• Преподавателю
  • Музыка
  • Рабочая программа основного общего образования по предмету Искусство для 8-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по предмету Искусство для 8-9 классов

Раздел Музыка
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №35» города Смоленска


РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_______________ Л. В. Киргизова

Протокол №1 от августа 2015г.

СОГЛАСОВАНО

Председатель МС МБОУ «СШ №35»

____________________А. В. Харчук

Протокол №1 от августа 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

И.О.Директора МБОУ «СШ №35»

________________Е.А. Зайцева

Приказ №_____ от августа 2015 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

по предмету «Искусство» для 8-9 классов




Автор-составитель: Киргизова Л. В., учитель музыки высшей квалификационной категории







2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Искусство» для VIII-IX классов образовательных учреждений составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и примерными программами по искусству для основного общего образования. Программа учитывает логику изучения предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе (I-VII классы), отражает специфику духовного, нравственно-эстетического опыта человечества, содержательно обобщает представления школьников о различных видах искусства в целом и их роли в жизни человека и общества.

Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.

Цель общего художественного образования и воспитания - развитие эстетической культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры - наиболее полно отражает внимание современного общества к возрождению духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, умения ориентироваться в современном информационном пространстве.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Создание данной программы вызвано актуальностью инте­грации школьного образования в современную культуру и необходимостью введения подростка в современ­ное информационное социокультурное пространство. Содер­жание программы обеспечит понимание школьниками значе­ния искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации и жизни отдельного человека, окажет позитивное воздействие на его духовный мир, формирование ценностных ориентаций.

В курсе рассматриваются разные виды искусства (музыка и литература, народное искусство, кино, театр и хореография,, живопись, графика и скульптура, фотоискусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн, мультимедийное искусство) как потенциал для гармоничного, интеллектуально-творческого, духовного, общего художественного развития школьников в художественно-творческой деятельности.

Цель программы - развитие опыта эмоционально-цен­ностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Цель реализуется в ходе решения следующих задач:

-формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

-воспитание художественного вкуса;

-обобщение основных понятий в процессе актуализации имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

-приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;

-культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

-углубление интереса и развитие стремлдения к художественному самообразованию и художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства.

Методологической основой программы являются современ­ные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культуроло­гии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), раз­вивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Программа основана на идее полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания - раскрытие функций искусства, которое осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности с учетом того, что одно и то же содержание может быть выражено разными художественными средствами.

Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, в театры, кино и концертные залы. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информацион­ные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значе­ние имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, техно­логии, информатики.

Программа состоит из девяти разделов, последова­тельно раскрывающих взаимосвязи жизни и искусства. Примерный художественный материал, рекомендован­ный программой, предполагает его вариативное использова­ние в учебно-воспитательном процессе, дает возможность ак­туализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих эта­пах обучения.

При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретаций учителем и учащимися.

Структурно художественный материал программы подчиняется принципу концентричности (неоднократное обращение к значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство»). Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.

На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.

Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа основного общего образования по искусству составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Искусство» изучается в VIII-IX классах в объеме 35 часов: VIII класс - 16 часов; IX класс - 17 часов.


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Постижение искусства в основной школе направлено на эмоционально-ценностное освоение мира и происходящих в нем явлений в различных художественно-образныхформах творческой деятельности человека.

Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оце­нивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искус­ства; применять художественно-выразительные средства раз­ных искусств в своем творчестве.

Учащиеся постигают многообразие жанров искусства, учатся понимать роль традиций и новаторства в развитии искусства разных народов, размышлять об образной природе и эмоциональной воздействии искусства на человека.

Активное освоение школьниками образовательного пространства Интернета осуществляется в процессе поиска информации о различных событиях культурной жизни в стране и за рубежом. Эмоциональное восприятие духовного наследия, умение оценить произведения искусства с позиции эстетических идеалов и высказать собственное мнение о сущности различных явлений культуры, участие в каком-либо виде художественного творчества включают подростков в процесс художественного познания и творческого освоения мира.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно-творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают:

- сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;

- присвоение художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, обогащение на этой основе собственного духовного мира;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, в процессе творческой деятельности;

- ответственное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству;

- освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учетом региональных этнокультурных, социальных особенностей;

- коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;

-навыки проектирования индивидуальной художественно-творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения:

- самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;

- адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;

- устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической и контекстной речью;

- пользоваться информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ-компетентности);

- понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры; роль искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии человечества, функционировании современного социума;

- эстетически относиться к окружающему миру (преобразовывать действительность, привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения); самостоятельно организовывать свой культурный досуг.

Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:

- расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуальное и эмоциональное развитие; развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства;

- присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства; понимание и оценку художественных явлений действительности во всем их многообразии;

- общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов; знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся деятелей отечественного и зарубежного искусства;

- развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.; овладение умениями и навыками для реализации художественно-творческих идей и создания выразительного художественного образа в каком-либо виде искусства;

- осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения на факты и явления искусства;

- умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства, проявлять интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

- осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка);

- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, владение практическими умениями и навыками, способами художественной деятельности;

- иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

- использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других предметов, межличностном общении, создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании VIII класса школьники научатся:

- ориентироваться в культурном многообразии окружаю­щей действительности, наблюдать за разнообразными явлени­ями жизни и искусства;

- организовывать свою творческую деятельность, опреде­лять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

- мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

- воспринимать эстетические ценности, высказывать мне­ние о достоинствах произведений высокого и массового ис­кусства;

- использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих це­лей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

- участвовать в художественной жизни класса, школы, го­рода и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной за­дачей.

По окончании IX класса школьники научатся:

- понимать значимость искусства, его место и роль в жизни человека; уважать культуру другого народа;

- воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искус­ства;

- личностно интерпретировать художественные образы, делать выводы и умозаключения;

- описывать явления музыкальной, художественной куль­туры, используя для этого соответствующую терминологию;

- воспринимать эстетические ценности, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления; высказывать мнение о достоинствах произведений искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой, исполнительской деятельности;

- осуществлять самооценку художественно-творческих возможностей; проявлять умение вести диалог, аргументировать свою позицию;

- структурировать изученный материал, полученный из других источников, в том числе в Интернете; применять информационно-коммуникативные технологии в индивидуальной и коллективной проектной художественной деятельности;

- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности; устанавливать связи и отношения между явлениями культуры и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

- аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры; чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

- использовать коммуникативные свойства искусства; действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач; проявлять толерантность в совместной деятельности;

- участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; заниматься художественным самообразованием.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями: «Искусство как духовный опыт человечества», «Современные технологии в искусстве». Предлагаемые содержательные линии нацелены на формирование целостного представления об искусстве о обобщение разнообразных знаний, умений и способов учебной деятельности, полученных учащимися в ходе изучения курсов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе.

Искусство как духовный опыт человечества.

Народное искусство как культурно-историческая память предшествующих поколений, основа национальных профессиональных школ. Единство формы и содержания как закономерность искусства и специфика ее преломления в народном и профессиональном искусстве. Древние образы и их существование в современном искусстве. Специфика языка народного искусства, взаимосвязь с природой и бытом человека. Многообразие фольклорных традиций мира, их творческое переосмысление в современной культуре. Этническая музыка. Национальное своеобразие и особенности региональных традиций.

Временные искусства. Содержание и духовное своеобразие музыки и литературы, их взаимодействие на человека. Особенности воплощения вечных тем жизни в музыке и литературе: любовь и ненависть, война и мир, личность и общество, жизнь и смерть, возвышенное и земное. Современность в музыке и литературе.

Пространственные (пластические) искусства: живопись, скульптура, графика, архитектура и дизайн, декоративно-прикладное искусство. Средства художественной выразительности пластических искусств. Единство стиля эпохи в архитектуре, живописи, материальной культуре. Роль пластических искусств в жизни человека и общества: формирование архитектурного облика городов, организация масс средствами плаката, открытие мира в живописи, книжной и станковой графике, украшение быта изделиями декоративно-прикладного искусства и др. Особенности современного изобразительного искусства: перформанс, акция, коллаж и др.

