• Преподавателю
  • Музыка
  • Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Коллективное инструментальное музицирование

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Коллективное инструментальное музицирование

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа дополнительного образования детей Коллективное инструментальное музицирование

«Ритмы времени»

Направленность: художественная

I. Пояснительная записка

Коллективное инструментальное музицирование как вид музыкального исполнительства является наиболее эффективной формой художественно-эстетического развития личности ребенка, так как способствует раскрепощению детей, стимулирует их творческое общение, активизирует развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, воли.

Данный вид деятельности самым естественным образом развивает музыкальные способности и исполнительские возможности детей, приобщая их к совместному музицированию, вызывая радость коллективного творчества.

Программа учебного предмета «Коллективное музицирование» разработана с учетом:

- особого отношения к уникальности мира каждого ребенка, признания его самобытности; создания условий для раскрытия природных дарований, творческого потенциала, развития индивидуальных особенностей и музыкальных способностей ребенка;

- создания пространства для благоприятного развития и реализации личностных качеств учащегося в творческом коллективе, объединенном общими учебными и исполнительскими задачами;

- приоритета игровых форм подачи материала как наиболее органичных при введении детей в особый мир художественной деятельности;

- пробуждения у детей желания заниматься особым видом творческой деятельности;

- воспитания в ребенке способности воспринимать прекрасное;

- нахождения таких способов организации музыкально-творческой деятельности, при которых дети получали бы радость, как от процесса познания, так и от конечного результата в виде выступлений на концертах и участия в музыкальных спектаклях.

Природная любознательность побуждает ребенка к исследованию звука, пониманию зависимости качества звучания от способа извлечения, зависимости «содержания» звука от эмоционально-смысловых переживаний. Различные приемы игры на инструментах позволяют получить звук разного качества, а, следовательно - разного «содержания», но экспериментирование со звуком не должно выходить за рамки красивого звучания.

Формирование отношения ребенка к музыкальному звуку наиболее эффективно начинать с инструментов элементарного музицирования, где способ действия не вызывает затруднения, а овладение разнообразным инструментарием помогает воспитанию «красочного слуха» - ярких ассоциаций между тембром звука и цветом.

Инструменты «открываются» ребенку постепенно, и чем многограннее будет их исследование, тем ярче эмоционально-ассоциативное восприятие окраски звука. Ребенок совершает «путешествие» - проходит путь от словесного описания внешних признаков инструмента: формы, цвета, конструкции, материала, из которого он изготовлен, к его главной тайне - неповторимому «голосу». Он должен найти то единственное красивое звучание, которое живет внутри инструмента и рождается в результате правильно организованной пластики и отношения к инструменту со стороны ребенка.

В работу включаются ударные инструменты, не имеющие определенной высоты звучания. Они незаменимы в формировании метроритмического чувства детей. Инструменты с определенной высотой звучания, обладающие большими выразительными возможностями, помогут сформировать более сложные исполнительские навыки, направленные на раскрепощение и организацию моторно-двигательного аппарата, мышечную свободу.

Коллективное инструментальное музицирование направлено на воспитание интереса и любви к музыке; развитие эмоциональности детей и способности воспринимать, переживать и понимать музыку; приобретение собственного опыта музыкальной деятельности через игру в оркестре.

Занятия проходят в интересных для детей формах: театрализациях, играх, творческих заданиях. Для занятий характерна смена видов деятельности.

Актуальность данной программы определяется потребностью в возрождении и широком приобщении детей к традициям национальной музыкальной культуры, а с другой стороны, решением в образовательном процессе тех современных задач, которые определены в ФЗ РФ «Об образовании», в Концепции развития художественного образования, в Концепции модернизации дополнительного образования до 2010 года. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке - залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди учеников. Совместное музицирование способствует созданию мотивации для совершенствования навыков игры на инструменте, развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм.

Педагогическая целесообразность программы связана с направлением образовательного процесса на развитие эстетического вкуса учащихся, на практическое применение навыков игры на инструменте, а так же с обеспечением возможности концертной практики для каждого обучающегося в составе оркестра, что имеет большое воспитательное значение. Совершенствование системы музыкального образования - не только задача педагогов - практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной музыкальной жизни.

