклы. Разнообразие инструментальных жанров.

Занятие 21. Песни Шуберта.

Песня для голоса с фортепиано как один из основных жанров романтической музыки. Отражение в песнях Шуберта богатого духовного мира и судеб простых людей. Жанровое разнообразие песен. Ведущее значение песенной мелодии; роль фортепианной партии. Объединение песен в циклы.

Занятие 22. Симфоническое творчество Шуберта. Симфония си минор, «Неоконченная».

Жанр симфонии в творчестве Шуберта. Симфония си минор, «Неоконченная». Необычное строение цикла. Круг художественных образов. Лирический, песенный характер основных тем; драматические приёмы развития в разработке. Выразительный смысл темы вступления, её значение для дальнейшего развития музыки. Тональное, тембровое, регистровое сопоставление главной и побочной тем. Образная трансформация музыки в разработке. Восстановление покоя в репризе. Отголоски прежних волнений в коде.

Тема 6. Фредерик Шопен

Занятие 23. Ф.Шопен. Жизненный и творческий путь.

Биография Ф.Шопена. Краткий обзор творческого наследия. Романтические черты музыки Шопена. Фортепианные сочинения как основа творчества Шопена. Обращение к танцевальным жанрам; создание цикла прелюдий, концертных этюдов. Разнообразие произведений крупной формы: одночастное скерцо, баллады, фантазии; циклические - сонаты, концерты. Обогащение приёмов фортепианного исполнительства.

Занятие 24. Танцевальные жанры в творчестве Шопена.

Мазурки Шопена. Народно-жанровые, «бальные», лирические мазурки. Жанровые черты полонеза: характерная ритмическая формула, торжественно-героический характер, насыщенность оркестровой звучностью.

Занятие 25. Прелюдии и этюды Шопена.

Прелюдия как вид инструментальной музыки. Возрождением Шопеном жанра прелюдии и его преобразование. Создание цикла пьес во всех тональностях; его строение. Выражение в музыке многообразного мира чувств и настроений. Лаконизм формы. Новая трактовка этюдов в творчестве Шопена как виртуозного художественного произведения насыщенного глубоким содержанием.

Занятие 26. Подводим итоги.

Обобщающее повторение по темам четверти.

Занятие 27. Ноктюрны Шопена.

Шопен как один из создателей романтического жанра ноктюрнов. Характерные черты жанра: спокойный темп, напевность мелодии инструментального склада, внутренняя гармония. Сопоставление образов ночной природы и душевной тревоги.

Тема 7. Иоганн Себастьян Бах

Занятие 28. И.С.Бах. Жизненный и творческий путь.

Биография И.С.Баха. Краткий обзор творческого наследия. Черты стиля барокко в музыке Баха. Произведения для клавира, для органа, для оркестра; произведения для хора с оркестром. Значение религиозных образов в творчестве Баха.

Занятие 29. Клавирное творчество Баха.

Жанр инвенции. Двухголосные инвенции и симфонии Баха. Тема, противосложение, имитация, интермедия, канон в инвенции. Работа с нотным текстом инвенций

Занятие 30. Клавирное творчество Баха. Хорошо темперированный клавир.

Клавир как общее название группы старинных клавишных инструментов. «Хорошо темперированный клавир» Баха - жемчужина полифонической музыки. Принцип построения ХТК. Прелюдия и фуга как пример двухчастного полифонического цикла. Прелюдия - вступление, предисловие к фуге. Фуга - высшая полифоническая форма. Двух-, трёх- и многоголосные фуги. Строение фуги.

Занятие 31. Сюиты Баха. Французская сюита до минор.

Сюита. Строение сюиты. Основные и дополнительные танцы, их последовательность. Принцип расположения частей в сюите. Жанр сюиты в творчестве Баха. «Английские», «Французские» сюиты и оркестровые партиты. Французская сюита до минор. Характеристика танцев. Принципы объединения в цикл.

Занятие 32. Органное творчество Баха.

Орган. Особенности конструкции, звучания. Орган - любимый инструмент Баха. Концертность, монументальность баховского органного стиля, театрально-приподнятый драматизм образов, фресковость, виртуозность. Токката и фуга ре минор. Жанр токкаты. Импровизационный характер токкаты. Хоральные прелюдии.

