Рабочая программа по дополнительному образованию по курсу Вокальное пение

Программа по дополнительному образованию "Вокаьное пение" рекомендована для педагогов дополнительного образования, руководителям вокаьных студий. Программа расчитана для учеников средней школы, возраст участников вокальной студии от 10 до 15 лет. В программе описаны основные требования к вокальному пению, развитию детского певческого голоса. Составлен при мерный репертуар для участников вокальной студии. Репертуар включает в себя народные песни, классическая музыка - песни, не сложные арии из оп...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ « ЗНАК»

___________________________________________________



Утверждаю

Директор АНО ЦО « Знак»

_______________ Е.В. Божедомова

«____» ___________20 г.




Рабочая программа по дополнительному образованию

«Вокальное пение»




Учитель: Соловьева Наталья Леонидовна





Возраст учащихся от 10 до 15 лет



Программа рассчитана на 1 год обучения





2014 - 2015 учебный год





Пояснительная записка.


Специальный учебный предмет «Вокал» входит в систему дополнительных учебных предметов музыкальной направленности, способствует проявлению природных музыкальных данных и художественно-эстетическому развитию учащихся.

Целью предмета является формирование певческой культуры средствами вокального искусства.

Главными задачами предмета являются:

  • развитие голоса учащегося и овладение навыками ансамблевого исполнения;

  • воспитание музыкального вкуса в области вокального искусства;

  • развитие интереса к пению и воспитание творческой активности;

  • эстетическое воспитание детей средствами музыки.

В соответствии с этими задачами в процессе работы вокальных ансамблей необходимо прививать исполнителям следующие навыки:

  • уметь правильно формировать звук, контролировать звучание своего голоса.

  • Художественно-образно исполнять музыкальные произведения: народные песни, романсы, эстрадные песни, не сложные арии.

  • осознавать свою партию как часть целого, слышать себя и своих партнеров в ансамбле;

  • достигать единства действий с другими участниками, держать интонационный строй;

  • подстраиваться вокально, добиваясь единства манеры пения с другими участниками ансамбля;

  • вести свой мелодический голос при одновременном восприятии звучания других партий.

Вокал является важнейшим звеном в работе над развитием и совершенствованием детского голоса. Вокальное пение тесно взаимосвязано с хоровым пением, но на занятиях вокала больше внимания уделяется индивидуальной работе над голосом - учитель имеет возможность следить за качеством звучания каждого певца и одновременно работать над навыками коллективного исполнения. В хоре устранять вокальные дефекты отдельных исполнителей значительно сложнее. Именно в комбинировании индивидуальных и групповых форм работы заключается специфика специального учебного предмета «Вокал».

В работе с вокальным ансамблем в основном используются объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, а также их сочетание, включающее объяснение учителя и показ вокального звучания. При объяснении качеств певческого звука, его тембра необходимо использовать образные определения.

Рекомендуется применение специальных вокальных методов обучения:

  • фонетический метод, который, опираясь на речевой опыт учащихся, основан на активной работе артикуляционных органов и помогает преодолевать их вялость;

  • «концентрический» метод М.И.Глинки, по которому обучение следует начинать с середины диапазона голоса ученика (примарных звуков).

Приводимый в данной учебной программе репертуарный список является ориентировочным. Произведения можно транспонировать в удобную для исполнения тональность. Для полноценного певческого развития учеников рекомендуется включить в репертуар вокального ансамбля разнообразные по стилю и жанру произведения.

Занятия вокального ансамбля проводятся с одним или несколькими учащимися один час в неделю. В зависимости от числа участников различают солистов, дуэт, трио, квартет., где каждый участник исполняет самостоятельную партию и является, по существу, солистом. Вокальные ансамбли могут быть организованы и как удвоенные дуэты, трио, квартеты.

Вид вокального исполнения в соответствии с интересами и предпочтениями учащихся и учителя может быть различен - эстрадный, академический, народный и др.. Например, вокальным ансамблям академического направления характерна строгая, сдержанная манера исполнения. В программе ансамбля могут быть как произведения, написанные непосредственно для вокальных ансамблей, так и хоровые миниатюры, обработки народных песен.

Перед учителями специального учебного предмета «Вокал» поставлены следующие задачи по организации учебно-репетиционного процесса:

  • формирование вокально-певческого навыка исполнителей;

  • организация вокальной работы;

  • подбор репертуара для учебной и концертно-исполнительской деятельности;

  • театрализация исполнения.

Обучение учащихся должно проходить в соответствии с основными принципами дидактики: наглядности, последовательности и осознанности. Показ необходимых певческих приемов важен для развития певческо - слухового восприятия и для практического выполнения исполнителями данных приемов; устный анализ услышанного способствует пониманию правильного звучания (при этом полезно сравнивать правильно и неправильно сформированное звучание).

