Рабочая программа по музыке ФГОС

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Новопесчанская СОШ» Кошель Ирина Владимировна, учитель музыки Рабочая программа по музыке 3 класс ФГОС

31

Администрация Бурлинского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Новопесчанская средняя общеобразовательная школа»

Бурлинского района Алтайского края

РМО - нет «Согласовано» «Утверждено»

Зам. директора по УВР Директор МБОУ

Широкова В.С. «Новопесчанская СОШ»

Стаценко Е.В.

__________________ _______________________ «______»________ 2014 г. «_____»_________ 2014 г.

Рабочая программа


по предмету:

«МУЗЫКА»
3 класс

на 2014 - 2015 учебный год



Образовательная область:

«Искусство»




Учитель музыки: Кошель Ирина Владимировна Принято на заседании педагогического совета

протокол № 3 от «30» августа 2014 г.




с. Новопесчаное 2014

I. Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по музыке для 3-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2012, на
основе следующих нормативно-правовых документов и методических материалов:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  2. Авторская программа «Музыка. Начальная школа » авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина,, - М. Просвещение, 2012;;

  3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Новопесчанская СОШ» Бурлинского района Алтайского края.

  4. Учебный план МБОУ «Новопесчанская СОШ» 1-11классов на 2014-2015 учебного год.

  5. Годовой календарный учебный график МБОУ «Новопесчанская СОШ» на 2014-2015 учебный год.

  6. Положение о разработке и утверждении рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в МБОУ «Новопесчанская СОШ», утвержденная приказом директора школы № 3 от 25.05.2011г.

  7. Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации №253 от 31.03.2014г.«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015учебный год»



Цель: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников

Задачи музыкального образования младших школьников:

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

  • развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

  • накопление тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.













II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА


Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского - это художественная ценность музыкальных произведений, ихвоспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

  • хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах;

  • инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных

  • пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.

III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в III классе 1 час в неделю (34 недели).

IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностные результаты:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;

- формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

-определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).


Предметные результаты:

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.












V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.



VI. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

3 класс

Раздел 1. «Россия - Родина моя» 5 ч.

Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

Раздел 2. «День, полный событий» 4 ч.

Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).

Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

Раздел 3. «О России петь - что стремиться в храм» 4 ч.

Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской - величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье(вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской - княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3 ч.

Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.

Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

Раздел 5. «В музыкальном театре» 6 ч.

Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем- характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М.Глинка, К.-В.Глюк,Н.Римский-Косаков,П.Чайковский). Мюзикл - жанр легкой музыки (Р. Роджерс. А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.

Сценическое воплощение отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

Раздел 6. «В концертном зале» 7 ч.

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка - их выразительные возможности (И.-С.Бах. К.-В. Глюк. Н. Паганини. П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трёхчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 5 ч.

Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.

Джаз - искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизации как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители.

Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ - певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.


  1. portal.iv-edu.ru/dep/mouokin/kineshma_school3/doc/ES/Рабочая%20программа%20по%20%20музыке%201-4кл.docx


  1. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2012/07/25/avtorskaya-rabochaya-programma-po-muzyke-1-4-klass-fgos


  1. forum.numi.ru/index.php


  1. refdt.ru/docs/659/index-8550-10.html


  1. proshkolu.ru/user/nadya130661/file/812427/


  1. annot.ru/docs/104800/index-18442-1.html?page=4

VII. Учебно-тематический план предмета «Музыка»


п/п

Разделы и темы

Кол-во час

В том числе к/ р

Россия-Родина моя.

5

1

Мелодия - душа музыки.

1

2

Природа и музыка.

1

3

Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.

1

4

Кантата «Александр Невский».

1

5

Опера «Иван Сусанин».

1


День, полный событий.

4

6

Утро.

1

7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

1

8

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

1

9

Обобщающий урок 1 четверти.

1

1


«О России петь - что стремиться в храм».

4

10

Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!

1

11

Древнейшая песнь материнства.

1

12

Вербное Воскресение. Вербочки.

1

13

Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

1


«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

3

14

Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе

1

15

Певцы русской старины. Лель.

1

16

Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.

1

1


В музыкальном театре.

6

17

Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.

1

18

Опера «Орфей и Эвридика».

1

19

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

1

20

«Океан - море синее».

1

21

Балет «Спящая красавица».

1

22

В современных ритмах (мюзикл).

1


В концертном зале.

7

23

Музыкальное состязание (концерт).

1

24

Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

1

25

Музыкальные инструменты (скрипка).

1

26

Обобщающий урок 3 четверти.

1

1

27

Сюита «Пер Гюнт».

1

28

«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.

1

29

Мир Бетховена.

1

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

5

30

Чудо музыка. Острый ритм - джаза звуки.

1

31

Мир Прокофьева.

1

32

Певцы родной природы.

1

33

Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

1

34

Обобщающий урок.