Практическая значимость

Игра на детских музыкальных инструментах (ДМИ) - это один из видов детской исполнительской деятельности. В процессе игры на ДМИ совершенствуется эстетическое воспитание и эстетические чувства ребёнка. Она способствует развитию волевых качеств: выдержке, настойчивости, целеустремлённости, усидчивости, а также развитию памяти и умению концентрировать внимание. Когда ребёнок слышит звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Развивается мускулатура и мелкая моторика пальцев рук. Способствует развитию фантазии, координации двигательных функций организма, а также развивает творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать музыку. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя. Обучаясь игре на ДМИ, детям открывается мир звуков, осознание звучания различных инструментов. У детей улучшается качество пения, музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм. Игра на ДМИ помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Цель учебного предмета «Коллективное инструментальное музицирование» - художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенного опыта коллективной музыкально-исполнительской деятельности.

Задачи учебного предмета:

1. Развитие интереса к музыкальной деятельности, способностей к коллективному музицированию.

2. Развитие воображения, мышления, воли - качеств личности, необходимых для осуществления творческой деятельности.

3. Овладение средствами выразительности музыкального языка в доступной для учащихся игровой форме.

4. Развитие способностей учащегося, создание условий для свободного самовыражения в любом виде творческой деятельности.

4. Обучение игре на шумовых инструментах.

5. Формирование исполнительской свободы.

6. Развитие фантазии, ассоциативного, образного и логического мышления, творческих способностей и инициативы.

7. Получение базовых знаний по музыкальной грамоте, необходимых для осуществления элементарной художественно-творческой деятельности.

Отличительной особенностью данной программы является включение таких учебных элементов в образовательный процесс как «Работа над пьесами» - в младших классах. Программа составлена для детей не имеющими первоначальных навыков игры на шумовых ударных инструментах. Была проведена индивидуальная диагностика, по которой можно судить о возможностях каждого ребёнка и проводить индивидуальную работу.

Единство учебно-воспитательного и творческо-образовательного процесса, осуществляется посредством:

∙ постоянного изучения степени интереса к музыке каждого ребенка, развития у него музыкального слуха, формирования устойчивого восприятия музыки, творческого воображения, фантазии, индивидуальных особенностей;

∙ создания необходимых условий, предоставляющих возможность приобщения каждого человека к миру музыки, с помощью которых он может ярко проявить разносторонние дарования;

∙ постоянных групповых занятий: творческий характер всех выполняемых заданий направлен на развитие активных действий ребенка, на освоение им художественно-эстетических ценностей музыкальной культуры, на воспитание духовно обогащенной личности; межпредметных связей между различными видами искусства, что обеспечивает развитие познавательно-художественной деятельности ребенка, формирование навыка ориентации в художественном освоении мира звуков, ассоциативно-творческого мышления.

Срок освоения учебного предмета - 3 года.

Занятия проводятся два раза в неделю. Рекомендуемая продолжительность занятия - четыре занятия по 40минут. Форма проведения занятий групповая (от 6 - 12 человек).

Возраст детей от 7 до 12 лет.

Методы обучения

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских приемов);

  • практический (работа на инструменте, упражнения);

  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).

Использованные технологии

  • развивающая технология



  • технология игрового обучения



  • технология личностно - ориентированного обучения



  • информационная технология



  • здоровье сберегающая технология

Основными видами деятельности, лежащими в основе содержания предмета «Коллективное инструментальное музицирование», являются игра на шумовых инструментах; игра в ансамбле; ритмические упражнения, ритмоинтонирование, ритмодекламация; пластическое интонирование; творческие упражнения, импровизация, сочинение.



Требования к уровню подготовки обучающихся

Прогнозируемые результаты уровня подготовки обучающихся:

- развитие художественно-образного мышления;

- знание инструментов и правил их хранения;

- освоение основных способов и приемов игры на шумовых инструментах оркестра;

- овладение навыками игры в ансамбле;

- импровизации на инструментах оркестра

- владение музыкальными терминами и понятиями в рамках пройденного материала;

- формирование исполнительской культуры;

- умение применять полученные знания в практической музыкальной деятельности.

У ученика должны быть воспитаны следующие качества:

- интерес к творческому самовыражению на основе коллективного инструментального музицирования;

- навыки совместной деятельности, умение работать в коллективе;

- психологическое раскрепощение;

- умение концентрироваться и достигать поставленной цели в ограниченные сроки;

- способность к дальнейшему саморазвитию.

Система текущего и итогового контроля успеваемости обеспечивается на занятиях различными способами:

- сдача оркестровых партий (индивидуальное и групповое прослушивание);
- периодическая проверка теоретических знаний (опрос);
- оценивание практической работы в классе;

Методы отслеживания результатов весьма разнообразны. Это и конкурсы на лучшее исполнение партии, концертные выступления, наблюдение и т. д. В конце каждого полугодия руководитель оркестрового класса выставляет учащимся оценки за полугодие. При этом учитывается общее развитие ученика, его активность и успехи в освоении навыков оркестровой игры, соблюдение оркестровой дисциплины. Каждое выступление оркестра (отчетный концерт, участие в конкурсе и т. п.) является одновременно зачетом, как для всего оркестра, так и для каждого оркестранта.

