Образовательная программа кружка «Юные экскурсоводы»

Основанием для разработки данного курса послужил тот факт, что общеобразовательные школы уделяют мало внимания методике получения навыков учебно-исследовательской работы, развитию умений и навыков публичных выступлений, этике общения с группами людей разных возрастов. Это особенно актуально для учащихся гуманитарного цикла, ориентированного на получение в будущем профессии творческого характера. Для решения данной проблемы программа предлагает использовать особенности профессии экскурсовода, тре...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОбразовательная программа кружка «Юные экскурсоводы»униципальная средняя общеобразовательная школа №34



Образовательная программа кружка «Юные экскурсоводы»

программа рассчитана на учащихся в возрасте 13-17 лет,

срок реализации программы составляет три года

Образовательная программа кружка «Юные экскурсоводы»Образовательная программа кружка «Юные экскурсоводы»





Образовательная программа кружка «Юные экскурсоводы»Образовательная программа кружка «Юные экскурсоводы»




















Содержание



Пояснительная записка ………………………………………………………….2

Концептуальные идеи и задачи программы……………………………………3

Ожидаемые результаты………………………………………………………….5

Учебно-тематический план………………………………………………………7

Содержание занятий ……………………………………………………………10





Пояснительная записка


Основанием для разработки данного курса послужил тот факт, что общеобразовательные школы уделяют мало внимания методике получения навыков учебно-исследовательской работы, развитию умений и навыков публичных выступлений, этике общения с группами людей разных возрастов. Это особенно актуально для учащихся гуманитарного цикла, ориентированного на получение в будущем профессии творческого характера.

Для решения данной проблемы программа предлагает использовать особенности профессии экскурсовода, требующие умений и навыков как научно исследовательской, так и просветительской деятель­ности. Поскольку базой для реализации программы будут музеи, микрорайон школы и территория г.Нижневартовска, то фундаментальной основой курса становится краеведение.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она определяет широкий круг изучения краеведческих тем, предусматривает формирование навыков правильной речи, освоение методики исследовательской работы и практику в качестве экскурсовода.

Программа «Юные экскурсоводы» - это трехгодичный курс началь­ной допрофессиональной подготовки, рассчитанный на учащихся 7-10 классов .



Концептуальные идеи и задачи программы

Курс построен с учётом следующих концептуальных идей:

  • развитие личности ребёнка;

  • формирование его интеллекта и общей культуры,

  • получение им углубленных знаний по истории и культуре края;

  • формирование у него навыков учебно-исследовательской дея­тельности;

  • его профессиональное самоопределение.

Данная программа решает следующие задачи

  1. Воспитание гражданских чувств и прежде всего любви к родно­му краю. Она реализуется через процесс изучения и пропаганды па­мятников истории и культуры родного края, биографии и творчества замечательных земляков.

  2. Приобретение глубоких краеведческих знаний. Осуществляется через критическое освоение широкого круга научно популярной, краеведческой и справочной литературы.

  3. Развитие творческих способностей через систему самостоятельных исследований ещё не освещённых краеведами тем.

Образовательный процесс строится на основе дифференцированного обучения и учёта индивидуальных возможностей каждого обучающегося.

1-ый год занятий включает освоение общих сведений по природе, истории и культуре Ханты-Мансийского края, знакомство с основными краеведческими изданиями, с экспозициями школьных, общественных и государственных музеев, овладение навыками описания памятников природы, истории и архитектуры, а также навыков выразительной речи и составления небольших сообщений по краеведческой тематике.

Основным методом обучения 1-го года является объяснительно иллюстративный, который осуществляется педагогом во время экскурсий. Репродуктивный (составление описаний памятников), а также частично-поисковый (составление небольших краеведческих сообще­ний) используются менее активно и призваны на данном этапе лишь приучить подростков к более осмысленному отношению к памятникам материальной культуры.

Непосредственное знакомство с различными памятниками требует частых выходов на природу, одно и двухдневных походов, поездок в другие города. В этих условиях вполне оправданно привлечение к совместной работе преподавателя с туристским опытом.

Итогом 1-го года занятий является выступление на школьной краеведческой конференции по подготовленной теме.