Пространственно-временные искусства. Средства художественной выразительности в киноискусстве. Создание кинофильма как коллективный художественно-творческий процесс. Истоки театра, его взаимосвязь с духовной жизнью народа, культурой и историей. Драматургия - основа театрального искусства. Опера как синтетический жанр. Возникновение танца и основные средства его выразительности. Балет. Воздействие хореографического искусства на зрителей.

Современные технологии в искусстве.

Компьютерная графика как область художественной деятельности. Использование компьютера для синтеза изображений, обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Применение данной технологии в изобразительном искусстве: компьютерный дизайн, анимация, художественное проектирование, полиграфия, спецэффекты в кинематографе. Соотношение технических характеристик и художественной основы получаемого творческого продукта. Различия в восприятии визуального произведения: классического и с использованием компьютера.

Электронная музыка. Электронная музыка как музыкальное сопровождение театральных спектаклей, радиопередач и кинофильмов.

Мультимедийное искусство. Влияние технического прогресса на традиционные виды искусства. Особенности и возможности современных мультимедийных технологий в создании произведений искусства. Цифровое фото. Фотография как способ художественного отражения действительности. Современное телевидение и его образовательный потенциал. Особенности телевизионного изображения подвижных объектов. Ресурсы цифрового телевидения в передаче перспективы, светотени, объема. Эстетическое воздействие телевидения на человека.

Традиции и новаторство в искусстве. Искусство в современном информационном пространстве: способ познания действительности, воплощение духовных ценностей и часть культуры человечества. Художественный образ в различных видах искусства, специфика восприятия. Взаимодополнение выразительных средств разных видов искусства. Значение искусства в духовном и интеллектуально-творческом развитии личности.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения.

8 класс

Тема первого раздела «Искусство в жизни современного человека» раскрывает следующие содержательные линии: Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Исусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад - Россия - Восток). Стилистические особенности выразительных средств разных видов искусства. Роль искусства в формировании творческого мышления человека (художественного и научного).

Тема второго раздела «Искусство открывает новые грани мира» строится на следующих содержательных линиях: Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Знание научное и знание художественное. Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.

Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Стремление к отражению и осмыслению средствами искусства реальной жизни. Художественная оценка явлений, происходящих в обществе и жизни человека. Непосредственность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Особенности познания мира в современном искусстве.

Тема третьего раздела «Искусство как универсальный способ общения» раскрывает следующие содержательные линии: Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой средой человеку и человеком среде. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Информационная связь между произведениями искусства и зрителем, читателем, слушателем. Освоение художественной информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого мира художником, композитором, писателем, режиссером и др.

Тема четвертого раздела «Красота в искусстве и жизни» строится на следующих содержательных линиях: Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Символы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей - действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи. Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Тема пятого раздела «Прекрасное пробуждает доброе» раскрывает следующие содержательные линии: Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством - это «тихая работа» (Ф. Шиллер). Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функция искусства. Искусство как модель для подражания. Образы созданной реальности - поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественного образа спектакля. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.

9 класс

Тема первого раздела «Воздействующая сила искусства» раскрывает следующие содержательные линии: Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, ценностные ориентации личности. Массовая культура, ее функции. Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства. Коммерциализация искусства как неотъемлемая характеристика массовой культуры. Массовые и общедоступные искусства (тиражная графика, эстрадная развлекательная музыка и др.). Вкус и мода. Зрелище на службе внушения. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на людей. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

Тема второго раздела «Искусство предвосхищает будущее» строится на следующих содержательных линиях: Порождающая энергия искусства - пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предсказание сложных коллизий ХХ-XXI вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Тема третьего раздела «Дар созидания. Практическая функция искусства» раскрывает следующие содержательные линии: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Арттерапевтическое воздействие музыки. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и современного художественного мышления. Специфика изображений в полиграфии. Единство стиля в материальной и духовной культуре. Традиции и новаторство в искусстве (по эпохам).

Тема четвертого раздела «Искусство и открытие мира себя» строится на следующих содержательных линиях:

Искусство открывает возможность видеть и чувствовать мир по-новому. Мышление научное и художественное. Временные и пространственные искусства и специфика их восприятия. Выдающиеся физики и математики о роли искусства и творческого воображения в развитии науки и техники. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Искусство в жизни выдающихся людей. Психологи и физиологи о пользе творческой деятельности человека для его физического и душевного здоровья. Информационное богатство искусства. Современный синтез науки и искусства (синергетика, фрактальная геометрия, бионика и др.) на службе человека.