1

1






VIII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п


Дата


Тема урока (раздела)

Кол-во часов


Характеристика деятельности обучающихся

Использова-ние ИКТ

Проектная деят-ть на уроке

«Россия - Родина моя» ( 5 часов)






фонохресто-

матия

музыкаль-

ного

материала,


презентации,


видоефраг-менты,


электронные физминутки





















фонохресто-

матия

музыкаль-

ного

материала,


презентации,


видоефраг-менты,


электронные физминутки





















фонохресто-

матия

музыкаль-

ного

материала,


презентации,


видоефраг-менты,


электронные физминутки










фонохресто-

матия

музыкаль-

ного

материала,



презентации,



электронные физминутки


1


Мелодия - душа музыки.

1

Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.

Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.).

Петь мелодии с ориентаций на нотную запись.

Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи.

Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.



2


Природа и музыка.

1



3


Виват, Россия! (кант). Наша

1



4


Кантата «Александр Невский».

1



5


Опера «Иван Сусанин».

1



День, полный событий 4 (часа)


6


Утро.

1

Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.

Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.

Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.

Разрабатывать сценарии отдельных сочинений

программного характера, разрывать их и исполнять во время досуга.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре.

Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.



7


Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

1



8


«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

1



9


Обобщающий урок.

Тест.

1



«О России петь - что стремиться в храм» (4 часа)


10


Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!

1

Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись).

Определять обратный строй музыки с помощью «словаря эмоций».

Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.

Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.



11


Древнейшая песнь материнства.

1


Проект

«Моя мама»

12


Вербное Воскресение. Вербочки.

1



13


Святые земли Русской. Княгиня Ольга и князь Владимир.

1



«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3часа)


14


Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе

1

Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.

Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.

Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Принимать участие в традиционных праздниках народов России.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради

.



15


Певцы русской старины. Лель.

1



16


Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок. Тест.

1


Проект

«Масленица»


«В музыкальном театре» ( 6 часов)


17


Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.

1

Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.)

Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.

Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.

Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.

Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.



18


Опера «Орфей и Эвридика».

1



19


Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

1



20


«Океан - море синее».

1



21


Балет «Спящая красавица».

1



22


В современных ритмах (мюзикл).

1



«В концертном зале» ( 7 часов)


23


Музыкальное состязание (концерт).

1

Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.

Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.

Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

Различать на слух старинную и современную музыку.

Узнавать тембры музыкальных инструментов.

Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей



24


Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

1



25


Музыкальные инструменты (скрипка).

1



26


Обобщающий урок 3 четверти. Тест.

1



27


Сюита «Пер Гюнт».

1



28


«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.

1



29


Мир Бетховена.

1



«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» ( 5часов)


30


Чудо музыка. Острый ритм - джаза.

1

Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами.

Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты.

Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.

Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений.

Различать характерные черты языка современной музыки.

Определить принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.

Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания.

Участвовать в подготовке заключительного урока-концерта.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.



31


Мир Прокофьева.

1



32


Певцы родной природы.

1



33


Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

1



34


Обобщающий урок.

Итоговый тест.

1





Требования к уровню подготовки учащихся начальной школ

Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы

3 класс

  • обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;

  • накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);

  • выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;

  • совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор - исполнитель - слушатель);

  • развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;

  • совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;

  • освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и форматах детского музицирования;

  • развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;

  • развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3 класса

обучающиеся должны уметь:

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).













IX. Перечень учебно-методического обеспечения

Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:



На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007., стр.3-28.


  • Уроки музыки». 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 207 с.


  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс»

  • фонохрестоматия для 3 класса (диск)

  • учебник «Музыка 3 класс», М., Просвещение, 2011 г.

  • «Рабочая тетрадь по музыке 3 класс» М., Просвещение, 2013г.


MULTIMEDIA - поддержка предмета

1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

2.. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

3..Мультимедийная программа «Энциклопедия. Музыкальные инструменты»

4.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

5.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

6.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

X. Список литературы


  1. Абудеева Н.Б., Карпушина Л.П. Музыка. 2-8 классы. Художественно-образное развитие школьников. - Волгоград, «Учитель», 2009.


  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.


  1. Арсенина Е.Н. Музыка. 1-7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека. - Волгоград, «Учитель», 2009.


  1. Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы, - М.: ВАКО, 2008.


  1. Замятина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль., - М.: ООО «Глобус», 2007.


  1. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением., - М.: Издательство «Глобус», 2009.


  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Программа «Музыка. Начальные классы». , - М., Просвещение, 2007.


  1. Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Уроки музыки 1-4 классы, - М., Просвещение, 2009.


  1. Курушина Т.А. Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся. - Волгоград, «Учитель», 2009.


  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2006г.


Приложение № 1

Итоговый тест

3 класс 1 четверть

(Программа «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина)



  1. Оцените утверждение:

Романс - это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства человека.

а) верно

б) неверно


  1. Выберите наиболее точное определение:

Кантата - это…

а) большое произведение, состоящее из нескольких частей.

б) большое произведение, состоящее из нескольких частей, для хора, оркестра.

в) произведение для хора и оркестра.

