- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по музыке ФГОС
Рабочая программа по музыке ФГОС
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кошель И.В. |
Дата | 19.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Новопесчанская СОШ» Кошель Ирина Владимировна, учитель музыки Рабочая программа по музыке 3 класс ФГОС
31
Администрация Бурлинского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Новопесчанская средняя общеобразовательная школа»
Бурлинского района Алтайского края
РМО - нет «Согласовано» «Утверждено»
Зам. директора по УВР Директор МБОУ
Широкова В.С. «Новопесчанская СОШ»
Стаценко Е.В.
__________________ _______________________ «______»________ 2014 г. «_____»_________ 2014 г.
Рабочая программа
по предмету:
«МУЗЫКА»
3 класс
на 2014 - 2015 учебный год
Образовательная область:
«Искусство»
Учитель музыки: Кошель Ирина Владимировна Принято на заседании педагогического совета
протокол № 3 от «30» августа 2014 г.
с. Новопесчаное 2014
I. Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 3-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2012, на
основе следующих нормативно-правовых документов и методических материалов:
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
-
Авторская программа «Музыка. Начальная школа » авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина,, - М. Просвещение, 2012;;
-
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Новопесчанская СОШ» Бурлинского района Алтайского края.
-
Учебный план МБОУ «Новопесчанская СОШ» 1-11классов на 2014-2015 учебного год.
-
Годовой календарный учебный график МБОУ «Новопесчанская СОШ» на 2014-2015 учебный год.
-
Положение о разработке и утверждении рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в МБОУ «Новопесчанская СОШ», утвержденная приказом директора школы № 3 от 25.05.2011г.
-
Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации №253 от 31.03.2014г.«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015учебный год»
Цель: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников
Задачи музыкального образования младших школьников:
-
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
-
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
-
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
-
накопление тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского - это художественная ценность музыкальных произведений, ихвоспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
-
хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
-
инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
-
пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.
III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в III классе 1 час в неделю (34 недели).
IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
- формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
VI. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
3 класс
Раздел 1. «Россия - Родина моя» 5 ч.
Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 2. «День, полный событий» 4 ч.
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).
Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 3. «О России петь - что стремиться в храм» 4 ч.
Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской - величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье(вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской - княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3 ч.
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 5. «В музыкальном театре» 6 ч.
Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем- характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М.Глинка, К.-В.Глюк,Н.Римский-Косаков,П.Чайковский). Мюзикл - жанр легкой музыки (Р. Роджерс. А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 6. «В концертном зале» 7 ч.
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка - их выразительные возможности (И.-С.Бах. К.-В. Глюк. Н. Паганини. П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трёхчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 5 ч.
Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.
Джаз - искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизации как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители.
Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ - певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
-
portal.iv-edu.ru/dep/mouokin/kineshma_school3/doc/ES/Рабочая%20программа%20по%20%20музыке%201-4кл.docx
-
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2012/07/25/avtorskaya-rabochaya-programma-po-muzyke-1-4-klass-fgos
-
forum.numi.ru/index.php
-
refdt.ru/docs/659/index-8550-10.html
-
proshkolu.ru/user/nadya130661/file/812427/
-
annot.ru/docs/104800/index-18442-1.html?page=4
VII. Учебно-тематический план предмета «Музыка»
№
п/п
Разделы и темы
Кол-во час
В том числе к/ р
Россия-Родина моя.
5
1
Мелодия - душа музыки.
1
2
Природа и музыка.
1
3
Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.
1
4
Кантата «Александр Невский».
1
5
Опера «Иван Сусанин».
1
День, полный событий.
4
6
Утро.
1
7
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
1
8
«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.
1
9
Обобщающий урок 1 четверти.
1
1
«О России петь - что стремиться в храм».
4
10
Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!
1
11
Древнейшая песнь материнства.
1
12
Вербное Воскресение. Вербочки.
1
13
Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.
1
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
3
14
Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе
1
15
Певцы русской старины. Лель.
1
16
Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.
1
1
В музыкальном театре.
6
17
Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.
1
18
Опера «Орфей и Эвридика».
1
19
Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.
1
20
«Океан - море синее».
1
21
Балет «Спящая красавица».
1
22
В современных ритмах (мюзикл).
1
В концертном зале.
7
23
Музыкальное состязание (концерт).
1
24
Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.
1
25
Музыкальные инструменты (скрипка).
1
26
Обобщающий урок 3 четверти.
1
1
27
Сюита «Пер Гюнт».
1
28
«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.
1
29
Мир Бетховена.
1
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
5
30
Чудо музыка. Острый ритм - джаза звуки.
1
31
Мир Прокофьева.
1
32
Певцы родной природы.
1
33
Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.
1
34
Обобщающий урок.