2-ой год занятий предусматривает расширение и углубление зна­ний по истории и культуре Ханты-Мансийского округа, знакомство с навыками под­готовки и проведения экскурсий по школьному музею, микрорайону школы, используя и дополняя подготовленный педагогом текст. На практических групповых и индивидуальных занятиях обучающиеся овладевают навыками работы с краеведческой литературой, а также навыками экскурсионного рассказа и показа.

Основным методом второго года занятий является репродуктивный. Он должен обеспечить качество обзорной экскурсии (четкость построения, речевую грамотность, свободу общения).

Не менее важным для 2-го года является также метод проблемного изложения (составление конспектов, тезисов, планов), который позволя­ет познакомить учащихся с формами научно-исследовательской работы.

Итогом 2-го года занятий должна стать подготовка текста и проведение экскурсии по микрорайону школы.

3-ий год занятий предполагает отработку и закрепление навыков проведения экскурсии для разных возрастных групп, самостоятельную работу по углублённому изучению определённой темы или отдельного объекта в рамках нового экскурсионного маршрута.

В течение учебного года обучающиеся проводят экскурсии для разных классов своей и других школ города. В зависимости от способностей и заинтересованности учащихся идет разработка темы в рамках новой экскурсии, которая может вылиться в научное исследование, достойное представления на научно практических конференциях. В связи с этим увеличивается количество часов на групповые и индивидуальные занятия по особому плану, кроме того, учащиеся принимают участие в научно практических конференциях.

Для реализации задач этого этапа обучения используется как ме­тод проблемного изложения, так и частично поисковый, который осу­ществляется в процессе индивидуальных и групповых занятий.

В течение 3-го года занятий учащиеся отрабатывают не менее 20 часов в качестве экскурсоводов разных возрастных групп, а наиболее одарённые защищают самостоятельно разработанную тему на науч­но-практической конференции.

Ожидаемые результаты

Результаты 1-го года занятий

Обучающиеся должны

Знать:

  • требования к экскурсоводу, значение термина «краеведение», литературу о крае,

  • периоды формирования границ края, соседние области и республики, названия и расположение городов, рек, памятников природы г.Нижневартовска; научно популярные книги и природе края,

  • порядок слов в предложении; требования к выступлениям;

  • имена исследователей края, основные научные труды по традиционной культуре; имена умельцев; виды промыслов; историю городов и сёл.

Уметь:

  • составить паспорт памятника природы как экскурсионного объекта;

  • разделить поток речи на интонации, найти ударения, выразительно прочитать предложение;

  • составлять паспорт экскурсионного объекта, памятника истории и культуры, схему расположения объекта.


Результаты 2 го года занятий

Обучающиеся должны

Знать:

  • особенности профессии экскурсовода;

  • правильное ударение и произношение слов, понятие о фондах музея, содержание экспозиции, текст экскурсии,

  • историю застройки, планировки г. Нижневартовска, историю переименования улиц; памятные места; методику работы с научной литературой;

  • памятные места микрорайона; их расположение; сведения о них;

  • текст экскурсии

Уметь

  • работать со словарем, составлять библиографию, использовать материалы для пополнения текста, сочетать рассказ с показом; провести школьную экскурсию;

  • составлять конспекты, тезисы, исторические справки;

  • ответить на вопросы по теме экскурсии; провести экскурсию.


Результаты 3-го года занятий

Обучающиеся должны

Знать:

  • психолого-возрастные особенности школьников,

  • методику исследований.

Уметь:

  • адаптировать текст,

  • составить библиографию, оформить исследовательскую работу, составить тезисы, аннотацию, текст выступления.


Учебно-тематический план

Учебно-тематический план первого года занятий


№п\п


Раздел, тема

Количество часов

всего

теор.

Практические


индивид.

в помещ.

на местн.

1.

Вводное занятие

6

2

4


-

Природное краеведение

2.

История адм. - территор. деления Ханты-мансийском края

4

4




3.

Географическое положение Тюменской области, г. Нижневартовска

2

2




4.

Памятники природы г. Нижневартовска

2

2




5.

Этика поведения человека на природе

2

2




6.

Литература о природе родного края

2

1

1



7.

Нижневартовские поэты о родной природе

4



4


8.

Экскурсии

5



5


Экскурсионное дело

9.

Речь экскурсовода

2


2



10.

Интонации и ритм

2

2




11.

Практикум по развитию речи. Поэтический вечер «Краски природы в стихах Нижневартовских поэтов»

4


2



Историческое краеведение

12.

