• Преподавателю
  • Музыка
  • Открытый урок в 7-м классе «Музыкальные образы и драматургия в произведениях о Великой Отечественной войне »

Открытый урок в 7-м классе «Музыкальные образы и драматургия в произведениях о Великой Отечественной войне »

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок в 7- м классе «Музыкальные образы и драматургия в произведениях о Великой Отечественной войне ». Учитель музыки МБОУ СОШ

с. Троицкого Моздокского района РСО-Алания Вовченко Е. Н.

23. 04. 2014г.

Цель урока:

  • показать развитие и столкновение музыкальных образов в «Симфонии № 7» Д. Шостаковича ;

  • раскрыть перед учащимися и дать им возможность почувствовать особенности драматургии песни сл. А. Соболева муз. В. Мурадели «Бухенвальдский набат»;

  • развивать чувства любви к малой Родине через музыкальную драматургию песни Л. Цаллаговой «Журавли»;

  • воспитывать у учащихся нравственные качества личности на примере мужества и героизма советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Задачи урока:

  • обратить внимание учащихся на высокое и трепетное отношение к Родине;

  • закрепить и обобщить понятия: сонатная форма, музыкальный образ и музыкальная драматургия.

Музыкальный материал: Д. Тухманов «День Победы»,Симфония № 7» Д. Шостаковича, В. Мурадели "Бухенвальдский набат", Л.Цаллагова «Журавли». Оборудование: баян, магнитофон, компьютер, мультимедийная установка.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Введение в тему урока.

  4. Слушание Симфонии № 7 часть первая. Обсуждение прослушанного.

  5. Слушание главных тем экспозиции. Обсуждение прослушанного.

  6. Слушание эпизода нашествия. Обсуждение прослушанного.

  7. Слушание репризы и коды. Обсуждение прослушанного.

  8. Повторное слушание 1 части симфонии.

  9. Слушание песни В. Мурадели « Бухенвальдский набат».

  10. Разучивание и исполнение первого куплета песни.

  11. Проект Вовченко Кирилла «Журавли над Родиной».

  12. Исполнение песни Л. Цаллаговой « Журавли».

  13. Итог урока. 1

Ход урока.

На доске эпиграф к уроку

Об одном прошу тех, кто переживает это время: не забудьте!...

Не забудьте ни добрых , ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас…

Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!

Юлиус Фучик

Организационный момент. Построение класса. Вход в класс под звучание песни Д. Тухманова «День Победы».

Приветствие.

Вступительное слово учителя.

Учитель: Песня какого композитора и почему именно эта песня прозвучала в начале нашего урока ?

-Песню Д. Тухманова «День Победы».

Учитель: Абсолютно верно, это песня Д. Тухманова, на слова В. Харитонова «День Победы».

Сегодня на уроке мы будем слушать, разбирать песни и музыкальные произведения в которых раскрывается подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Учитель:9 мая - День Победы, впервые праздновавшийся в 1945 году, навсегда останется одним из самых светлых праздников нашего народа, нашей страны. И вместе с нами его всегда будут праздновать миллионы людей во всём мире, кто превыше всего ценит свободу и независимость народов, в чьей памяти никогда не сотрётся чувство ненависти к фашизму, стремившемуся поработить весь мир.

1 -слайд

Начиная с этого урока , мы будем обращаться к теме войны 2

в произведениях разных авторов. Мы будем говорить о

музыке, которая рождалась и звучала как в годы Великой Отечественной войны так и в послевоенные годы и



постараемся разобраться в многообразии музыкальных

образов, созданных композиторами в этих произведениях. Тема нашего урока «Музыкальные образы и драматургия в произведениях о Великой Отечественной войне».

Учитель : Скажите ,какой музыкальный образ раскрываются в песне Д .Тухманова «День Победы»?

- Торжества, праздника, победы.

Учитель :В каком характере звучит эта песня?

-Радостном ,торжественном.

Учитель :А какие чувства вы испытали слушая песню?

- Гордости, ликования.

Учитель: В какой форме написана она?

- Куплетной.

Учитель: Какие еще музыкальные формы вы знаете?

1-я,2-я,3-я,вариации,рондо,сонатная форма.

Учитель: Какое произведение мы с вами слушали , написанное в сонатной форме?

-Увертюра к опере М. И. Глинки « Руслан и Людмила», увертюра Л. Бетховена «Эгмонт».

Введение в тему урока.

2-4-й слайд

ВОВ. Ленинград. Дорога жизни" -эти слова тесно связанны между собой. 3

Краткий рассказ учителя о блокаде Ленинграда.

5-й слайд (портрет Д.Д. Шостаковича).