1
1
VIII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Дата
Тема урока (раздела)
Кол-во часов
Характеристика деятельности обучающихся
Использова-ние ИКТ
Проектная деят-ть на уроке
«Россия - Родина моя» ( 5 часов)
фонохресто-
матия
музыкаль-
ного
материала,
презентации,
видоефраг-менты,
электронные физминутки
фонохресто-
матия
музыкаль-
ного
материала,
презентации,
видоефраг-менты,
электронные физминутки
фонохресто-
матия
музыкаль-
ного
материала,
презентации,
видоефраг-менты,
электронные физминутки
фонохресто-
матия
музыкаль-
ного
материала,
презентации,
электронные физминутки
1
Мелодия - душа музыки.
1
Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.
Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.).
Петь мелодии с ориентаций на нотную запись.
Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи.
Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
2
Природа и музыка.
1
3
Виват, Россия! (кант). Наша
1
4
Кантата «Александр Невский».
1
5
Опера «Иван Сусанин».
1
День, полный событий 4 (часа)
6
Утро.
1
Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.
Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.
Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.
Разрабатывать сценарии отдельных сочинений
программного характера, разрывать их и исполнять во время досуга.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре.
Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
7
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
1
8
«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.
1
9
Обобщающий урок.
Тест.
1
«О России петь - что стремиться в храм» (4 часа)
10
Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!
1
Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись).
Определять обратный строй музыки с помощью «словаря эмоций».
Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.
Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
11
Древнейшая песнь материнства.
1
Проект
«Моя мама»
12
Вербное Воскресение. Вербочки.
1
13
Святые земли Русской. Княгиня Ольга и князь Владимир.
1
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3часа)
14
Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе
1
Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.
Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.
Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Принимать участие в традиционных праздниках народов России.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради
.
15
Певцы русской старины. Лель.
1
16
Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок. Тест.
1
Проект
«Масленица»
«В музыкальном театре» ( 6 часов)
17
Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.
1
Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.)
Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.
Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.
Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.
Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.
18
Опера «Орфей и Эвридика».
1
19
Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.
1
20
«Океан - море синее».
1
21
Балет «Спящая красавица».
1
22
В современных ритмах (мюзикл).
1
«В концертном зале» ( 7 часов)
23
Музыкальное состязание (концерт).
1
Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.
Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.
Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.
Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.
Различать на слух старинную и современную музыку.
Узнавать тембры музыкальных инструментов.
Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей
24
Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.
1
25
Музыкальные инструменты (скрипка).
1
26
Обобщающий урок 3 четверти. Тест.
1
27
Сюита «Пер Гюнт».
1
28
«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.
1
29
Мир Бетховена.
1
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» ( 5часов)
30
Чудо музыка. Острый ритм - джаза.
1
Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами.
Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты.
Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.
Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений.
Различать характерные черты языка современной музыки.
Определить принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.
Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания.
Участвовать в подготовке заключительного урока-концерта.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
31
Мир Прокофьева.
1
32
Певцы родной природы.
1
33
Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.
1
34
Обобщающий урок.
Итоговый тест.
1
Требования к уровню подготовки учащихся начальной школ
Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы
3 класс
-
обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
-
накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
-
выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
-
совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор - исполнитель - слушатель);
-
развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
-
совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
-
освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и форматах детского музицирования;
-
развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
-
развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3 класса
обучающиеся должны уметь:
-
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
-
продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
-
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
-
высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
-
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
-
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
-
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
-
выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
-
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
-
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
-
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
-
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
IX. Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:
На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007., стр.3-28.
-
Уроки музыки». 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 207 с.
-
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс»
-
фонохрестоматия для 3 класса (диск)
-
учебник «Музыка 3 класс», М., Просвещение, 2011 г.
-
«Рабочая тетрадь по музыке 3 класс» М., Просвещение, 2013г.
MULTIMEDIA - поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
2.. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
3..Мультимедийная программа «Энциклопедия. Музыкальные инструменты»
4.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
5.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/
6.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
X. Список литературы
-
Абудеева Н.Б., Карпушина Л.П. Музыка. 2-8 классы. Художественно-образное развитие школьников. - Волгоград, «Учитель», 2009.
-
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
-
Арсенина Е.Н. Музыка. 1-7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека. - Волгоград, «Учитель», 2009.
-
Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы, - М.: ВАКО, 2008.
-
Замятина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль., - М.: ООО «Глобус», 2007.
-
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением., - М.: Издательство «Глобус», 2009.
-
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Программа «Музыка. Начальные классы». , - М., Просвещение, 2007.
-
Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Уроки музыки 1-4 классы, - М., Просвещение, 2009.
-
Курушина Т.А. Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся. - Волгоград, «Учитель», 2009.
-
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2006г.
Приложение № 1
Итоговый тест
3 класс 1 четверть
(Программа «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина)
-
Оцените утверждение:
Романс - это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства человека.
а) верно
б) неверно
-
Выберите наиболее точное определение:
Кантата - это…
а) большое произведение, состоящее из нескольких частей.
б) большое произведение, состоящее из нескольких частей, для хора, оркестра.