Руководителю вокального ансамбля следует учитывать то, что детский голосовой аппарат находится в постоянном росте и развитии. Поэтому в вокальной работе с детьми необходимо:

  • учитывать психофизиологические особенности детей разных возрастных групп;

  • следить за изменениями тембра и диапазона голоса;

  • не допускать форсированное и продолжительное пение;

  • воспитывать у детей бережное отношение к своему голосу.

Вокальная работа с младшей возрастной группой (I-IV классы)

Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель по всей их длине. Нервно-мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание. Чрезмерное напряжение голоса может привести к стойкой хрипоте, и неполное смыкание связок станет тогда уже ощущаться болезненно.

Диапазон детского голоса этого возраста в основном октава (до1, ре1-ре2), динамический диапазон также невелик (до mf). Приблизительно с 10-летнего возраста голоса дифференцируются на высокие и низкие.

При правильном вокальном развитии процесс становления голоса проходит плавно. В гортани развивается голосовая мышца, которая начинает управлять всей работой голосовых связок. Голос приобретает большую плотность и насыщенность, у девочек проявляется «индивидуальный» тембр голоса, а у мальчиков в голосе появляется звонкость, серебристость.

При работе с младшей возрастной группой наиболее эффективными методическими приемами являются игровые. Кроме того, занятия не должны быть излишне продолжительными и утомительными.

Начинать знакомство с детскими голосами можно в форме беседы, что поможет выявить дефекты речи. На первых занятиях с помощью простейших знакомых мелодий следует прослушать еще раз каждого участника вокального ансамбля. Неточное интонирование может быть вызвано вялостью дыхания, неразвитостью координации между слухом и голосом.

В работе с вокальным ансамблем младшей возрастной группы учителю необходимо следить за выравниванием гласных, спокойным, мягким звукообразованием. При вялой атаке звука помогут упражнения на staccato.

Четкость согласных зависит от артикуляционной подвижности языка. В работе над дикцией рекомендуются скороговорки.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны знать:

  • основы нотной грамоты;

  • правильную певческую установку, свободные положения мышц лица, шеи, челюсти;

  • основные правила исполнения гласных и согласных звуков при пении;

  • об элементарном строении вокального произведения: куплет, строка.

Учащиеся должны уметь:

  • выразительно читать тексты песен с элементами движения;

  • отличать «мажорное» и «минорное» настроение произведений;

  • правильно формировать певческое дыхание соответственно характеру музыки;

  • выразительно петь песни с элементами двухголосного изложения;

  • петь в унисон, чисто интонировать тон и полутон, мажорное и минорное трезвучие;

  • применять при пении «цепное» дыхание (на выдержанных звуках, аккордах или фразах).

Вокальная работа со средней возрастной группой (V-IX классы)


Средняя возрастная группа имеет два периода: V-VII и VIII-IX классы.

Если певческое воспитание учащихся идет правильно, то к 10-12 годам голоса детей начинают звучать особенно хорошо. Этот период называют «расцветом» голоса.

После 12 лет в детском организме происходит глубокая перестройка. Возникают изменения и в голосовом аппарате - мутация, т.е. переход детского голоса во взрослый.

Для этих возрастных групп характерно появление признаков, указывающих на происходящие изменения в их организме. Рост голосового аппарата детей перестает быть плавным, голос теряет яркость, сипит. Эти признаки наступающей мутации появляются в разное время, индивидуально, и поэтому заметить их трудно. Важно тщательно следить за развитием подростков, чтобы не пропустить этих изменений в голосе и правильно строить занятия.

Педагогическая практика показала, что наиболее типичный диапазон подростков: сопрано - до1, ре1 - фа2, соль2; альтов - ля, си малой октавы - до2, ре2. Детям в период мутации петь можно и даже полезно, так как, помимо общего музыкального роста, пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса. Для второго возрастного этапа характерно становление взрослого голоса на новой физиологической основе. Эта стадия формирования голоса - самая продолжительная.

При работе с детьми в этот период следует избегать двух крайностей: нельзя форсировать формирование взрослого голоса, так же, как нельзя и искусственно задерживать период пения детским голосом. Как одна, так и другая крайности могут нанести существенный вред голосовому аппарату. Поэтому наблюдение и развитие голосов в стадии мутации является весьма ответственным моментом в работе учителя.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны знать:

  • о партитуре, диапазонах партий сопрано и альтов;

  • о взаимосвязи содержания и формы произведения;

  • отличительные черты лирической, героико-драматической, сатирической интонации;

  • индивидуальные особенности голоса в период мутации, основные правила пения и охраны голоса в этот период;

  • особенности современной белорусской музыки;

  • выразительные средства музыки ХХ века (атональной, джаза, стилизации).