Тематическое планирование


№ п/п

Разделы

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся (УУД)

Всего часов

8 класс


16

Искусство как духовный опыт человечества

1.

Искусство в жизни современного человека.

1

Определять место и роль искусства в жизни человека и общества.

Различать виды, стили и жанры искусства.

Воспринимать художественные произведения разных видов искусства и выражать свое отношение к ним.

Раскрывать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения.

Записывать свои впечатления от посещения театра, музея, выставки, концерта, от просмотра телевизионных передач и кинофильмов; от полюбившихся художественных произведений.

Соотносить характер звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников, особенностями одежды (костюмов) разных эпох и народов.

Разбираться в соотношении научного и художественного творчества.

Правильно употреблять термины.

Характеризовать многообразие форм художественного воплощения мира в различных видах и жанрах искусства.

Различать основные жанры народной и профессиональной музыки.

Обобщать и систематизировать представления о многообразии материальной и художественной культуры на примерах произведений различных видов искусства.

1

2.

Искусство открывает новые грани мира.

4

Наблюдать жизненные явления и сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.

Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи, музыки.

Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства.

Создавать средствами любого искусства модель построения мира какой-либо эпохи.

Составлять музыкально-литературные композии.

Находить сходные и различные черты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.

Знакомиться с современными обработками, аранжировками классических музыкальных произведений и оценивать их художественную значимость.

Рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов и жанров искусства в историко-культурной ретроспективе.

Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.

Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях музыкального и изобразительного искусства.

4

3.

Искусство как универсальный способ общения.

4

Раскрывать специфику искусства и его особенности как универсального способа общения и использовать коммуникативные свойства искусства.

Воспринимать произведения разных видов искусства, анализировать особенности их языка и соотносить их с эпохой.

Владеть информацией о конкурсах и фестивалях различной тематической направленности, проявлять творческую активность при создании своего варианта афиш конкурса или фестиваля.

Определять значение классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур, в воспитании толерантности.

Сравнивать содержание и эмоциональный строй художественных переводов, выявлять стилистические особенности художественного перевода.

Участвовать в разработке совместного художественно-исследовательского проекта.

Анализировать синтетичекий характер образов кино, роль музыки в ритмизации действия, характеристике персонажей, драматургии фильма.

Определять значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии.

4

4.

Красота в искусстве и жизни.

4

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, и объяснять разницу.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

Устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусства и литературы.

Наблюдать за развитием музыки (драматургией музыкального произведения), понимать значение контраста в создании гармонии целого как выражения красоты.

Выявлять особенности представлений человека о красоте в разные эпохи, в разных слоях общества.

Определять значения символов культуры.

Анализировать образные средства воплощения трагического, комического, лирического, драматического содержания произведений.

Передавать красоту современного человека средствами любого вида искусства.

Воплощать красоту различных состояний природы и человеческих отношений средствами одного из видов искусства.

4

5.

Прекрасное пробуждает доброе.

3

Выявлять важные, значимые жизненные проблемы в произведениях искусства.

Разрабатывать художественную идею и замысел совместного проекта.

Опрежделять свою роль (участие) в проекте.

Намечать способы реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности.

Общаться и взаимодействовать в процессе подготовки и осуществления проекта.

Использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.

Осуществлять презентацию проекта в рамках класса, школы, района, города.

3

Современные технологии в искусстве



9 класс


17

1.

Воздействующая сила искусства.

3

Сопоставлять художественные образы, символизирующие власть, выявлять сходство и различия, называть общие (типические) черты.

Оценивать произведения разных видов искусства с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека.

Приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением.

Сопоставлять особенности композиции произведений изобразительного и музыкального искусства.

Понимать и объяснять значение специальных терминов.

Находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений.

Знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии.

Соотносить характер звучания музыки, сопровождающей богослужения в разных религиях, с особенностями того или иного храма.