6-й слайд

Учитель: Композитор Д.Д.Шостакович, родившийся 25 сентября 1906 г. В Петербурге, очень любил этот город и его народ. Он тяжело переживал за его судьбу, гордился мужеством ленинградцев и вместе с ними переносил все тяготы блокады. В первые месяцы войны , в осажденном Ленинграде он начинает работу над созданием крупного симфонического произведения -симфонии № 7 и посвящает ее городу Ленинграду, его жителям.

7-й слайд

Композитор заканчивает работу над симфонией - 27 декабря 1941 года в Куйбышеве, куда его больного, ослабевшего от голода с двумя маленькими детьми, вывезли на самолёте.

Четыре части симфонии показывают схватку советского народа с фашизмом, раскрывают идею борьбы и торжества добра . Наиболее ярко столкновение двух образов показано в 1 части, которая написана в сонатной форме.

Учитель: Давайте вспомним из каких разделов состоит сонатная форма и на чём она основана?

- Сонатная форма состоит из 3 разделов: экспозиции, разработки, репризы, которые обрамляются вступлением и кодой.

Учитель: И основана на контрасте основных тем экспозиции - главной и побочной.

Первая часть начинаетя широкой , распевной мелодией. Затем она развивается, растет, наполняется все большей мощью.

Шостакович говорил: « Работая над симфонией , я думал о величии нашего народа, о его героизме…» Все это воплощено в теме главной партии .4

Внимательно вслушайтесь какой музыкальный образ несет в себе каждый раздел сонатного аллегро и как развивается и видоизменяется мелодия.

Слушание Симфонии № 7 , часть первая (на фоне звучания музыки давать отдельные пояснения).

Учитель: Побочная партия тоже песенная .Она похожа на спокойную колыбельную песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни. Побочная партия продолжает линию главной и раскрывают один образ - образ Родины и русского народа. Особенность построения экспозиции заключается в том, что хотя главная и побочная партии контрастны, но они не противопоставлены друг другу а дополняют друг друга.

Учитель: Следующий раздел в сонатной форме - разработка? Это самый напряженный раздел сонатной формы. В разделе разработки темы показанные в экспозиции достигают наивысшей точки драматизма. В данной симфонии разработки нет, так как нет противопоставления тем в экспозиции. Вместо разработки звучит знаменитый эпизод - тема фашистского нашествия.

Откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется примитивная мелодия, как будто двигаются марионетки. Так начинается «эпизод нашествия»- картина вторжения разрушительной силы. Поначалу звучание кажется безобидным. Но тема повторяется 11 раз, все больше усиливаясь. Мелодия ее не меняется , она только постепенно обрастает звучанием все новых и новых инструментов.

Так эта тема , которая сначала казалась не угрожающей а пошлой и примитивной, превращается в колоссальное чудовище - машину уничтожения .Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути.

Учитель: В тот момент , когда кажется , что железная махина с грохотом движется прямо на слушателя , происходит неожиданное . Начинается противодействие . 5

Появляется драматический мотив, который принято называть мотивом сопротивления. Слышаться стоны, крики. Как будто разыгрывается грандиозная симфоническая битва в которой идет показ противостояния советских солдат фашистам.

Учитель: После мощной кульминации реприза звучит сумрачно и мрачно. Тема главной партии в ней звучит как речь , обращенная ко всему человечеству , полная великой силы протеста против зла. А выразительная побочная партия стала тоскливой и одинокой- это больше не колыбельная , а скорее плач. Только в коде главная партия звучит в мажоре , как бы утверждая преодоление сил зла. Но обратите внимание издали слышится дробь барабана. Война еще продолжается.

Учитель: какой образ композитор раскрывает в экспозиции?

- Образ Родины и русского народа.

Учитель: что изображает эпизод нашествия?

- Музыка изображает надвигающуюся вражескую лавину.

Учитель: Каков характер музыки?

- Суровый, напористый, маршевый.

Учитель: Определите музыкальный образ.

- Образ нашествия врага.

Учитель: когда звучит мотив сопротивления , что изображает музыка ?

-Кровавую схватку советских солдат с фашистами.

Учитель: Какая по характеру музыка звучит в репризе?

-Траурная, печальная

Учитель: Что она изображает? 6

- Плачь по погибшим воинам.

Учитель: что показывает музыка в финале 1 части?

- Хотя война еще не закончена силы зла будут побеждены.

Музыка звучит тихо , как мечта о мире.

Учитель: Сколько музыкальных образов в 1 части 7-й Симфонии Д. Шостаковича?

-Два : добра и зла.

Учитель: Что такое музыкальная драматургия?