Учащиеся должны уметь:

  • выравнивать звучание гласных по тембру;

  • передавать в движении синкопированный ритм музыки (хлопки, прищелкивание пальцами, притопы);

  • петь двухголосные песни с элементами трехголосия;

  • исполнять произведения по нотам, реагируя на фразировочные лиги, динамические оттенки, штрихи, обозначения темпа;

  • изменять окраску звука в зависимости от характера и стиля произведения, филировать звук;

  • устойчиво интонировать мелодии, содержащие все виды мажора и минора, интервалы м7, б7, уменьшенные (ум.3) и увеличенные (ув.6) хроматизмы;

  • исполнять произведения с простейшими видами полифонии.

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ


Младшая группа. Одноголосие




По небу, по синему... Русская народная песня
Колыбельная. Неаполитанская народная песня Обработка В. Мельо


Русская народная песня «Во поле берёза стояла»

Польская народная песня «Любопытный дрозд»

Русская народная песня «Как на тоненький ледок»



Венгерская нар. песня, обр. Попатенко Т.,

рус. текст Найденовой Н.

Много песен мы поем

Крылатов Е., сл. Яковлева Ю.

Колыбельная медведицы (из м/ф «Умка»)

Немецкая нар. песня, обр. Александрова А.,

рус. текст Викторова В.

Песенка-путаница

Польская нар. песня, обр. Сибирского В.

Вышли дети в садик

Симакович Л., сл. нар.

Прыйдзі, прыйдзі, коця

Симакович Л., сл. нар.

Калыханка

Слонов Ю., сл. Малкова В.

Мы веселые друзья

Украинская нар. песня, обр. Волкова К.,

рус. текст Френкеля Н.

Ой, бежит ручьем вода



Младшая группа. Двухголосие



Волков К., сл. Зверевой Е.

Песня машиниста

Лепин А., сл. Бурсова И.

Волшебная авторучка

Лученок И., сл. Легчилова А.

Солнечная песенка

Львов-Компанеец Д., сл. Богомозова С.

Все дети на планете

Лядов А., сл. нар.

Зайчик

Пахмутова А., сл. Черных Ю.

Кто пасется на лугу

Самонов А., сл. Расцветникова А., пер. с болг. Викторова В.

Писатель

Украинская нар. песня, обр. Красева М.

Веселые гуси

Филиппенко А., сл. Волчиной Т.

Марш юных космонавтов

Югославская нар. песня, обр. Блинова Ю.,

рус. текст Хазанова Ю.

Цыплята


Средняя группа. Двухголосие


Аверкин А., сл. Бокова В.

У Егорки дом на горке

Аноним XVIII века

Пастушки в вечер на лугу

Бел. нар. песня, обр. Ращинского А.

За рэчкаю, за ракой

Бойко Р., сл. Викторова В.

Дело было в Каролине

(из цикла «Песни в стиле народов мира»)

Будник В., сл. Легчилова А.

Пачакай

Векерлен Ж., перел. Соколова В.

Приди поскорее, весна

Вильбоа К., сл. Языкова Н.

Моряки

Гайдн И., рус. текст Синявского И.,

перел. Попова В.

Вот опять уходит лето

Глиер Р., сл. Блока Е.

Вербочки

Глинка М., сл. Забеллы, перел. Егорова А.

Ты, соловушка, умолкни

Глинка М., сл. Кукольника Н.

Жаворонок

Горелова Г., сл. Дриза О.

Хочу говорить на языке цветов

Гречанинов А., сл. нар.

Стучит-бренчит

Грузинская нар. песня, рус. текст Некрасовой Л., обр. Чокиели В.

Светлячок

Гурилев А., сл. Грекова Н.,

перел. Соколова В.

Вьется ласточка сизокрылая

Доменико Мария Мели,

рус. текст Серпина Я.

Утро

Доморацкий В., сл. Боскэ А.

рус. текст Кудинова М.

Лунный мальчик

Доморацкий В., сл. нар. (Франция), рус. текст Гернет А., Гиппиус С.

Ослик мой, быстрей шагай

Доморацкий В., сл. Соловьевой П.

Ночь и день

Доницетти Г.

Аврора

Дубравин Я., сл. Ромма М.

Торопись!

Дубровин Я., сл. Суслова В.

Песня о земной красоте

Дубянский Ф., сл. Дмитриева И.

Стонет сизый голубочек

Дунаевский И., сл. Матусовского М.,

обр. Лицвенко И.

Утренняя песня

(из к/ф «Веселые звезды»)

Зарицкий Э., сл. Коризно В.

Гаркаваты цвет

Заславский С., сл. Сафронова А.

Ах, эта красная рябина

Захлевный Л., сл. Вольского А.

Каникулы

Захлевный Л., сл. Коризно В.

Зорачка мая

Зацепин А., сл. Дербенева Л.,

обр. Запольского Д.