3. Назовите композитора, сочинившего кантату «Александр Невский»:

а) П.И.Чайковский

б) С.С.Прокофьев

в) М.И.Глинка


  1. Назовите композитора, сочинившего оперу «Иван Сусанин»:

а) П.И.Чайковский

б) С.С.Прокофьев

в) М.И.Глинка


  1. Назовите композитора, сочинившего «Детский альбом»:

а) П.И.Чайковский

б) С.С.Прокофьев

в) М.И.Глинка

г) М.П.Мусоргский


  1. Приведите в соответствие:

а) «С няней» 1) С.С.Прокофьев

б) «Сказочка» 2) П.И.Чайковский

в) «Нянина сказка» 3) М.П.Мусоргский

Приложение № 2


Итоговый тест

3 класс 2 четверть

(Программа «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина)



  1. Назовите один из самых древних жанров русского песенного фольклора, повествующий о важных событиях на Руси:

а) песня

б) былина

в) романс


  1. Назовите инструмент, под звучание которого исполняли былины:

а) балалайка

б) рожок

в) гусли

  1. Выберите правильный ответ:

Главной особенностью былин является:

а) четкий ритм

б) распев


  1. Найдите лишнее:

Имена первых певцов-сказителей:

а) Садко

б) Баян

г) Римский-Корсаков


  1. Найдите лишнее:

Произведения, которые воспевают образ матери.

а) «Аve, Maria"

б) «Богородице Дево, радуйся!»

в) «Александр Невский»

г) Икона «Богоматерь Владимирская»


  1. Выберите правильный ответ:

Церковный праздник, который отмечает событие - вход Иисуса Христа в Иерусалим - это…

а) Масленица

б) Вербное воскресенье

в) Пасха

г) Рождество



Приложение № 3

Итоговый тест по музыке

3 класс 3 четверть

(Программа «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)



  1. В какой опере русского композитора звучит сцена « Прощание с масленицей»?

а) «Руслан и Людмила»

б) «Снегурочка»

в) «Орфей и Эвридика»


  1. Приведите в соответствие:

1) Опера «Снегурочка» а) П.И.Чайковский

2) Балет «Спящая красавица» б) К.В.Глюк

3) Опера «Руслан и Людмила» в) Н.А.Римский-Корсаков

4) Опера «Орфей и Эвридика» г) М.И.Глинка


  1. Верно ли следующее утверждение?

Увертюра - это спектакль, в котором актеры поют.

а) Верно

б) Неверно


  1. Выберите жанр, который по-другому называют «музыкальное состязание»:

а) симфония

б) концерт


  1. Назовите инструмент, на котором исполнял Николо Паганини:

а) скрипка

б) флейта

в) фортепиано


  1. Приведите в соответствие:

1) скрипка а) духовой инструмент

2) флейта б) струнный инструмент

в) струнно-смычковый инструмент


  1. Приведите в соответствие:

  1. Опера а) Спектакль, в котором актеры только танцуют

  2. Балет б) Спектакль, в котором актеры поют, танцуют, говорят

  3. Мюзикл в) Спектакль, в котором актеры только поют

Приложение № 4

Итоговый тест по музыке

3 класс 4 четверть

(Программа «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)


  1. Приведите в соответствие:

1) Концерт №1 для фортепиано с оркестром а) П.И.Чайковский

2) «Героическая» симфония б) Э.Григ

3) Сюита «Пер Гюнт» в) Л.Бетховен


  1. Выберите наиболее точное определение:

Сюита - это …

а) большое музыкальное произведение,

б) большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких контрастных между собой частей,

в) большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей.


  1. Найдите лишнее:

В произведение «Пер Гюнт» входят следующие части:

а) «Утро»

б) «В пещере горного короля»

в) «Балет невылупившихся птенцов»

г) «Танец Анитры»

д) «Смерть Озе»


  1. Найдите лишнее:

Произведения Л.Бетховена - это…

  1. «Лунная соната»

  2. «Спящая красавица»

  3. «Героическая симфония»


  1. Приведите в соответствие:

  1. «Рассвет на Москве-реке» а) В.Моцарт

  2. «Шествие солнца» б) М.Мусоргский

  3. «Симфония №40» в) С.Прокофьев


  1. Оцените утверждение:

Джаз - это музыкальное направление XX века, особенностью которого являются острый ритм и импровизация.

а) верно

б) неверно






При составлении рабочей программы по музыке в 3 классе
использовались следующие источники интернет:


  1. portal.iv-edu.ru/dep/mouokin/kineshma_school3/doc/ES/Рабочая%20программа%20по%20%20музыке%201-4кл.docx


  1. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2012/07/25/avtorskaya-rabochaya-programma-po-muzyke-1-4-klass-fgos


  1. forum.numi.ru/index.php


  1. refdt.ru/docs/659/index-8550-10.html


  1. proshkolu.ru/user/nadya130661/file/812427/


  1. annot.ru/docs/104800/index-18442-1.html?page=4


© 2010-2022