Урок музыки Полифония в музыке и живописи

Тема урока:  «Полифония в музыке и живописи» Проект урока по музыке  в 5 классе 4 четверть Цель урока: Сформировать представление о жизни и многогранности творчества немецкого композитора И.С.Баха. Познакомить уч-ся с основными принципами  творчества М. Чюрлёниса, сформировать понимание и уважение к синтезу искусств. Задачи урока: Расширять музыкальный кругозор учащихся, стремление любить и понимать музыку. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к жизни, музыке, искусству Тип урока: ком... Этапы урока Планируемая деятельность учителя Предполагаемая деятельность учащихся I.Активная деятельность учащихся. II.Формирование теоретических знаний. Музыкальное приветствие. Слайд 1. «Любить музыку вовсе не означает любить всех композиторов, но любить музыку, не любя Баха, невозможно» Кабалевский Д.Б. Послушайте музыкальное произведение и определите: какой музыкальный инструмент будет его исполнять. (Звучит «Органная прелюдия И. С. Баха) Звучание какого музыкального инструмента вы услышали? Слайд 2. Величественный, могучий инструмент соревноваться с которым трудно даже большому составу симфонического оркестра. Где можно услышать звучание о...             Орган.В церкви, на концерте.             Для Баха.   Немецкому.                   Застывшая музыка Чувство светлой печали, скорби и вместе с тем покоя.  Наша душа стремится к возвышенному, чистому, божественному.                             Возвышенная, небесная, обращённая к космическим просторам. Причина этого — большая глубина и значительность содержания, безграничность оттенков человеческих чувств                                           Используется оттенки зеленого, серого ...  
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Полифония в музыке и живописи»

Проект урока по музыке в 5 классе 4 четверть

Цель урока:

Сформировать представление о жизни и многогранности творчества немецкого композитора И.С.Баха. Познакомить уч-ся с основными принципами творчества М. Чюрлёниса, сформировать понимание и уважение к синтезу искусств.

Задачи урока:

Расширять музыкальный кругозор учащихся, стремление любить и понимать музыку.

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к жизни, музыке, искусству

Тип урока: комбинированный.

Этапы урока

Планируемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность

учащихся

I.Активная деятельность учащихся.

II.Формирование теоретических знаний.

Музыкальное приветствие.

Слайд 1. «Любить музыку вовсе не означает любить всех композиторов, но любить музыку, не любя Баха, невозможно» Кабалевский Д.Б.

Послушайте музыкальное произведение и определите: какой музыкальный инструмент будет его исполнять.

(Звучит «Органная прелюдия И. С. Баха)

Звучание какого музыкального инструмента вы услышали?

Слайд 2. Величественный, могучий инструмент соревноваться с которым трудно даже большому составу симфонического оркестра. Где можно услышать звучание органа?

Музыка, которую мы услышали наз. «Органная прелюдия» (светлая, прозрачная, лирическая)

Для какого композитора орган был любимым инструментом и он владел им в совершенстве?

Слайд 3. (Портрет) Я думаю мало найдётся таких людей, которые не слышали бы об этом гениальном композиторе. Родился И.С.Бах 21 марта 1685г.

А какому народу принадлежит этот великий композитор?

Слайд 4. (Германия) город Эйзенах, где родился великий немецкий композитор ХVIII в. И.С.Бах в семье бедного городского музыканта.

Слайд 5. Дом, где проживала семья Бахов

При жизни Бах не получил заслуженного признания как композитор, но органист он был непревзойдённый.

Слайд 6. Церковь святого Фомы Органная музыка Баха созвучна величию соборов. На предыдущих уроках мы знакомились с архитектурой.

Как называли мы архитектуру?

Звучание органной музыки связано с такой формой выражения чувств и мыслей, как полифония. Что же такое полифония?

Слайд 7. Полифония (в переводе с греческого - многозвучие) - вид многоголосной музыки, основанной на одновременном сочетании и развитии нескольких самостоятельных голосов.

Гомофония - вид многоголосной музыки, в которой один голос (мелодия) главенствует, а остальные голоса аккомпанируют

Наивысшего расцвета полифония достигла в творчестве И.С.Баха.

Что же такое фуга?

Слайд 8. Фуга (в переводе с латинского - бег ) - это самая развитая, высшая форма полифонической музыки, в которой одна музыкальная тема звучит последовательно в разных голосах.

Как правило, перед фугой исполняется прелюдия.

В фуге может звучать от двух до шести голосов. (Слушание фрагмента)

  • Что свойственно музыке И. С. Баха, какие музыкальные особенности?



  • Какой музыкальный образ несет это произведение?

Развертывание одной мысли, одной идеи - характерная черта фуг И.С.Баха. Сам И.С. Бах так высказывался о фуге: «Каждый голос в сочинении, каждая тема, каждая мелодия - это личность, а многоголосное сочинение - беседа между этими личностями, и надо ставить за правило, чтобы каждая из личностей говорила хорошо и вовремя, а если не имеет, что сказать, то лучше бы молчала и ждала, пока не дойдёт до неё очередь»

На протяжении многих лет люди пытались объединить несколько видов искусств в одно целое. Примером этого синтеза являются оперные театры, храмы и, конечно, люди, объединившие в себе таланты к музыке, живописи, поэзии.

Слайд 9. (портрет)

Сегодня мы познакомимся с человеком, который открыл новый континент, но не на Земле, а в искусстве. Это литовец Микалоюс Константинос Чюрлёнис (1875-1911).

Микалоюс Чюрлёнис, который в своём творчестве стремился объединить музыку и живопись.

Необычность его творчества состоит в том, что он стремился сделать свою музыку живописной, а своими картинами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки.

Слайд 10. (картина) Композиция картины М.Чюрлёниса «Фуга» с графическим изображением

Какова цветовая гамма картин?

Что изображено на картине?

Можно ли сравнить эту картину с партитурой музыкального произведения? Почему?

А можно ли сказать, что художник нарисовал музыку?

Определение профессии М Чюрлёниса кто же он: художник или композитор? - он одновременно и художник музыки, и музыкант живописи.

И сегодня на уроки мы просмотрим видео на котором вы сможете увидеть как музыка оживает. На примере произведения И.Баха «Маленькая фуга»

Обратите внимание на графическое изображение, которое появляется вместе со звуками. Подумайте, как можно изобразить фугу с помощью красок.

Слайд 11. Просмотр видео

Сколько голосов звучало в музыкальном произведении?

Рефлексия

Что нового вы узнали?

Справились с поставленными целями?

Домашнее задание.

Что означает слово "Прелюдия"? (в начале урока)
Придумай и нарисуй свою иллюстрацию к Фуге И. С. Баха.

Не забудьте перенести ваши живописные фантазии на лист бумаги.







Орган.В церкви, на концерте.



Для Баха.

Немецкому.





Застывшая музыка Чувство светлой печали, скорби и вместе с тем покоя.

Наша душа стремится к возвышенному, чистому, божественному.







Возвышенная, небесная, обращённая к космическим просторам.

Причина этого - большая глубина и значительность содержания, безграничность

оттенков человеческих чувств











Используется оттенки зеленого, серого

Ёлки

Да, елки расположены как ноты на партитуре

Да, конечно.





четыре









© 2010-2022