Памятник истории и культуры

1

1




13.

Краевед города Нижневартовска Д.И. Шуваев.

1

1




14.

«Повесть о нашем крае» памятники истории и культуры округа.

1

1




15.

«Свод летописных известий» (главные исторические события средневековой Ханты-Мансийске)

2

2




16.

Древние русские поселения.

Описание памятника истории.

10


1

9


17

Прогулка-экскурсия «Выбор места города»

8



8


18

Экскурсия по городу .

4



4


19

Старинные села земли Ханты-Мансийской.

8

4


2

2

Традиционная культура Ханты-Мансийского округа

20.

Ханты-Мансийский характер

10

4


6


21.

Ханты-Мансийские умельцы

10

4


6


22.

Ханты-Мансийские народные праздники

4

4




23.

Старинные села Ханты-Мансийской земли

2



2


24.

Сдача зачетов

2


2



25.

Подготовка и проведение конференции

22


4


18

26.

Культурно-массовые мероприятия: праздники, вечера, игры и т. д.

16


4


12


ИТОГО

136

35

20

46

32

















Учебно-тематический план второго года занятий


№ н/н




Раздел, тема




Количество часов

всего



практика

теория

в помещ.

на местн.

индивид.

1

Вводные занятия

6

2

4


Экскурсионное дело

2

Культура речи

16

12

4



3

Подготовка экскурсии по школьному музею

25

4

16

4

1

Методика изучения памятников истории и культуры родного города

4

Составление тезисов научно-популярн. статьи по теме «История формирования внешнего облика города»

2

2




5

Составление конспекта научно-популярн. статьи по теме «История планировки и застройки»

2

2




6

Составление исторической справки по нескольким источникам: «История названий улиц»

10

2



8

7

Составление хронологического конспекта

2

2




8

Построение экскурсионного рассказа

2

2




9

Методика подготовки и проведения экскурсии по микрорайону школы

59

15

36

4

4

10

Методика проведения экскурсии по городу

54

2

12

4

4

11

Участие в культурно-массовых мероприятиях Центра

8



8



ИТОГО

186

45

72

20

49



Учебно-тематический план третьего года занятий


№ н/н




Раздел, тема




Количество часов

всего



практика

теория

в помещ.

на местн.

индивид.

1

Вводное занятие

1

1


2

Организация работы экскурсовода

37

1

4


32

3

Экскурсионная практика

54


6

48


4

Самостоятельная творческая работа экскурсовода

120

2

26


92

5

Вручение дипломов

4


4




ИТОГО:

216

4

40

48

124



Содержание занятий


Содержание первого года занятий


Вводные занятия. Требования к экскурсоводу: глубина знаний, кругозор, культура общения и речи, владение методикой, любовь к свое­му делу.

Краеведение - основа профессии

Источники изучения родного края. Литература: справочная, научно-популярная, художественная.

Практикум в библиотеке: задания на умение пользоваться справочным аппаратом энциклопедии ХМАО.

Природное краеведение

История образования края. Русская колонизация бассейна р.Обь. Присоединение к Московскому княжеству. Губерния. Формирование границ округа.

Географическое положение области и края. Область на карте России. Сопредельные территории. Рельеф, гидрография, города и райцентры.

Памятники природы края. Понятие «памятник». Охраняемые территории в области. Их виды. Методика описания. Справочная литература.

Практикум. Составление маршрута по памятникам природы исторической части города

Этика поведения человека на природе. Снаряжение для несложного похода. Выбор места бивака. Техника безопасности. Работа на стоянке.

Литература о природе края. Самостоятельное описание памятника природы на основе экскурсии и литературы. Практикум в библиотеке

Поэты о родной природе. Встреча с поэтами. Слушание их произведений.

Экскурсионное дело

Речь экскурсовода. Значение культуры речи. Языковая норма. Требования к правильной речи.

Интонация и ритм. Русская интонация. Ударение и мелодика. Синтагма. Ритм публичной речи и стиха.

Практикум по развитию речи. Вечер поэзии «Краски природы в стихах поэтов».

Историческое краеведение

Памятник истории и культуры (ПИиК). Классификация. Информатив­ность и социальные функции ПИиК. Система учёта. Категории охраны.

«Свод летописных известий». Главные исторические события земли до XVII в.

Древние поселения. Первое русское поселение края. Особенности расположения.