Занятие 33. Заключение.

Краткий обзор музыкального искусства XIX века Норвегии, Венгрии, Чехии, Италии. Самобытность разных национальных школ.

Занятие 34.Итоговое занятие.

Обобщающее повторение по темам четверти.









Третий год обучения

(35 часов)

Русская музыкальная литература

Тема 1. Русская музыка доглинкинского периода

Занятие 1. Введение. Русская музыка до Глинки.

Зарождение и формы существования профессиональной музыкальной культуры в России. Народная песня и её значение в формировании национальной композиторской школы. Творчество Е.И.Фомина и Д.С.Бортнянского.

Занятие 2. Песня и романс в русской музыкальной культуре первой половины XIX века.

Романс как самый излюбленный жанр первой половины XIX века. Связь первых русских романсов с городской бытовой песней. Романсы и песни А.А.Алябьева, А.Е.Варламова, А.Л.Гурилёва.

Тема 2. Михаил Иванович Глинка

Занятие 3. М.И.Глинка. Жизненный и творческий путь.

Биография М.И.Глинки. Глинка - основоположник русской классической музыки. Глинка и Пушкин. Краткий обзор творческого наследия. Театральные произведения Глинки. Произведения для симфонического оркестра. Разнообразие жанров камерной музыки: вокальная лирика, пьесы для фортепиано, инструментальные ансамбли.

Занятие 4. Опера «Иван Сусанин» Глинки.

Путь Глинки к опере. Обращение композитора к историческому сюжету с героико-патриотической идеей. Композиция оперы. Главные персонажи оперы, народ, их музыкальная характеристика.

Занятие 5. Опера «Иван Сусанин» Глинки.

«Польский» акт. Сравнение музыкальных характеристик русского и польского народа.

Занятие 6. Опера «Иван Сусанин» Глинки.

Чередование законченных музыкальных номеров (сольных, ансамблевых, хоровых, оркестровых) как один из основных принципов построения оперы. Образ Ивана Сусанина.

Занятие 7. Опера «Иван Сусанин» Глинки.

Образ Ивана Сусанина. Славильный финал. «Иван Сусанин» на отечественной сцене. Наиболее известные исполнители ведущих партий оперы. «Иван Сусанин» и «Жизнь за царя».

Занятие 8. Произведения для оркестра Глинки.

Общее представление о симфонических произведениях Глинки как относительно небольших, одночастных оркестровых пьесах, различных по художественной образности и строению. Обращение к русскому и испанскому музыкальному фольклору. «Вальс - фантазия» как пример симфонизации танца. Лирическое содержание музыки. Сопоставление и чередование танцевальных тем. Прозрачность фактуры и оркестровки. Фантазия «Камаринская» как пример воплощения народной песенности в симфонической музыке. Форма двойных вариаций. Приёмы варьирования тем.

Занятие 9.Итоговое занятие.

Обобщающее повторение по темам четверти.

Занятие 10. Романсы и песни Глинки.

Романс как небольшое произведение для голоса в сопровождении фортепиано, предназначенное для камерного исполнения. Место вокальной лирики в творческом наследии Глинки. Отражение в ней широкого круга жизненных явлений. Органическое слияние текста с музыкой. Вокальная партия и фортепианное сопровождение. Классическая стройность формы.

Тема 3. Александр Сергеевич Даргомыжский

Занятие 11. А.С.Даргомыжский. Жизненный и творческий путь.

Биография А.С,Даргомыжского. Даргомыжский - младший современник, друг и последователь Глинки, смелый новатор. Краткий обзор творческого наследия. Приоритет произведений со словесным текстом. Центральное положение оперы «Русалка»; другие театральные произведения. Жанровое разнообразие и богатство содержание камерных вокальных сочинений.

Занятие 12. Опера «Русалка» Даргомыжского.

История создания и постановки оперы. Музыкальная характеристика главных героев. Роль народных сцен в опере.

Занятие 13. Романсы и песни Даргомыжского.

Новизна и своеобразие романсов и песен Даргомыжского. Тематика и жанры вокального творчества. Новый подход к литературному тексту. Передача в музыке живой разговорной речи. Лирика Даргомыжского. Песни сатирического и социально-обличительного характера.

Тема 4. Русская музыкальная культура второй половины XIX века

Занятие 14. Русская музыкальная культура второй половины XIX века.