в) произведение для хора и оркестра.
3. Назовите композитора, сочинившего кантату «Александр Невский»:
а) П.И.Чайковский
б) С.С.Прокофьев
в) М.И.Глинка
-
Назовите композитора, сочинившего оперу «Иван Сусанин»:
а) П.И.Чайковский
б) С.С.Прокофьев
в) М.И.Глинка
-
Назовите композитора, сочинившего «Детский альбом»:
а) П.И.Чайковский
б) С.С.Прокофьев
в) М.И.Глинка
г) М.П.Мусоргский
-
Приведите в соответствие:
а) «С няней» 1) С.С.Прокофьев
б) «Сказочка» 2) П.И.Чайковский
в) «Нянина сказка» 3) М.П.Мусоргский
Приложение № 2
Итоговый тест
3 класс 2 четверть
(Программа «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина)
-
Назовите один из самых древних жанров русского песенного фольклора, повествующий о важных событиях на Руси:
а) песня
б) былина
в) романс
-
Назовите инструмент, под звучание которого исполняли былины:
а) балалайка
б) рожок
в) гусли
-
Выберите правильный ответ:
Главной особенностью былин является:
а) четкий ритм
б) распев
-
Найдите лишнее:
Имена первых певцов-сказителей:
а) Садко
б) Баян
г) Римский-Корсаков
-
Найдите лишнее:
Произведения, которые воспевают образ матери.
а) «Аve, Maria"
б) «Богородице Дево, радуйся!»
в) «Александр Невский»
г) Икона «Богоматерь Владимирская»
-
Выберите правильный ответ:
Церковный праздник, который отмечает событие - вход Иисуса Христа в Иерусалим - это…
а) Масленица
б) Вербное воскресенье
в) Пасха
г) Рождество
Приложение № 3
Итоговый тест по музыке
3 класс 3 четверть
(Программа «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
-
В какой опере русского композитора звучит сцена « Прощание с масленицей»?
а) «Руслан и Людмила»
б) «Снегурочка»
в) «Орфей и Эвридика»
-
Приведите в соответствие:
1) Опера «Снегурочка» а) П.И.Чайковский
2) Балет «Спящая красавица» б) К.В.Глюк
3) Опера «Руслан и Людмила» в) Н.А.Римский-Корсаков
4) Опера «Орфей и Эвридика» г) М.И.Глинка
-
Верно ли следующее утверждение?
Увертюра - это спектакль, в котором актеры поют.
а) Верно
б) Неверно
-
Выберите жанр, который по-другому называют «музыкальное состязание»:
а) симфония
б) концерт
-
Назовите инструмент, на котором исполнял Николо Паганини:
а) скрипка
б) флейта
в) фортепиано
-
Приведите в соответствие:
1) скрипка а) духовой инструмент
2) флейта б) струнный инструмент
в) струнно-смычковый инструмент
-
Приведите в соответствие:
-
Опера а) Спектакль, в котором актеры только танцуют
-
Балет б) Спектакль, в котором актеры поют, танцуют, говорят
-
Мюзикл в) Спектакль, в котором актеры только поют
Приложение № 4
Итоговый тест по музыке
3 класс 4 четверть
(Программа «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
-
Приведите в соответствие:
1) Концерт №1 для фортепиано с оркестром а) П.И.Чайковский
2) «Героическая» симфония б) Э.Григ
3) Сюита «Пер Гюнт» в) Л.Бетховен
-
Выберите наиболее точное определение:
Сюита - это …
а) большое музыкальное произведение,
б) большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких контрастных между собой частей,
в) большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей.
-
Найдите лишнее:
В произведение «Пер Гюнт» входят следующие части:
а) «Утро»
б) «В пещере горного короля»
в) «Балет невылупившихся птенцов»
г) «Танец Анитры»
д) «Смерть Озе»
-
Найдите лишнее:
Произведения Л.Бетховена - это…
-
«Лунная соната»
-
«Спящая красавица»
-
«Героическая симфония»
-
Приведите в соответствие:
-
«Рассвет на Москве-реке» а) В.Моцарт
-
«Шествие солнца» б) М.Мусоргский
-
«Симфония №40» в) С.Прокофьев
-
Оцените утверждение:
Джаз - это музыкальное направление XX века, особенностью которого являются острый ритм и импровизация.
а) верно
б) неверно
При составлении рабочей программы по музыке в 3 классе
использовались следующие источники интернет:
-
portal.iv-edu.ru/dep/mouokin/kineshma_school3/doc/ES/Рабочая%20программа%20по%20%20музыке%201-4кл.docx
-
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2012/07/25/avtorskaya-rabochaya-programma-po-muzyke-1-4-klass-fgos
-
forum.numi.ru/index.php
-
refdt.ru/docs/659/index-8550-10.html
-
proshkolu.ru/user/nadya130661/file/812427/
-
annot.ru/docs/104800/index-18442-1.html?page=4