Практикум в библиотеке. Описание и составление плана (по мате­риалам экскурсии и литературе).

Выбор места города. «Повесть...» о переносе города. Места поселений.

Экскурсия. План исторической части города.

Старинные сёла. Поход-экскурсия

Практикум. Отчёт о походе. Структура. Требования. Составление текста и схем.

Традиционная культура коренных народов.

Вклад краеведов в изучение темы. Старинные сёла- памят­ник культуры XVIII в. Встреча со старожилами. История села.

Умельцы. Промыслы и умельцы. Художественные промыслы. Практикум. Книги об умельцах.

Экскурсии. Знакомство с экспозицией краеведческого музея Народные праздники. «

Подготовка и проведение конференции.

Культурно-массовые мероприятия.


Содержание второго года занятий


Вводные занятия. Организационное занятие. История экскурсионного дела. Понятие «экскурсия», классификация экскурсий, тематика. Профессия: экскурсовод.

Экскурсионное дело

Культура речи. Нормы произношения. Понятие об орфоэпии. Стиль, произношение. Правила произношения. Нормы ударения. Особенности ударения в существительных, прилагательных и глаголах

Практикум. Работа со словарём Виды словарей. Справочный аппарат

Зачётное занятие «Культура речи».

Подготовка экскурсии по школьному музею. Понятие об экспозиции. Экспозиция школьного музея. Методика и принципы разработки ТЭПа (тематико-экспозиционного плана).

Фонды музея. Исторические источники. Их виды.

Исследовательская работа в музее. Планирование и организация

исследовательской работы в музее. Использование справочной литературы.

Экскурсионный текст. Методика работы с готовым текстом.

Экскурсионный показ. Методика и приёмы показа

Практикум. Отработка речи, навыков показа и рассказа. Обработка навыков проведения и сдача экскурсии.

Методика изучения памятников истории и культуры родного города

Составление тезисов научно-популярной статьи по теме «История формирования внешнего облика города». Тезисы по теме «История формирования облика». Понятие о тезисах. Последовательность составления

Составление конспекта научно популярной статьи по теме «История планировки и застройки». Конспект статьи по теме. Понятие о конспекте. Типы конспектов. Составление тематического конспекта ПО разделу «Градостроительство» (ЭЗВ, т 5).

Составление исторической справки по нескольким источникам: «История названий улиц». Историческая справка по теме. Понятие об исторической справке. Последовательность составления по теме «История названия улиц».

Составление хронологического конспекта. Хронологический кон­спект. Хронологический принцип.

Построение экскурсионного рассказа. Приёмы описания экскур­сионного объекта, логические переходы, вступление и заключение.

Методика подготовки и проведения экскурсии по микрорайону школы

  • Выявление памятников культуры и истории в микрорайоне.

  • Составление схемы памятных мест.

  • Составление экскурсионного маршрута, формулировка главной темы.

  • Сбор дополнительных сведений по теме экскурсии. Портфель экскурсовода.

  • Составление библиографии.

  • Составление конспекта статей.

  • Составление экскурсионного рассказа.

  • Отработка общего текста экскурсии (вступление, заключение, логические переходы).

Методика проведения экскурсии по городу

  • Выявление мест осмотра экскурсионных объектов.

  • Отработка рассказа и показа.

  • Пробные экскурсии с последующим обсуждением.

  • Сдача экскурсии.

  • Культурно-массовые мероприятия.


Содержание третьего года занятий

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Экскурсионное дело в Рос­сии. Организация туристско-экскурсионной работы в нашей стране. Значение экскурсий.

Организация работы экскурсовода. Контакт с группой. Внешний вид экскурсовода. Приемы активизации внимания.

Особенности работы с младшими школьниками. Конкретность мышления, неустойчивость внимания. Методические приёмы. Осно­вы безопасности проведения экскурсий.

Особенности работы со школьниками среднего и старшего возраста. Учёт отвлекающих внимание объектов, отбор экскурсионного материала. Прием «заданий».

Экскурсионная практика. Проведение экскурсий с разными возрастными группами школьников с последующим обсуждением.

Самостоятельная творческая работа экскурсовода

  • Выбор темы для изучения.

  • Конспектирование, выписки. Библиография.

  • План научного исследования. Текст исследования.

  • Текст выступления.



© 2010-2022