Этот мир придуман не мной

(из к/ф «Женщина, которая поет»)

Ипполитов-Иванов М., сл. нар.

Грузинская колыбельная песня

Калинников В.

Сосны

Калинников В., сл. нар.

Жавороночек

Кодаи З., сл. нар., рус. текст Лешкевич И.

Пастух

Лученок И., сл. Легчилова А.

Солнечная песня

Мартынов Е., сл. Рождественского Р.

Добрые сказки детства

Молчан О., сл. Легчилова А.

Чиполлино

Моцарт В., перел. Соколова В.

Тоска по весне

Немецкая нар. песня, рус. текст Викторова В., обр. Тиличеевой Е.

Лесной концерт

Норвежская нар. песня, рус. текст Серпина Я., обр. Попова В.

Камертон

Перголези Д., сл. Якопонуса Я.

Oguam fristis

По мотивам Штрауса И.,

обр. и сл. Локтева В.

Весенний вальс

Рубинштейн А., сл. Лермонтова М.

Горные вершины

Рус. нар. песня, обр. Абрамского А.

Шел Ванюша

Рус. нар. песня, обр. Абрамского А.

Блины

Тома А., сл. Ушинского К.

Вечерняя песнь

Фрадкин М., сл. Матусовского М.,

перел. Попова В.

Прощайте, голуби

Чайковский П., сл. Плещеева А.,

обр. Соколова В.

Весна

Чайковский П., сл. Сурикова И.

Рассвет

Чичков Ю., сл. Пляцковского М.

Дружат музыка и дети



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятий

Кол-во часов

Введение, знакомство с голосовым аппаратом


Определение диапазона вокалиста, аодбор репертуара

2

Использование певческих навыков.


  • Работа над правильным вокальным дыханием.

  • Работа над певческой позицией и звуковедением.

  • Работа над дикцией и артикуляцией



3

Знакомство с различной манерой пения.

  • Народное пение и народные песни

  • Академическое пение: романсы и арии.

  • Эстрадное пение: современные песни.

3

Вокальные навыки их практическое закрепление.

Работа над репертуаром.

4

Пение произведений

  • Народная песня

  • Современные произведения

  • Классика

8

Использование элементов ритмики, сценической культуры.

1

Движения под музыку.

1

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.

2

Вокально-хоровая работа.

2

Сценическая хореография.

1

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

3

Подготовка и проведение праздников.

3

Концертная деятельность.

3


Итого:

34



Нотная литература

1 . Ерохина, С. Хоровой класс и хор в школе. Хоровая музыка XVI-XIX вв. 7-11 классы: учеб.-метод. пособие для учителей специальных учебных предметов музыкальной направленности / С.Ерохина. - Минск: Мастацкая літаратура, 2008.

2 . Корнаков, Ю. Крутись, веселая планета. Песни и хоры для детей / Ю.Корнаков. - СПб.: Композитор, 1999.

3 . Каноны для детей / сост. Г.Струве. - СПб.: Лань, 1998.

4 . Поет детский хор «Преображение». Репертуар для хорового коллектива старшего возраста / сост. М.Н.Славкин. - М.: Владос, 2001.

5 Поет самодеятельный вокальный ансамбль. В. 4. - Л.: Музыка, 1981.

6 . Романтика. Вокальные ансамбли для юношества / сост. Я.Дубравин. - Минск: Музыка, 1973.

7 Сборник произведений для детского или женского хора. Вып. 1 / сост. С.Н.Прокопов. - М.: Фолио, 2000.

8 Шаинский, В. Будет песенка / В.Шаинский. - М.: Сов. композитор, 1981.

Интернет ресурсы



  1. b-track.ru/artist/820/Детские-Песни/

2 b-track.ru/artist/820/Детские-Песни/

3 muzbaron.com/dll/детские%20песни%20минус

4 ejka.ru/blog/noty/


МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алиев, Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей / Ю.Б.Алиев. - Воронеж, 1998.

2. Алиев, Ю. Пути формирования многоголосных навыков в детском хоре / Ю.Алиев // Музыкальное воспитание в школе. - 1965. - Вып. 4. - С. 12-25.

3. Апраксина, О.А. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними / О.А.Апраксина // Музыкальное воспитание в школе. - 1975. - Вып. 10. - С. 104-113.

4. Апраксина, О.А. Методика развития детского голоса: учеб. пособие / О.А.Апраксина. - М., 1983.

5. Барсов, Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И.Глинки / Ю.А.Барсов. - Л., 1968.

6. Васенина, К.В. Проблема слова в пении / К.В.Васенина // Вопросы вокальной педагогики. - 1969. - Вып. 4. - С. 145-162.

7. Венгрус, Л.А. Пение и «фундамент музыкальности»: монография / Л.А.Венгрус. - Великий Новгород: Нов. ГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.

© 2010-2022