Формы подведения итогов:

- участие оркестра шумовых инструментов в концерте (конец учебного года.)








Содержание учебного предмета

Тематический план

1 класс

№ темы

Название темы

Четверть

теория

практика

1.

Классификация звуков. Звучащие жесты. Пластическое интонирование и движение под музыку. Пальчиковые игры

1

10ч

2.

Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота

1

10ч

3.

Инструменты малого ударного состава

1

4.

Оркестр (инструментальный ансамбль): элементарные навыки игры в ансамбле. Исполнение песен текущего репертуара с сопровождением шумовых инструментов

2

12ч

5.

Метроритм. Графическое и пространственное моделирование протяженности звука. Понятие музыкальных длительностей. Короткие и длинные звуки. Сильные и слабые доли. Такт. Ритмодекламация. Выразительные свойства ритма

2

12ч

6.

Шумовой оркестр (инструментальный ансамбль): пьесы для первой ансамблевой игры, работа над ансамблем. Усложнение репертуара. Исполнение песен текущего репертуара с сопровождением шумовых инструментов.

3

12ч

34ч

7.

Концерты

4

27ч

Всего: 144 часа









2 класс

№ темы

Название темы

Четверть

теория

практика

1.

Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость. Имитационные пластические упражнения. Пальчиковый театр

1

15ч

2.

Метроритм. Простые размеры. Ритмоформулы. Ритмические партитуры

1

15ч

3.

Оркестр (инструментальный ансамбль): элементарные навыки игры в ансамбле. Исполнение песен текущего репертуара с сопровождением шумовых инструментов

2

11ч

4.

Импровизация на различных инструментах (Вариативная часть - региональный компонент: возможен любой другой инструментарий региона)

2

11ч

5.

Шумовой оркестр (инструментальный ансамбль): пьесы для первой ансамблевой игры, работа над ансамблем. Усложнение репертуара. Исполнение песен текущего репертуара с сопровождением Шумовых инструментов. (Вариативная часть - региональный компонент: введение в репертуар произведений региона)

3

17ч

6.

Сочинение элементарных пьес на заданную тему с использованием различных тембров и ритмов

3

17ч

7.

. Музыкальные соревнования.

4

14ч

8.

. Концерты

4

14ч

Всего: 144 часа











3 класс

№ темы

Название темы

Четверть

теория

практика

1.

Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость

1

10ч

2.

Метроритм. Понятия: такт, метр, размер. Пластическое и графическое моделирование метроритма

1

3.

Работа с новыми ритмическими моделями.

1

4.

Шумовой оркестр (инструментальный ансамбль): пьесы для первой ансамблевой игры, работа над ансамблем. Усложнение репертуара. Исполнение песен текущего репертуара с сопровождением Шумовых инструментов. (Вариативная часть - региональный компонент: введение в репертуар произведений региона)

2

10ч

5.

Шумовой оркестр (инструментальный ансамбль): совершенствование игры в ансамбле. Исполнение оркестровых партитур для малого и большого составов. Исполнение песен текущего репертуара с сопровождением Шумовых инструментов. (

2

12ч

6.

Сочинение речевых пьес с шумовым аккомпанементом в простых размерах

3

18ч

7.

Музыкальные соревнования

3

20ч

8.

. Концерты

4

28ч

Всего: 144 часов









Распределение учебного материала по годам обучения

1 класс

1. Классификация звуков. Звучащие жесты. Пластическое интонирование. Пальчиковые игры.

Классификация звуков: шумовые и музыкальные. Поиск звуков в окружающем мире. Озвучивание различных явлений: голоса животных и птиц, шум леса, звучание механизмов и т.д. Звучащие жесты(«инструменты тела»): хлопки, шлепки, щелчки и притопы. Использование «звучащих жестов» в качестве аккомпанемента к стихотворным текстам и музыкальным пьесам. Пластическое интонирование: свободное дирижирование, имитация игры на музыкальных инструментах, танцевальные движения, инсценировка песен. Пальчиковые игры: Рука - образ: использование фиксированных пальчиковых образов.

2. Свойства музыкального звука. «Музыкальный цветок» - четыре свойства звука: тембр, громкость, длительность, высота. Тембр - «цветные» ассоциации восприятия «окраски» звука. Громкость - выразительный аспект понятий форте и пиано. Длительность - выразительные свойства протяженности звучания, поиск графических моделей. Высота - различные приемы пространственного моделирования звуковысотных отношений. Игры со звуками: поиск подходящего тембра, высоты, продолжительности звука, штрихов в инструментальном аккомпанементе к знакомым песенкам и пьесам.