Определять роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении.

3

2.

Искусство предвосхищает будущее.

3

Называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего.

Проводить примеры научного значения художественного знания.

Давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека.

Определять соотношение науки и искусства, значение симметрии и антисимметрии в искусстве и науке.

Интерпретировать художественные образы современных гравюр, произведений абстрактного искусства, музыкальных произведений разных жанров.

Оценивать художественные произведения с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

3

3.

Дар созидания. Практическая функция.

7

Разбираться в терминах и понятиях.

Прослеживать историческую трансформацию одного из предметов быта и орудия труда.

Определять общее и особенное музыки и архитектуры.

Соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями.

Понимать особенности художественного оформления, иллюстрирования книги, журнала.

Пользоваться справочной литературой.

Определять стили дизайна.

Оценивать художественные образы различных искусств с позиций эстетических и практических функций.

Называть принципы работы фотоаппарата, жанры киноискусства.

Анализировать язык киноискусства как средство раскрытия драматургии музыкальных, литературных образов.

Анализировать средства художественной выразительности и делать собственные умозаключения, выводы о функциях, значении, особенностях влияния телевидения на человека.

7

4.

Искусство и открытие мира для себя.

4

Анализировать произведения различных видов искусства, высказывая суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).

Определять место, которое занимают изобразительные (пластические) искусства, музыка, литература, театр, кино и др. в семье искусств.

Называть символы красоты в жизни, в человеческих взаимоотношениях, в произведениях искусства.

Анализировать содержание, эмоциональный строй музыки, произведений изобразительного сикусства, средства художественной выразительности.

Участвовать в создании компьютерной презентации, видео- и фотокомпозиций, в театральных постановках, в виртуальных и реальных путешествиях и др.

4



№ п/п

Разделы

Кол-во часов

Практическая часть

Контроль

(защита проекта, презентация творческой работы, тест)

Экскурсии

Проекты


8 класс

17

2

2


1.

Искусство в жизни современного человека.

2

Экскурсия в Дом художника

Тест «Искусство вокруг нас».

2.

Искусство открывает новые грани мира.

4

Письменная работа «Портрет в музыке, изобразительном искусстве, кино».

3.

Искусство как универсальный способ общения.

4

4.

Красота в искусстве и жизни.

4

Экскурсия в Художественную галерею

Тест «Красота в искусстве и жизни».

5.

Прекрасное пробуждает доброе.

3

Защита проекта

Защита проекта


9 класс

18

2

1

1.

Воздействующая сила искусства

3

Экскурсия в Художественную галерею

Тест «Средства музыкальной выразительности»

2.

Искусство предвосхищает будущее.

3


Творческая работа «Эскиз декораций и костюмов»

3.

Дар созидания. Практическая функция.

7

Экскурсия в культурно-выставочный центр им. Тенишевых

Тест «Массовые и доступные искусства»

4.

Искусство и открытие мира для себя.

4


Защита проекта


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Технические средства обучения:

1. Автоматизированное рабочее место учителя (компьютер, проектор, экран (интерактивная доска)

2. Музыкальный центр

3. Принтер, копир, сканер

  1. Мультимедийное оборудование (проектор, экран, компьютер)

  2. Электронные коллекции художественных, музыкальных и др. произведений

Программные средства


Учебно-методическая литература

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

1. Программа «музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» - М.: Просвещение, 2010.

2. Сергеева Г.П. Искусство. 8-9 классы: учеб.для ОУ / Г.П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2011.

3. Сергеева Г.П. Уроки искусства: 8-9 классы: Пособие для учителей ОУ. - М.: Просвещение, 2010.

4. Искусство: Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику: Аудиокурс: МР3.

Дополнительная литература

1.Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - М., 1986

Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - М., 2005.

2.Кашекова И. Э. От античности до модерна / И. Э. Кашекова. - М., 2000.

3.Киященко Н. И. Эстетика - философская наука / Н. И. Киященко. - М, СПб.; Киев, 2005.

4.Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. - СПб., 1998.

5.Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. - М., 1997.

6.Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. - М., 2003.

7.Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству / П. А. Флоренский. - М., 1996.

8.Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. - М., 2002.




1


© 2010-2022