-Последовательность, сопоставление или столкновение музыкальных образов , образующих динамику музыкального звучания.

-Учитель: На чем построена драматургия симфонии?

-На столкновении двух образов - добра и зла.

Учитель: Когда и где состоялась премьера исполнения?

9-й слайд (изображение афиши концерта 7-й симфонии во время Великой Отечественной войны).

Учитель: 5 марта 1942 года в Куйбышеве (Самара) состоялась премьера исполнения 7-й симфонии, а затем в Москве.

А 9 августа 1942 г. когда по плану фашистов Ленинград должен был пасть, 7-я симфония была исполнена в этом городе, измученном блокадой, но не сдавшемся врагу.

11- слайд

Более 60 раз прозвучала 7-я симфония в США в течение 1942 года. Американский критик, услышав эту симфонию, написал: "Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой:" 7

Учитель: Советская Армия освободила от фашистов не только нашу страну, но и весь мир. В этом заключено мировое значение Победы.

Учитель: Извечная борьба добра и зла отражалась

композиторами не только в симфонической музыка , но и в песнях.

Учитель: Страшное слово - война! За ним разрушенные города , горе , слезы смерть а еще миллионы людей , в том числе стариков и детей, погибших мучительной смертью в фашистских лагерях смерти.

12- слайд ( концентрационный лагерь Освенцим).

Учитель: Утонченные приспособления издевательств , мрачные печи крематория , кучи обуви среди которой много детской , огромное помещение заполненное волосами людей , где рядом с седыми блестят золотые локоны детей . Все это увидел когда посещал концентрационный лагерь Освенцим, который был создан на территории Польши вблизи города Освенцима во время второй мировой войны и где фашисты умертвили 4 млн. человек

- композитор Вано Ильич Мурадели.

Учитель: То, что увидел композитор ,так его потрясло, что он обратился с призывом ко всему человечеству: Этого забыть нельзя! Нельзя , чтобы подобные зверства повторялись!

13-й слайд ( портрет композитора В. Мурадели и писателя Александра Соболева).

Учитель: Вместе с поэтом, писателем , участником Великой Отечественной войны - Александром Соболевым была написана песня «Бухенвальдский набат».

14-й слайд 8

Правда Бухенвальдский лагерь смерти находился не в Польше, как Освенцим, а в Германии . Но назначение всех подобных лагерей было одинаково - уничтожение людей.

Бухенвальд,- в переводе с немецкого- «буковый лес».В этом буковом лесу на окраине г. Веймара помещался лагерь смерти Бухенвальд. Оттуда шел черный дым , стелившийся над черепичными крышами домов. А печах Бухенвальда были сожжены тысячи жертв.

15-й слайд

Семь лет известный немецкий скульптор Фриц Кремер работал над монументом борцам Сопротивления фашизму в Бухенвальде и в 1958 г. на территории бывшего лагеря смерти был установлен памятник , представляющий собой огромные каменные столбы , олицетворяющие узников лагеря и огромная башня , увенчанная колоколом, набат которого должен напоминать о жертвах фашизма и войны.

16-й слайд

Ежегодно в память о тех , кто здесь страдал и погиб , слышится гул набата.

17-й слайд

Послушайте и подумайте какой музыкальный образ воплощен авторами в эту песню.

18-24-й слайд Слушание песни В. Мурадели «Бухенвальдский набат»

Учитель: Песня « День победы это песня -эмблема праздника победы , а «Бухенвальдский набат » это песня-

призыв. Призыв к борьбе за мир во всём мире.

Учитель: И раскрывает один образ

- образ борьбы за мир. Призыв к тому , чтобы люди не допустили новых войн. 9

Учитель: Как надо петь песню которая начинается словами : «Люди мира на минутку встаньте!». Можно ли обращаться ко всем людям на земле с призывом « встаньте!», а самим при этом сидеть?!».

25-й слайд. Слова первого куплета песни.

Разучивание 1 куплета песни. Исполнение в соответствии с его характером.

Учитель: Страшное слово - война! За ним разрушения, горе, слезы матерей. Не миновала тяжелая чаша испытаний и нашу маленькую Осетию. Стальным смертоносным крылом коснулась

война каждого дома в Осетии. Не обошла стороной и дом семьи Газдановых. Ученик 7 класса подготовил проект « Журавли над Родиной».

Исполнение песни Л. Цаллаговой « Журавли над Родиной».

Итог урока: своеобразно сплетаются и противостоят друг другу образ добра и зла в 7-й симфонии Д. Шостаковича, и образ войны и борьбы за мир в песне «Бухенвальдский набат». А память не дает нам забыть о героях погибших в годы Великой Отечественной войны


10







© 2010-2022