3. Инструменты малого ударного состава. Маракас, пандейра, коробочка, колокольцы, блоктроммель, барабан, бубен, треугольник и др. Описание внешних признаков: цвет, форма, устройство, материал, из которого изготовлен музыкальный инструмент. Исследовательская деятельность по выявлению способов звукоизвлечения. Овладение приемами игры. Формирование эталонного представления о красивом звуке при игре на инструментах малого ударного состава. Условные обозначения инструментов. Ритмические остинатные формы. Импровизация.

4. Шумовой оркестр (инструментальный ансамбль): элементарные навыки игры в ансамбле. Мышечная свобода, организация моторно-двигательного аппарата. Упражнения на координацию рук. Работа с палочками. Приемы игры на ксилофоне, металлофоне: одновременная, поочередная фиксация удара; сила удара; восходящее, нисходящее движение мелодии. Латинские обозначения звуков. Индивидуальное и ансамблевое исполнение упражнений на ксилофоне и металлофоне. Коллективное музицирование на мелодических и шумовых инструментах Орф-оркестра. Импровизация.

5. Метроритм. Понятие музыкальных длительностей. Графическое и пространственное моделирование протяженности звука.

Ритм как временная категория, как процесс, как «носитель» эмоционально-выразительной информации и событийности через длительности различной протяженности. Интонационная природа ритма. Получение информации о музыкальном ритме через типовые визуальные модели как носители определенного образа (животные, машины и т.д.).

Метр как способ организации событийного и ритмического процессов. Формирование устойчивой способности к равномерной пульсации. Сильная и слабая доли, такт.

Изобразительно-графическая и двигательно-пластическая визуализация звуков различной длительности. Слоговая система озвучивания длительностей и их графическое обозначение. Паузы различной протяженности. Пластическая форма проживания длительностей и пауз.

Ритмодекламация как способ вербального воспроизведения протяженности звука. Ритмоинтонирование слов, фраз, стихов. Работа с тембром голоса. Вокализированная речь. Звуковысотные ритмические модели. Графическое моделирование различных видов пульсации: соединение зрительного ряда со слуховыми представлениями. Работа с моделями, несущими образно-смысловую нагрузку. Пластическое интонирование ритмических моделей. Ритмические сюиты (ряд ритмических заданий, объединенных единым сюжетом).

7. Концерты. Проведение концертов. Репетиции на сцене. Преодоление сценического волнения. Понимание дирижерских жестов. Концерт из детских произведений.













2 класс

1. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость. Имитационные пластические упражнения. Пальчиковый театр.Углубленное рассмотрение понятий: высота, длительность, тембр, громкость. Моделирующая пластика и имитирующие движения (попугай, олененок-постреленок, улитка, козочка, единорог и т.д.). Активизация памяти мышечных ощущений. Пальчиковый театр.

2. Метроритм. Простые размеры. Ритмоформулы. Ритмические партитуры.Осознание сильных и слабых долей в пульсации. Исполнение ритмоформул в простых размерах. Подбор различных остинатных ритмов для сопровождения. Включение карточек с ритмами в различные виды музыкальной деятельности: звучащие жесты, ритмодекламацию, пение, игру на инструментах, импровизацию. Ритмические партитуры. Работа со схемами. Собственные инструменты, «инструменты тела». Инструменты малого ударного состава. Исполнение ритмической партитуры на инструментах. Ритмические сюиты (ряд ритмических заданий, объединенных единым сюжетом).

4. Импровизация на различных инструментах (Вариативная часть региональный компонент: возможен любой другой инструментарий региона).Навык импровизации. Использование пройденных ритмоформул (импровизации на заданный ритм). Импровизационная техника (ритмы для дополнения, ритмические рондо, мелодии для дополнения, мелодическое рондо). Импровизации на заданную тему.

5.Шумовой оркестр (инструментальный ансамбль): пьесы для ансамблевой игры, работа над ансамблем. Усложнение репертуара. Пьесы с остинатным сопровождением для малого и большого состава; с образным и ритмическим контрастами. Совершенствование навыков ансамблевого музицирования. Исполнение оркестром произведений классической и современной детской музыки, специально подобранных и аранжированных для данной цели.

6. Сочинение элементарных пьес на заданную тему с использованием различных тембров и ритмов. Поиск средств музыкальной выразительности. Сочинение элементарных пьес на заданную тему. Включение инструментов шумового оркестра.