Расцвет русской музыкальной культуры во второй половине XIX века. Характеристика общественно-политической жизни 60-х годов XIX века. Расцвет литературы и живописи реалистичного направления. Обличительные стихи Н.А.Некрасова. Творчество художников-передвижников. Изменения в музыкальной жизни России: образование русского музыкального общества, открытие петербургской и московской консерваторий, Бесплатной музыкальной школы. Образование «Могучей кучки». М.А.Балакирев - композитор, пианист, дирижёр, старший наставник композиторов «Могучей кучки».

Тема 5. Александр Порфирьевич Бородин

Занятие 15. А.П.Бородин. Жизненный и творческий путь.

Биография А.П.Бородина. Краткий обзор творческого наследия. Жанровое разнообразие музыки Бородина. Ведущее значение оперы «Князь Игорь». Симфонии и симфоническая картина «В Средней Азии». Камерные инструментальные и вокальные произведения. Эпос и лирика в музыке Бородина.

Занятие 16.Итоговое занятие.

Обобщающее повторение по темам четверти.

Занятие 17. Опера «Князь Игорь» Бородина.

Краткая история создания оперы. Роль В.В.Стасова. Обращение к «Слову о полке Игореве». Патриотическая идея оперы, её эпические черты. Правдивый и многогранный показ Руси. Хоровые сцены.

Занятие 18. Опера «Князь Игорь» Бородина.

«Русские» и «половецкие» действия. Сопоставление Руси и Востока через музыку, ориентальные черты музыки «половецких сцен». Образы Игоря и Кончака, их музыкальная характеристика. Арии Игоря и Кончака как пример арии-портрета.

Занятие 19. Опера «Князь Игорь» Бородина.

Плач Ярославны как музыкальная характеристика собирательного образа простой русской женщины. Роль хоровых сцен в финале.

Занятие 20. Симфония №2, си минор, «Богатырская» Бородина.

Жанр симфонии в творчестве Бородина. Симфония №2, си минор, «Богатырская». Краткая характеристика симфонии. Героико-эпические образы симфонии. Разбор первой части. Два элемента главной партии: мужественная, суровая, героическая унисонная тема первого элемента и молодеческая плясовая второго элемента. Распевность русской лирической песни в побочной партии. Эпический характер разработки.

Тема 6. Николай Андреевич Римский-Корсаков

Занятие 21. Н.А.Римский-Корсаков. Жизненный и творческий путь.

Биография Н.А.Римского-Корсакова. Многогранность творческой и общественной деятельности Римского-Корсакова - композитора, педагога, музыкального писателя, дирижёра, пропагандиста русской музыки. Краткий обзор творческого наследия. Жанровое и тематическое богатство сочинений Римского-Корсакова. Ведущее положение оперы. Сюиты, симфонии одночастные сочинения для оркестра. Камерная вокальная музыка.

Занятие 22. Произведения для оркестра Римского-Корсакова. Симфоническая сюита «Шехеразада».

Народно-жанровая основа симфонической музыки Римского-Корсакова; роль программности в ней. Симфоническая сюита «Шехеразада». Арабские сказки «Тысяча и одна ночь» как источник содержания сюиты. Сказочный, восточный характер музыки. Картинность музыкальных образов. Красочное звучание симфонического оркестра, выразительная роль оркестровых тембров. Строение цикла. Выразительные качества основных тем вступления. Сонатное allegro первой части; характеристика основных тем.

Занятие 23. Симфоническая сюита «Шехеразада» Римского-Корсакова.

Сопоставление контрастных образов второй части; вариационное развитие основной темы. Песенные и танцевальные черты третьей части, её лирический склад. Чередование тем предшествующих частей в финале. Программное и тематическое содержание коды.

Занятие 24. Оперное творчество Римского-Корсакова. Опера «Снегурочка».

Ведущее положение жанра оперы в творчестве Римского-Корсакова. Преобладание сказочно-эпических произведений. Опера «Снегурочка». История создания оперы. Содержание оперы. Тембровые лейтмотивы. Красочность образов Пролога. Музыкальная характеристика Снегурочки. Сочетание в образе Снегурочки реальных и фантастических черт.

Занятие 25. Опера «Снегурочка» Римского-Корсакова.

