• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья Образовательный проект как форма организации урочной и внеурочной деятельности учащихся

Статья Образовательный проект как форма организации урочной и внеурочной деятельности учащихся

Раздел Музыка
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ


И.А. Карпова, г. Северодвинск

Модернизация образования, введение в образовательное пространство таких категорий как системный анализ, информационные технологии, семиотика предполагают необходимость включения каждого ребенка в гибкую динамическую среду, отличную по содержанию и форме от традиционных уроков. Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проектной деятельности.

Как наиболее перспективную образовательную технологию преподавания предмета «Музыка» в основной школе Г.П. Сергеева рекомендует использовать ученические исследовательские проекты (технология развития познавательных интересов школьников и их социализации). «Возможны коллективные, групповые, индивидуальные формы подготовки и защиты проектов. В проектах рекомендуется использовать различные виды музыкально-практической деятельности, имеющие социальную значимость для школьников. Проектная деятельность учащихся может выступать и как форма промежуточного и итогового контроля за усвоением учебного материала. Информационно-коммуникационные технологии приобретают большое значение для учащихся-подростков на уроках музыки и во внеурочной музыкально-эстетической деятельности». [1].

Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, прежде всего, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования.

Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребенка через организацию активных способов действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможна не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения.

Целью проектной деятельности является понимание и применение на интеграционной основе учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов. Как считает Г.П. Сергеева, «в области музыкального образования и воспитания информационные УУД (умение работы с компьютером, музыкальным центром, проектором, интерактивной доской, умение извлекать необходимую для уроков музыки, проектно-исследовательской, внеурочной деятельности информации из поисковых сетей Интернета, создавать компьютерные презентации и др.) выступают инвариантной (обязательной) основой образовательного и воспитательного процесса». [1].

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Следует остановиться на ряде образовательных проектов, выполненных учениками нашей школы, как в рамках урока музыки, так и во внеурочной деятельности.

Образовательный проект - это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени - от одного урока до нескольких месяцев. По продолжительности проведения проекты могут быть: краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочные.

Краткосрочные проекты решают небольшие проблемы или части более крупной проблемы. Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках. Идея проекта «Календарь народных русских праздников» возникла в связи с тем, что у многих учеников начальных классов выявились затруднения в понимании сути народных обрядов, связанных с календарными праздниками, и порядка следования календарных праздников земледельческого круга. Поэтому на уроках в 4 классе мы сначала рассмотрели варианты различных календарей: солнечный круговой, табель, месяцеслов, численник, отрывной. Позднее вспомнили обычаи и обряды народных праздников, посвященных проводам зимы, встрече весны и лета, завершению уборки урожая и другим датам крестьянского календаря, поскольку «они несли в себе огромный культурно-созидающий смысл, включая в себя музыкальные, хореографические произведения малых размеров, театрализованные представления, декоративно-оформительские элементы. Главное свое выражение эстетическая сторона праздничной обрядности находила в различных произведениях искусства, составляющих обязательный ее элемент. Песни, пляски, игры, представляющие собой драматические сценки, театрализованные представления насыщали дни календарных праздников». [2] Следующий этап - создание группами учащихся различных типов календарей с включением народных праздников в каждый из сезонов.

Проекты средней продолжительности выполняются в сроки от недели до месяца. Подобный проект - «Книга о композиторе» выполняют пятиклассники в конце первого полугодия. На уроках педагог обращает внимание учеников на то, что в литературе встречаются справочные, энциклопедические издания о композиторах, научно-популярные, специализированные, художественные (в прозе и поэзии), учебные и другие. Каждое из них имеет свои особенности и назначение. Дальнейший этап - поиск и анализ информации (использовались учебники, поэтические сборники, биографические справочники, детские энциклопедии). Кроме этого, для создания книги необходимо было рассмотреть форму книги типа «кодекс», ее части и разделы. Педагогом был предложен алгоритм для воплощения данного проекта: на обложке кроме названия должна быть указана информация об авторе, месте и времени «издания», на первой странице - содержание (план), следующие страницы посвящены фактам биографии композитора, а также стихам о самом композиторе и его произведениях, последняя страница книги - список использованной литературы и Интернет-ресурсов. Наличие иллюстративного материала не является обязательным, но приветствуется. Результатом выполнения данного проекта стал тот факт, что за несколько лет мы собрали в кабинете музыки целую библиотеку рукописных книг о русских и зарубежных композиторах.

С большим удовольствием пятиклассники участвуют и в работе над проектом «Русская песня в сказках С.Г. Писахова». Данный проект помогает не только углубить знания о жанрах народной русской песни, классифицировать их, «обнаружить разные песенные жанры в сказках нашего земляка - писателя-сказочника и художника Степана Григорьевича Писахова, но и найти подтверждение огромной силе воздействия музыки на людей. Кроме чтения сказок ребята смотрят мультипликационные фильмы, созданные по сказкам С. Писахова, где звучат разные русские песни (плясовые, солдатские, хороводные, протяжные, частушки).

Долгосрочные проекты требуют для воплощения от месяца до нескольких месяцев. Таким проектом в прошлом учебном году стал групповой проект «Музыкальная память страны», идея которого возникла в связи с празднованием 70-летия Великой Победы. Ученики 4а класса нашей школы совместно с родителями собирали материалы для рукописной «Музыкальной книги памяти», куда вошли тексты военных песен, истории их создания, рисунки учеников - иллюстрации к текстам песен, фотографии, воспоминания, впечатления, размышления учеников и родителей. Подробнее познакомиться с данным проектом можно на сайте Инфоурок. [3]

Важнейшая сторона деятельности педагога-руководителя проекта - обеспечение руководства проектом - обсуждение выбранной темы, плана работы, время исполнения и так далее. Учитель перестает быть для ученика основным источником информации, а становится организатором их собственной познавательной деятельности. Главная функция современного учителя - управление процессом обучения, воспитания, развития личности ученика.


Список использованной литературы:

  1. Сергеева Г.П. Основные направления музыкального образования в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС: Методические рекомендации Подготовка образовательных учреждений к введению Федеральных образовательных стандартов основного общего образования. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура - Кашира: МБОУ «Учебно-методический центр», 2012. - 64 с. - С. 5 - 23.)

  2. xreferat.com/Народный календарь и круг жизни русского крестьянина.

  3. infourok.ru/issledovatelskiy-proekt-musikalnaya-pamyat-strani-281701.html


© 2010-2022