7.. Музыкальные соревнования.. Домашнее музицирование. Создание самодельных инструментов совместно с родителями. Озвучивание стихов и сказок с использованием шумовых инструментов в домашнем музицировании

8. Концерты Проведение концертов. Репетиции на сцене. Преодоление сценического волнения. Понимание дирижерских жестов. Концерт из детских произведений.

3 класс

1. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость. Углубленное рассмотрение понятий высота, длительность, тембр, громкость. Соединение теоретических знаний и накопленных практических навыков. Упражнения и игры.

2. Метроритм. Понятия: такт, метр, размер.

Теоретические понятия: метр, такт, размер. Разновидности метра. Поиск имитационных жестов, движений в различных видах человеческой деятельности, воспроизводящих энергию метра «сильно-слабо» и «сильно-слабо-слабо». Понятие акцента, сильных и слабых долей. Такт как модель метрической структуры. Понятие размера как цифрового выражения метра. Графические способы фиксации разновидностей метра.

3. Работа с новыми ритмическими моделями. Введение в тактовую систему ритмики, расширение арсенала ритмоформул. Введение в практический опыт синкопированных ритмов, четверти с точкой, шестнадцатых длительностей, пунктирного ритма. Использование слоговых обозначений, моделирующих знаков. Ритмодекламационный и вокальный способ воспроизведения новых ритмов. Ритмические диктанты. Исполнение ритмического канона: звучащие жесты, инструменты малого ударного состава. Ритмические сюиты (ряд ритмических заданий, объединенных единым сюжетом).

5. Орф-оркестр (инструментальный ансамбль): совершенствование игры в ансамбле. Исполнение оркестровых партитур для малого и большого составов. Исполнение песен текущего репертуара с сопровождением шумовых инструментов.Развитие моторно-двигательного аппарата. Достижение ощущения свободы и комфортности, получение мышечного удовольствия от игры на ударных инструментах. Упражнения с палочками на деревянных кругах, металлических пластинах и других инструментах. Овладение различными приемами игры. Совершенствование навыков ансамблевой игры. Достижение звуковысотного и ритмического унисона.

6. Сочинение ритмических и инструментальных пьес с шумовым аккомпанементом в простых размерах. Исполнение элементарных мелодико-ритмических ритмических упражнений и импровизаций.. Сочинение речевых пьес и пьес для отдельных инструментов в сопровождении шумового аккомпанемента.

7. Музыкальные соревнования. . Озвучивание стихов и сказок с использованием шумовых инструментов в домашнем музицировании..

8. Концерты. Закрепление первоначальных навыков выступления на сцене. Потребность в публичном самовыражении как в способе поделиться прекрасным, подарить радость своим выступлением.









Учебно-методическое обеспечение:



  1. Общешкольная библиотека эстетического отдела с учебно-методической, нотной и литературой по искусству.

  2. Личная нотная библиотека и литература по искусству.

  3. Музыкальная энциклопедия.

  4. Фонотека: аудио и видеозаписи детской, классической и современной музыки.

  5. Музыкальный инструмент - фортепиано

  6. Синтезатор,

  7. Шумовые инструменты

  8. Аудио и видеоаппаратура.

  9. Наглядные пособия: таблицы, схемы, стенды, альбомы.

  10. Портреты композиторов и музыкантов.

Список использованной литературы


  1. Д. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?», М., «Просвещение», 1990.

  2. Рекомендации к практическим занятиям по методике музыкального

воспитания, «Волгоград»,1993.

  1. Чудесная дудка. Сказки народов мира, М., «Просвещение», 1993.

  2. М. Андреева, С. Конорова «Первые шаги в музыке», М., «Просвещение».1994.

  3. Т. Вендрова, И. Писарева «Воспитание музыкой», М., «Просвещение»,1995.

  4. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Русские народные песни», С. Петербург, 2003.

  5. Е. Критская, Г. Сергеева, Т. Шмагина «Методическое пособие по музыке», М., «Просвещение», 2008.

MULTIMEDIA - поддержка предмета

1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

2. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

3. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

4. Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76- f453-552f31d9b164

5. Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

6. Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

7. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

8. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс»

















Управление образования администрации Серпуховского муниципального района Московской области

МОУ ДОД «Центр внешкольной работы»



«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
педсовет ЦВР протокол № 1 Директор МОУ ДОД
от 05.09.14 год _______________Акимова Н.Л.




Дополнительная образовательная

программа

Коллективное инструментальное музицирование

«Ритмы времени»



Срок реализации 3 года

Возраст обучающихся: 7-12 лет

Трефилова О.А.
преподаватель музыки

Оболенск

2014







18


© 2010-2022