• Преподавателю
  • Музыка
  • Разработка урока Отечественная война 1812 года и её отражение в художественных произведениях по предмету Слушание музыки, 3 класс ДМШ

Разработка урока Отечественная война 1812 года и её отражение в художественных произведениях по предмету Слушание музыки, 3 класс ДМШ

Урок "Отечественная война 1812 года и её отражение в художественных произведениях" по предмету «Слушание музыки» для учащихся 3 класса детской музыкальной школы. (Данный материал может быть использован на уроках «Музыки», «Литературы», МХК.) Цель урока - сформировать представление о музыкальной культуре, как неотъемлемой части духовной культуры человека. Показать особенности изображения Отечественной войны 1812 года в поэтических, художественных и музыкальных произведениях.  Для более полного ра...
Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отечественная война 1812 года

и её отражение в художественных произведениях

Урок по предмету «Слушание музыки» для учащихся 3 класса детской музыкальной школы.

(Данный материал может быть использован на уроках «Музыки», «Литературы», МХК.)

Цель: сформировать представление о музыкальной культуре, как неотъемлемой части духовной культуры человека. Показать особенности изображения Отечественной войны 1812 года в поэтических, художественных и музыкальных произведениях.

Задачи:

Образовательная: продолжить освоение музыкального материала по программе «Слушание музыки», проследить связь искусств в отображении Отечественной войны 1812 года, связать жизненные впечатления с художественными образами музыкальных, литературных и живописных произведений.

Развивающая: создать условия для развития творческих способностей, мышления, памяти.

Воспитательная: создать условия, способствующие развитию эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, литературе, живописи.

Ход урока.

Повторение пройденного на прошлом уроке материала:

В каких музыкальных произведениях изображается героическое прошлое нашего народа? (Вспоминаем авторов, названия произведений, смотрим картины, рисунки ребят на эту тему).

В какой опере рассказывается о войне с поляками, о подвиге крестьянина, заманившего вражьи отряды в непроходимые леса?

Кто автор этой первой национальной героической оперы?

Слушаем: Глинка - Ария Сусанина «Ты взойдешь, моя заря» из оперы «Жизнь за царя».

Определяем, чья это ария, из какого произведения, в какой сюжетный момент она звучит в опере. Определяем средства выразительности: 3-частную форму, голос. Напеваем с детьми.

Романс Антониды. Что это за героиня? Какой у неё голос? О чем она скорбит? Определяем музыкальные средства выразительности.

Хор «Славься». Кого славит этот хор? В каком месте в опере он звучит?

Слайд 1. А сегодня мы поговорим об Отечественной войне 1812 года. Почему эта война называлась Отечественной?

Слайд 2. В 1812 году знаменитый полководец Наполеон, ставший императором Франции, благодаря своим блистательным победам в Европе, Африке, со своей многочисленной армией вторгся в Россию.

Слайд 3. Русская армия отступала. На защиту Родины встала вся страна, всё Отечество. Были созданы партизанские отряды из солдат и крестьян.

Слайд 4. Одним из таких отрядов руководила женщина Василиса Кожина, крестьянка из Смоленской губернии.

Слайд 5. 26 августа у деревни Бородино состоялся бой французской армии под предводительством Наполеона и русской армии под руководством главнокомандующего фельдмаршала Кутузова.

Слайд 6. В русской армии насчитывалось 120 тысяч солдат и 640 орудий. У французов 135 тысяч солдат и 587 орудий.

Рано утром 25 августа Кутузов осматривал армию. К солдатам Кутузов обратился со словами: «Братцы! Вам придётся защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови. Надеюсь на вас. Бог вам поможет. Отслужите молебен». Солдаты точили штыки, артиллеристы передвигали орудия на выгоднейшие позиции. Мало кто спал обычным сном в эту ночь. Около 5 утра 26 августа началось сражение.

Слайд 7. Заскрежетало железо о железо, завязался кровопролитный бой. Конный, пехотинец, артиллерист - в пекле сражения всё перемешалось. Гранаты лопались в воздухе и на земле, ядра гудели, сыпались со всех сторон. Выстрелы были так часты, что не оставалось промежутков между ударами. Тела убитых и раненых кровавой массой покрывали окрестности. Потери обеих сторон были огромными до 100 тысяч.

Наполеон, один из величайших полководцев XIX века, вспоминал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Слайд 8. На военном совете в Филях Кутузов принял решение сдать Москву: «С потерею Москвы ещё не потеряна Россия, а с потерею же армии Россия потеряна».

Слайд 9. Французы вступили в Москву. Но напрасно ждал Наполеон горожан с ключами от города. Почти всё гражданское население покинуло столицу. В этот день начались пожары. Французы остались без провизии, на огромном пепелище. Через месяц войска неприятеля были изгнаны из Москвы.

Слайд 10. А в 1814 году русские войска не только освободили свою Родину, но и вступили в столицу Франции - Париж.

Слайд 11. Много песен, стихов было посвящено Отечественной войне 1812 года. Кто из вас читал «Бородино» М.Ю.Лермонтова? (Можно просмотреть видеоматериал).

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»

«Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля...

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали.

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!»

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,

Всё шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена́, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять...

Вот затрещали барабаны -

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы.

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!»

1837

На эти полюбившиеся стихи в народе сочинили песню. (Можно просмотреть видеоматериал).

Слайд 12. Об Отечественной войне знаменитый русский писатель Лев Толстой написал роман «Война и мир», а не менее знаменитый композитор (который сочинил кантату «Александр Невский» - как его имя?) сочинил оперу.

Слайд 13. Сергей Прокофьев опера «Война и мир».

Слайд 14. Слушаем: 1. Ария Кутузова из 10 картины - «Величавая» - разбираем содержание: 3-частная форма, музыкальные средства выразительности.

Слайд 15. 2. Заключительный хор «За Отечество шли мы в смертный бой».

Вопросы для закрепления темы:

  1. Почему войну 1812 года называли Отечественной?

  2. Кто руководил французской армией, а кто русской?

  3. В каких художественных произведениях отражена война 1812 года, кто авторы?

© 2010-2022