Воссоздание в опере старинных обычаев и обрядов. Образ мудрого Берендея. Гимн красоте в каватине Берендея. Эстетика красоты в опере.

Занятие 26. Итоговое занятие .

Обобщающее повторение по темам четверти.

Занятие 27. Опера «Снегурочка» Римского-Корсакова.

Изображение быта людей в опере. Элементы изобразительности, традиции бытовой народной музыки в песне Леля.

Занятие 28. Опера «Снегурочка» Римского-Корсакова.

Прославление в опере сил любви, добра, красоты, справедливости, гармонии человека и природы. Трансформация образа Снегурочки.

Тема 7. Модест Петрович Мусоргский

Занятие 29. М.П.Мусоргский. Жизненный и творческий путь.

Биография Мусоргского. Социально-обличительная направленность и смелое новаторство творчества Мусоргского. Краткий обзор творческого наследия. Разнообразие оперных замыслов. Интерес Мусоргского к исторической и социальной тематике. Новизна содержания и выразительных средств камерной вокальной музыки. Вокальные циклы. Программный замысел фортепианного цикла «Картинки с выставки». Судьбы творческого наследия Мусоргского.

Занятие 30. Оперное творчество Мусоргского. Опера «Борис Годунов».

Жанр оперы в творчестве Мусоргского. История создания оперы «Борис Годунов». Развитие идей Пушкина в новых исторических условиях. Раскрытие конфликта между народом и властью царя.

Занятие 31. Опера «Борис Годунов» Мусоргского.

Композиция оперы. Сквозное развитие действия. Музыкальные характеристики героев. Песенное и речитативно-декламационное начало вокального стиля.

Занятие 32. Опера «Борис Годунов» Мусоргского.

Роль народно-хоровых сцен. Пимен, Варлаам и Юродивый как воплощение различных сторон народного характера.

Занятие 33. Фортепианный цикл «Картинки с выставки» Мусоргского.

Программность замысла. Выставка произведений В.Гартмана. Роль темы «Прогулки» в построении и содержании цикла. Характеристика пьес, их яркая образность.

Занятие 34. Итоговое занятие.

Обобщающее повторение по темам четверти.













ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса «В мире музыки» учащиеся должны

знать:

  • несколько песен (и/или мелодий) и самостоятельно исполнять их;

  • основные элементы музыкального языка;

  • инструменты симфонического оркестра и их звучание: духовые деревянные (гобой, кларнет, фагот), духовые медные (туба, тромбон, валторна), ударные (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные инструменты;

  • инструменты русского народного оркестра и их звучание;

  • инструменты духового оркестра и их звучание;

  • наиболее известные классические и современные музыкальные произведения из программы для слушания, самостоятельно определять и называть их, указывать автора;

  • жанры музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада;

  • музыкальные термины: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка;

уметь:

  • сопоставлять характер настроения прослушанных произведений;

  • делать выводы о музыкальных образах этих произ­ведений;

  • самостоятельно определять жанр произведения;

  • узнавать музыкальные произведения в процессе прослушивания.








ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

а) список литературы

  1. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  2. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  3. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно - правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана - Граф»,2008г.

  4. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  5. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  6. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  7. «Хрестоматия музыкального материала»

  8. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  9. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  10. Алпатов М. В. Немеркнущее наследие. М., 1990.

  11. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  12. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  13. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  14. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  15. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  16. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  17. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. - М., 2005.

  18. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  19. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  20. Кирнарская Д. К. классическая музыка для всех. М., 1997.

  21. Клиентов А. Е. Пять встреч с музой кино. М., 2001.

  22. Кумиры западной рок- и поп- музыки. М., 1994.

  23. Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 - 7 классы», М., Просвещение, 2005г.

  24. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  25. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  26. Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.

  27. Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5-11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной - М., 2005;

  28. Рапацкая Л. А. История русской музыки. М., 2001

  29. Рогинский Я. Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

  30. Сергеева Г П. Музыка 5-9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М., 2006,

  31. Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., (электронная версия)

  32. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  33. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

б) электронные ресурсы

  1. Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

  2. Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

  3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

  4. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

  5. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

  6. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

  7. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

  8. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

  9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

  10. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

  11. Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

  12. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007. (CD ROM)

  13. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена









© 2010-2022